лях, как ориентация на результат; практико-ориентированный характер обучения; опора на индивидуально-психологические свойства личности; стимулирование мотивации профессиональной деятельности; изменение структуры ценностных ориентаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веснин, В.В. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе I В.В. Веснин. - М. : Юрист, 199S. - 496 с.
2. Краевский, В.В.Повышение квалификации педагогических кадров II Педагогика. - 1992. - № 7-S. - С. 55-5S.
3. Леонтьев, Д.А. Психология смысла I Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999. -
324 с.
4. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) I Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2006. - 1S с.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. - Самара : Изд. дом «Бахрах», 199S. - 672 с.
6. Прозументова, Г.Н. Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации : монографический сборник I Г.Н. Прозументова, А.О. Зоткина. - Томск : ЦПКЖК, 2002. - 256 с.
7. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности : теория и практика I Л.Н. Соб-чик. - СПб. : Речь, 2003. - 630 с.
S. Фазлеев, Н.Ш. Компетентно ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту II Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 12. - С. 9-12.
Контактная информация: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Людмила Алексеевна Карпенко, кандидат педагогических наук, профессор,
Ольга Геннадьевна Румба, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье даётся ёмкая характеристика нового женского вида спорта - эстетической гимнастики: приводится история её возникновения, раскрываются её сущность и содержание, выявляются сходства и отличия с художественной гимнастикой, анализируются правила соревнований и основы судейства.
Ключевые слова: технико-эстетические виды спорта, эстетическая гимнастика, правила соревнований, студенческий спорт.
THE TOPICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF AESTHETIC GYMNASTICS Ludmila Alekseevna Karpenko, the candidate of pedagogical science, professor,
Olga Gennadiyevna Rumba, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The wide description of new female sport event - aesthetic gymnastics is given: the history of its origin is depicted, its essence and content are revealed; the similarities and differences between rhythmic and aesthetic gymnastics have been exposed, the competition rules and basis of judging have been analyzed.
Key words: technical and aesthetic sport events, aesthetic gymnastics, competition rules, student sport.
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ: 1 августа 2005 г. приказом №495 Федерального агентства по физи-
ческой культуре и спорту РФ официально утверждён новый вид спорта - эстетическая гимнастика (ЭГ). Включение ЭГ в ВРВС и ЕВСК дало право ДЮСШ, клубам, спортивным центрам открывать отделения ЭГ, спортивным комитетам и федерациям -проводить официальные соревнования, вузам - вводить новую специализацию.
Первые всероссийские соревнования по ЭГ состоялись в ноябре 2002 г. в городе Ступино Московской области. Победу одержала московская команда «Возрождение», в состав которой входили знаменитые гимнастки-«художницы» Наталья Липковская, Елена Давиденко, Анна Шишова и др.
Первый Чемпионат мира по ЭГ состоялся ещё раньше - в 2000 г. в Хельсинки. Тогда победу одержала команда Финляндии. В 2009 г. в Москве состоялся уже 10-й Чемпионат мира, на котором также победила финская команда.
В ноябре 2007 г. в Волгограде состоялась защита первой диссертации на соискание учёной степени кандидата наук по ЭГ «Методика занятий эстетической гимнастикой с девочками 6-9 лет», автор - А.И. Исаева, научный руководитель - С.В. Вишнякова.
В 2009 г. в Санкт-Петербурге в НГУ им. П.Ф. Лесгафта официально открыта новая специализация - эстетическая гимнастика на кафедре теории и методики гимнастики (бакалавриат и магистратура) по очной и заочной формам обучения.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ: Эстетическая гимнастика (ЭГ) - это групповой синтетический вид спорта - сплав художественной гимнастики, парно-групповой акробатики и танца, или образно говоря - «синхронное плавание на ковре».
К обязательным элементам в соревновательных композициях по ЭГ относятся:
- две целостные волны (вперёд, назад или в сторону);
- два целостных взмаха (в сторону, вперёд-назад или по кругу);
- две серии из двух взаимосвязанных движений телом;
- две серии из трёх взаимосвязанных движений телом (помимо волн и взма-
хов это: наклоны, изгибы, скручивания, сжатия, расслабления);
- два изолированных элемента на равновесие (равновесия и повороты) + одно соединение из них;
- два изолированных прыжка + соединение из них.
Дополнительными трудностями в ЭГ являются целостные соединения из элементов разных технико-структурных групп: движения телом + прыжок (равновесие, поворот), прыжок + равновесие (поворот, волна, взмах и т.п.). Эти соединения имеют высокую техническую ценность, однако засчитываются они лишь при условии, что выполнены все обязательные элементы.
Разрешёнными элементами в ЭГ являются:
- акробатические элементы (индивидуальные и парно-групповые);
- танцевальные элементы (шаги, подскоки, позы).
При этом регламент применения разрешённых элементов постоянно меняется.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ:
В этом виде спорта
1 - соревнуются только клубы, а не сборные команды городов и стран;
2 - количество гимнасток в команде произвольное: от 6-ти до 10-ти человек;
3 - разрешается использование любого музыкального сопровождения: без слов, с голосом, со словами и т.д.;
4 - основополагающим является принцип целостного и непрерывного движения;
5 - особое внимание уделяется равномерности проявления гимнастками всех физических качеств;
6 - не поощряются элементы, требующие проявления чрезмерной гибкости;
7 - обязательным является равномерное выполнение элементов с правой и ле-
вой ноги.
ОСНОВЫ СУДЕЙСТВА: оценивают выступления групп в ЭГ три бригады по 3-
4 человека каждая, т.е. всего 9-12 судей.
Бригада А-1 оценивает техническую ценность композиции из 5,9 балла (+0,1 -бонус за особую ценность). В эту оценку входит ценность обязательных элементов (3,8 балла) и дополнительных трудностей (до 2,1 балла).
Бригада А-2 оценивает артистическую ценность композиции из 3,9 балла (+0,1 -бонус за особую ценность). Сюда входит оценка выполнения (соответствия) специфических требований, композиции, музыкальности, выразительности.
Бригада В оценивает качество исполнения композиции группой из 10 баллов традиционным для гимнастики способом - вычитанием сбавок за ошибки разной степени значимости и с учётом количества гимнасток, допустивших ошибки.
КОНТИНГЕНТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ: Соревнования по ЭГ проводятся в трёх возрастных категориях:
- дети - от 6-ти до 14-ти лет делятся на четыре подгруппы: 6-8 лет - «юный гимнаст»; 8-10 лет - 3 разряд; 10-12 лет - 2 разряд; 12-14 лет - 1 разряд;
- «юниоры» - гимнастки от 14-ти до 16-ти лет (кандидаты в мастера спорта);
- «синьоры» - гимнастки от 16-ти лет и старше (мастера спорта).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью выявления сущности ЭГ, её связи с художественной гимнастикой, специфических особенностей, состояния и перспектив развития нами в течении последних 5-ти лет проводились специальные наблюдения, беседы со специалистами, анализ правил соревнований, регистрация состава участниц, сбор результатов соревнований, сведений о численности гимнасток в команде, музыке, композициях на турнирах по ЭГ самого разного уровня от районных соревнований до этапов Кубка мира.
СВЯЗЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ: в процессе анализа материалов исследований установлено, что эстетическая гимнастика находится в близком родстве с художественной гимнастикой. Более того, она представляет собой своеобразное возрождение корневой сущности художественной гимнастики, поскольку многое из того, что так тщательно разрабатывали, что ценили и чем гордились основатели этого красивейшего вида спорта Р. А. Варшавская, Е.Н. Горлова, Т.Т. Варакина, Ю.Н. Шишкарёва и многие другие по объективным причинам олимпийского развития ХГ безвозвратно исчезло. Так, в числе главных обязательных элементов в ЭГ перечисляются разнообразные движения телом: волны, взмахи, наклоны, изгибы, скручивания, сжатия, расслабления, притом, что в арсенале средств художественной гимнастики этих элементов практически не стало. Однако именно эти движения служат прекрасным средством профилактики болезней позвоночника, суставов, сосудов и др.
Очевидно, что ЭГ доступна значительно большему числу девочек, девушек и женщин по целому ряду причин: во-первых, в этом виде гимнастики не требуются и не поощряются элементы на чрезмерную гибкость; во-вторых, далеко не все девушки обладают идеальными, с точки зрения ХГ, фигурами, а в группе исполнительниц, особенно в большой, недостатки фигуры нивелируются; в-третьих, в соревнованиях по ЭГ на любом уровне выступают не сборные, а клубные команды, что повышает шансы спортивного роста для любой трудолюбивой девочки.
Особого внимания заслуживает развитие ЭГ как студенческого вида спорта, поскольку возраст старших гимнасток («сеньорок») - от 16-ти лет и старше - как раз относиться к периоду студенчества и у нас, и в других странах. Однако в Финляндии и Эстонии в студенческие команды, как правило, входят девушки, которые серьёзно занимаются ЭГ по несколько лет, и в этих странах ЭГ - национальный вид спорта. А в России, Украине, Болгарии команды в основном состоят из бывших «художниц» - девушек, которые много лет занимались ХГ, достигли в этом виде спорта своего наи-
высшего уровня и решили продолжить спортивную карьеру в родственном виде спорта - в ЭГ. По нашему мнению, опыт России, Украины, Болгарии является положительным в том смысле, что после напряжённых тренировок гимнастки-«художницы» не уходят в «никуда», не бросают спорт резко и бесповоротно, что крайне вредно для здоровья молодых девушек, а продолжают своё спортивное совершенствование. К слову сказать, в этом вопросе аналогичного мнения придерживается и главный тренер сборной команды России по художественной гимнастике И.А. Винер, которая всецело поддерживает становление нового вида гимнастики и помогает ему.
Таким образом, между художественной и эстетической гимнастикой нет противоречий. Наоборот, они дополняют друг друга.
АНАЛИЗ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ: в ЭГ разработана вполне логичная и понятная система оценок выступления гимнастических групп, которая, однако, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, деление элементов всего на две группы трудности А и В в настоящее время явно недостаточно. Этих групп должно быть, как минимум, 3-4: простые элементы, средние, сложные, очень сложные. При этом пропорция, установленная для оценки разных сторон мастерства гимнасток кажется нам наиболее правильной и справедливой:
техническая ценность артистическая ценность исполнение
6 баллов 4 балла 10 баллов
Несколько путанной и нелогичной нам кажется оценка артистической ценности, по правилам ЭГ. Возможно, это связано с неточностью перевода правил с финского языка. Вместе с тем, следует признать, что более чётких и понятных критериев оценки композиции нам не приходилось видеть ни в одном из технико-эстетических видов спорта: +0,1 балла за наличие каждого. Назовём основные из них:
- композиция - единое целое;
- композиция выразительна и экспрессивна;
- композиция эстетична;
- выразительность и стиль доступны всей команде;
- композиция и музыка взаимосвязаны;
- музыка дополняет композицию;
- музыкальные части разнообразны по темпу и динамике;
- имеются кульминационные моменты.
Отметим, что в этом перечне не хватает лишь требования к «образности» композиции.
Кроме перечисленного, поощряется разнообразие: 1) во всех структурных элементах техники; 2) в построениях и передвижениях; 3) в уровнях (высоте) движений; 4) в темпе и 5) в динамике движений.
ЧИСЛО ГИМНАСТОК В КОМАНДЕ: в связи с тем, что в ЭГ разрешено выступать командой от 6-ти дл 10-ти человек произвольно, нас заинтересовало, будут ли тренеры искать оптимальную численность гимнасток и, если да, то с каких позиций. Оказалось, что в настоящее время количество гимнасток в команде определяется тем, сколько имеется в наличие спортсменок заданного возраста и подготовленности, а потому это количество в реальности колеблется от 6-ти до 10-ти человек во всех возрастных категориях. Некоторые рекомендации в этом вопросе удалось получить в процессе бесед с тренерами, в частности: 1) нечётное количество исполнительниц предпочтительнее, т.к. возможными становятся более оригинальные построения и перестроения, менее заметна «грязь»; 2) маленьких гимнасток должно быть больше, чтобы площадка не казалась пустой, старших гимнасток - меньше, чтобы им не было тесно.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР: в этом вопросе некоторые специалисты называют ЭГ «возвращением утраченных ценностей художественной гимнастики». Так ли это?
В 50-70 гг. прошлого века вместе с приглашением гимнастки на площадку назывался композитор и музыка, под которую она выступала. Это несло в себе колоссальную образовательную и воспитательную функцию и для спортсменок, и для тренеров, и для зрителей. На зарубежных соревнованиях по ЭГ представление команд и тренеров не принято, в связи с чем название музыкальных произведений не озвучивается. На отечественных соревнованиях лишь около 50% команд знают и называют имя композитора и музыку, под которую выступают. Таким образом, «возвращение к утраченным ценностям» в этом аспекте, к сожалению, не произошло. Что же касается музыкально репертуара, то здесь выявлена следующая тенденция (по убывающей): песенный репертуар (детский и взрослый), музыка из кинофильмов, мультфильмов, спектаклей, эстрадные мелодии, классическая музыка.
Однако отметим, что команда «Роксет» из Тулы победила на Чемпионате мира 2005 г. с музыкой Игоря Стравинского «Весна священная». Команда «Оскар» из Ростова-на-Дону завоевала Кубок мира с композицией на музыку Ара Гаваркян «Арцах», посвящённую памяти о геноциде армянского народа. Призёр многих международных соревнований эстонская команда «Пируэт» выступала с самой потрясающей композицией на музыку П.И. Чайковского I Концерт для фортепиано с оркестром. На юниорском уровне одно время остро соперничали команда «Роксет-джуниор» с композицией на музыку М.П. Мусоргского «Ночь на лысой горе» и команда «Юнона» с композицией на музыку А.И. Хачатуряна Адажио из балета «Спартак».
Таким образом, есть надежда, что на соревнованиях и по художественной, и по эстетической гимнастике всё чаще будет звучать музыка, представляющая собой великое культурное наследие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему сказанному, отметим, что эстетическая гимнастика сегодня
- это реально существующий и развивающийся вид спорта. В нём немало проблем организационного, информационного, политического, научного характера и др. Но в то же время этот гимнастический вид спорта, безусловно, имеет очень привлекательную соревновательную сущность, выход на мировую арену, отлаженную систему соревнований и судейства.
Контактная информация: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК КОЛЛЕДЖА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ
Инна Владимировна Кивихарью, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В работе рассматриваютя основные положения методики формирования профессионально-значимых физических качеств учащихся средних специальных учебных заведений инновационного типа.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, общеразвивающие упражнения, элементы народно-характерного танца, основная гимнастика, методика, физические качества.