В 2019-2024 годах владельцам малого и среднего бизнеса должны выдать кредиты под залог прав на ИС общей суммой 31 млрд рублей. При этом предполагается, что в 2019-м объем кредитов составит не менее 1 млрд рублей, а в 2024-м — не менее 10 млрд. На субсидии в 2019 году предусмотрено 40 млн рублей, а всего до 2024 года — 640 млн.
Банком России проводится огромная работа по поддержке субъектов МСП. Так Банк России утвердил дорожную карту по развитию финансирования субъектов МСП. Разработан ряд мероприятий, реализация которых будет способствовать снижению процентной ставки по кредитам МСП субъектам малого и среднего предпринимательства , повышению информированности участников рынка о состоянии кредитования сегмента МСП, обеспечению доступности финансовых услуг.[3]
Данный сектор экономики должен стать для банковской системы привлекательным и перспективным.[5] Государству, банковскому сектору необходимо создать все условия, чтобы МСП стало решающим фактором в обеспечении экономического роста России. Поддержка МСП особенно важна сейчас, когда наблюдается сокращение числа субъектов МСБ в условиях пандемии.
В сложившихся условиях дальнейшее развитие этого сектора экономики является должно стать приоритетом социально-экономической политики Российской Федерации.
Источники:
1. Федеральный закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
2. Бусыгина Е.С. Альтернативные источники финансирования для бизнеса//Управленческий учет и финансы 01(61)2020]
3. Дорожная карта" Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства» (https://www.cbr.ru/press/event/?id=9530).]
4. Статистический бюллетень «Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства».: Москва, 2020 № 4 Сентябрь
5. Узденова Ф.М. Банки и малый бизнес в Карачаево-Черкесской республике: проблемы и перспективы//Региональная экономика: теория и практика №9 (240) - 2012.
References:
1. Federal law of 24.07.2007 N 209-FZ (as amended on 01.04.2020) "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation"
2. Busygina E.S. Alternative sources of financing for business // Management accounting and finance 01 (61) 2020]
3. Roadmap "Bank of Russia for the development of financing of small and medium-sized businesses" (https://www.cbr.ru/press/event/?id=9530).]
4. Statistical bulletin "Lending to small and medium-sized businesses" .: Moscow, 2020, No. 4 September
5. Uzdenova F.M. Banks and Small Business in the Karachay-Cherkess Republic: Problems and Prospects // Regional Economy: Theory and Practice No. 9 (240) - 2012.
10.24412/2309-4788-2021-10988
М.Ю. Шадиева - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерскийучет, анализ и аудит» ФГБОУВО «Ингушский государственный университет»,
M.Yu. Shadieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Accounting, Analysis and Audit" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ingush State University";
Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
B.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ CURRENT ASPECTS OF THE MECHANISM OF INTERACTION OF GOVERNMENT AND ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN CONTEMPORARY CONDITIONS
Аннотация. Социально-экономическое развитие России в современных условиях обеспечивается рядом факторов, которые в достаточной степени объективно определяют перспективы общества и государственности. Наиболее актуальным из них на сегодняшний день является развитие культуры взаимоотношений государства, бизнеса и общества, представляющее собой мощный источник благоприятного развития экономических систем и успешного решения социальных проблем.
Объективная оценка современного социально-экономического развития России показывает, что сами процессы, а также видимые результаты взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур, глубоко не совершенны. На сегодняшний день между властью и бизнесом в России сформировался
достаточно колоритный вертикальный тип контракта, обладающий рядом характерных особенностей. Нельзя говорить об основных аспектах механизма взаимодействия власти и бизнеса, не затронув актуальные проблемы. Согласно результатам множественных исследований, в настоящее время на первом месте среди проблем взаимодействия властных и предпринимательских структур, находятся непрозрачность и непредсказуемость принятия некоторых государственных решений
Abstract. The socio-economic development of Russia in modern conditions is provided by a number of factors that sufficiently objectively determine the prospects of society and statehood. The most relevant of them today is the development of a culture of relations between the state, business and society, which is a powerful source of favorable development of economic systems and successful solution of social problems.
An objective assessment of the current socio-economic development of Russia shows that the processes themselves, as well as the visible results of interaction between government bodies and business structures, are deeply imperfect. To date, a rather colorful vertical type of contract has formed between the government and business in Russia, which has a number of characteristic features. It is impossible to talk about the main aspects of the mechanism of interaction between government and business without touching upon topical issues. According to the results of multiple studies, currently in the first place among the problems of interaction between government and business structures are the opacity and unpredictability of some government decisions.
Ключевые слова: экономика, государство, бизнес, общество, властные и предпринимательские структуры.
Keywords: economy, state, business, society, government and business structures.
Социально-экономическое развитие России в современных условиях обеспечивается рядом факторов, которые в достаточной степени объективно определяют перспективы общества и государственности. Наиболее актуальным из них на сегодняшний день является развитие культуры взаимоотношений государства, бизнеса и общества, представляющее собой мощный источник благоприятного развития экономических систем и успешного решения социальных проблем.
Сотрудничество власти и бизнеса, фундаментом которого является осуществление определенных действий каждого из субъектов в направлении другого, и обеспечение баланса интересов взаимодействующих сторон, представляет собой не что иное, как взаимодействие властных и предпринимательских структур. Эффективность такого взаимодействия в рамках отношений «государство-бизнес-общество» определяется характером отношений власти и бизнеса (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема взаимодействия властных и предпринимательских структур
Объективная оценка современного социально-экономического развития России показывает, что сами процессы, а также видимые результаты взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур, глубоко не совершенны. Многолетний опыт других стран, с развитыми рыночными отношениями, демонстрирует эффективный и многоуровневый механизм данного взаимодействия. Для него характерны следующие уровни взаимодействия: федеральный, региональный, отраслевой, муниципальный. Кроме этого, характерна совокупность таких факторов, как эффективность производства, занятость, промышленная политика, доходы населения, информационное обеспечение и др. В настоящее время в стране насчитывается около 3000 объединений предпринимателей, функционирующих на всех вышеназванных уровнях.
Безусловно, процесс взаимодействия институтов государственной власти и предпринимательства видоизменяясь находится в постоянном развитии. Однако, широко распространена ситуация, когда не все представители бизнеса принимают происходящие перемены и способны адаптировать свое поведение к новым условиям ведения бизнеса, а это, в свою очередь, приводит к тому, что в современной России инициатором институционального оформления новой схемы взаимодействия власти и бизнеса чаще всего выступают именно федеральные органы власти. Как следствие, на сегодняшний день между властью и бизнесом в России сформировался достаточно колоритный вертикальный тип контракта, обладающий рядом характерных особенностей. Прежде всего, речь идет об асимметричном контракте, в котором предусмотрено неравенство прав и обязанностей сторон. Заключается это в том, что правами обладает государство (его представители), а обязанностями - бизнес. Кроме того, неравенство сторон выражается и в контрактах с нечетким закреплением прав собственности и условий договора в целом, что всегда провоцирует различного рода манипуляции в зависимости от ситуации. Следующим моментом, который нужно выделить отдельно, является избирательный и персонифицированный договор, когда государством создаются все условия для манипулирования уровнем контроля, или поддержки того или иного бизнеса с использованием избирательных стимулов и избирательным привлечением к ответственности. И конечно, все это многократно усугубляется искажением информации, которой располагают стороны, отсутствием механизмов контроля деятельности государства и трудностью укрепления позиций общества. Можно предположить, что причины такой гипертрофированной роли государственной власти в России имеют глубокие исторические, политические и культурные корни, а также обусловлены территориальными и климатическими условиями развития российской государственности.
Эти данные подтверждают результаты опроса населения, размещенных в открытых интернет-источниках.
Анализируя данные различных опросов населения о трудностях, с которыми сталкиваются желающие открыть свой бизнес, можно смело утверждать, что серьезные препятствия развитию предпринимательства в России лежат в большей степени в сфере государственного влияния на экономические процессы, поскольку ведущей функцией государства является стратегическая, обеспечивающая благоприятные условия для функционирования рынка и гарантии социально-экономической стабильности. В то время как, главной функцией предпринимательства является экономическая, гарантирующая производство, рабочие места, научно-технический прогресс, поступления в бюджет и развитие рынка. Нужно отметить, что основные проблемы подобного взаимодействия предсказуемо повторяются не только в различных регионах, но и на разных уровнях иерархии экономики.
Поскольку мы рассматриваем сложный многоплановый феномен, элементами которого являются институты государственной власти и предпринимательские структуры, целью взаимодействия которых является согласование экономических интересов, интеграция действий субъектов для максимизации удовлетворения потребностей каждого из них и обеспечения гармоничного развития общества в целом, следует отметить, что характер и содержание данного содействия определяются функциями, формами и методами управления властными структурами (рисунок 2). Причем, между степенью развития и распространенности форм и методов взаимодействия государства и предпринимательства и степенью вмешательства государства в экономические процессы наблюдается прямая зависимость.
Рисунок 2 - Элементы взаимодействия власти и предпринимательских структур
Именно в модели «партнерство» наиболее эффективно пересекаются интересы власти и бизнеса и непосредственное взаимодействие осуществляется по максимальному числу направлений. Одним из таких направлений взаимодействия государства и предпринимательских структур является участие в целевых программах, которые представляют собой один из важнейших инструментов решения социально-экономических задач в стране и используется как в государственно управлении, так и в бизнес-планировании.
Итак, нами рассмотрено два элемента взаимосвязи: государство и бизнес, но остается еще и третий -общество. Неотъемлемым условием функционирования данной системы в наиболее оптимальном режиме, является наличие контроля со стороны общества. Ведь прежде всего результаты взаимодействия должны удовлетворять потребностям общества в целом и отдельных его представителей в частности. Лишь в этом случае взаимодействие властных и предпринимательских структур по обеспечению роста благосостояния народонаселения будет наиболее оптимальным и эффективным.
Нельзя говорить об основных аспектах механизма взаимодействия власти и бизнеса, не затронув актуальные проблемы. Согласно результатам множественных исследований, в настоящее время на первом месте среди проблем взаимодействия властных и предпринимательских структур, находятся непрозрачность и непредсказуемость принятия некоторых государственных решений. А если смотреть шире, то можно выделить и такие проблемы, как высокий уровень коррумпированности, недостаток профессиональной компетенции и общее пренебрежение к интересам частного бизнеса. Все это безусловно создает неблагоприятную обстановку для развития такого рода взаимодействия. Соответственно, крайне актуальным является именно комплексный анализ для выявления более эффективных направлений улучшения сложившейся ситуации, поскольку государство имеет возможность выступить в качестве сильного и надежного института, способствующего гармоничному развитию жизнеобеспечивающих и социальной сфер экономики, создав необходимую социально-экономическую среду для развития взаимовыгодных отношений органов власти и бизнеса. Правовое регулирование развития предпринимательских структур органами власти предполагает формирование государственного бюджета, адекватного налогообложения, сбалансированности экономики. В то время как, налоговое регулирование является одним из основных направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Реализацию данного проекта необходимо осуществлять с помощью снижения налоговой нагрузки на предпринимателей при одновременном обеспечении достаточной доходности бюджетной системы.
Резюмируя, отметим, что тщательно выверенное законодательство и выстраивание необходимых доверительных отношений между властными и предпринимательскими структурами являются работающим механизмом, способствующим достаточно эффективному наращиванию экономического потенциала. И несмотря на то, что в Российской Федерации на данный момент не существует идеально работающего механизма координации, согласования интересов бизнеса и государства, все же основы подобного механизма уже заложены, а сам механизм непрерывно совершенствуется.
Источники:
1. Gerasimov V.O., Sharafutdinov R.I., Kolmakov V.V., Erzinkyan E.A., Adamenko A.A., Vasileva A.G. Control in the human capital management system in the strategy of innovative development of a region. Entrepreneurship and Sustainability lssues. 2019. Т. 7. № 2. С. 1074-1088. DOI: 10.9770/JESI.2019.7.2(20)
2. Адаменко А.А. Развитие сельского туризма как инструмента взаимодействия населения с органами государственной власти региона / А.А. Адаменко // В книге: Институциональные преобразования АПК России в условиях глобальных вызовов. Сборник тезисов по материалам II Международной конференции. Отв. за выпуск А.Г. Ко-щаев, 2018. - С. 109.
3. Богдашев И.В. Альтернативы развития экономики знаний в России / И.В. Богдашев, А.А. Адаменко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 3 (32). - С. 81-84.
4. Говдя В. В. Государственная политика кластерной формы организации взаимодействия аграрных формирований / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева, С. А. Шулепина // Политический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. - № 112. - С. 1353-1369.
5. Гончарова Н.А. Информатизация процессов государственного регулирования в отраслях АПК / Н.А. Гончарова, Р.Н. Аулов // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 2. - С. 22-26.
6. Петров Д.В. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития / Д.В. Петров, Т.Е. Хорольская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 2 (28). - С. 215-219.
7. Углова И.А. Современный подход к управлению в малом и среднем бизнесе / И.А. Углова // В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения. Материалы I Международной научно-практической конференции, 2017. - С. 145-150.
References:
1. Gerasimov V.O., Sharafutdinov R.I., Kolmakov V.V., Erzinkyan E.A., Adamenko A.A., Vasileva A.G. Control in the human capital management system in the strategy of innovative development of a region. Entrepreneurship and Sustainability lssues. 2019.Vol. 7.No. 2.P. 1074-1088. DOI: 10.9770 / JESI.2019.7.2 (20)
2. Adamenko A.A. Development of rural tourism as an instrument of interaction between the population and the state authorities of the region. Adamenko // In the book: Institutional transformations of the agro-industrial complex of Russia in the context of global challenges. Collection of abstracts based on the materials of the II International conference. Resp. for the release of A.G. Koschaev, 2018 .-- P. 109.
3. Bogdashev I.V. Alternatives for the development of the knowledge economy in Russia / I.V. Bogdashev, A.A. Adamenko // Economics and Entrepreneurship. - 2013. - No. 3 (32). - S. 81-84.
4. Govdya V. V. State policy of the cluster form of organizing the interaction of agrarian formations / V. V. Govdya, Zh. V. Degaltseva, S. A. Shulepina // Political network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. - No. 112. - S. 1353-1369.
5. Goncharova N.A. Informatization of state regulation processes in the branches of the agro-industrial complex. Goncharova, R.N. Aulov // Actual questions of modern economy. - 2019. - No. 2. - S. 22-26.
6. Petrov D.V. Small business in Russia: current state and development prospects / D.V. Petrov, T.E. Khorolskaya // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 2 (28). - S. 215-219.
7. Uglova I.A. Modern approach to management in small and medium business / I.A. Uglova // In the collection: Socio-economic development of Russia: current approaches and promising solutions. Materials of the I International Scientific and Practical Conference, 2017. - pp. 145-150.
10.24412/2309-4788-2021-10989
М.Ю. Шадиева - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерскийучет, анализ и аудит» ФГБОУВО «Ингушский государственный университет»,
M. Yu. Shadieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Accounting, Analysis and Audit" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ingush State University";
Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
B.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ TO THE QUESTION ABOUT ASSESSING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY
Аннотация. В результате осуществления производственно-финансовой деятельности экономического субъекта в отчетном периоде определяется финансовый результат, который выступает индикатором деятельности компании за данный период времени и оказывает непосредственное влияние на изменение стоимости собственного капитала. По итогам финансового года целесообразно проведение оценки эффективности предпринимательской деятельности компании. Результаты такого мероприятия необходимы, прежде всего, собственникам и служат основанием для разработки и проведения ряда технических, технологических, организационно-экономических, социальных мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния компании.
Оценку эффективности предпринимательской деятельности компании целесообразно проводить не только до начала реализации предпринимательской стратегии, так и в процессе ее осуществления. Для этих целей используются различные методы и принципы оценки, которые, в каждом конкретном случае должны подбираться индивидуально для каждой конкретной компании.
Abstract. As a result of the production and financial activities of an economic entity in the reporting period, the financial result is determined, which serves as an indicator of the company's activities for a given period of time and has a direct impact on the change in the value of equity capital. Based on the results of the financial year, it is advisable to assess the effectiveness of the company's business activities. The results of such an event are necessary, first of all, for the owners and serve as the basis for the development and implementation of a number of technical, technological, organizational, economic, social measures aimed at improving the financial condition of the company.
It is advisable to assess the effectiveness of the company's entrepreneurial activity not only before the start of the implementation of the entrepreneurial strategy, but also in the process of its implementation. For these purposes, various methods and principles of assessment are used, which, in each specific case, should be selected individually for each specific company.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, коммерческая деятельность, эффективность деятельности, оценка.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial activity, commercial activity, performance, evaluation.
Конкурентоспособность коммерческой организации, уровень удовлетворения экономических интересов владельцев бизнеса и иных участников деловых отношений, а также потенциал развития экономического субъекта находится в прямой зависимости от получаемых этим субъектом финансовых результатов.
В результате осуществления производственно-финансовой деятельности экономического субъекта в отчетном периоде определяется финансовый результат, который выступает индикатором деятельности компании за данный период времени.
Финансовый результат оказывает непосредственное влияние на изменение стоимости собственного капитала. Если по итогам года компания получила прибыль, то есть положительный финансовый результат (доходы