Научная статья на тему 'Художественная гимнастика как вид спорта среди студентов'

Художественная гимнастика как вид спорта среди студентов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2596
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / ГИМНАСТИКА / СТУДЕНТ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / SPORTS / GYMNASTICS / STUDENT / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенова К.С., Парфенов Александр Сергеевич

Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Семенова К.С., Парфенов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHYTHMIC GYMNASTICS AS A SPORTAMONG STUDENT

Gymnastics as a sport and the whole system of physical education began in Ancient Greece. About the beneficial effects of regular gymnastics on the harmonious development of the personality was written and spoken by Homer, Aristotle and Plato. In addition to the usual for us, General developmental and special exercises gymnastics of the ancient Greeks has included swimming, running, wrestling, Boxing, riding (horse and chariot), etc. According to one version, the word "gymnastics" comes from the Greek "gumnos" (Nude): as you know, the ancient Greek athletes performed at the competition without clothes.

Текст научной работы на тему «Художественная гимнастика как вид спорта среди студентов»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ВИД СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Семенова К. С. студентка группы 21-ТБ ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел, Россия

Научный руководитель Парфенов Александр Сергеевич

кандидат педагогических наук доцент кафедры «(Физической культуры» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел, Россия

RHYTHMIC GYMNASTICS AS A SPORTAMONG STUDENT

Semenova K. S. student group 21-TB Orel State University, Orel, Russia

Supervisor Parfenov Aleksandr Sergeevich Ph.D, associate professor department of «(Physical culture»

Orel State University, Orel, Russia

Аннотация. Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Гоеции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «(гимнастика» происходит от греческого «(gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

Summary. Gymnastics as a sport and the whole system of physical education began in Ancient Greece. About the beneficial effects of regular gymnastics on the harmonious development of the personality was written and spoken by Homer, Aristotle and Plato. In addition to the usual for us, General developmental and special exercises gymnastics of the ancient Greeks has included swimming, running, wrestling, Boxing, riding (horse and chariot), etc. According to one version, the word "gymnastics" comes from the Greek "gumnos" (Nude): as you know, the ancient Greek athletes performed at the competition without clothes.

Ключевые слова. Спорт, гимнастика, студент, образ жизни.

Keywords. Sports, gymnastics, student, lifestyle.

Художественная гимнастика — это вид спорта, в котором выполняются под музыку различные гимнастические и танцевальные упражнения без предметов или с предметами (ленты, скакалки, обручи, булавы, мячи).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на

соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповом упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не менее 1 минуты 15 секунд и не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) - олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).

Выступления с недавнего времени оцениваются по двадцати балльной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Художественная гимнастика — достаточно молодой вид спорта, который обязан своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал общемировую признательность и имеет многочисленных поклонников по всему миру.

В 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» — Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

В апреле 1941 года, был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, также, как и всего советского спорта практически остановилось из-за Великой Отечественной Войны.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 — создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта.

Гимнастики начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходит первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу — москвичку Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде советская гимнастка Галима Шугурова становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно. 1980 — стал для художественной гимнастики поворотным. После завершения Олимпийских игр в Москве на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году, когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анжелесе канадка Лори Фанг/ Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте — Екатерина Серебрянская, в Сиднее- Юлия Барсукова, в Афинах — Алина Кабаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях. Система оценок и судейство

Международная федерация гимнастики в 2001, 2003 и 2005 годах меняла систему оценок для того, чтобы подчеркнуть технические элементы и уменьшить субъективность оценок. До 2001 года оценка выставлялась по 10-и балльной шкале, в 2003 была изменена на 30-и балльную шкалу и на 20-и балльную шкалу в 2005.

Нельзя не отметить тот факт, что оценка результатов выступлений в этом виде спорта - вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из-за неравноценного отношения к спортсменам. Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток — лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты — мочегонные средства, которые, в свою очередь,

запрещены антидопинговым комитетом.

Особенности занятиями художественной гимнастикой.

Первые шаги в художественной гимнастике желательно начинать в 3-5 лет, т.к организм ребенка в этом возрасте гораздо более восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет. Если сравнивать художественную гимнастику со спортивной гимнастикой, то художественная — более безопасный и доступный вид спорта. Однако предъявляются довольно высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие спортсменки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, выносливость, ловкость, дисциплинирует человека, совершенствуя его тело, учит владеть им красиво и грациозно, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Художественная гимнастика в России.

С первых дней существования Советского государства на предприятиях, заводах, фабриках, в учебных заведениях начали создаваться группы женской гимнастики. Их целью было укрепление здоровья, повышение работоспособности, развитие физических качеств женщин. Однако уровень занятий в этих группах был невысок. В то время особенно остро ощущался недостаток в подготовке квалифицированных кадров для работы с женскими коллективами. В 1923 г. по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского была создана "Студия пластического движения", руководимая 3.Д. Вербовой. Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию, биомеханику, политграмоту. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов. Для подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической культуры в Москве в 1934 г. была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М.Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры им. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения. В 1945 г. Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР проводилась конференция, которая приняла решение о развитии гимнастики для женщин со спортивной направленностью, получившей название "художественная гимнастика". 22 октября 1946 г. был опубликован приказ Всесоюзного комитета "О развитии художественной гимнастики для женщин", который явился официальным признанием нового вида спорта.

Историю советской гимнастики как полноценного вида спорта можно условно поделить на два периода. Первый период (1947-1963 г.г.) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики. Первые

соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (I - в Таллине в 1947 г., II - в Тбилиси в 1948 г.), а в 1949 г. состоялось первое лично-командное первенство страны. Спортивная классификация, опубликованная в 1950 г., сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах. Программа для мастеров спорта, введенная в 1954 г., способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений. С 1963 г. начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с 1963 г.) и Европы (с 1978 г.). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Как вид спорта художественная гимнастика возникла и сформировалась в СССР в 40-е г.г. В 1945 г. создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 г. в Федерацию СССР. В конце 40-х г.г. разработаны классификационная программа и правила соревнований. С 1949 г. ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 г. - соревнования на Кубок СССР, с 1966 г. -всесоюзные детские соревнования. Становление и развитие художественной гимнастики связано с деятельностью педагогов и тренеров: М.Т. Окунева, А.Н. Ларионовой; спортсменок - А.Р. Башниной и др. В конце 50-х - начале 60-х после показательных выступлений советских гимнасток в ряде стран, художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) видом спорта. С 1963 в нечётные годы ФИЖ проводит чемпионаты мира: с начала 70-х г.г. организуются международные соревнования - на Кубок Интервидения, на призы газеты "Студенческая трибуна" (НРБ), "8 марта" (ЧССР), "Золотой обруч" (СССР). Абсолютными чемпионками мира были: Л.П. Савинкова, Е.А. Карпухина, Г.А. Шугурова, И.И. Дерюгина (СССР). Всероссийская федерация художественной гимнастики образована в 1991 году; объединяет организации 62-х субъектов РФ.

Травмоопасность от занятий.

Как показывает тренировочная практика, большинство травм в художественной гимнастике носят хронический характер. Острые травмы встречаются менее часто. Такая ситуация легко объяснима: хронические боли спортсмен терпит годами, продолжая упорно тренироваться, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Они обусловливаются многократным повторением одного и того же движения. Подобное поведение приводит к тяжелым и, по сути, необратимым последствиям. Как пример, вспомним Ляйсан Утяшеву, которая с множественными переломами ладьевидной кости одной ноги и расхождением костей ступни другой ноги продолжала тренироваться и выступать на различных соревнованиях.

Острые травмы - это травмы быстрого реагирования (растяжения, ушибы, вывихи разной степени сложности и так далее). Их легче диагностировать, а значит можно своевременно вылечить. Эти травмы также неприятны с точки зрения болевых ощущений, но они позволяют тренерам и врачам строить тренировочный процесс таким образом, чтобы предотвратить возможность появления рецидивов. После реабилитационного курса гимнастки быстро восстанавливают свою

спортивную форму и легко вливаются в соревновательную жизнь. По статистическим данным, чаще всего травмируются нижние конечности, на которые приходится большая часть нагрузок; затем идут туловище и спина (в частности, поясничный отдел); верхние конечности и шейный отдел. Большинство травм связано либо с недоработанной техникой исполнения отдельных элементов, либо с неправильной методикой обучения тренерами юных гимнасток. Возможен и третий вариант, когда в художественную гимнастику приходят девочки, которые по медицинским показаниям не могут заниматься этим сложнейшим видом спорта. К сожалению, случаи попадания в спортивные школы подобных детей - не редкость: очень многие родители приводят дочек на занятия, чтобы воплотить в жизнь свои нереализованные мечты или для восстановления ослабленного здоровья ребенка. Однако не стоит забывать, что занятия художественной гимнастикой ни коим образом не помогут в решении таких задач. Это очень специфический вид спорта, требующий, помимо природных способностей именно к этой дисциплине, крепкого здоровья. Причем под крепким здоровьем понимается не только хорошая иммунная система, но и отсутствие таких недугов, как миопия всех степеней тяжести, сколиоз, плоскостопие и некоторые другие заболевания.

Требование абсолютного здоровья у потенциальных и сложившихся гимнасток связано еще и с тем, что в связи с достаточно серьезными нагрузками, переносимыми спортсменками с самого раннего возраста (с трех - четырех лет), вышеперечисленные недуги могут не только не пройти, но и ухудшиться.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия, - 3-е изд. - Т. 16. - Москва, 1988.

2. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. Пособие / М. Я. Виленский. А. Г. Горшков. - Москва : Гардарики, 2007. - 218 с.

3. Журавина М. Л., Гимнастика : учебное пособие / под ред Н. К. Меньшиковой. — Москва : Академия, 2005. — 448 с.

4. Лисицина Т. С. Художественная гимнастика : учебник — Москва: Физкультура и спорт, 1982. — 232 с.

5. Всероссийская федерация художественной гимнастики. - Режим доступа: www.vfrg.ru.

__£

References

1. Great Soviet Encyclopedia - 3rd ed. - T. 16. - Moscow, 1988.

2. Wilensky M. J. Physical training and a healthy lifestyle, student: Proc . Benefit / M. J. Wilensky, A. G. Gorshkov. - Moscow: Gardariki, 2007. - 218 p.

3. Zhuravin M. L. Gymnastics : training manual / edited by N. K. Menshikova . -Moscow : Academy, 2005. - 448 p.

4. Lisitsina T. S. Rhythmic gymnastics : a tutorial - Moscow : Physical Culture and Sports, 1982. - 232 p.

5. All-Russian Rhythmic Gymnastics Federation. - Access: www.vfrg.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.