Научная статья на тему 'Актуальные аспекты развития морского транспорта России примере Северного морского пути'

Актуальные аспекты развития морского транспорта России примере Северного морского пути Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сопровождение судов / Северный морской путь / Отдел логистики / Лизинг / Ледокол / Support vessels / the Northern Sea Route / the Department of logistics / leasing / Icebreaker

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Владислав Игоревич

Анализ развития морского транспорта России на примере ОАО «ММП». Методы достижения цели — это изучение и обобщение. Постановка задач к решению существующей проблемы. При решении поставленных задач, исследуемая компания откроет для себя новый рынок услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the development of maritime transport in the Russian Open Society "MSCO". Methods of achieving the goal is the study and generalization. Setting targets to solve the existing problem. When solving the tasks, investigated the company will open a new market services.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты развития морского транспорта России примере Северного морского пути»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

153

Иными словами, «формат» обсуждения и формирования налоговой политики нуждается в существенном развитии^].

Список литературы

1. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 126727/

2. Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» [Электронный ресурс] КонсультантПлюс: URL http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38662.html

3. Аганбегян А.Г. О налоговом маневре//Деньги и кредит, № 7, 2012. С. 37-42

4. Кашин В.А., Абрамов М.Д. Промышленная политика и налоговое регулирование//М.: ИПР РАН, 2015. С. 26

5. Кузык М., Симачев Ю. Осторожно: налоговые ма-невры!//Московские новости, 19.03.2015. [Электронный ресурс] http://www.mn.ru/oped/20120319/ 313735992.html

6. Литвинова А. «Деловая Россия» разработала новый налоговый маневр//РБК, 25.04.2015 [Электронный

ресурс]: http://www.rbcdaily.ru_____/politics

/562949983663393

7. Новое автоматическое оружие налоговиков//Ведо-мости № 92 от 26 мая 2015 г. С. 1

8. Путин В.В. О наших экономических задачах//Ведо-мости, 30.01.2012. [Электронный ресурс] http:/ /www.vedomosti.ru/politics/articles/2012/01/30/o_nas hih ekonomicheskih zadachah

9. Путин о налоговом маневре: где настоящий Сечин? [Электронный ресурс] http://lifenews.ru/news /149417// 04.02 2015.

10. Сайфиева С.Н., Ермилина Д.А. Налогообложение и капитал в российской экономике: проблемы стимулирования инвестиционной деятельности//ЭКО, № 5, 2010. С. 29-48

11. Сайфиева С.Н., Соловьева С.В. Инфляция в интерпретации российских ученых и ее влияние на экономический рост//Вестник Университета, № 18, 2013. C. 127-136

12. Сайфиева С.Н. Особенности российской инфляции: исторический аспект// Региональные проблемы преобразования экономики», Махачкала, №6, 2014. С. 24-30

13. Трунин И. Кто выигрывает от налогового маневра// РБК, 05.02.2015 [Электронный ресурс]. http://daily.rbc.ru /opinions/economics/05/02 /2015/ 54d2617c9a79470ed51aa22e

14. Узяков М., Баев В. Налоговый маневр: в чью пользу?//Эксперт № 17 (943), 20-26 апреля 2015. С. 28

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Семенов Владислав Игоревич

Бакалавр кафедры Логистики, Государственного университета управления, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Анализ развития морского транспорта России на примере ОАО «ММП». Методы достижения цели — это изучение и обобщение. Постановка задач к решению существующей проблемы. При решении поставленных задач, исследуемая компания откроет для себя новый рынок услуг.

ABSTRACT

Analysis of the development of maritime transport in the Russian Open Society "MSCO". Methods of achieving the goal is the study and generalization. Setting targets to solve the existing problem. When solving the tasks, investigated the company will open a new market services.

Ключевые слова: Сопровождение судов, Северный морской путь, Отдел логистики, Лизинг, Ледокол.

Keywords: Support vessels, the Northern Sea Route, the Department of logistics, leasing, Icebreaker.

В современном мире Российская Федерация, относительно стабилизировав свою экономику и получив политический и экономический импульс народного доверия, а также дружественных стран и союзов стала развиваться как крупнейшая морская держава. На сегодняшний день, довольно часто в профессиональной бизнес среде предпринимателями поднимается вопрос об освоении северных регионов, в частности морского пространства России с соответствующими коммуникациями. Такой интерес обусловлен тем, что развиваются торговые отношения со многими странами мира, поэтому необходимо укреплять свои национальные позиции в регионе Северного морского пути (СМП) [1-4].

В начале 1990-х годов, распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии Северного морского пути. В

связи с ликвидацией централизованного материально-технического снабжения была разрушена система с соответствующей инфраструктурой и коммуникациями завоза промышленных и продовольственных товаров на Север из других регионов России. Из-за либерализации цен и перестройки кредитной системы в тяжелое финансовое положение попало большинство предприятий, составлявших инфраструктуру Северного морского пути.

В первую очередь это коснулось ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, портового оборудования, подъездных путей, полярных станций и ряда поселений, экономика которых преимущественно складывалась за счет обслуживания Северного морского пути. К 2003 году перевозимых по Северному морскому пути грузов стало в пять раз меньше (1,7 миллионов тонн) в сравнении с периодом его "экономического расцвета" в советскую эпоху. В этот период

154

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

наиболее крупный объем транспортировки грузов (до 65%) принадлежал предприятию "Норильский никель[10] Сегодня в России с помощью правительства начинает предприниматься ряд серьезных практических мер по выводу из сложившегося кризиса и дальнейшему развитию Северного морского пути. Осознание необходимости этих шагов связано с рядом факторов, свидетельствующих о чрезвычайно важном стратегическом значении этого уникального арктического маршрута. В первую очередь оно связано с предстоящим освоением колоссальных по своим масштабам месторождений нефти и газа, сосредоточенных в Арктическом шельфе.

Большую значимость в настоящее время имеет также развитие транзитных функций Северного морского пути. Они продолжают играть важную роль в освоении и социально-экономическом развитии районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сегодня многие государства мира проявляют большой интерес к развитию грузоперевозок по этому маршруту, в первую очередь в свете растущего товарного оборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и особенно с Китаем. Поэтому не исключено, что в XXI веке Северному морскому пути предопределено и уготовано интенсивное развитие в качестве особо важной арктической морской транспортной артерии не только национального, но и международного, трансграничного значения [11]

Промежуточные результаты работы над тематикой научного исследования были опубликованы авторским коллективом в специализированном журнале [8].

Исследования данного направления развития проводились на примере организации ОАО «ММП», где анализировались достигнутые, существующие в настоящее время результаты хозяйственной деятельности ОАО «ММП» и прогнозировались экономические перспективы на будущие периоды. Целью исследовательской работы по данной теме является анализ и разработка проектных мероприятий по совершенствованию процесса транспортировки зарубежных грузов на Северном морском пути [9]. Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

• дать общую характеристику предприятия ОАО «ММП», его организационную структуру, процентные показатели доходности от деятельности имеющегося флота;

• провести анализ эффективности производственно -хозяйственной деятельности ОАО и финансовоэкономический анализ «ММП» за период 20122014 гг.;

• разработать конкретные практические меры и способы по совершенствованию процесса транспортировки международных грузов по СМП.

В процессе написания работы использованы методология и методы логистики управления цепями поставок, финансового, экономического, математического анализа и статистики: группировка, сравнительный и ситуационный анализ. Так же были проработаны и использованы работы отечественных авторов таких, как: Аникин Б.А., Воронов В.И., Родкина Т.А. и т.д. [5-7].

Научная новизна исследования заключается в проектировании создания мероприятий по совершенствованию процесса перевозки международных грузов посред-ствам внедрения новой услуги на предприятии морского флота, созданию нового подразделения логистики и активного привлечения новых заинтересованных зарубежных клиентов. Разработка такого проекта должно обеспечить повышение доходности морского предприятия и привести к привлечению новой клиентуры.

Меры по улучшению эффективности работы на морском предприятии могут быть эффективно реализованы в разработанные проектные сроки в случае принятия руководством компании ОАО «ММП» для рассмотрения и принятия соответствующего управленческого решения.

Практическая ценность работы выражается в том, что использование результатов проделанной исследовательской работы поможет ОАО «ММП» создать существенное конкурентное преимущество этому морскому предприятию для привлечения новой клиентуры, повысить доходность Мурманского морского пароходства.

В работе были рассмотрены существующий статус и общая характеристика предприятия ОАО «ММП»; проведен анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности и финансово-экономический анализ ОАО «ММП» за период 2012-2014 гг.; разработан проект и практические рекомендации по совершенствованию процесса перевозки международных грузов [9].

Подробно исследована организация ОАО «ММП», дана ее организационная характеристика, проведен ситуационный, финансово-экономический и производственнохозяйственный анализы организации, выявлены существующие, специфические проблемы, разработаны практические рекомендации по их устранению.

Проведено научно-методическое обоснование предложенных проектных мероприятий, рассмотрен и обоснован процесс предоставления дорогостоящего морского оборудования в лизинг, проанализированы процессы проводки судов ледоколом через ледовые поля Северного морского пути, процессы появления ледовых преград и возможности корректировки курса на трассах СМП. Предметом исследования являются результаты хозяйственной деятельности ОАО «ММП». Разработаны проектные мероприятия по совершенствованию процесса транспортировки зарубежных товарных грузов, а именно внедрению новой услуги по сопровождению зарубежных судов ледоколом на осложненных участках Северного морского пути [9].

Список литературы

1. Воронов В.И. "Имитационная модель управления работой морского порта." Вестник Самарского Государственного Университета им. академика С.П. Королева (НИУ) 2005 №1(7) с. 42-45.;

2. Лазарев В.А., Воронов В.И. Комплексный подход и позиционирование морского транспорта России на мировом рынке транспортных услуг. Транспорт: наука, техника, управление. 2008 №3, с.5-10.;

3. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.;

4. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 168 с.;

5. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Меже-вов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.;

6. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

155

М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.;

7. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. - 316 с.;

8. Попов Е.С., Семенов В.И. Россия и Финляндия. Сильные соседи. «Современные аспекты экономики» выпуск №10 (206) 2014 г., 115 с.;

9. ВКР - Семенов В.И. «Совершенствование управления процессами транспортировки грузов в международных перевозках (на примере ОАО «ММП»)», ГУУ, 16.06.2015, 78 с.;

10. Гранберг А.Г.Развитие Северного морского пути. Выпуск 3 - М., СОПС, 2001.;

11. Воронов В.И., Степанец А.В., Стульский В.А. Применение имитационных моделей в логистическом управлении морского порта ISBN-5- 8224-0038-8 Журнал “РОССИЯ В XXI ВЕКЕ: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА” № 1(3), ВГУЭС.: Владивосток 2001 г.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Семченко Галина Владимировна

Магистрант ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Москва

Павлов Владимир Сергеевич

Ирис Конгресс Отель, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Российская Федерация для зарубежного гостиничного бизнеса остается привлекательным рынком, несмотря на непростую геополитическую обстановку. Ключевым отличием развития гостеприимства в нашей стране является ведущая роль государства в формировании гостиничной индустрии, а также недостаточное развитие российских гостиничных сетей ввиду незрелости и самих сетей, и рынка. Москва, оставаясь центром делового и культурного туризма, показывает снижение ключевых гостиничных показателей, Сочи и Крым напротив - существенный рост. ABSTRACT

The Russian Federation for a foreign hotel business remains an attractive market despite the difficult geopolitical situation. A key differentiator of hospitality in our country is the leading role of the state in shaping the hotel industry, as well as insufficient development of Russian hotel chains because of immaturity networks themselves and the market. Moscow, leaving the center of the business and cultural tourism, shows a decline of key hotel indicators, Sochi and Crimea on the contrary - a significant growth.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, гостиничные сети, конкуренция, санкции

Key words: hospitality industry, hotel chains, competition, sanctions

Зарождение индустрии гостеприимства в XIV веке за рубежом как собирательное понятие обращения с посетителями, включающее в себя сферу размещения, питания, транспорт и развлекательные мероприятия, ненамного изменилось и в наши дни. Индустрия гостеприимства прошла долгий путь от «гостиничных предприятий» до «индустрии гостеприимства». Как и любая отрасль, индустрия гостеприимства формируется и развивается под влиянием внутренних (трудовых, материальнотехнических, финансовых, организационно-управленческих и других) и внешних (экономических, социальных, политических, правовых, культурных, транспортно-инфраструктурных, экологических и прочих) факторов. Глобализация, концентрация, развитие международной торговли, торговых союзов - все это способствовало развитию и формированию крупных гостиничных сетей. На начало января 2014 г. общее количество гостиничных номеров в мире составляет 19,5 млн, из них почти 42% (7,85 млн) принадлежат одному из брендов. Из 10 крупнейших гостиничных сетей мира 1 британская (InterContinental Hotels Group/IHG), 1 французская (Accor), 1 китайская (Home Inns), 7 (Hilton Worldwide, Marriott International, Wyndham Hotel Group, Choice Hotels International, Starwood Hotels & Resorts, Best Western, Carlson Rezidor Hotel Group) являются американскими. В Российской Федерации из топ-10 сетевых отелей работают восемь: InterContinental Hotels Group/IHG, в РФ сеть представлена 15 отелями, из них 7 в Москве; Hilton

Worldwide - 18 отелей, из них 2 в Москве; Marriott International - 16 отелей, из них 8 в Москве; Wyndham Hotel Group - 3 отеля; Accor - 24 отеля, из них 10 в Москве; Starwood Hotels & Resorts -10 отелей, из них 5 в Москве; Best Western - 7 отелей, из них 2 в Москве; Carlson Rezidor Hotel - 32 отеля, из них 6 в Москве.

В последнее время в глазах российского государства индустрия гостеприимства, а вместе с ней и туризм приобретают большую значимость, и отрасль получает дополнительные стимулы к развитию. В отличие от зарубежных стран, в Российской Федерации развитие индустрии происходило благодаря влиянию и интересу, прежде всего, самого государства, а не частного бизнеса. Отличительной особенностью является и тот факт, что катализатором повышения качества гостиниц, услуг и их количества являлись грандиозные международные события в нашей стране - начиная от Олимпиады-80, открытия «железного занавеса» и заканчивая Зимними Олимпийскими Играми в Сочи в 2014 г. и приближающимся Чемпионатом мира по футболу в 2018 г. Все накопленное «советское наследие» гостиничной индустрии перешло в современную Россию, претерпев минимальные изменения, что потребовало и до сих пор требует значительного вливания финансовых средств для приведения гостиниц к международным стандартам. Одним из шагов по приведению российской индустрии гостеприимства к международному уровню является введение классификации гостиничной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.