ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ
УДК334.7(470+571) ББК 65.290.31(2Рос)
DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-116-121
ГСНТИ 14.33 Код ВАК22.00.08
А. В. Козубенко
Московский государственный областной университет, Мытищи, Россия АиШогШ: 498546
АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются основные проблемы внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности в контексте оптимизации государственного регулирования данного вопроса в условиях трансформации экономических систем. Объектом исследования является малое предпринимательство в России.
Предметом исследования являются отношения, возникающие между органами государственной власти и представителями малого бизнеса в России.
Цель работы - проанализировать современное состояние и направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в условиях современной России.
Теоретико-методологическую базу статьи составили работы таких современных российских исследователей, как Агеева О.А., Девянина А.В., Валеев Т.А., Калинина К.М., Костенко Р.В., Мура-дян Л.З., Латышенко Е.П., Масленникова А.Ю., Попова И.Н., Мусаева П.С., Алимирзоева М.Г., Поляков Д.М., Посохова А.В., Слезко Л.В. и др. Информационная база работы представлена статистическими данными единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы России, а также докладом Минэкономразвития РФ о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. В статье констатируется, что факторами, тормозящими развитие предпринимательской инициативы в России в контексте достижения устойчивого и успешного функционирования субъектов малого бизнеса, являются завышенная налоговая нагрузка, неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие работоспособной системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, недостаточная информационная, психологическая и научная поддержка субъектов предпринимательской деятельности. При этом важнейшими деструктивными элементами социально-экономической системы России, препятствующими развитию малого предпринимательства, являются несовершенство и противоречивость правовых актов, несбалансированная и некорректная работа контролирующих и инспектирующих органов. На основании вышеизложенного автор делает вывод о том, что важнейшим условием развития предпринимательской активности в России должна стать реализация процесса административного реформирования, направленного на минимизацию непродуктивного бюрократизма и коррупции в органах государственного управления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое предпринимательство, малый бизнес, государственное регулирова-^ ние, административная реформа, трансформация экономических систем.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Анжела Васильевна Козубенко, магистрант, Московский государ-^ ственный областной университет,
^ 105005, Россия, Московская обл., г. Мытищи, ул. Радио, д. 10а, [email protected]
$
¡^ ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Козубенко А. В. Государственное регулирование малого предпринима-X тельства в условиях трансформации экономических систем и административной реформы в России / / Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 116—121.
0 2
Современные турбулентные и нестабильные условия требуют особых подходов к диверсификации отраслевой структуры национальной экономики, сопряженной с развитием экспортоориентированного им-портозамещения. В этой связи актуальной является интенсификация развития среднего и, в особенности, малого предпринимательства, так как именно малый бизнес наиболее динамично и ярко учитывает на-
циональную специфику и адаптируется к изменяющимся условиям внешней среды в кратчайшие сроки.
По состоянию на 10 января 2019 г. в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) было зарегистрировано 6 022 384 субъектов малого бизнеса с численностью занятых около 14 061 622 человек (табл. 1).
Таблица 1
Состав и структура малого бизнеса в России (по состоянию на 10.01.2019) [13]
Территория регистрации Всего Из них
Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей
всего из них всего из них
микро малые микро малые
РФ 6022384 2696896 2473561 223335 3325488 3298065 27423
Центральный ФО 1859266 951472 870405 81067 907794 901539 6255
Северо-Западный ФО 705266 374663 345685 28978 330603 328227 2376
Южный ФО 707991 205758 188540 17218 502233 498693 3540
Северо-Кавказский ФО 200888 47968 43627 4341 152920 152102 818
Приволжский ФО 1077328 466424 425337 41087 610904 604567 6337
Уральский ФО 516421 231037 212955 18082 285384 282685 2699
Сибирский ФО 641024 292395 269914 22481 348629 345342 3287
Дальневосточный ФО 314200 127179 117098 10081 187021 184910 2111
Мы выделили основные недостатки предпринимательской среды и ограничения, возникающие на пути развития малого предпринимательства в России:
Препятствия на пути получения и использовании финансовых ресурсов, отсутствие "длинных" кредитов, высокие кредитные ставки и требования к заемщику; налоговый прессинг; проблемные источники инвестирования, получения субсидий и грантов. И хотя программы льготного кредитования МСП наряду со снижением ключевой ставки Банком России существенно влияют на условия кредитования (средневзвешенная ставка по выданным субъектам МСП кредитам на срок свыше 1 года в июле 2017 года составила 12,44 % годовых (в июле 2015 года - 16,81 %), по кредитам до 1 года в июле 2017 года - 13,3 % годовых (в июле 2015 года - 17,61 %)), в целом ставки
остаются на демотивирующе высоком уроне [14].
Малоэффективная образовательная и информационно-консультационная поддержка, отсутствие системы с четкой и понятной интерпретацией информации, отмечаемая населением и бизнес-сообществом даже несмотря на запуск АО «Корпорацией "МСП"» обучающих программ «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства», а также Портала бизнес-навигатора МСП (smbn.ru), охватывающего 171 российский город с населением более 100 тысяч человек.
Отсутствие стимулирования к инновационной деятельности: индекс новизны, иллюстрирующий использование предпринимателями новых и новейших технологий, в России составляет 5,4 %, что в 4 раза ниже, чем показатели стран БРИКС и в 7 раз ниже, чем в США [14].
Коррупционные и бюрократические барьеры, нестабильность законодательной базы, высокая монополизированность рынка, недостаточная защищенность частной собственности. Так, например, выступая на заседании Госсовета России в апреле 2018 года Президент России Путин В.В. рассказал о желании регионов «порадеть своим фир-мёшкам», в результате чего малоэффективные компании с государственным участием монополизируют рынки и занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, идет процесс картелизации конкурентных сфер экономики, снижается экономическая эффективность, подрывается предпринимательская инициатива [15].
Также, на наш взгляд, необходимо констатировать не только неэффективность государственной работы, но и наличие другой важной проблемы (игнорируемой и на государственном уровне) - наличия социально-психологических преград и ограничений, которые субъектам предпринимательской деятельности не всегда удается устранить. Актуальным для государства является вопрос формирования предпринимательского сознания, инициативности и предприимчивости в российском обществе, чему во многом должно способствовать эффективное проведение административной реформы, снижающей коррумпированность властных структур, а значит и изменяющей восприятие гражданами существующей в России социально-экономической системы
Основные направления
как исключительно несправедливой и лишенной социальных лифтов.
Останавливаясь исключительно на психологических особенностях малого бизнеса, укажем, что, по сути, сущность предпринимательства можно определить, как ориентированность на инновации, поиск и изучение новых возможностей — таким образом, это в первую очередь характеристика поведения, а не вид деятельности. В этой связи для государства может быть целесообразно изыскание вариантов по запуску национальных проектов, способных оптимизировать психологические характеристики россиян. Вместе с тем, многие современные исследователи сходятся во мнениях в том, что только очень небольшая часть людей в обществе (порядка 5-7 %) могут быть предпринимателями. Так, по оценкам Посохо-вой А. В. неконкурентоспособность значительного числа российских малых предпринимателей заключается в «экстрапунитив-ном реагировании», ведущем к завышенной самооценке личных бизнес-перспектив: большинство причин своей низкой конкурентоспособности подобные предприниматели видят в действии экзогенных негативных факторов, абсолютно отрицая субъективную причинность их недостаточной конкурентоустойчивости [9].
Исходя из выделенных нами проблем развития малого бизнеса, целесообразно выделит следующие направления его поддержки (табл. 2).
Таблица 2
Направление Влияние
Стратегические и тактические приемы управления Объективная оценка, регулирование налогообложения, корректировка нормативных правовых актов при дополнительной нагрузке, введение механизма гармонизации развития бизнеса, стабильность условий на перспективу
Аналитическое направление Разработка и внедрение системы анализа развития и эффективности применяемых мер
Финансовое Для достижения мультипликативного эффекта использовать микрофинансирование, факторинг, лизинг
Администр ативное Сокращение барьеров при оптимизации правовой базы
Инфр аструктурное Активное развитие среды, условий инфраструктурной системы для поддержки малого и среднего бизнеса
Государственное Формирование эффективной системы государственных закупок и системы закупок субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием для расширения мер поддержки экспортно ориентированных субъектов малого бизнеса
Активизирующее и стимулирующее Активная пропаганда, информирование населения о преимуществах и поддержке бизнеса, о роли предпринимателя в экономике страны для повышения уровня занятости в этой сфере
Итак, малое предпринимательство является основой устойчивого развития любого государства в условиях рыночной экономики, поэтому важно, несмотря на сохраняющуюся геополитическую и социально-экономическую нестабильность, найти пути повышения эффективности развития и конкурентоспособности малого бизнеса. Сдерживающие условия, негативно влияющие на предпринимательскую среду, связаны с высокой налоговой нагрузкой, отсутствием системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, ограниченной доступностью инвестиций, недостаточной информационной, психологической и научной поддержкой субъектов предпринимательской деятельности, а также несовершенством и противоречивостью правовых актов, несбалансированной и некорректной работой контролирующих и инспектирующих органов, в связи с чем необходимо особое внимание уделять реализации процесса административного реформирования, поскольку лишь минимизация непродуктивного бюрократизма и коррупции в органах государственного управления позволят создать среду, благоприятную для предпринимательской активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева О. А., Девянина А. В. Особенности развития малого бизнеса в России на современном этапе // Вестник Университета (Государственный университет управления).
2017. № 6. С. 60-66.
2. Валеев Т. А. Основные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник Нижегородской правовой академии. 2018. № 15 (15). С. 60-61.
3. Калинина К. М. Значение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современной России // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2018. № 2. С. 9.
4. Костенко Р. В., Мурадян Л. З. Государственная поддержка малого предпринимательства в России // Вестник современных исследований.
2018. № 11.2 (26). С. 122-125.
5. Латышенко Е. П. Перспективные направления и формы развития
предпринимательства в новой экономической нормальности // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. № 6 (28). С. 128-131.
6. Масленникова А. Ю., Попова И. Н. Комплексный подход к оценке эффективности поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне [электронный ресурс] // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. № 9. URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2014/04/14/ (дата обращения 11.02.2018).
7. Мусаева П. С., Алимирзоева М. Г. Налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства и оценка его эффективности // Наука среди нас. 2018. № 1(5). С. 335-341.
8. Поляков Д. М. Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в России // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 4s (45s). С. 41.
9. Посохова А. В. Психологические особенности неконкурентоспособных предпринимателей // Власть. 2016. № 5. С. 129134.
10. Слезко Л. В. Роль государственного сектора экономики России в развитии малого и среднего предпринимательства // Муниципальная академия. 2018. № 2. С. 62-66.
11. Тоноян А. О. Проблемы предпринимательской деятельности в России // Бенефициар. 2017. № 15. С. 11-15.
12. Файзуллина Г. Г., Шаленик А. М., Шестаков С. А. Перспективы государственной поддержки развития малого бизнеса в России в 2018 году // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 771-774.
13. Единый реестр субъектов МСП
[электронный ресурс]. URL:
https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 11.02.2018).
14. Доклад Минэкономразвития РФ о
достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности [электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_Minekono mrazvitiya_za_2016-2017_gg..pdf (дата обращения 11.02.2018).
15. РБК. Путин рассказал о желании регионов «порадеть своим фирмёшкам» [электронный ресурс]. URL:
ttps://www.rbc.ru/economics/05/04/2018/5ac60 2c69a79479a7df1b3bb (дата обращения 11.02.2018).
PUBLIC REGULATION OF MICRO-ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF ECONOMIC SYSTEMS AND THE ADMINISTRATIVE REFORM IN RUSSIA
A. V. Kozubenko Moscow State Reginal University, Mytishchi, Russia
ABSTRACT:
The article deals with the key issues of the external and internal environment of entrepreneurial activity in the context of public governance optimization in case of economic systems transformation. The object of the study is micro-entrepreneurship in Russia. The subject of the study is the relationship between public authorities and representatives of small business in Russia.
The purpose of the work is to analyze the current state and directions of improvement of public regulation of small business in modern Russia.
As a basis of the work the author used scientific papers of the following Russian scientists as Ageeva O. A., Devyanin A.V., Valeev, T. A., Kalinina, M. K., Kostenko R. V., Muradyan L. Z., Question E. P., Maslennikova A. Yu., Popov I. N., P. S. Musaeva, Alimirzoev M., Polyakov D. M., Posokhova A.V., L. V. Slezko, etc.
Informational foundation of the article is represented by the statistic data of the Unified Register of Small and Medium-sized Enterprises of the Federal tax service of Russia and the report of the Ministry of Economic Development on the obtained results concerning the improvements of entrepreneurial activity, small and medium-sized enterprises development and individual entrepreneurial incentive support.
The article states that the factors hindering the development of entrepreneurial initiative in Russia in the context of achieving sustainable and successful functioning of small businesses are overstated tax burden, unfavorable investment climate, and lack of a workable system of integrated support for startUPS, insufficient information, psychological and scientific support of business entities. At the same time, imperfection and inconsistency of legal acts, unbalanced and incorrect work of controlling and inspecting bodies are the most important destructive elements of the socio-economic system of Russia that hinder the development of small business.
Scientific novelty. Based on the above, the author concludes that implementation of the process of administrative reform aimed at minimizing unproductive bureaucracy and corruption in public administration is the most important condition for the development of entrepreneurial activity in Russia.
KEYWORDS: Micro-entrepreneurship, small business, public governance, administrative reform, transformation of economic systems.
AUTHORS' INFORMATION:
Angela V. Kozubenko, Post-graduate, Moscow State Regional University, 10a, Radio str., Mytishchi, 105005, Russia, [email protected]
FOR CITATION: Kozubenko A.V. State regulation of micro-entrepreneurship in the context of transformation of economic systems and the administrative reform in Russia // Management Issues. 2019. № 2 (38). P. 116—121.
REFERENCES
1. Ageeva O. A., Devyanina A. V. Osobennosti razvitiya malogo biznesa v Rossii na sovremennom ehtape [Features of small business development in Russia at the present stage] // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2017. № 6. S. 60-66.
2. Valeev T. A. Osnovnye napravleniya gosudarstvennoj podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [The main directions of state support for small and medium-sized businesses] // Vestnik Nizhegorodskoj pravovoj akademii. 2018. № 15 (15). S. 60-61.
3. Kalinina K. M. Znachenie gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v sovremennoj Rossii [The value of state support for small and medium-sized businesses in modern Russia] // A-faktor: nauchnye issledovaniya i razrabotki (gumanitarnye nauki). 2018. № 2. S. 9.
4. Kostenko R. V., Muradyan L. Z. Gosudarstvennaya podderzhka malogo predprinimatel'stva v Rossii [State support of small business in Russia] // Vestnik sovremennyh issledovanij. 2018. № 11.2 (26). S. 122-125.
5. Latyshenko E. P. Perspektivnye napravleniya i formy razvitiya predprinimatel'stva v novoj ehkonomicheskoj normal'nosti [Perspective directions and forms of development of entrepreneurship in the new economic normality] // Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie. 2017. T. 2. № 6 (28). S. 128-131.
6. Maslennikova A. YU., Popova I. N. Kompleksnyj podhod k ocenke ehffektivnosti podderzhki malogo biznesa na municipal'nom urovne [An integrated approach to assessing the effectiveness of small business support at the municipal level] // Municipalitet: ehkonomika i upravlenie. 2014 № 09 [ehlektronnyj resurs]. URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2014/04/14/ (data obrashcheniya 11.02.2018).
7. Musaeva P. S., Alimirzoeva M. G. Nalogovoe regulirovanie sub"ektov malogo predprinimatel'stva i ocenka ego ehffektivnosti [Tax regulation of small businesses and evaluation of its effectiveness] // Nauka sredi nas. 2018. № 1 (5). S. 335-341.
8. Polyakov D. M. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii [State regulation of the development of small and medium enterprises in
Russia] // Central'nyj nauchnyj vestnik. 2018. T. 3. № 4s (45s). S. 41.
9. Posohova A. V. Psihologicheskie osobennosti nekonkurentosposobnyh predprinimatelej [Psychological features of uncompetitive entrepreneurs] // Vlast'. 2016. № 5. S. 129-134.
10. Slezko L. V. Rol' gosudarstvennogo sektora ehkonomiki Rossii v razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva [The role of the public sector of the Russian economy in the development of small and medium enterprises] // Municipal'naya akademiya. 2018. № 2. S. 62-66.
11. Tonoyan A. O. Problemy predprinimatel'skoj deyatel'nosti v Rossii [Problems of business activity in Russia] // Beneficiar. 2017. № 15. S. 11-15.
12. Fajzullina G. G., Shalenik A. M., SHestakov S. A. Perspektivy gosudarstvennoj podderzhki razvitiya malogo biznesa v Rossii v 2018 godu [Prospects for state support of small business development in Russia in 2018] // Alleya nauki. 2018. T. 2. № 1 (17). S. 771-774.
13. Edinyj reestr sub"ektov MSP [ehlektronnyj resurs]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (data obrashcheniya 11.02.2018).
14. Doklad Minehkonomrazvitiya RF o dostignutyh rezul'tatah po uluchsheniyu uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti [ehlektronnyj resurs]. URL: http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_Minekono mrazvitiya_za_2016-2017_gg..pdf (data obrashcheniya 11.02.2018).
15. RBC. Putin rasskazal o zhelanii regionov «poradet' svoim firmyoshkam» [ehlektronnyj resurs]. URL: ttps://www.rbc.ru/economics/05/04/2018/5ac60 2c69a79479a7df1b3bb (data obrashcheniya 11.02.2018).