ствования, это и является базисом педагогики сотрудничества студент-педагог.
Личностно-индивидуальный метод базируется на определении психолого-педагогической характеристики студента с использованием опросников, разработанных Айзенк-Русаловой, Я. Стреляу, что позволяет:
- педагогически правильно определять игровую функцию студента (защитник, нападающий);
- проводить разборы матчей студентов, акцентируя внимание на положительные стороны игровой деятельности.
Пакет диагностических методик, предусматривают изучение особенностей поведения студентов, их способностей, самочувствия, отношения к учёбе, спортивной деятельности, взаимоотношений в команде и вне её.
Соревновательный метод заключался в участии в играх любительской лиги среди 20 команд (диапазон пульса составил от 110 уд/мин до 200 уд/мин).
Под соревновательным методом понимается участие студентов в играх 20 команд любительской лиги г. Ташкента, которая проходила в спортивном зале Ташкентского университета информационных технологий, где команда занимала ведущие места.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1996. - 134 с.
2. Массовая физическая культура в вузе : учебное пособие / под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. - М. : Высшая школа, 1991. - 240 с.
REFERENCES
1. Godik, M.A. (1996), Control of training and competitive loads, Physical culture and sport, Moscow.
2. Ed. Maslyakov, V.A. and Matyazhov, V.S. (1991), Mass physical culture in higher education institution: the education guidance, The higher school, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2017
УДК 796.412.2
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ - 2016 В БРНО (ЧЕХИЯ)
Людмила Алексеевна Карпенко, кандидат педагогических наук, профессор, Светлана Анатольевна Жигарева, аспирант, Оксана Витальевна Шашкина, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Данная статья посвящена анализу результатов важнейшего события в мире эстетической гимнастики - чемпионату мира 2016 года, позволяющее определить соотношение сил лучших спортсменок на мировой арене. Результаты соревнований свидетельствуют о том, что уровень исполнительского мастерства спортсменок из разных стран постоянно растет, побеждать становится все сложней. В статье представлены результаты в командных соревнованиях - индивидуальном первенстве и общекомандном зачете. Результаты чемпионата мира показали, что российские гимнастки по-прежнему являются сильнейшими спортсменками в мире, однако конкурирующие страны показали также высокий результат, чему свидетельствуют показатели в турнирных таблицах.
Ключевые слова: эстетическая гимнастика, итоги чемпионата мира, исполнительское мастерство.
ANALYSIS OF WORLD CHAMPIONSHIPS IN AESTHETIC GROUP GYMNASTICS - 2016 IN BRNO (CZECH REPUBLIC)
Lyudmila Alekseevna Karpenko, the candidate of pedagogical sciences, professor, Svetlana Anatolievna Zhigareva, the post-graduate student, Oksana Vitalyevna Shashkina, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article analyzes the results of the most important events in the world of aesthetic gymnastics, which allows determining the balance of power of the best athletes on the world stage, the World Cup in 2016. Competition results show that the level of performance of the athletes from the different countries is growing; it is becoming more difficult to win. The article presents the results in the team competitions -individual championship and team events. The results of the World Cup showed that Russian gymnasts are still the strongest athletes in the world, but the competing countries have also showed good results, as evidenced by the indicators in the standings.
Keywords: aesthetic group gymnastics, results of the World Cup, performing skills.
В г. Брно (Чехия) с 10 по 12 июня 2016 года прошел чемпионат мира по эстетической гимнастике среди сеньорок и юниорок. Программа чемпионата мира среди сеньорок включает в себя соревнования в индивидуальной программе (командные соревнования) и общекомандный зачет среди участвующих стран. Приняли участие 34 команды из 17 стран, в том числе 3 команды из России.
На чемпионате мира спортивная сборная команда Российской федерации по эстетической гимнастике (http://vfeg.ru/ru/page.php) завоевала: 1 золотую медаль - команда «Экспрессия», и 1 бронзовую медаль - команда «Мадонна», а также наша команда стала победителем в командном зачете. В зачет пошли лучшие оценки 3 команд («Экспрессия», «Мадонна», и «Небеса»).
Гимнастки, выступающие на мировой арене, продемонстрировали различный уровень сложности соревновательный программ. Спортсменки из России продолжают устойчиво занимать лидирующие позиции на мировом помосте с явным преимуществом в уровне исполнительского мастерства. Итоги соревнований представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Итоги чемпионата мира - сеньорки (предварительные и финальные соревнования) Чехия, г. Брно, 10.06.2016 г. - 12.06.2016 г._
Место Экспертная оценка (баллы)
Название команды и а £ О ТЦ АЦ ИСП Итог за первый день ТЦ АЦ ИСП Итог за второй день Сумма баллов
1 Expressia RUS 5,85 3,9 9,45 19,2 5,9 3,7 9,6 19,2 38,4
2 Minetit FIN 5,8 3,8 9,6 19,2 5,8 3,75 9,6 19,15 38,35
3 Madonna RUS 5,8 3,75 9,35 18,9 5,95 3,6 9,3 18,85 37,75
4 OVO Team FIN 5,8 3,7 9,3 18,8 5,7 3,65 9,3 18,65 37,45
5 Team Japan JPN 5,7 3,6 9,05 18,35 5,7 3,55 9,2 18,45 36,8
6 National Team BGR 5,55 3,6 9,15 18,3 5,7 3,5 9,1 18,3 36,6
7 GC Ritmica Perfetto EST 5,4 3,45 8,65 17,5 5,4 3,35 8,3 17,05 34,55
8 INFE Barcelona ESP 5,3 3,25 8,35 16,9 5,3 3,25 8,35 16,9 33,8
9 Team Shoin JPN 5,05 3,45 8,5 17 5,05 3 8,6 16,65 33,65
10 Ciutad de Barcelona Cusi ESP 4,95 3,3 8,35 16,6 4,95 3,1 8,55 16,6 33,2
11 GC Janica Tallin EST 4,9 3 8,15 16,05 5,1 3,15 8,4 16,65 32,7
12 Rhythmic Expressions CAN 4,7 3 8 15,7 4,9 2,8 8,1 15,8 31,5
13 TJ Sokol Velky Tynec CSE 4,7 2,95 7,95 15,6 4,4 2,5 7,65 14,55 30,15
14 Team Mexico MEX 4,3 2,55 7,05 13,9 4,4 2,4 7 13,8 27,7
В таблице присутствуют результаты только тех команд, которые вышли в финальные соревнования. От страны такая возможность есть только у 2 команд. Основными соперниками российских гимнасток являются спортсменки из Финляндии, Болгарии, Эстонии, Японии. Финские команды «МшеШ» и «ОУО Теат» уже который год не уступают
позиции и создают основную конкуренцию российским командам.
Анализ результатов соревнований свидетельствует о том, что максимального уровня в оценивании каждой судейской бригад не достигли гимнастки ни одной страны. Как видно из таблиц существует большая перспектива для совершенствования сложности соревновательных программ, исполнительского мастерства у спортсменок всех стран, включая финалисток.
Несмотря на то, что многие гимнастки мира технически грамотно выполняют соревновательные программы, их уровень достигает 5,95 из возможных 6,0 баллов. А минимальная оценка в технической ценности была 4,3 балла. Некоторые элементы все чаще повторяются в композициях команд в разной последовательности. Это ведет к сужению содержания композиций гимнасток, что приводит к снижению зрелищного эффекта.
В результатах артистической ценности, наблюдается диапазон оценок от 3,9 баллов до 2,4 из максимальных 4,0 баллов. Итоговая оценка складывается из суммы различных разделов: мастерство гимнасток, структура композиции, артистическая выразительность. В эстетической гимнастике важно не только точно, синхронно и выразительно исполнить композицию. Необходимо показать тему («историю») в композиции, а значит хорошо продумать либретто, подобрать музыкальное сопровождение, создать образ в сочетании с костюмом, а также грамотно разложить и структурировать композицию. Наблюдается разноплановость жанров музыкальных сопровождений соревновательных программ. Все больше предпочтение отдается классическим произведениям.
Максимальные сбавки прослеживаются в бригаде исполнения - от 9,6 баллов до 7,0 из возможных 10,0 баллов. В групповых выступлениях особенно трудно добиться максимального балла, поскольку оценивание идет сразу нескольких гимнасток.
Анализ результатов гимнасток, выступающих в командных соревнованиях, позволил выявить соотношение сил на мировой гимнастической арене в командном зачете (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты гимнасток в командном зачете на чемпионате мира - 2016
Место Страна Команды Оценка Соревнования Итоговый результат
Expressia 19,2 финальные
1 Россия Madonna 18,9 предварительные 55,65
Nebesa 17,55 предварительные
Minetit 19,2 предварительные
2 Финляндия OVO Team 18,8 предварительные 55,15
Team Vantaa 17,15 предварительные
Team Japan 18,45 финальные
3 Япония Team Shoin 16,9 финальные 52,25
JWCPE AGG Team 16,9 предварительные
TJ Sokol Velky Tynec 15,6 предварительные
4 Чехия TJ Gumarny Zubri 14,65 предварительные 44,85
SC MG Mantila Brno 14,6 предварительные
Team Aida 13,15 предварительные
5 Дания Team Luna 12,9 предварительные 38,7
Team Embla 12,65 предварительные
6 Эстония GC Rytmica Perfetto 17,5 предварительные 34,15
GC Janica Tallin 16,65 финальные
7 Испания INEF Barcelona 17 предварительные 33,6
Ciutad de Barcelona Cusi 16,6 финальные
8 Болгария National Team 18,3 финальные 33,5
Etar Elite 15,2 предварительные
9 Италия Nervianese Team Minerva 13 предварительные 25,25
Ginnastica Alba 12,25 предварительные
10 Канада Rhythmic Expressions 15,8 финальные 15,8
11 Фарерские острова Team Hulda 15,45 предварительные 15,45
11 Австрия Tanzfabrik 15,45 предварительные 15,45
12 Украина Alcor Avangard 15,35 предварительные 15,35
Место Страна Команды Оценка Соревнования Итоговый результат
13 Венгрия Gracia Fair SE 14 предварительные 14
14 Мексика Team Mexico 13,9 предварительные 13,9
16 Норвегия NJARD 13,25 предварительные 13,25
16 США YAGA Academy 13,15 предварительные 13,15
17 Турция EGE University 6,55 предварительные 6,55
Командные соревнования показали, что российские спортсменки и в общекомандном зачете продолжают удерживать лидерство, имея явное преимущество в исполнительском мастерстве перед основными соперниками. Общий результат нашей сборной составляет 55,65 баллов. Из таблицы 2 следует, что основным конкурентом для нашей сборной является команда Финляндии, занявшая второе место с результатом 55,15. Разница оценок составляет всего 0,5 балла. На третьем месте команда Японии с суммой баллов 52,25.
Таким образом, анализируя итоги чемпионата мира 2016 года, мы определили тенденции развития эстетической гимнастики в мире:
• Расширилась география занимающихся эстетической гимнастикой. Появились страны, в которых эстетическая гимнастика раньше не культивировалась.
• Наблюдается рост исполнительского мастерства гимнасток. Соревновательные композиции гимнасток становятся все более динамичными.
• Соревновательные программы насыщены сложными элементами, взаимодействиями и акробатическими поддержками.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2017
УДК 371.7
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ УШУ
Олег Олегович Кастальский, кандидат педагогических наук, доцент,
Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК)
г. Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается влияние занятий с применением методов гимнастики ушу на развитие внимания детей младшего школьного возраста. Рассматриваются основные психофизиологические особенности младших школьников. Показаны основные принципы влияния восточной гимнастики на организм занимающегося. Выдвинута гипотеза о положительном влиянии ушу на развитие внимания детей дошкольного возраста. В качестве доказательства положительного влияния, представлены результаты экспериментальной и контрольной групп.
Ключевые слова: ушу, внимание, способность, развитие, результат.
DEVELOPMENT OF ATTENTION AMONG CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE THROUGH THE USE OF WUSHU
Oleg Olegovich Kastalsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
The article examines the impact of training by using the methods of gymnastics Wushu on the development of attention among the children of primary school age. It discusses the basic psychophysiological characteristics of the junior schoolchildren. The article shows the basics of the Eastern gymnastics influence on the body. The hypothesis has been proposed upon the positive influence of the martial