Научная статья на тему 'Вопросы использования информационных технологии в высших учебных заведениях'

Вопросы использования информационных технологии в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / COMMUNICATION TECHNOLOGY / ECONOMIC COMPONENT OF IT / AIM IT / QUALITY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ИТ) / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИТ / ЦЕЛЬ ИТ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев С.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А.

В статье освещены вопросы использования информационных технологий в современном образовании. Обобщено и представлено мнение современных дидактов, на методику представления информации позволяющей наиболее эффективно представлять учебный материал. Рассмотрена экономическая составляющая применения информационных технологий в высших учебных заведениях. Рассмотрены особенности реализации учебного процесса с учетом воздействия компьютерного излучения на здоровье человека. Выявлены наиболее важные показатели эффективности использования информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьев С.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of information technology in higher education institutions

The article highlights the use of information technologies in modern education. The opinion of modern didacts has been generalized and presented, and the methodology for presenting information allows the most effective presentation of educational material. The economic component of application of information technologies in higher educational institutions is considered. The peculiarities of the realization of the educational process are considered taking into account the impact of computer radiation on human health. The most important indicators of the effectiveness of the use of information technology are revealed.

Текст научной работы на тему «Вопросы использования информационных технологии в высших учебных заведениях»

Вопросы использования информационных технологии в высших

учебных заведениях

С.А.Игнатьев, С.В. Слесарев, С.В.Федюков, М.А. Терехова Саратовский государственный медицинский университет имени Разумовского

В.И., Россия, Саратов

Аннотация: В статье освещены вопросы использования информационных технологий в современном образовании. Обобщено и представлено мнение современных дидактов, на методику представления информации позволяющей наиболее эффективно представлять учебный материал. Рассмотрена экономическая составляющая применения информационных технологий в высших учебных заведениях. Рассмотрены особенности реализации учебного процесса с учетом воздействия компьютерного излучения на здоровье человека. Выявлены наиболее важные показатели эффективности использования информационных технологий.

Ключевые слова: информационная технология (ИТ), дистанционное обучение, коммуникационная технология, экономическая составляющая ИТ, цель ИТ, качество.

Иинформатизация общества и различных отраслей народного хозяйства стремительно развивается, что затрагивает и высшую школу в которой также интенсивно внедряться цифровые технологии. Основное направление информатизации связано с обеспечением равного доступа к высококачественному образованию посредством технологий удалённого доступа к базам знаний (дистанционное обучение) [1], совершенствование профессиональной ориентации при трудовом обучении, реализация условий формирования всеобщей компьютерной грамотности.

Современные источники информационно-коммуникационные технологий дают возможность доступа к широкому спектру цифровых технологий, используемых для передачи и распространения информации и оказания цифровых услуг [2].

Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый обучающийся способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия человека становятся причиной

неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой обучающемуся для усвоения материала. Однако при организации курса с использованием компьютерных технологий, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал [3].

Основной целью применения информационных технологий (ИТ) в ВУЗе должно являться получение учащимися знаний, умений и навыков которые необходимы для эффективного взаимодействия с современными средствами компьютерной техники и новыми ИТ в учебном процессе и будущей профессиональной деятельности. Учитывая будущую специальность учащихся, на занятиях, по возможности, необходимо связывать термины из ИТ с понятиями из их будущей предметной области.

Важным преимуществом применения ИТ в образовании является индивидуализация образовательных процессов. Однако индивидуализация связана с ограничениями по возможностями используемой обучающей программы и большими временными затратами как со стороны создателей программ и образовательных ресурсов, так и преподавателей их использующих [4,8]. С помощью ИТ может быть создана обучающая среда, которая будет способствовать поощрению мышления учащихся и направлять их к саморазвитию. Однако если осуществлять всеобщую индивидуализацию обучения на основе ИТ, не заботясь о развитии коллективных по своей форме и содержанию учебных занятий, в ходе которых реализуются возможности диалогового общения и взаимодействия, то можно потерять возможность сформировать мышление учащихся. Кроме того, возникает опасность уменьшения социальных контактов, и появляется опасность развития индивидуализма в производственной и общественной жизни, что встречаются в странах, широко внедряющих ИТ в различные сферы жизни [5,7].

Особенно нужно обратить внимание на психолого-педагогические проблемы, возникающие при широком использовании ИТ в образовательных процессах. Вредное влияние на здоровье, особенно на зрение. Из этого следует, что, прописывая методику применения ИТ, необходимо ограничить время контакта учащегося с компьютером.

Большинство учащихся считают, что ИТ это новая альтернатива информационного облака, отсюда следует опасность прекращения работы с книгами и другими (не электронными) источниками информации. Опасность превращения ИТ в инструмент, без которого учащийся становится беспомощным. Достаточно часто учащиеся считают, что использование компьютерной техники освобождает их от необходимости изучать основы учебной программы, уметь считать, грамотно писать - за них это все сделает программное обеспечение, установленное на компьютер. На практике число учащихся, которые стараться найти нужную им информацию в глобальной сети Internet но не умеющих работать с информацией из книг, справочников, учебников в библиотеке, существенно повышается. Отсюда следует, что применяя в процессе обучения ИТ, следует строить учебный процесс так, чтобы отразить роль собственных знаний. При подготовке программ и составлении плана занятий следует обратить особое внимание на работу с книгами, и другими источниками научно-технической информации, без использования ИТ.

Опасность самодостаточности при работе с ИТ, отрыв от реальности проявляется не только у учащихся, но и у преподавателей. Некоторые считают, что теперь можно вовсе отказаться от натурного эксперимента и свести все к компьютерной симуляции и моделированию. Однако при таком подходе усугубляется опасность подмены реальности виртуальной, что грозит потерей навыков работы без использования ИТ.

Необходимо, при применении ИТ делать максимальную опору на сравнение компьютерной модели и реального опыта, показывать ограниченность компьютерных моделей с одной стороны, и их возможности с другой.

При рассмотрении экономических аспектов внедрения ИТ в высших учебных заведениях, становится очевидным вопрос о финансировании высокотехнологичного учебного процесса.

Для более подробного изучения инвестирования разработок и применения, средств обучения (средства диагностирования информационного материала; персональное информационное пространство; ситуационные средства моделирования; тренажеры, симуляторы), которые требуют определенные финансовые вложения, но имеют единовременный характер, и при расчете экономического эффекта, от их использования, получаем результат, что окупаемость вложений в ИТ происходит в течение первого года их использования. Это прежде всего связано с использованием передовых технологий технического прогресса, престижем высшего учебного заведения, использующим инновационные методы учебного процесса. Основной эффект достигается в качественно накопленном человеческом капитале обучающихся. Известно, что одну из ведущих ролей в развитии человеческого капитала необходимо отдавать сфере ИТ, т.к. переход к инновационному типу развития общества требует повышения профессиональных навыков, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в информационной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества [6,9,10].

Из опыта применения ИТ при обучении следует, что существенное снижения времени при использовании ИТ происходит только при применении их в качестве технического средства и облегчения преподавателя, поэтому наиболее важным показателем эффективности

использования ИТ является достижение методических и дидактических целей.

Таким образом, для эффективного использования ИТ в обучении необходимо всесторонняя методическая подготовка преподавателя к использованию ИТ в соответствии с требованиями современного общества и построения методической системы использования ИТ на общих дидактических основаниях.

Литература

1. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средства. М.: Образование, 2012. 124 С.

2. Костина Е.И., Поздникова И.Р. Качество высшего образования: современный этап и тенденции развития // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №4. С.28-29.

3. Шешнева И.В., Барсукова М.И., Клоктунова Н.А. К вопросу о мотивационной составляющей образовательного процесса в медицинском вузе // За качественное образование: материалы III Всероссийского форума. Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2018. C.46-50.

4. Бондаренко Н.В., Ветров Ю.И. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы // Высшее образование в России. 2001. №3. С.15.-24.

5. Игнатьев С.А., Терехова М.А. Перспективы и задачи применения информационных технологий в образовании // За качественное образование: материалы III Всероссийского форума. Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2018. С.217-228.

6. Федюков С.В. Актуальность формирования человеческого капитала в условиях развития современной экономики // За качественное образование: материалы III Всероссийского форума. Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2018. С. 611-615.

7. Ястремская Н.Ю., Фролова Л. А. Институциональные барьеры развития российского информационного рынка // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2142.

8. Лежнева М.С. Технология формирования готовности будущих IT-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию // Инженерный вестник Дона, 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1563.

9. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press, 1962, 463 p.

10. Harmon P. Business Process Reengineering with Objects - Part 2. Object-Oriented Strategies,1995,vol.5, no 1, pp.1-13.

References

1. SHarov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tekhnologiya, sredstva. [Distance learning: form, technology, means] M.: Obrazovanie, 2012. 124 P.

2. Kostina E.I., Pozdnikova I.R. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. 2010. №4. pp.28-29.

3. SHeshneva I.V., Barsukova M.I., Kloktunova N.A. K voprosu o motivacionnoj sostavlyayushchej obrazovatel'nogo processa v medicinskom vuze. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy III Vserossijskogo foruma. Saratov[For quality education: materials of the III All-Russia Forum]: Sarat. gos. med. un-t, 2018. pp. 46-50.

4. Bondarenko N.V., Vetrov YU.I. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. №3. pp.15-24.

5. Ignatiev S.A., Terekhova M.A. Perspektivy i zadachi primeneniya informacionnyh tekhnologij v obrazovanii. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy III Vserossijskogo foruma. Saratov [For quality education: materials of the III All-Russia Forum]: Sarat. gos. med. un-t, 2018. pp.217-228.

6. Fedyukov S.V. Aktual'nost' formirovaniya chelovecheskogo kapitala v usloviyah razvitiya sovremennoj ehkonomiki. Za kachestvennoe obrazovanie:

materialy III Vserossijskogo foruma. Saratov [For quality education: materials of the III All-Russia Forum]: Sarat. gos. med. un-t, 2018. P. 611-615.

7. YAstremskaya N.YU., Frolova L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2142.

8. Lezhneva M.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1563.

9. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press. 1962, 463 P.

10. Harmon P. Business Process Reengineering with Objects. Part 2. Object-Oriented Strategies, 1995, vol.5, no 1, pp.1-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.