JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
СЛОВО РЕДАКТОРА
www.hjournal.ru
«ЧТО ЖДЕТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2014 Г. » ИЛИ « ЧТО ТАКОЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ »?
БЕЛОКРЫЛОВА ОЛЬГА СПИРИДОНОВНА,
декан экономического факультета, доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет e-mail: [email protected]
В статье анализируются условия и последствия перехода Южного федерального университета от модели предпринимательского университета к топ-университету. Рассматривается стратегия развития экономического образования в ЮФУ в контексте показателей, определенных в эффективном контракте декана.
Ключевые слова: модернизация высшего образования; предпринимательский университет; стратегия развития; миссия факультета; эффективный контракт.
«WHAT AWAITS HIGHER EDUCATION IN 2014» OR «WHAT IS AN EFFECTIVE CONTRACT»?
BELOKRYLOVA OLGA, S.,
Dean of Economic Faculty, Doctor of Economics (DSc), Professor, Southern Federal University, e-mail: [email protected]
In the paper conditions and consequences of transition of the Southern Federal University from model of entrepreneurial university to top university are analyzed. The development strategy of economic education in SFU in a context of the indicators defined in the effective contract of the Dean is discussed in the paper.
Keywords: modernization of higher education; entrepreneurial university; development strategy; mission of the faculty; effective contract.
JEL: I23.
Еще совсем недавно стратегия развития высшего образования РФ, сохранившего высокую долю государственного финансирования вузов (Якобсон, 2008), была ориентирована на развитие модели «предпринимательских университетов», в которых, по мнению Б. Кларка, преподаватели должны быть нацелены на самостоятельное генерирование собственного дохода и работать также на наращивание дохода самого вуза посредством оказания услуг консультирования, развития связей с реальным сектором экономики, привлечения внешних грантов (Кларк, 2011. С. 160-162). Однако в соответствии с Государственной программой «Развитие образования на 2013-2020 гг.» основным приоритетом стало попадание ведущих российских вузов в международные рейтинги (в настоящее время позиции во Всемирном рейтинге университетов Times Higher Education (2013 г.) занимают только МГУ в первой сотне университетов и СПбГУ - в четвертой сотне).
Между тем позиции университетов в международных рейтингах выступают важным критерием институционального престижа вузов (Заварыкина, Лопатина и
© Белокрылова О. С., 2013
Перфильева, 2012. С. 70-121). Наиболее значимым показателем деятельности вузов, вносящим существенный вклад в репутационный ресурс (60%), является исследовательская активность, которая определяется активностью научнопедагогических кадров в проведении исследований и качеством этих исследований (Романовская, 2007. С. 181-200).
С другой стороны, модернизация российской экономики ставит перед сферой высшего образования задачи стремительного освоения новых принципов хозяйствования. Это означает, что создаваемые академическими работниками знания непосредственно интегрируются в образовательный процесс и используются для формирования необходимых конкурентоспособных профессиональных компетенций студентов, востребованных глобальной экономикой. Именно это обусловливает изменение структуры и приоритетов академического труда: от образовательной доминанты к исследовательской (Рощина и Юдкевич, 2009. С. 217). В силу этого показатель публикационной активности является объектом мониторинга при заключении эффективного контракта с руководителями подразделений Южного федерального университета (см. табл. 1).
Таблица 1
Целевые индикаторы программы развития экономического факультета ЮФУ
№ Наименование индикатора Единица 2014 2015 2016 2017 2018
1. Показатели успешности и конкурентоспособности < а к уль ь т е т а в с < е р е о б азования
1.1 Количество новых образовательных программ Ед. 2 1
1.2 Доля образовательных программ с использованием дистанционных образовательные технологии % 25 30 35 40 45
1.3 К оличество самостоятельно установленных стандартов ЮФУ ед. 1 1 1 1
1.4 Средний балл ЕГЭ студентов, принятых для обучения балл 81 81,5 82 82,5 83
2. Показатели результативности исследовательских и технологических работ
2.1 Количество НИР ед. 5 6 8 9 9
2.2 Количество статей в РИНЦ ед. 110 110 112 115 120
2.3 Количество статей в Web of Science и Scopus ед. 5 5 7 7 8
2.4 Количество созданных лабораторий ед. 2 1 1
2.5 Количество вновь созданных кафедр (базовых кафедр) ед. 3 (1) 2 (1) 1
3. Показатели развития кадрового потенциала
3.1 Численность штатных НПР чел. 168 165 163 160 158
3.2 Численность НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук чел. 102 104 106 108 109
3.3 Численность НПР, владеющих английским языком на уровне upper intermediate (сертификат) чел. 12 15 18 21 24
3.4 Ч исленность НПР и аспирантов, прошедших стажировки в ведущих р оссийских и мировых университетах чел. 16 16 16 17 18
3.5 ч исленность аспирантов на начало учебного года чел. 60 55 55 54 54
3.6 численность докторантов на начало учебного года чел. 6 4 3 3 2
3.7 прием в аспирантуру (в том числе по очной форме обучения) чел. 9 9 8 8 7
3.8 прием в докторантуру чел. 2 2 2 2 2
Достижение этих показателей позволит реализовать миссию экономического факультета - усиление фундаментальности экономико-управленческого образования через его организационно-методическую координацию во всех подразделениях ЮФУ, обеспечение подготовки экономистов, управленцев, аналитиков и информатиков-экономистов новой генерации, конкурентоспособных на рынках труда
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
всех уровней и ориентированных на эффективное участие в развитии экономики и системы экономико-управленческого образования.
Исходя из миссии, стратегическая цель экономического факультета — модернизация и развитие факультета как многофункционального, многоуровневого научно-образовательного центра, обеспечивающего реализацию портфеля конкурентоспособных программ и интеллектуальных продуктов и нацеленного на сетевое взаимодействие в научно-исследовательской и образовательной сфере.
В новой редакции Государственной программы под эффективным контрактом понимаются «трудовые отношения между работодателем (государственным и муниципальным учреждением) и работниками, основанные на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденные учредителем; системе оценки эффективности деятельности работников (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке; системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников, подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорных должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда. Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров»1.
Ректор ЮФУ, профессор Боровская М. А. и кадровая служба университета прицельно определяют суть эффективного контракта, которая, по их мнению, состоит в следующем: трудовой контракт остается базовой основой для реализации социально-трудовых отношений в системе ВПО, эффективный контракт остается вне поля контрактных отношений работника и работодателя (может не совпадать по срочности с трудовым договором), он может быть обеспечен различными формами стимулирования (например, в форме социального пакета, активно использующаяся форма стимулирования сотрудников американских университетов) (Боровская, Масыч и Шевченко, 2013. С. 14-17). Эффективный контракт предусматривает как индивидуальную, так и групповую форму реализации, не влияет на содержание работ и их трудоемкость, предусмотренную для всех работников (приоритетно предусмотрен для основных работников вуза). Эффективный контракт становится важным инструментом активизации учебно-методической и научноисследовательской деятельности научно-педагогических работников вузов, поскольку в структуре контракта закладываются клиенто- и рынкоориентированные показатели (публикационная активность, вклад в продвижение бренда университета, научное и педагогическое сопровождение студентов университета).
Таким образом, важным инструментом новой кадровой политики в вузах выступает эффективный контракт (практика реализации которого уже несколько лет осуществляется в университете), предусматривающий текущий и итоговый мониторинг достижений работника (в рамках реализуемого в настоящее время рейтинга преподавателей). Процесс подготовки и заключения эффективных и базовых контрактов организационно обеспечивает служба персонала, что создает условия для реализации функцию организационного фильтра персонала университета и формирования спроса на труд на внешнем рынке.
Эффективный контракт с деканом экономического факультета предполагает полугодовой мониторинг всех показателей, которые должны, с одной стороны, показывать положительную динамику, а с другой стороны, по своим значениям приближаться к установленным в контракте величинам. При условии, если в течение трех полугодий положительная динамика не будет наблюдаться, контракт
1 См.: Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. 2013. С. 32. (http ://минобрнауки.рф/документы/3409).
подлежит расторжению. Это налагает особую ответственность на декана факультета. Однако без поддержки трудового коллектива, всех преподавателей и сотрудников поставленные задачи не могут быть выполнены. Это требует повышения качества управления и совершенствования организационной структуры факультета (см. приложение 1).
Следует отметить, что в целом Южный федеральный университет характеризуется сложной, но в то же время открытой организационной культурой, которую можно назвать адхократической (культурой профессионалов). Она основана на сочетании принципов коллегиальности, демократизма и вовлеченности сотрудников в принятие решений, как по горизонтали, так и по вертикали. Действуют восходящие и нисходящие каналы коммуникации, обеспечивается обратная связь. Эти же принципы должны быть реализованы и в процессе совершенствования системы управления экономическим факультетом.
В перспективе эффективные контракты должны быть заключены с заведующими кафедрами, а также топ-учеными факультета, например, профессором Вольчиком В. В. Со всеми другими преподавателями факультета будут заключены базовые контракты, в приложениях к которым устанавливаются показатели, полученные в процессе декомпозиции показателей стратегии развития факультета первоначально в контрактах заведующих кафедрами, а затем и персонифицированные для каждого преподавателя. Тем самым квалификационная комиссия факультета каждые полгода будет осуществлять мониторинг выполнения контрактов и принимать решения об их продлении или разрыве.
Реализация пятилетнего эффективного контракта обеспечит не только развитие экономического факультета, но и достижение долгосрочных социально -экономических эффектов на уровне города, региона в образовательной, научно -исследовательской и инновационной сферах, в частности:
В образовательной сфере
- высокая профессиональная мобильность выпускников экономического факультета, готовность к обучению экономистов и управленцев новой генерации;
- повышение доли населения, получающего непрерывное образование по программам обучения факультета;
- повышение доступности образовательных услуг и научных продуктов в регионе через эффективное использование новых систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
- повышение доли актуальных направлений, специальностей и программ подготовки всех уровней образования;
- повышение активности работодателей в оценке образовательных услуг факультета, развитие интеграционных процессов образования, науки и производства;
- развитие имиджа профессии экономиста, менеджера, аналитика, информатика -экономиста;
- положительное влияние модернизации образовательного процесса на уровень трудоустроенных выпускников в регионе;
- увеличение числа иностранных студентов;
- повышение показателей образовательной мобильности студентов и преподавателей.
В научно-исследовательской сфере
- увеличение доли научных исследований по актуальным проблемам для города, региона и страны;
- увеличение доли топ-ученых;
- повышение доли аспирантов и докторантов, защитившихся в срок и в течение года после окончания обучения;
- повышение числа НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук, снижение среднего возраста кандидатов и докторов наук;
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
- повышение показателей образовательной и научной мобильности студентов и преподавателей;
- повышение публикационной активности в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования);
- повышение качества организации и проведения школьных олимпиад в области экономики, обществознания, менеджмента;
- повышение числа визит-профессоров.
В инновационной сфере
- увеличение дохода от научно-исследовательской и инновационной деятельности;
- развитие студенческого бизнес-инкубатора;
- развитие системы повышения квалификации руководителей структурных подразделений — деканата, кафедр, а также преподавателей;
- развитие инновационной инфраструктуры факультета;
- повышение числа аспирантов и НПР, прошедших стажировки в ведущих научных и университетских центрах.
Таким образом, экономический факультет в рамках ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» к 2018 г. будет отличаться следующими принципиальными особенностями:
- оптимальной структурой управления;
- эффективным использованием кадрового, научного и образовательного потенциала;
- неразрывным единством образовательной, научной и инновационной деятельности;
- устойчивой системой фундаментального экономического образования;
- развитыми механизмами интеграционного взаимодействия с учреждениями образования, науки, культуры, бизнес-сообществом, производством и др.
В целом, оценка перспектив развития российской системы образования в 2014 г. показывает, что основным трендом станет институциональная модернизация в контексте основных направлений реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», хотя на начало октября 2013 г. в базу Госдумы было внесено 24 законопроекта о внесении изменений в этот закон. Существенную роль в реализации основных новаций закона, продвигающих российскую систему образования по пути прогрессивного развития, призван сыграть эффективный контракт научно-педагогических работников, экспериментальной площадкой по отработке которого выступает ЮФУ. Как показывает проведенный анализ первого опыта реализации эффективного контракта на экономическом факультете, он, действительно, активизирует деятельность как руководителей подразделений, так и всего научно-педагогического корпуса.
Наш журнал регулярно публикует научные материалы, раскрывающие проблематику развития экономического образования и флуктуации внутреннего рынка труда вузов, а также государственного регулирования рынка труда и смежных с ним теоретических, исторических и прикладных вопросов стратегического ориентирования российской системы образования. Однако острота проблемы анализа последствий реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не снимается. Приглашаем специалистов к участию в дискуссии по этой животрепещущей проблеме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Боровская М. А., Масыч М. А. и Шевченко И. К. (2013). Эффективный контракт в системе стимулирования научно-педагогических работников // Высшее образование в России, № 5.
Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. 2013. (http://минобрнауки.рф /документы/3409).
Заварыкина Л. В., Лопатина А. С. и Перфильева О. В. (2012). Сравнительный анализ международных методологий ранжирования высших учебных заведений // Вестник международных организаций, № 1.
Кларк Б. Р. (2011). Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Пер. с англ. А. Смирнова. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.
Романовская И. А. (2013). Развитие инновационной позиции преподавателя высшей школы в процессе организационного обучения // Современные проблемы науки и образования, № 2.
Роль исследовательской деятельности в университете. Круглый стол. Июль 2007 // Вопросы образования, № 4.
Рощина Я. М. и Юдкевич М. М. (2009). Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная
неполнота или влияние среды? // Вопросы образования, № 3.
Якобсон Л. И. (2008). Государственное финансирование высшего профессионального образования. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ.
REFERENCES
Borovskaya M. A., Masych M. A. and Shevchenko I. K. (2013). Effective contract in promoting system of scientific and pedagogical workers. Higher Education in Russia, no. 5. (in Russian).
State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 20132020. 2013. (http://минобрнауки.рф /документы/3409). (in Russian).
Zavarykina L. V., Lopatin A. S. and Perfilieva O. V. (2012). Comparative analysis of international methodologies of higher education institutions ranking. Bulletin of international organizations, no. 1. (in Russian).
Clark B. R. (2011). Creating entrepreneurial universities: organizational directions of transformation / Transl. from English by A. Smirnov. M.: Publ. House of the Higher School of Economics. (in Russian).
Romanovskyay I. A. (2013). Development of innovative lecturer position in high school in the organizational learning. Modern problems of science and education, no. 2. (in Russian).
Role of research in the university. Round table. July 2007. Education Matters. no 4. (in Russian).
Roshchina J. M. and Yudkevich M. M. (2009). Factors of researching by university lecturers: policy administration, contract incompleteness, or environmental influence? Problems of Education. no 3. (in Russian).
Jacobson L. I. (2008). Public funding of higher education. M.: Publ. House of the Higher School of Economics. (in Russian).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики)
Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
Кафедра «Мировая экономика и международные отношения»
Кафедра «Политэкономия и экономическая политика»
Кафедра «Прикладная информатика в экономике»
Кафедра «Теория и практика гос. регулирования экономики»
Кафедра «Теория и технологии в менеджменте»
Кафедра «Маркетинг и коммуникации в бизнесе»
Кафедра «Управление человеческими ресурсами»
Кафедра «Экономическая кибернетика»
Заместители
Научная лаборатория I 'экономической
экспертизы
Лаборатория бизнес-консалтинга
Служба маркетинга
Научная междисциплинарная лаборатория «Экономика управленческих и правовых исследований»
Научная лаборатория |
«Технологии анализа, ■
учета и расчетов»
Кафедра «Экономическая теория»
Кафедра «Финансы и кредит»
н
Научно-
исследовательская
лаборатория
«Теоретическая
экономика»
Базовые кафедры
I—1
• Том 4, №4. 2013 М
Заместитель по учебной работе (по бакалавриату)
Руководители
направлений
Академические
консультанты
Заместитель по учебной работе (по магистратуре)
Заместитель по вечернему и заочному обучению
Руководители
магистерских
программ
Заместитель по международным связям и работе с иностранными учащимися
о
Белокрылова О. С.