Научная статья на тему 'Эффективные контракты с научно-педагогическими сотрудниками: отечественный опыт'

Эффективные контракты с научно-педагогическими сотрудниками: отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / EFFECTIVE CONTRACT / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / PRODUCTIVITY / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / SALARY / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровская М. А., Масыч М. А., Кобец Е. А., Каплюк Е. В.

Проведен анализ нормативно-правовых документов России в области образования и науки, который выявил необходимость развития научной составляющей в деятельности университетов. Полученные результаты легли в основу выдвижения гипотезы о том, что «эффективный контракт» может выступить одним из инструментов достижения приоритетных целей и задач университета, в том числе по вхождению их в мировые рейтинги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective contracts with scientific and pedagogical employees: domestic experience

The analysis of standard and legal documents of Russia is carried out to the fields of education and sciences which revealed need of development of a scientific component for activity of universities. The received results formed the basis of promotion of a hypothesis that "the effective contract" can act as one of instruments of achievement of the priority purposes and tasks of university, including on their entry into world ratings

Текст научной работы на тему «Эффективные контракты с научно-педагогическими сотрудниками: отечественный опыт»

Эффективные контракты с научно-педагогическими сотрудниками:

отечественный опыт

М.А. Боровская, М.А. Масыч, Е.А. Кобец, Е.В. Каплюк Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Проведен анализ нормативно-правовых документов России в области образования и науки, который выявил необходимость развития научной составляющей в деятельности университетов. Полученные результаты легли в основу выдвижения гипотезы о том, что «эффективный контракт» может выступить одним из инструментов достижения приоритетных целей и задач университета, в том числе по вхождению их в мировые рейтинги.

Ключевые слова: эффективный контракт, результативность, университет, заработная плата, показатели эффективности.

Во многих странах заработная плата научно-педагогических сотрудников складывается из нескольких источников: базовой заработной платы, бонусов, надбавок и субсидий, которые варьируются на индивидуальном уровне [1-3]. В России данная система менее развита. Так, например, в результате проведенного сравнительного анализа систем оплаты труда в университетах [4] можно заключить, что каждый вуз самостоятельно формирует перечень выплат стимулирующего характера. Почти во всех университетах страны присутствует недостаточно ориентированная формальная связь между критериями качества работы научно-педагогических сотрудников и результатами [5-7], на которые направлена деятельность университетов и которые зафиксированы в программах, проектах и стратегиях развития.

Таким образом, на наш взгляд, одним из направлений достижения показателей качества может выступать усовершенствованная система стимулирования научно-педагогических сотрудников. Так как отношения между университетом и работником оформляются по трудовому договору, то решение проблемы нужно искать именно в части контрактных систем найма и стимулирования научно-педагогических работников.

Так, Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы предполагает актуализацию квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организацию соответствующей профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, что является основой для использования принципов эффективного контракта.

Впервые идею введения системы эффективных контрактов в бюджетной сфере в России озвучил в 2012 году Владимир Путин в одной из своих предвыборных статей. Он отметил, что применение этой формы договора должно стать основой совершенствования оплаты труда бюджетников: зарплата служащих обязана напрямую зависеть от сложности выполняемой ими работы, количества и качества затраченного труда.

Под «эффективным контрактом» в разрезе социально-экономических преобразований в России понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на утвержденных учредителем государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, а также утвержденных работодателем в установленном порядке системе оплаты труда, системе нормирования труда работников учреждения, системе оценки эффективности деятельности работников учреждений, способствующие наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот.

В эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки

эффективности его деятельности, зафиксирован базовый диапазон размера заработной платы, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. В связи с чем, необходимо определение результатов и эффектов услуг, и здесь основная проблема заключается в инструментах оценки результатов.

В рамках должностного оклада научно-педагогические сотрудники должны выполнять все виды деятельности, определённые должностной инструкцией, и конкретизированные в утверждённых индивидуальных планах. Для повышения эффективности деятельности научно-педагогических сотрудников необходимо разработать регламентированные индивидуальные нормативы по всем видам нагрузки сотрудников в соответствии с квалификационным уровнем должностей. Показатели по всем видам деятельности должны быть пронормированы и определены в натуральных показателях. Состав и количество показателей определяется с учетом специфики научно-образовательной деятельности и общими показателями эффективности деятельности учреждения и его структурных подразделений.

В рамках системы стимулирования научно-педагогических сотрудников целесообразно разработать систему показателей, которая позволит выявить наиболее активных работников, деятельность которых имеет общие тренды развития со стратегией университета [8-10]. Состав и количество показателей определяется с учетом специфики научно-образовательной деятельности и общими показателями эффективности деятельности учреждения и его структурных подразделений. Нормативы, устанавливающие данные показатели, регламентируются нормами трудового права, методическими рекомендациями и локальными актами учреждения.

Для заключения эффективного контракта с научно-педагогическими сотрудниками, имеющими высокие показатели результативности научно-педагогической деятельности необходим персонифицированный подход как к

определению набора индикаторов его функций и обязанностей, так и к определению набора социальных привилегий (льгот).

Таким образом, переход на новую систему оплаты труда, основанную на «эффективном контракте» направлен на решение проблем повышения уровня кадрового обеспечения образовательных учреждений, увеличение доходов и повышения статуса работников образования, стимулирование обеспечения качества и результативности деятельности, как работников, так и образовательных учреждений в целом. Мероприятиями по формальному «переходу» на «эффективный контракт» будут являться работы по заключению дополнительных соглашений к уже существующим трудовым договорам с руководителями и работниками учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, привязанные к направлениям стратегии развития университета.

Фактический же «переход» на эффективный контракт в основном будет зависеть от организационного уровня и методической базы, качества типовых норм труда, способствующих внедрению новых форм мотивации труда работников университета.

В первую очередь на эффективный контракт перешли федеральные вузы, в частности, основной упор делая на научной составляющей в разрезе показателей эффективности работы научно-педагогических работников. Для сравнения возьмем пять вузов (три федеральных и два государственных вуза), имеющих основные характерные черты для сопоставления (число студентов и преподавателей, направления деятельности и пр.): Южный федеральный университет (ЮФУ), Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УФУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Томский государственный университет (ТГУ) и Новосибирский государственный университет (НГУ). Данные университеты в той или иной мере применяют различные системы

стимулирования научно-педагогических работников. Проанализируем как изменились позиции данных университетов по таким показателям как: количество публикаций университетов в Scopus, количество цитирований, индекс Хирша, количество публикаций на одного автора, общее количество авторов и публикаций в Scopus.

1200

lOOO BOO бОО 400 200 О

20 Ю 2011 2012 2013 2014

~~ЮФУ —И—УФУ —i КФУ )' ТГУ

Рис. 1. - Количество публикаций университетов в Scopus

Рисунок 1 фактически отражает общие показатели количества роста публикаций к 2013 году. В целом все анализируемые университеты постепенно наращивали издательскую массу из года в год до 2014 г. Исходя из графиков в 2014 г. наблюдается общее падение публикаций, но год еще не закончился и при подведении итогов есть надежда, что тенденция роста публикаций сохранится. Видимо, снижение количества публикаций в Scopus зависит не только от недостаточной новизны предлагаемых публикаций, но и от довольно продолжительного периода от момента принятия научной работы к изданию до выхода ее в свет.

2500 2000 1500 1000 500 О

2010 2011 2012 2013 2014

—ЮФУ -в—УФУ ■ КФУ —ТГУ —НГУ

Рис. 2. - Динамика количества цитирований

Количество цитирования за анализируемый период из года в год уменьшилось в Новосибирском государственном университет и Казанском (Приволжском) федеральном университете. Наилучшие показатели у Южного федерального университета и Уральского федерального университета в 2012 г. Но уже в 2013 г. количество цитирования заметно снизилось и продолжает уменьшаться в 2014 г.

Снижение количества цитирования в университетах вероятно связано в первую очередь с недостаточной актуальностью и новизной научных статей, а также слабой финансовой помощи университетов по продвижению статей к изданию.

НА Инженерный вестник Дона, №2, ч.2 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2p2y2015/3026

30 25 20 15 10 5 О

2010 2011 2012 2013 2014-

—^ЮФУ ^^УФУ —I КФУ ^^ТГУ НГУ

Рис. 3. - Индекс Хирша (2010-2014 г.)

Индекс Хирша имеет примерно одинаковые тенденции во всех анализируемых университетах. Наибольший результат в 2012 г. имеют Южный федеральный университет и Уральский федеральный университет. А затем во всех университетах наблюдается устойчивое падение. Индекс Хирша хорошо себя позиционирует лишь при сравнении достижений ученых, работающих в одной области исследования. Поскольку научная продуктивность исследований в университетах направлена на различные области знаний, то в конкретном университете в целом его можно определить усреднено, либо рассчитать индекс по каждому направлению научной деятельности.

Количество публинаций на одного антора

ИНГУ ■ УФУ ВТГУ КФУ 1ЮФУ

Рис. 4. - Количество публикаций на одного автора

Наименьшее число публикаций в расчете на одного автора получили работы Уральского федерального университета - 2 публикации, наибольшее число у Новосибирского государственного университета - 3,2 публикации на одного автора. В диапазоне от 2,3-2,4 расположились Южный федеральный университет, Томский государственный университет, Казанский федеральный университет.

Более менее оптимистическая ситуация с количеством публикаций на одного автора, видимо связана с большой массой статей во внутривузовской и межвузовской периодике.

Количество авторов

Количество публикаций

Рис. 5. - Общее количество авторов и публикаций в Scopus по университетам

На графиках видна прямая зависимость между количеством авторов и количеством публикаций, за исключением Новосибирского государственного университета, который несмотря на меньшее, по отношению к остальным университетам, количество авторов, имеет большое количество публикаций, что более наглядно демонстрирует рисунок.

Следует отметить высокую активность авторов в Уральском федеральном университете.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время во многих учреждениях высшего образования применяются различные методы стимулирования персонала. В связи с поставленными задачами в области вхождения ведущих университетов в мировые рейтинги, основной акцент в системах стимулирования сделан на повышение значимости научной деятельности персонала и его академической репутации. В этой связи перспективным является развитие механизма эффективного контракта, на основании которого назначаются стимулирующие выплаты в контексте достижения приоритетных целей и задач университетов.

Поэтому при разработке эффективного контракта, на наш взгляд, целесообразными являются развитие и уточнение его структуры по следующим направлениям:

- необходимо совершенствовать систему показателей рейтингов научной и академической репутации с точки зрения более эффективного их сопряжения с требованиями ведущих международных рейтингов, к которым стремится университет;

- в эффективном контракте определенная его составляющая должна быть посвящена оценке качества обучения студентов основываясь на текущих и итоговых достижениях их успеваемости, участии и результатах научной деятельности, научных публикациях, фактическом трудоустройстве по специальности с учетом вклада каждого преподавателя;

- эффективный контракт необходимо по мере возможности унифицировать с учетом разработки регламентированных индивидуальных нормативов трудоемкости;

- разработать структуру содержания эффективного контракта кафедры, в котором комплексно будут участвовать показатели, заложенные в эффективных контрактах научно-педагогических работников с учетом формирования требований «сверху-вниз» и предложений «снизу-вверх»;

- администрации университетов необходимо планировать и выделять достаточную величину финансовых средств для продвижения научных статей и достижений, учитываемых в международных рейтингах.

Литература

1. Miller, R.D., Academic anesthesia faculty salaries: Incentives, availability, and productivity (2005) Anesthesia and Analgesia, 100 (2), pp. 487489.

2. Johnstone, D.B., The economics and politics of cost sharing in higher education: comparative perspectives. Economics of Education Review 23, 2004. Pp. 403-410.

3. Yang, H. Nonstationary Relational Contracts with Adverse Selection. International Economic Review. Volume 54. Issue 2. 2013. pp. 525-547.

4. Боровская М.А., Масыч М.А., Бечвая М.Р. Сравнительный анализ систем стимулирования персонала высших учебных заведений // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2012». - Выпуск 4. Том 29. -Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. - С. 80-87.

5. Джинчарадзе Г.Р. Методические аспекты организации процедуры оценки персонала // Инженерный вестник дона, 2012, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/795.

6. Скорев М.М., Скорев М.М. Человеческий капитал сквозь призму сертификации квалификаций // Инженерный вестник дона, 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1513.

7. Скорев М.М., Кирищиева И.Р. Реновация трудовых ресурсов как инструмент повышения эффективности труда // Инженерный вестник дона, 2012, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/661.

8. Боровская М.А., Масыч М.А., Шевченко И.К. Эффективный контракт в системе стимулирования научно-педагогических работников // Высшее образование в России, 2013. - №5. -С. 13-20

9. Гриненко С.В., Масыч М.А., Шевченко И.К. Эффективный контракт в системе воспроизводства научно-педагогических кадров // Университетское управление: практика и анализ, 2013. - №5. - С. 30-35

10. Боровская М.А., Масыч М.А., Краюшкина Г.А., Шевченко И.К. Экономико-правовые основы реализации системы эффективного контракта в

и

высшей школе // Университетское управление: практика и анализ, 2014. №1. - С. 18-24.

References

1. Miller, R.D., Academic anesthesia faculty salaries: Incentives, availability, and productivity (2005) Anesthesia and Analgesia, 100 (2), pp. 487489.

2. Johnstone, D.B., The economics and politics of cost sharing in higher education: comparative perspectives. Economics of Education Review 23, 2004, pp. 403-410.

3. Yang, H. Nonstationary Relational Contracts with Adverse Selection. International Economic Review. Volume 54. Issue 2. 2013. pp. 525-547.

4. Borovskaya M.A., Masych M.A., Bechvaya M.R. Sb. nauch.tr. po mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Sovremennie problem i puti ih resheniaya v nauke, transporte, proizvodstve i obrazovanii' 2012». Vip. 4. T. 29. Odessa, 2012. pp. 80-87.

5. Dzhincharadze G.R. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/795.

6. Skorev M.M., Skorev M.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1513.

7. Skorev M.M., Kirishieva I.R. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/661.

8. Borovskaya M.A., Masych M.A., Shevchenko I.K. Vischee obrazovanie v Rossii, 2013. №5. pp.13-20.

9. Grinenko S.V., Masych M.A., Shevchenko I.K. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2013. №5. pp. 30-35.

10. Borovskaya M.A., Masych M.A., Kraushkina G.A., Shevchenko I.K. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2014. №1. pp. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.