Научная статья на тему 'Актуальные экономические вопросы дидактического обеспечения информатизации образования'

Актуальные экономические вопросы дидактического обеспечения информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / СТРУКТУРА ИОС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИОС / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT (ILE) / DEVELOPMENT TRENDS / ILE STRUCTURE / PEDAGOGICAL PROCESS / DISTANCE LEARNING / INTEGRATION / ECONOMIC COMPONENT OF ILE / DIDACTIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев С.А., Клоктунова Н.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А.

В статье освещены вопросы создания информационно-образовательной среды вуза в современном образовании. Представлены компоненты для осуществления эффективного педагогического процесса. Описывается сущность интеграции ИОС и образования, а так же направления интеграции педагогических средств. Приведенная в статье информация позволяет сделать вывод о том, что присутствие педагогически обоснованного дидактического обеспечения и экономический учет всех факторов и условий обеспечивает результативное функционирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current economic issues of didactic support of education informatization

The article highlights the issues of creating the information and educational environment of the university in modern education. Components for effective pedagogical process are presented. It describes the essence of the integration of ILE and education, as well as the direction of the integration of educational tools. The connection of the global trends in the development of an innovative economy and the requirements of the main directions for the development of IOS of the university is shown. The intra-university component is analyzed, which reflects several levels of interaction between various educational tools.The information presented in the article shows that the availability of pedagogically useful didactic support and the economic consideration of all factors and conditions ensures efficient functioning.

Текст научной работы на тему «Актуальные экономические вопросы дидактического обеспечения информатизации образования»

Актуальные экономические вопросы дидактического обеспечения

информатизации образования

С.А. Игнатьев, Н.А. Клоктунова, С.В. Слесарев, С.В.Федюков,

М.А. Терехова Саратовский государственный медицинский университет имени Разумовского В.И., Саратов

Аннотация: В статье освещены вопросы создания информационно-образовательной среды вуза в современном образовании. Представлены компоненты для осуществления эффективного педагогического процесса. Описывается сущность интеграции ИОС и образования, а так же направления интеграции педагогических средств. Приведенная в статье информация позволяет сделать вывод о том, что присутствие педагогически обоснованного дидактического обеспечения и экономический учет всех факторов и условий обеспечивает результативное функционирование.

Ключевые слова: информационно - образовательная среда (ИОС), тенденции развития, структура ИОС, педагогический процесс, дистанционное обучение, интеграция, экономическая составляющая ИОС, дидактическое обеспечение.

Модернизация современного российского образования связана с появлением в педагогической науке новых дидактических единиц, наполнением устоявшихся понятий обновленным смыслом. Доказательством этого является внедрение инновационных, экономически обоснованных технологий, связанных с тесным взаимодействием финансовых инструментов, сферы образования и средств информатизации [1].

В научно-педагогической литературе последних лет, отражающей информатизацию образования, большое внимание уделяется такому понятию как «информационно-образовательная среда» (ИОС) в свободном экономическом пространстве, которое обозначает новую реальность взаимодействия экономической, образовательной и информационной сред.

Общемировые тенденции развития инновационной экономики, диктуют условия минимизации сроков реализации инвестиционных проектов, требованиям которых полностью соответствуют основные направления развития ИОС вуза таким как аккумуляцию информационных

ресурсов, информационное обеспечение субъектов образовательного процесса, совершенствование информационных технологий, формирование информационной культуры субъектов образовательного процесса, [3, 6] обеспечение инвестиционной привлекательности и интеграция объектов информатизации [2, 3].

Для эффективного осуществления педагогического процесса, в ходе которого подготавливается специалист высокого качества, ИОС вуза должна содержать: дидактическое обеспечение по изучаемым курсам (рабочие программы, учебные планы, учебно-методическую литературу, тренажеры, тесты, контрольные задания, глоссарии, справочную литературу и др.); электронную библиотеку (научную и учебно-методическую литературу); участников образовательного процесса (педагоги, учащиеся.); техническое обеспечение; программные продукты [4, 5].

Структура ИОС в вузе включает систему взаимосвязанных принципов, отражающих ее полноту и целостность, которая отражает системный эффект, реализующий как комплексную цель обучения, так и непрерывность образования в свободном экономическом пространстве.

Одним из основных слагаемых ИОС является дидактическое обеспечение дистанционного обучения, выполняющее обучающую, контролирующую, коммуникативную и прогностическую функции, с минимальными затратами. Дидактическое обеспечение включает информационно-содержательный; контрольно-коммуникативный и коррекционно-обобщающий компоненты.

В дидактическом обеспечении должны активно использоваться интегрированные технологии при изучении учебных дисциплин.

Сущность интеграции ИОС и образования связана с понятием «система», причем как систему можно рассматривать различные категории (учебное заведение, организацию учебных занятий и организацию

взаимоотношений преподавателя и учащихся). Только в ходе интеграции концепция обретает такое свойство как неразрывность, которые ранее были не свойственны составляющим ее элементам. Интеграцию необходимо рассмотреть, в двух аспектах: первый характеризует состояние, отличающееся упорядоченностью и устойчивостью связей между элементами; второй отражает процесс, направленный на формирование такого состояния.

Интеграция различных процессов в учебном заведении направлена на разностороннее развитие обучающихся, развитие их интересов, на координацию связей всех сфер индивидуальности учащегося (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую).[7] При этом интеграция в учебном заведении отражает:

- комплексный характер образовательного процесса и целостность результатов обучения;

- взаимосвязь педагогических средств, применяемых как в учебной, так и во внеурочной деятельности;

- взаимосвязь основного и дополнительного видов образования;

- гибкая организация учебного процесса, основанная на применении различных форм внеурочной деятельности учащихся;

- взаимодействие педагогов и учащихся через информационные среды;

- введение новых интегративных учебных курсов;

- взаимодействие субъектов как педагогического процесса, так и социума.

В учебном заведении интеграция характеризуется внутренней и внешней составляющими. Внутренняя характеризует учебный процесс в данном ВУЗе, внешняя - отражает взаимодействие ВУЗа с другими структурами.

Анализируя внутривузовскую составляющую, которая отражает несколько уровней взаимодействия различных педагогических средств можно выделить: внутрипредметные связи; межпредметные связи; интегрированные занятия; вертикальные и горизонтальные интегративные связи.

При этом для интеграции педагогических средств следует осуществлять по следующим направлениям:

- совершенствование воспитательных возможностей учебного процесса и его влияния на нравственное и социально-экономическое становление учащихся;

- расширение познавательного характера внеурочного обучения;

- наращивание финансово-экономической грамотности учащихся;

- применение комплекса педагогических средств, которые обеспечивают взаимопроникновение учебного процесса и внеурочного обучения, и способствуют интеграции воспитательных и образовательных функций обучения [8-10].

Представленные сведения демонстрируют, что присутствие педагогически обоснованного дидактического обеспечения и экономический учет всех факторов и условий позволяет результативно использовать ИОС, что, в свою очередь, позволяет получать специалистов, способных составлять конкуренцию на рынке труда, разбираться в сложных ситуациях и осуществлять верные управленческие решения.

Литература

1. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средства. М.: Образование, 2012. 124 С.

2. Костина Е.И., Поздникова И.Р. Качество высшего образования: современный этап и тенденции развития // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №4. С.28-29.

3. Шешнева И.В., Барсукова М.И., Клоктунова Н.А. К вопросу о мотивационной составляющей образовательного процесса в медицинском вузе // За качественное образование: материалы III Всероссийского форума. Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2018. C.46-50.

4. Бондаренко Н.В., Ветров Ю.И. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы // Высшее образование в России. 2001. №3. С.15.-24.

5. Игнатьев С.А., Терехова М.А. Перспективы и задачи применения информационных технологий в образовании // За качественное образование: материалы III Всероссийского форума. Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2018. С.217-228 .

6. Федюков С.В. Кластерный подход современного стратегического планирования на предприятии, как основа инновационного предпринимательства в России // Подготовка кадров для инновационной экономики . - Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. - С. 180-184.

7. Игнатьев С.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А. Вопросы использования информационных технологий в высших учебных заведениях // Инженерный вестник Дона, 2018, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine /archive/n3y2018/5171

8. Лежнева М.С. Технология формирования готовности будущих IT-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию // Инженерный вестник Дона, 2013, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1563.

9. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press, 1962, 463 p.

10. Harmon P. Business Process Reengineering with Objects - Part 2. Object-Oriented Strategies,1995,vol.5, no 1, pp.1-13.

References

1. SHarov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tekhnologiya, sredstva. [Distance learning: form, technology, means] M.: Obrazovanie, 2012. 124 P.

2. Kostina E.I., Pozdnikova I.R. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. 2010. №4. pp.28-29.

3. SHeshneva I.V., Barsukova M.I., Kloktunova N.A. K voprosu o motivacionnoj sostavlyayushchej obrazovatel'nogo processa v medicinskom vuze. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy III Vserossijskogo foruma. Saratov [For quality education: materials of the III All-Russia Forum]: Sarat. gos. med. un-t, 2018. Pp. 46-50.

4. Bondarenko N.V., Vetrov YU.I. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. №3. pp.15-24.

5. Ignatiev S.A., Terekhova M.A. Perspektivy i zadachi primeneniya informacionnyh tekhnologij v obrazovanii. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy III Vserossijskogo foruma. Saratov [For quality education: materials of the III All-Russia Forum]: Sarat. gos. med. un-t, 2018. Pp.217-228.

6. Fedyukov S.V. Klasternyj podhod sovremennogo strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii, kak osnova innovacionnogo predprinimatel'stva v Rossii . Podgotovka kadrov dlya innovacionnoj ehkonomiki . Saratov: Izdatel'skij centr «Nauka», 2011. pp. 180-184.

7. Ignatiev S.A., Slesarev S.V., Fedukov S. V., Terechova M. A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2018, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5171.

8. Lezhneva M.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1563.

9. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press. 1962, 463 P.

10. Harmon P. Business Process Reengineering with Objects. Part 2. Object-Oriented Strategies, 1995, vol.5, no 1, pp.1-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.