Научная статья на тему 'Аспекты развития предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере российской Федерации'

Аспекты развития предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / СФЕРА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ / САНАТОРИЙ / ЗДРАВНИЦА / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ДЕЛО / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / КОНЦЕССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ENTREPRENEURSHIP / THE STATE / THE SPHERE OF SANATORIUM AND RESORT SERVICES / SANATORIUM / HEALTH RESORT / SANATORIUM AND RESORT BUSINESS / INSTITUTIONALISM / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / MODELS OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS / CONCESSION MECHANISM OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ямалетдинова Залифа Такиевна, Хисаева Алия Инисовна

Развитие санаторно-курортного предпринимательства в народном хозяйстве Российской Федерации характеризуется рядом особенностей, связанных с первоначальным возникновением данной деятельности в культурных традициях граждан страны, значимыми историческими событиями в экономико-политической идеологии государства, со спецификой развития отношений между социумом, органами власти и субъектами частного бизнес-сектора. Наибольшим изменениям рекреационная сфера России подверглась в постсоветский период экономических и политических преобразований. Важно отметить, что санаторно-курортный комплекс вошел в систему здравоохранения государства и стал важной её частью по профилактике, лечению и реабилитации граждан в период социалистического режима. Услуги оздоровления были доступны различным слоям населения, количество здравниц и санаториев неуклонно росло ввиду открытия новых и реставрации уже имеющихся курортов. Несмотря на устойчивое положение российского санаторно-курортного комплекса в рамках действующей плановой экономики, неизбежные экономические трансформации и эволюция форм общественных отношений, обусловленные затяжным экономическим кризисом, нарушили процессы деятельности здравниц с целью формирования новой структуры развития, основанной на принципах демократии и свободного рынка. Несмотря на проводимые государством политические и экономические реформы, санаторно-курортная отрасль России в контексте современности не может достичь прогнозируемого уровня экономических показателей ввиду множества социальных и экономических проблем, возникших вследствие резкого перехода к рыночной экономике. Остро наблюдается нехватка качественной социальной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние медицинских и рекреационных учреждений, низкая конкурентоспособность производимых санаторно-курортных услуг, отсутствие эффективной государственной поддержки субъектов рекреационного предпринимательства и пр. Для изменения сложившейся ситуации, с точки зрения авторов, необходимо исследовать аспекты развития предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере и на основе проведенного анализа выделить актуальные принципы, которые могли бы обеспечить эффективные теоретические и практические направления развития рассматриваемой отрасли в современной российской экономике, а также определить пути решения имеющихся предметных проблем в социуме (в частности во взаимодействии властных и предпринимательских структур).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of development of entrepreneurial activity in the sanatorium-resort sphere of the Russian Federation

The development of sanatorium and resort business in the national economy of the Russian Federation is characterized by a number of features associated with the initial occurrence of this activity in the cultural traditions of citizens of the country, significant historical events in the economic and political ideology of the state, with the specifics of the development of relations between society, authorities and private business entities sectors. The recreational sphere of Russia underwent the greatest changes in the post-Soviet period of economic and political transformations. It is important to note that the sanatorium complex entered the state healthcare system and became an important part of it in the prevention, treatment and rehabilitation of citizens during the period of the socialist regime. Health services were available to various segments of the population, the number of health resorts and sanatoriums grew steadily due to the opening of new and restoration of existing resorts. Despite the stable position of the Russian sanatorium and resort complex within the framework of the existing planned economy, the inevitable economic transformations and the evolution of forms of social relations caused by the protracted economic crisis disrupted the activities of health resorts in order to form a new development structure based on the principles of democracy and the free market. Despite the political and economic reforms carried out by the state, the sanatorium and resort industry of Russia in the context of modernity cannot reach the predicted level of economic indicators due to the many social and economic problems that have arisen as a result of the abrupt transition to a market economy. There is an acute shortage of high-quality social infrastructure, the unsatisfactory state of medical and recreational facilities, the low competitiveness of spa services, the lack of effective state support for recreational enterprises, etc. To change the current situation, from the point of view of the authors, it is necessary to study aspects of the development of entrepreneurial activity in the spa sector and, based on the analysis, highlight the relevant principles that could provide effective theoretical and practical directions for the development of the industry in the modern Russian economy, as well as determine ways to solve existing subject problems in society (in particular, in the interaction of power and business structures).

Текст научной работы на тему «Аспекты развития предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере российской Федерации»

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

Ямалетдинова З.Т. Хисаева А.И.

Yamaletdinova Z.T. Khisaeva A.I.

аспирант, ФГБОУВО кандидат экономических наук, доцент,

«Уфимский государственный нефтяной ФГБОУ ВО «Уфимский государственный

технический университет», нефтяной технический университет»,

г. Уфа, Российская Федерация г. Уфа, Российская Федерация

УДК 338.462 DOI: 10.17122/2541-8904-2019-3-29-89-98

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Развитие санаторно-курортного предпринимательства в народном хозяйстве Российской Федерации характеризуется рядом особенностей, связанных с первоначальным возникновением данной деятельности в культурных традициях граждан страны, значимыми историческими событиями в экономико-политической идеологии государства, со спецификой развития отношений между социумом, органами власти и субъектами частного бизнес-сектора.

Наибольшим изменениям рекреационная сфера России подверглась в постсоветский период экономических и политических преобразований. Важно отметить, что санаторно-курортный комплекс вошел в систему здравоохранения государства и стал важной её частью по профилактике, лечению и реабилитации граждан в период социалистического режима. Услуги оздоровления были доступны различным слоям населения, количество здравниц и санаториев неуклонно росло ввиду открытия новых и реставрации уже имеющихся курортов. Несмотря на устойчивое положение российского санаторно-курортного комплекса в рамках действующей плановой экономики, неизбежные экономические трансформации и эволюция форм общественных отношений, обусловленные затяжным экономическим кризисом, нарушили процессы деятельности здравниц с целью формирования новой структуры развития, основанной на принципах демократии и свободного рынка.

Несмотря на проводимые государством политические и экономические реформы, санаторно-курортная отрасль России в контексте современности не может достичь прогнозируемого уровня экономических показателей ввиду множества социальных и экономических проблем, возникших вследствие резкого перехода к рыночной экономике. Остро наблюдается нехватка качественной социальной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние медицинских и рекреационных учреждений, низкая конкурентоспособность производимых санаторно-курортных услуг, отсутствие эффективной государственной поддержки субъектов рекреационного предпринимательства и пр.

Для изменения сложившейся ситуации, с точки зрения авторов, необходимо исследовать аспекты развития предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере и на основе проведенного анализа выделить актуальные принципы, которые могли бы обеспечить эффективные теоретические и практические направления развития рассматриваемой отрасли в современной российской экономике, а также определить пути решения имеющихся предметных проблем в социуме (в частности во взаимодействии властных и предпринимательских структур).

Entrepreneurship

Ключевые слова: предпринимательство, государство, сфера санаторно-курортных услуг, санаторий, здравница, санаторно-курортное дело, институционализм, государственно-частное партнерство, модели взаимодействия власти и бизнеса, концессионный механизм взаимодействия.

ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE SANATORIUM-RESORT SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The development of sanatorium and resort business in the national economy of the Russian Federation is characterized by a number of features associated with the initial occurrence of this activity in the cultural traditions of citizens of the country, significant historical events in the economic and political ideology of the state, with the specifics of the development of relations between society, authorities and private business entities sectors.

The recreational sphere of Russia underwent the greatest changes in the post-Soviet period of economic and political transformations. It is important to note that the sanatorium complex entered the state healthcare system and became an important part of it in the prevention, treatment and rehabilitation of citizens during the period of the socialist regime. Health services were available to various segments of the population, the number of health resorts and sanatoriums grew steadily due to the opening of new and restoration of existing resorts. Despite the stable position of the Russian sanatorium and resort complex within the framework of the existing planned economy, the inevitable economic transformations and the evolution of forms of social relations caused by the protracted economic crisis disrupted the activities of health resorts in order to form a new development structure based on the principles of democracy and the free market.

Despite the political and economic reforms carried out by the state, the sanatorium and resort industry of Russia in the context of modernity cannot reach the predicted level of economic indicators due to the many social and economic problems that have arisen as a result of the abrupt transition to a market economy. There is an acute shortage of high-quality social infrastructure, the unsatisfactory state of medical and recreational facilities, the low competitiveness of spa services, the lack of effective state support for recreational enterprises, etc.

To change the current situation, from the point of view of the authors, it is necessary to study aspects of the development of entrepreneurial activity in the spa sector and, based on the analysis, highlight the relevant principles that could provide effective theoretical and practical directions for the development of the industry in the modern Russian economy, as well as determine ways to solve existing subject problems in society (in particular, in the interaction of power and business structures).

Key words: entrepreneurship, the state, the sphere of sanatorium and resort services, sanatorium, health resort, sanatorium and resort business, institutionalism, public-private partnership, models of interaction between government and business, concession mechanism of interaction.

На сегодняшний день развитие бизнес-деятельности является одной из приоритетных задач экономико-социальных институтов развитых и развивающихся стран, призванных создавать благоприятные условия для индивидуального хозяйствования граждан в целях повышения качества жизни населения и государства в целом, ускорения научно-технического и культурного прогресса, амелиорации коммерческих отношений и рынка. Предпринимательство, как форма самостоятельной рисковой экономической деятельно-

сти, в действительности является универсальным методом решения ряда проблем, неминуемо возникающих на пути совершенствования социальных и экономических концепций на микро- и макроэкономических уровнях. Мировой и отечественный опыт оздоровления экономик вследствие негативного воздействия тех или иных явлений также доказывает необходимость создания предпринимательской среды и культуры в обществе, поскольку сектор частного хозяйствования обладает исключительной способ-

ностью единовременно противостоять стохастическим угрозам разной направленности.

Возникновение в России предпринимательской инфраструктуры и системы индивидуального хозяйствования в целом, в отличие от большинства развитых государств, имело стихийный характер. Большое влияние на актуальную форму частного бизнеса оказал период трансформации плановой экономики в рыночную, который сопровождался достаточно противоречивыми действиями органов государственной власти по отношению к представителям малого и среднего бизнеса. Тем не менее, именно в это время многие отрасли претерпевали качественное преобразование, и в частности, санаторно-курортное дело - вид хозяйственной деятельности по профилактике заболеваемости и оздоровлению граждан. Чтобы дать справедливую оценку данному направлению в контексте современной российской экономики, определить насущные проблемы представителей

Как уже отмечалось ранее, одним из важнейших событий в истории развития частного хозяйствования России стал переход государства от плановой экономики к рыночной. Однако нельзя охарактеризовать произошедшие реформы исключительно в положительном ключе: экономические трансформации, реализованные в рамках традиционного подхода, привели к деформациям рынка, становлению олигархического капитализма, высокой денежной инфляции и противоречивости законодательства. Кризисная ситуация, по мнению авторов, сложилась в результате

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

рекреационного бизнеса и обозначить первостепенные задачи государства по развитию санаторно-курортного комплекса страны, крайне важно исследовать теоретические и практические аспекты развития бизнес-деятельности в рамках рассматриваемой отрасли с учетом специфики протекающих процессов в деятельности основных звеньев социально-экономической цепочки: общества, власти и бизнеса.

Развитие санаторно-курортного дела, согласно теоретику Мурзиной О.Б., можно разделить на три основных этапа (табл. 1), которые де-факто прослеживаются в истории государств с активной политикой в области поддержки предпринимательского сектора [8]. В рамках современной экономики наибольший интерес представляет производный этап развития санаторно-курортного хозяйствования, который подразумевает наличие преобразований рекреационного бизнеса в системе институционализма.

критического восприятия теории институтов отечественными экономистами и политическими деятелями. Тем не менее, институциональная идеология на сегодняшний день преобладает в большинстве развитых экономик мира. Её формы различны: в России и некоторых развивающихся странах это базовые системы институций, в ведущих экономических державах - неоинституционализм и его производные. На основе комплексного предметного анализа аспектов развития данного направления авторами предлагается следующее определение современной теории инсти-

Таблица 1. Основные периоды развития санаторно-курортного дела в исторической ретроспективе

Периоды Название этапа Характеристика

С середины XIX в. по настоящее время Производный этап развития санаторно-курортного предпринимательства Институционализация санаторно-курортной бизнес-деятельности, её превращение в форму организации отношений с установленными правилами, нормами и их саморегулированием

Середина XVII -середина XIX в. Начальный этап развития санаторно-курортного предпринимательства Проведение масштабных социально-экономических и научных реформ, исследование природных ресурсов, климата и географии местности

До середины XVII в. Зарождение культа физического здоровья Организация первых курортных местностей и создание курортной инспектуры

Entrefreneurshíf

тутов: это синтетическое направление, сочетающее микро- и макроэкономический варианты регулирования национального хозяйства. Применительно к сектору частного предпринимательства в сфере санаторно-курортных услуг конкретизируем ключевые дефиниции исследования:

1. Предприниматель - это индивидуум, действующий в условиях хозяйственной инициативности социума с целью максимизирования полезности, которой он добивается путем осуществления предпринимательской деятельности, характеризующейся особой значимостью для удовлетворения общественных, государственных и личных потребностей.

2. Предпринимательство - это совокупность экономических и социальных институтов, устанавливающих экспоненциальную зависимость между экономическими агентами с целью эффективного управления самостоятельной и рисковой деятельностью, направленной на получение прибыли при осуществлении хозяйственных операций.

3. Санаторно-курортное хозяйствование - это социально-экономический институт сферы услуг, который на основе конкурентной системы во взаимодействии с институциональными условиями социума формирует потребительский спрос, представляющий общественную полезность в сфере профилактики заболеваний и лечения методом использования природных ресурсов.

4. Санаторно-курортные услуги - это услуги, предоставляемые рекреационными учреждениями, расположенными в курортных местностях, для удовлетворения потребностей социума в санаторном лечении.

Применение институционального подхода в развитии предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере России качественно изменило структуру данной отрасли. Если в советский период преимущественно разрабатывались и практиковались лечебно-профилактические технологии, то в настоящее время предпринимателям необходимо расширять функциональный и рекреационный потенциал собственных организаций путем сочетания инноваций в области медицины с услугами туристского бизнеса.

Институциональные преобразования также коснулись системы взаимодействия власти, общества и представителей частного хозяйствования. Анализируя период идеологических, политических и экономических реформ, целью которых являлась всесторонняя демократизация государства, необходимо отметить ключевую особенность формирования отношений того времени между российским правительством и субъектами предпринимательства: на протяжении всего периода становления и развития рыночной системы во взаимодействиях власти и бизнеса доминировали модели «захват государства бизнесом» и «захват бизнеса государством» (рис. 1) [2].

Модель процесса захвата государства бизнесом (state capture)

Стадия 1

Доступ к власти неограничен 1 Демократическое государство

Л Стадия II

Институты государственной власти - слабые Захваченное государство

Доступ к власти | ограничен

Модель процесса захвата бизнеса государством (business capture)

Стадия I

Отсутствие контроля над деятельностью

i

Стадия II

Административная коррупция

Частный бизнес

Захваченный бизнес

Бизнес контролируется

Рисунок 1. Модели взаимодействия властных и предпринимательских структур, преобладавших в России в постсоветский период

Модель «захват государства бизнесом» предполагает использование определенным объединением предпринимателей или бизнес-индивидом государственного устройства в качестве организационного инструмента оптимизации масштабов хозяйственной деятельности. В силу достаточно долгого существования планового экономико-политического режима в России, в переходный период государственные институты были ослаблены и подвержены попыткам захвата и приватизации трансформационной ренты со стороны крупных предпринимателей. Так, в имущество наиболее сильных игроков перешло множество социально значимых отечественных санаториев и курортов, деятельность которых практически не регулировалась со

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

стороны властей ввиду образования класса коррумпированного бизнес-чиновничества, который фактически стал полноправным субъектом политики и напрямую участвовал в социально-экономическом развитии страны [6].

С другой стороны, между властью и сектором малого и среднего предпринимательства развивалась модель захвата бизнеса государством, в рамках которой малые организации подвергались рэкету со стороны альянса муниципальной власти и крупного бизнеса. Из-за отсутствия институциональных составляющих в государственном устройстве развивалась система коррупционного патронажа сектора МСП (табл. 2).

Таблица 2. Характер развития взаимодействий между властью и бизнесом в постсоветский период

Характер взаимодействия с властью Сектор крупного предпринимательства Сектор малого и среднего предпринимательства

Модель отношений «Захват государства бизнесом» «Захват бизнеса государством»

Степень институцио-нализации Определена структура отношений, но процессы взаимодействий не упорядочены, отсутствуют нормы и правила поведения сторон. Большинство процедур проходят вне рамок институционализма Институционализм в развитии отношений между властью и бизнесом носит фиктивный характер. Наиболее ярко институциональные элементы проявляются в коррупции (формируется система коррупционных правил)

Роль органов государственной власти Государство подчиняется политике крупного бизнеса. Для извлечения сверхприбыли чиновники (ведомое звено) объединяются с предпринимателями (ведущее звено) Муниципальная власть исполняет роль интерпретатора в системе «выгодных» законов. Субъекты сектора МСП фактически находятся в подчинении местных и федеральных властей

Преобладающие принципы взаимодействия Развиты неформальные правила диалога между властью и бизнесом, где наибольшее влияние оказывают представители крупного хозяйствования. Они же полностью или частично регулируют политический аппарат управления государством, принимают участие в развитии (не всегда конструктивном) тех или иных отраслей экономики Асимметрия влияния в пользу бизнеса резко сменяется асимметрией влияния в пользу чиновничества. Власть оперирует законами и правилами ведения бизнеса для извлечения максимальной прибыли из развития малых и средних фирм (введение системы двойного налогообложения, захват бизнеса через судебные инструменты и процедуры банкротства и пр.)

Таким образом, взаимодействие между органами государственной власти и представителями сектора предпринимательства в сфере предоставления санаторно-курортных услуг в период трансформации плановой экономики в рыночную характеризуется:

- сосуществованием двух антагонистических моделей поведения (доминирование власти над интересами предпринимателей или доминирование бизнеса над интересами государства и муниципалитетов);

- формированием нового класса коррумпированного бизнес-чиновничества (пре-

ЕпГтЕР1ГЕМЕи1^ЫР

вращение субъектов частного хозяйствования в субъекты федеральной и региональной политики, возникновение чиновников-бизнесменов);

- отсутствием институциональных признаков в коммуникациях между бизнес-сектором и властью и, следовательно, развитием системы «выгодных» законов.

Следствием неинституциональной двойственной системы взаимодействия между властью и бизнесом в период рыночных трансформаций стало снижение темпов развития санаторно-курортного дела в стране. Ввиду отсутствия необходимого контроля со стороны правительства большое количество санаториев и здравниц реформировались в акционерные общества, и только 35 % курортных территорий в настоящее время имеют статус государственных [1]. Таким образом, рекреационная предпринимательская деятельность на протяжении последних десятилетий видоизменялась много раз. Стихийное выживание субъектов малых и средних фирм сменялось периодическими подъемами и спадами в социальной и экономической жизни бизнес-единиц. Ускорение развития санаторно-курортного хозяйствования виделось исключительно в формировании соответствующей институциональной базы по поддержке реализации и развития сектора МСП. Важным шагом в этой связи стало формирование механизмов государственно- и муниципально-частного партнерства (ГЧП и МЧП), которые, согласно Федеральному закону № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве», определяются как виды сотрудничества публичного и частного агентов, основанные на интеграции ресурсов и распределении рисков с целью улучшения инвестиционного климата и развития рыночной экономической системы на территории РФ [10].

В России, в связи с поздним развитием институциональных идей, явление государственно-частного партнерства приобрело специфические особенности: частное хозяйствование для органов власти является своеобразным методом снижения рисков, связанных с реализацией социально-экономических

проектов. По-прежнему в данной позиции государства прослеживаются фрагменты традиционного подхода к организации взаимодействия между властью и бизнесом, в рамках которого субъекты частного хозяйствования не желают инвестировать ресурсы в социально-экономические программы, формируемые органами государственной власти. Причиной тому, в наиболее частых случаях, является неготовность правительства к сотрудничеству с предпринимателями в контексте институционального направления.

Тем не менее, институт государственно-частного партнерства на территории России имеет тенденцию к качественным преобразованиям. На сегодняшний день наиболее перспективным видом реализации системы ГЧП являются концессионные соглашения, при которых бизнес-сектор в роли концессионера развивает собственную экономическую деятельность относительно государственного имущества, получает доходы от эксплуатации определенного объекта, а правительство (муниципалитет) сохраняет права собственности и контроля над объектом концессии [9]. С точки зрения авторов, современный концессионный механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур необходимо реализовывать с учетом четырех базовых элементов: государства (в том числе предметных министерств и санаторно-курортных дестинаций), предпринимательского сектора, потребительского сектора и финансовых институтов (рис. 2). Такой механизм позволит разрешить актуальные социально-экономические проблемы государства и страны в целом:

- снизить стоимость и повысить качество предоставляемых санаторно-курортных услуг и продукции здравниц, санаториев, курортных территорий [7];

- приостановить процессы социально-экономической дифференциации населения;

- использовать потенциал санаторно-курортной отрасли в профилактике здоровья граждан путем привлечения частного инвестирования, сектора малого и среднего хозяйствования, финансовых институтов и пр.

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

Рисунок 2. Концессионный механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур

Выводы

Государственная поддержка бизнес-сектора в рекреационной сфере и развитие механизма ГЧП на основе институциональных идей в рамках российского государства уже приносит положительные результаты: согласно актуальной правительственной программе по развитию здравоохранения в стране, наращивается процент доступности санаторно-курортных услуг для населения, улучшается материально-техническая база санаторно-курортных организаций, реализуются проекты государственно-частного партнерства, а на законодательном уровне разрабатывается комплекс мер по всесторонней поддержке данных проектов [4].

Однако ввиду рассмотренных исторических экономико-политических преобразований область санаторно-курортного лечения всё ещё остается неконкурентоспособной [3]. Субъекты частного хозяйствования испытывают трудности в имущественном и финансовом обеспечении, имеют проблемы в связи с вынужденной теневизацией бизнес-деятельности [5], сталкиваются с некомпетентностью региональных и муниципальных органов власти в области построения эффективного механизма государственно-частного партнерства. Кроме этого негативное влияние на развитие рекреационного предпринимательства оказывает слабый уровень стратегических полномочий муниципалитетов, отсутствие доверительных отношений между

Entrepreneurship

сотрудниками и управляющими в рекреационных учреждениях, отсутствие качественной системы государственного контроля над деятельностью санаторно-курортных организаций и пр.

Вышеперечисленные проблемы предопределяют первостепенные задачи органов власти по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере предоставления санаторно-курортных услуг:

- проецировать механизм ГЧП на современное состояние отношений власти и бизнеса в контексте институциональных и неоинституциональных подходов на всех уровнях государственного управления и, в частности, в муниципальных образованиях;

- осуществлять поддержку бизнеса согласно принципам стимулирования и

Список литературы

1. Антонюк М.В., Гвозденко Т.А. Исторические аспекты развития санаторно-курортного лечения в России // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2018. - № 2 (74). - С. 4-10.

2. Воробьёв А.Н. «Захват государства»: качество институтов и режимные деформации // Общественные науки и современность. - 2014. - № 5. - С. 76-87.

3. Гвозденко Т.А. Место профилактики и восстановительного лечения в сохранении здоровья // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2014. - № 2 (56). - . 6-8.

4. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: https://www. rosminzdrav.ru (дата обращения: 20.08.2019).

5. Гуляева И.А., Рогозинская О.С. Влияние теневой экономики на развитие малого предпринимательства в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2018. - № 5. - C. 1-8.

6. Доронин П.А. Российская модель взаимодействия бизнеса и власти: исторический опыт и взгляд в будущее // ПОЛИТЭКС. -2015. - № 1. - С. 211-228.

7. Криворучко В.И., Ионов Д.Ю. Государственно-частное партнерство в туристско-рекреационной сфере: теория и

поощрения (реализовывать системы льготных условий для индивидуального хозяйствования, вводить специальные налоговые режимы для субъектов предпринимательства, осуществляемых социально-направленную деятельность);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использовать актуальные формы концессионных соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития отечественного и мировых рынков;

- оказывать консультационное содействие предпринимателям с использованием инновационных каналов связи;

- совершенствовать инфраструктуры здравниц (в том числе путем реконструкции санаторно-курортных организаций).

опыт многосторонней интеграции // Вестник РМАТ. - 2015. - № 2. - С. 36-39.

8. Мурзина О.Б., Апажихова Н.В. Рекреативно-оздоровительная деятельность санаторно-курортных учреждений в исторической ретроспективе // Вестник ТГУ - 2014. - № 3 (131). - С. 50-55.

9. Солдатенков В.Ю. Концессия как форма государственно-частного партнерства: социальный аспект // Российское предпринимательство. - 2010. - Т. 11. - № 6. -С. 46-50.

10. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.08.2019).

References

1. Antonyuk M.V., Gvozdenko T.A. Historical aspects of the development of spa treatment in Russia // Health. Medical ecology. The science. - 2018. - No. 2 (74). - S. 4-10.

2. Vorobyov A.N. "State capture": the quality of institutions and regime deformations

// Social Sciences and the Present. - 2014. - No. 5. - S. 76-87.

3. Gvozdenko T.A. The place of prevention and rehabilitation treatment in maintaining health // Health. Medical ecology. The science. 2014. - 2 (56). - S. 6-8.

4. The state program for the development of health care in the Russian Federation // [Electronic resource] URL: https://www. rosminzdrav.ru (accessed: 08/20/2019).

5. Gulyaeva I.A., Rogozinskaya O.S. The influence of the shadow economy on the development of small business in Russia // Economics and Management of Innovative Technologies. - 2018. - No. 5. - C. 1-8.

6. Doronin P.A. The Russian model of interaction between business and government: historical experience and a look into the future // POLITEX. - 2015. - No. 1. - S. 211-228.

7. Krivoruchko V.I., Ionov D.Yu. Public-private partnership in the tourism and recreation sector: theory and experience of multilateral

nPEfln PMHMMATEIIbCTBO

integration // Vestnik RMAT. - 2015. - No. 2. -S. 36-39.

8. Murzina O.B., Apazhikhova N.V. Recreational and health-improving activity of sanatorium-resort institutions in historical retrospect // Bulletin of TSU. - 2014. - No. 3 (131). - S. 50-55.

9. Soldatenkov V.Yu. Concession as a form of public-private partnership: social aspect // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2010. -Vol. 11. - No. 6. - S. 46-50.

10. Federal law of July 13, 2015 № 224-03 (as amended on July 29, 2018) "On public-private partnerships, municipal-private partnerships in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" // [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru (accessed date: 08/15/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.