Научная статья на тему 'Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве'

Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
465
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / СУДЕЙСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / RHYTHMIC GYMNASTICS / REFEREEING / MASTERY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Винер Ирина Александровна, Шишковская Мария, Пирожкова Екатерина Александровна

Проведен анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике 2010 года. Определены направления перспективного развития мировой художественной гимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Винер Ирина Александровна, Шишковская Мария, Пирожкова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow

The analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics of 2010 is carried out. Directions of perspective development of world rhythmic gymnastics are defined.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве»

УДК 796.412.2

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКЕ В МОСКВЕ

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой,

Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный тренер России, президент Федерации художественной гимнастики РФ Мария Шишковская, Президент технического комитета Международной федерации художественной гимнастики,

Екатерина Александровна Пирожкова, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Проведен анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике 2010 года. Определены направления перспективного развития мировой художественной гимнастики.

Ключевые слова: художественная гимнастика, судейство, исполнительское мастерство.

THE ANALYSIS OF RESULTS OF THE WORLD CHAMPIONSHIP ON RHYTHMIC GYMNASTICS IN MOSCOW

Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor,

managing chair,

Irina Aleksandrovna Wiener, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Deserved trainer of Russia, president of Federation of rhythmic gymnastics of the Russian

Federation

Maria Shishkovsky, the President of technical committee of the International federation of

rhythmic gymnastics,

Ekaterina Aleksandrovna Pirozhkova, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics of 2010 is carried out. Directions of perspective development of world rhythmic gymnastics are defined.

Keywords: rhythmic gymnastics, refereeing, mastery.

Исследования результатов чемпионата мира - 2010 года в Москве позволили проследить, с одной стороны - динамику всех компонентов исполнительского мастерства гимнасток в мире (сложность соревновательных программ; композиционное построение; техническое исполнение и артистичность), с другой - адекватность системы оценки, а также определить тенденции развития художественной гимнастики в мире.

Гимнастки, выступающие на мировом помосте, продемонстрировали различный уровень сложности соревновательных программ. Диапазон оценок по каждому виду многоборья у гимнасток, выступающих в индивидуальных упражнениях, представлен на таблице 1, в групповых упражнениях - на таблице 2.

Анализ результатов соревнований свидетельствует о том, что максимального уровня по данному компоненту (D) не достигли гимнастки ни одной страны, как в личных, так и в групповых упражнениях. Как видно из таблиц существует большая перспектива для совершенствования сложности соревновательных программ у спортсменок всех стран, включая финалисток.

Развитие сложности соревновательных композиций гимнасток происходит как за счет создания новых форм движений телом, предметами, так и за счет объединения их в связки.

Таблица 1

Диапазон оценок за сложность, артистичность и исполнение в многоборье, _______индивидуальные программы (24 участницы, оценки в балах)____________

Виды многоборья D A E

Самая высокая оценка Самая низкая оценка Самая высокая оценка Самая низкая оценка Самая высокая оценка Самая низкая оценка

Скакалка 9,55 7,825 9,8 8,35 9,6 7,95

Обруч 9,7 7,725 9,8 8,35 9,6 8,15

Мяч 9,75 7,3 9,9 8,2 9,7 8,0

Лента 9,55 7,85 9,7 8,3 9,6 8,05

Таблица 2

Диапазон оценок за сложность, артистичность и исполнение в многоборье, групповые упражнения (29 команд, оценки в баллах)___________

Виды многоборья D A E

Самая высокая оценка Самая низкая оценка Самая высокая оценка Самая низкая оценка Самая высокая оценка Самая низкая оценка

5 Обручей 9,3 5,925 9,45 7,04 9,1 7,95

3 ленты + 2 скакалки 9,5 3,55 9,4 6,6 8,9 4,0

Изучая композиционное построение соревновательных программ гимнасток, были проанализированы упражнения и показано, какие элементы из каких структурных групп составляют содержание соревновательных композиций на всех видах многоборья.

Результаты свидетельствуют о том, что не все элементы Code FIG используются в упражнениях равномерно. Некоторые элементы включены в 90 % композиций, другие же элементы не используются совсем. Это ведет к сужению содержания композиций гимнасток, что приводит к снижению зрелищного эффекта.

Об уровне исполнения соревновательных программ свидетельствуют оценки (таблиц 1 и 2). Несмотря на то, что многие гимнастки мира технически грамотно выполняют упражнения и их уровень достигает 9,7 - 9,6 баллов, максимальной оценки на чемпионате мира -2010 не наблюдалось. А минимальная оценка была - 7,95 баллов (в упражнении со скакалкой).

Наблюдались потери предметов, что несколько снижает зрелищность соревнований. Так, например, в квалификации, где выступали 132 гимнастки (по 4 упражнений каждая), отмечаем следующее.

Потери предметов:

- скакалка + обруч - 43 потери без выхода предмета и гимнастки за площадку;

- мяч + лента - 52 потери без выхода предмета и гимнастки за площадку;

- + 6 раз узлы на ленте;

- потери предметов с выходом предмета и гимнастки за площадку - 17 раз.

Многоборье - 24 человека по 4 упражнения:

- потеря предметов без выхода за площадку - 11 раз + 1 узел на ленте;

- потери с выходом предмета и гимнастки за площадку - 2 раза.

Финалы в отдельных видах (по S человек в каждом виде):

- скакалка - 1 потеря с выходом предмета и гимнастки за площадку;

- обруч - 1 потеря без выхода + 1 потеря с выходом предмета и гимнастки за площадку;

- мяч - 1 потеря без выхода + 1 потеря с выходом предмета и гимнастки за площадку;

- лента - без потерь.

Таким образом, совершенствование технического мастерства ведет к повыше-

нию качества исполнения композиций, и эта задача стоит перед всеми гимнастками мира.

Высокое исполнительское мастерство гимнастки всегда в выгодном свете отличает её от спортсменки, которая обладает всего лишь хорошей технической подготовленностью. Гимнастка должна довести всю программу в целом до такого совершенства, чтобы её техническое содержание оказалось доступным для восприятия зрителей. Когда гимнастке удается соединить элегантность исполнения, разнообразие, свободу движений, амплитуду движений с преодолением сложности и раскованности и всё это во впечатляющей динамике, гимнастка создает композицию, излучающую богатство внутреннего содержания и гармонию, которые и выдают виртуоза. В настоящее время многие гимнастки технически грамотно выполняют сложные упражнения. Поэтому большой удельный вес в исполнительском мастерстве приобретает такой фактор, как артистичность. [1-3].

Анализируя оценки за артистичность (А) мы увидели, что не все гимнастки мира демонстрируют виртуозность исполнения (табл. 1, 2).

Анализ соревновательных программ гимнасток показал, что, например, в квалификации из 132 человек (по четыре упражнения выполняла каждая гимнастка - всего 428 комбинаций):

• 207 раз музыка использовалась как «фон»;

• 26 раз упражнения заканчивались после окончания музыкального сопровождения;

• 9 раз упражнения заканчивались раньше окончания музыкального сопровождения.

Для того, чтобы упражнения гимнасток не теряли зрелищный эффект необходимы дополнения к правилам соревнований, которые будут способствовать совершенствованию оценки за эстетический аспект.

Анализ результатов чемпионата мира-2010 в Москве позволил определить тенденции развития художественной гимнастики в мире:

1. Соревновательные композиции гимнасток стали более динамичными во всех видах многоборья;

2. Соревновательные программы насыщены сложнокоординационными элементами тела и предметов;

3. Наблюдается разноструктурность жанров музыкальных сопровождений соревновательных композиций;

4. Расширилась география занимающихся художественной гимнастикой (появились страны, в которых раньше художественная гимнастика не культивировалась);

5. Расширилась география медалей и финалисток (медалистками и финалистками становятся спортсменки из тех стран, которые не являются традиционно гимнастическими).

ЛИТЕРАТУРА

1. Винер, И.А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне / ИА. Винер, Р.Н. Терёхина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 15-18.

2. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.

3. Плеханова, М.Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 65-68.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.