Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — А.А. Прохоров, Э.И. Гольдман, Е.М. Ратнер, О.И. Грибанов, Ю.П. Камуз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ»

УДК ei3.«:62S.I(S71.l)

Кандидаты мед. наук A.A. Прохоров, Э. И. Гольдман, Е. М. Ратнер, О. И. Грибанов, Ю. П. Камуз

АКТУАЛЬНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ

Всесоюзный ^научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Среди крупнейших строек нашей страны строительство Байкало-Амур-ской магистрали (БАМ) занимает особое место. Огромное значение новой магистрали заключается в том, что она будет способствовать экономическому и культурному развитию обширных районов от Байкала до Тихого океана, позволит приступить к освоению крупных месторождений железных и марганцевых руд, меди, никеля, цинка, коксующихся углей, асбеста и пр., развернуть в этом районе лесозаготовительную и целлюлозно-бумажную промышленность.

Особенность строительства БАМ •— исключительно тяжелые природно-климатические условия, так как трасса пройдет по северным труднодоступным районам Иркутской области, Бурятской АССР, Читинской и Амурской областей, Хабаровского края. Ее протяженность от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре составит 3145 км, а путь на север ■— БАМ'— Тын-да <— Беркакит — около 400 км. Трасса проходит по районам сплошного и островного распространения вечномерзлотных грунтов и характеризуется очень сложными топографическими и гидрогеологическими условиями (высокие горные хребты, многочисленные реки, болота и заболоченные участки). Западный участок, кроме того, проходит по территории с высокой сейсмичностью и наличием оползней. Климат на большей части трассы БАМ резко континентальный с суровой и на значительной территории малоснежной зимой. Наконец, следует подчеркнуть, что в отличие от других строительств трасса в основном пройдет по практически не обжитым районам, где расстояния между населенными пунктами достигают 500 км и более. Все это создает большие трудности для строителей.

Характер строительства и условия, в которых оно осуществляется, выдвигают ряд гигиенических вопросов, связанных с созданием необходимых условий труда и быта строителей. К их числу относятся обеспечение строителей техникой, спецодеждой и жильем, отвечающим гигиеническим требованиям, решение вопросов питания, водоснабжения, канализации, разработка противоэпидемических мероприятий, борьба с гнусом, организация медицинской помощи строителям, санитарного надзора на БАМ и др. Многие из них носят практический характер и могут решаться на основании уже имеющегося опыта. Наряду с этим имеются гигиенические вопросы, которые требуют специального изучения с внедрением результатов исследования в ходе строительства.

Возникающие при строительстве БАМ гигиенические вопросы по существу являются комплексной гигиенической проблемой, в которую входят задачи в области гигиены труда, физиологии труда, коммунальной гигиены, эпидемиологии, дизенфекции, дезинсекции и дератизации.

Необходимость решения вопросов гигиены труда возникает на всех этапах строительства БАМ, в том числе при осуществлении подготовитель-

I

3

ных работ, возведении земляного полотна, постройке искусственных сооружений (мостов и труб), сооружении верхнего строения пути, строительстве тоннелей. На строительстве будет применяться большое количество различной техники: разной мощности экскаваторы, бульдозеры, скреперы, самосвалы, автогрейдеры, канаво- и кюветокопатели, краны, буровые машины и др. Многие из этих машин требуют гигиенической оценки с учетом особенностей строительства БАМ. В первую очередь необходимо уделить внимание обеспечению должных метеорологических условий в кабинах этих машин с разработкой при необходимости предложений по их дополнительному обогреву. Столь же важными являются оценка шума и вибрации строительных машин и осуществление мер по уменьшению воздействия этих факторов на работающих. Широкая гигиеническая оценка машин позволит также разработать предложения по их гигиеническому совершенствованию для выпуска последующих партий.

На трассе БАМ будет возведено 3200 искусственных сооружений, в том числе 142 больших моста через Лену, Верхнюю Ангару, Витим, Олекму, Селемджу, Зею и другие реки. Фундаменты всех этих мостов будут закладываться не на кессонных основаниях, а на железобетонных сваях, буровых сваях и сборных железобетонных оболочках. Несомненно важным оздоровительным мероприятием является исключение кессонных работ из практики мостостроения. Вместе с тем другие виды работ, заменившие кессонные и широко используемые при строительстве мостов, в гигиеническом отношении остаются пока неизученными. В этой связи представляется необходимым изучение условий труда рабочих, занятых на строительстве искусственных сооружений, в целях разработки рекомендаций оздоровительного характера.

На трассе БАМ будет построено несколько тоннелей большой протяженности. Тоннельную выработку горных пород планируют производить главным образом буро-взрывным способом. Для этих целей будут использоваться бурильные машины и перфораторы, высокоэффективные взрывчатые вещества, техника для погрузки и вывозки породы. Потребуется разработка мероприятий по проветриванию тоннелей, удалению из них газов, пылеподавлению в условиях низких температур, а затем 1— необходимость в проведении исследований для оценки эффективности оздоровительных предложений и их корректировки. Необходимы также изучение и разработка оздоровительных рекомендаций при работе с буровым и другим оборудованием, в том числе при проведении отделочных работ в тоннелях.

Большой объем работ по строительству временных и постоянных жилых зданий и производственных предприятий на всей трассе БАМ потребует разработки предложений по улучшению условий труда и для этой группы рабочих.

Среди задач по физиологии труда, требующих разрешения в связи со строительством БАМ, особо важное значение имеет оценка влияния погоды и климата на теплообмен и тепловое состояние человека при работе на открытом воздухе в суровых климатических условиях Восточной Сибири и Забайкалья. Эта задача тем более сложна, что климатические условия этого обширного района недостаточно изучены. Известно лишь, что при большом разнообразии и пестроте орографических условий климат здесь в основном континентальный и характеризуется суровой зимой и достаточно теплым (местами 1— жарким), но непродолжительным летом. В ряде районов низкие температуры воздуха сочетаются со значительными скоростями ветра, тогда как в других в морозные дни обычно наблюдаются штилевые условия. При детальном изучении природно-климатических условий по всей трассе БАМ должно быть уделено внимание характеристике климата опорных пунктов, поселков и будущих крупных станций по многолетним метеорологическим данным с точки зрения повторяемости (вероятности) на данной территории как комфортной погоды, так и погодных комплексов, вызывающих ту или иную степень охлаждения или перегрева, и

определению общей длительности этих периодов на протяжении года и по сезонам.

Такого рода сведения должны иметь решающее значение для определения ассортимента спецодежды с различной теплоизоляцией, сроков ее использования и планирования на этой основе потребности в одежде и обуви как специального, так и бытового назначения. Эти данные необходимы также для дифференцированного физиологического обоснования рациональных режимов труда и отдыха при работе на открытом воздухе в различных климатических условиях трассы БАМ и решения ряда других задач в области гигиены и физиологии труда, а также коммунальной гигиены.

К их числу могут быть отнесены выбор места для строительства и планирования жилых поселков, определение радиусов пешеходной доступности детских, медицинских учреждений и предприятий общественного обслуживания, гигиеническая оценка постоянных и временных жилищ разного типа, нормирование условий и режима труда при ремонтных работах, выполняемых в закрытых, но неотапливаемых помещениях, обоснования видов и норм компенсаций при работах на открытом воздухе в холодное время года и т. п.

Одним из неблагоприятных с физиологических позиций природных факторов, обусловливающих трудности освоения таежных территорий и увеличивающих при работе функциональную нагрузку на сердечно-сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат, является рельеф местности, характеризующийся значительными уклонами и расчлененностью. Это требует специального учета при планировке населенных мест. Необходимость преодоления уклонов не только при работе на трассе, но даже при передвижении по поселку, суровость климата и большая продолжительность холодного периода и ежедневного непрерывного пребывания строителей под открытым небом, отсутствие пешеходных дорог и высокий снежный покров, а также использование тяжелой одежды и обуви вызывают значительное увеличение энерготрат, которые могут быть компенсированы путем рационального питания. Это требует разработки физиологически обоснованных рекомендаций как в отношении качественного состава и калорийности пищи, так и режима питания с учетом тяжести труда рабочих-строителей и природно-климатических условий местности.

В связи с притоком на строительство БАМ в ближайшие годы большого числа людей со всех концов страны нам представляется, что для повышения эффективности их труда, охраны здоровья и облегчения психологической и физиологической акклиматизации большое практическое значение могут иметь социально-гигиенические исследования контингента и научные разработки критериев и методов медицинского и профессионального отбора на основные профессии для работы в данных условиях.

Природно-климатические особенности района строительства БАМ обусловливают сложность инженерных задач при изыскании, проектировании, строительстве и эксплуатации коммунальных объектов. Таежно-горный, сильно расчлененный рельеф местности, наличие вечномерзлых грунтов, суровая продолжительная зима имеют существенное значение при планировке населенных мест, изыскании источников водоснабжения, организации благоустройства, канализации и очистки жилых поселков. В частности, при эксплуатации водопроводно-канализационных сооружений в зимнее время года возникают задачи, связанные с предупреждением замерзания водозаборных сооружений, сети водопровода или канализации, а также с обеспечением эффективности очистки сточных вод, которая может оказаться недостаточной вследствие низких температур самих сточных вод. В районах вечной мерзлоты при наступлении устойчивых положительных температур оттаивание почвы осуществляется очень медленно. Этот сравнительно непродолжительный период, по-видимому, не обеспечивает необходимых условий для самоочищающей способности почвы.

К основным задачам исследований в области коммунальной гигиены при строительстве БАМ относятся санитарно-гигиеническое изучение к оценка как временных, так и постоянных коммунальных объектов. В этой связи одним из первоочередных вопросов является оценка проектов планировки временных и постоянных жилых поселков, их водопроводно-каналн-зационных сооружений с тем, чтобы на стадии проектирования осуществить. учитывая местные условия, наиболее рациональные решения в свете последних научных достижений коммунальной гигиены.

Актуальными задачами являются санитарно-гигиеническое изучение и оценка качественного макро-и микроэлементного состава и свойств водоисточников, сооружений водоснабжения и канализации, принятых в постоянную эксплуатацию, методов сбора и обезвреживания твердых отходов. Необходимо изучить и дать гигиеническую оце.чку привозному водоснабжению на строительство БАМ, а также методам очистки временных поселков от жидких и твердых нечистот. Результаты этих исследований позволят разработать санитарно-гигиенические рекомендации по санитарной охране почвы, поверхностных водоемов и подземных водоисточников для трассы БАМ, а также рекомендации по контролю и организации децентрализованного (привозного) водоснабжения, по очистке от жидких и твердых отбросов временных поселков строителей, что имеет важное противоэпидемическое значение.

К числу основных мероприятий противоэпидемического обеспечения строителей БАМ относится профилактика клещевого энцефалита, борьба с бытовыми насекомыми и грызунами. Важное значение имеет и организация борьбы с гнусом. Вся трасса БАМ пролегает в зоне интенсивного нападения гнуса и иксодовых клещей. Состояние популяций гнуса, обилие клещей и их вирусофорность по трассе изучены мало, а на некоторых участках— неизвестны. В этой же зоне зарегистрировано около 20 видов мышевидных грызунов. При разработке системы мероприятий по борьбе с гнусом и профилактике клещевого энцефалита должны учитываться такие особенности строительства БАМ, как обширность осваиваемой территории, климатические и географические условия, темпы строительства, осуществляемого одновременно на разных участках трассы и др. В свою очередь эти особенности требуют постановки широких исследований с целью изучения состояния популяций гнуса и клещей в зоне строительства трассы, разработки-научно обоснованных рекомендаций по защите от гнуса и профилактике клещевого энцефалита на участках строительства поселков, а также защите строителен, находящихся непосредственно на трассе.

В условиях строительства возникает необходимость научно обоснованных рекомендаций по борьбе с бытовыми насекомыми и мышевидными грызунами. Необходимы также мероприятия по профилактике кишечных инфекций, паразитарных тифов, геморрагической лихорадки и других инфекционных заболеваний. Все это требует, с одной стороны, проведения в ряде случаев специальных научных исследований, с другой •— организационной работы, связанной с внедрением научно обоснованных предложений.

В условиях строительства БАМ важное значение приобретает распространение санитарных и гигиенических знаний среди строителей, для чего должны быть подготовлены и изданы достаточным тиражом листовки и памятки по актуальным медицинским вопросам, в том числе по предупреждению обморожений и оказанию первой помощи при них, защите от гнуса и клещей, профилактике кишечных инфекций, фотодерматнтов у работающих на укладке пути и др.

Поступила 3/1Х 1974 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.