Научная статья на тему 'Современное предпринимательство как субъект взаимодействия с государственными структурами'

Современное предпринимательство как субъект взаимодействия с государственными структурами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODERN ENTREPRENEURSHIP / STATE STRUCTURES / SUBJECT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / BUSINESS REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эдаси Марина Альбертовна, Вдовенко Зинаида Владимировна

Статье рассмотрены особенности взаимодействия государственных и предпринимательский структур в России. Раскрыта основная цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства по обеспечению условий, необходимых для эффективного функционирования экономики страны. Исследованы современные тенденции развития экономики России и проблемы предпринимательства. Расставлены акценты в создании благоприятных условий для развития бизнеса. В результате проведенного анализа сделаны выводы и разработаны предложения по дальнейшему развитию сферы малого и среднего предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ENTREPRENEURSHIP AS A SUBJECT OF AN INTERACTION WITH STATE STRUCTURES

In the article features of state interaction and enterprise structures in Russia. We have studied the purpose of regulating entrepreneurial activity on the part of the state to ensure the conditions necessary for the effective functioning of the country's economy. The modern trends in the development of the Russian economy and the problems of entrepreneurship are explored. Placed emphasis in creating favorable conditions for business development. As a result of the analysis, conclusions were drawn and proposals were developed for further development of the sphere of small and medium-sized business in Russia.

Текст научной работы на тему «Современное предпринимательство как субъект взаимодействия с государственными структурами»

УДК 332.025.12

Эдаси М.А., Вдовенко З.В.

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ

Эдаси Марина Альбертовна, магистрант кафедры экономической теории

Вдовенко Зинаида Владимировна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономической теории,email: kafekonom@muctr.ru;

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20

В статье рассмотрены особенности взаимодействия государственных и предпринимательский структур в России. Раскрыта основная цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства по обеспечению условий, необходимых для эффективного функционирования экономики страны. Исследованы современные тенденции развития экономики России и проблемы предпринимательства. Расставлены акценты в создании благоприятных условий для развития бизнеса. В результате проведенного анализа сделаны выводы и разработаны предложения по дальнейшему развитию сферы малого и среднего предпринимательства в России.

Ключевые слова: современное предпринимательство, государственные структуры, субъект предпринимательской деятельности, регулирование предпринимательской деятельности.

MODERN ENTREPRENEURSHIP AS A SUBJECT OF AN INTERACTION WITH STATE STRUCTURES

Edasi M.A., Vdovenko Z.V.

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.

In the article features of state interaction and enterprise structures in Russia. We have studied the purpose of regulating entrepreneurial activity on the part of the state to ensure the conditions necessary for the effective functioning of the country's economy. The modern trends in the development of the Russian economy and the problems of entrepreneurship are explored. Placed emphasis in creating favorable conditions for business development. As a result of the analysis, conclusions were drawn and proposals were developed for further development of the sphere of small and medium-sized business in Russia.

Keywords: modern entrepreneurship, state structures, subject of entrepreneurial activity, business regulation.

Государство в условиях рыночной экономики являются активным субъектом этих отношений в качестве регулирующего и управляющего органа, что предполагает исследование и анализ потребностей общества, оценку производственной деятельности предприятий, закупку потребительских товаров на государственные нужды, планирование товарооборота, развитие научного и интеллектуального потенциала и т.д. Вместе с тем реализация функций государственного управления и регулирования предпринимательской деятельности происходит на федеральном, региональном и местном уровнях. Тем не менее, на наш взгляд, регулирующего воздействия органов государственного управления в сфере малого бизнеса недостаточно, потому что в основном оно направлено на развитие крупных предприятий и компаний через систему размещения государственных заказов, участие в тендерах и т.д.

Отметим, система государственного

регулирования предпринимательской деятельности охватывает субъекты и объекты регулирования, взаимосвязи между ними. Объектом регулирования выступают предпринимательские отношения, на которые оказывается воздействие или предпринимательская деятельность, как

производственная, так и коммерческая, финансовая, консультативная. Поскольку бизнес в целом не имеет какого-либо универсального механизма

саморегулирования, который позволял бы ему

успешно действовать во всех сферах во всех экономических системах, именно государство осуществляет регулирующую функцию экономики страны.

Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании

предпринимательской деятельности является ключевой для России. Основными формами государственного управления предпринимательства являются планирование, прогнозирование,

регулирование и контроль. Планирование и прогнозирование реализуется через разработку оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами и т.д. Государственные органы власти принимают активное участие в деятельности предпринимателей через государственный контроль. [1].

По свойствам проявления методы государственного регулирования можно разделить на экономические, властные, организационные; методы организации и методы деятельности; методы убеждения и принуждения; прямого и косвенного воздействия; правовые и неправовые; научные, эмпирические, экспериментальные и случайные; регулирование, общее руководство, непосредственно управление; повсеместные и локальные; общие и специальные; стратегические и тактические.

Экономические методы государственного регулирования базируются на материальной заинтересованности предпринимателей,

побуждающую их действовать в необходимом для общества направлении и добиваться инициативного решения поставленных задач без специальных распоряжений или указаний со стороны субъекта регулирования; предоставляют возможность выбора между типами поведения; являются по своему воздействию косвенными.

Просветительские методы подразумевают активное воздействие идеологических и материальных средств в целях регулирования. Властные, административные, административно-директивные методы представляют собой способ непосредственного воздействия через прямые обязывающие предписания, опирающегося на силу государственного принуждения, невыполнение которого может повлечь за собой юридическую ответственность.

Организационные методы регулирования направлены на систематизацию и упорядочение структуры государственного регулирования, функций и компетенций каждого структурного подразделения, информационных каналов прямой и обратной связи и т.д. Функциональный и структурный блоки, а также связи между ними составляют структуру элементов обеспечения системы государственного

регулирования, включающие нормативное,

финансовое, организационное и технологическое регулирование. Элемент нормативного обеспечения реализуется в форме установления норм и правил права. Элемент финансового обеспечения субъекты государственного регулирования управляет финансовыми потоками через формирование бюджета, государственные дотации, трансферты и осуществляет контроль за их использованием. Элемент организационного обеспечения связан как со сферой оперативно-организаторской работы, так и с функциями государственного регулирования. Наконец, элемент технологического обеспечения включает в себя разработку и утверждение стандартов, контроль за осуществлением предпринимательской

деятельности [2].

Регулирующее воздействие государства включает определенную последовательность действий, либо стадий процесса регулирования. При этом, специальные функции отражают специфические особенности данного государственного регулирования, включающие техническое и методическое руководство, технический контроль, специальные виды надзора и много другое. Регулирующее воздействие государственных органов власти включает определенную последовательность действий, составляющих стадии процесса регулирования. При этом функции регулирования характеризуют содержание регулирования и представляют собой самостоятельные и обособленные направления или виды деятельности органов государственного регулирования, определяемые целями, через:

- прогнозирование и планирование,

направленные на разработку оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами;

- организацию и формирование структуры системы регулирования, определение функциональных взаимосвязей;

- руководство, установление правил и нормативов, координацию;

- оперативное распорядительство и контроль.

За период рыночных реформ государственные

органы власти постепенно активизируют деятельность по становлению, поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Основные аспекты государственного регулирования в сфере малого бизнеса включают:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

- учреждение порядка регистрацию субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификацию продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными партнерами;

- организацию подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого и среднего бизнеса [3].

Следует отметить, что важной мерой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России является установление государственных гарантий,

обеспечивающих спрос на продукцию, его производство и сбыт. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса. Субъекты предпринимательства в силу своих недостаточных возможностей остро нуждаются в тесном взаимодействии с подобными организациями, при этом государственная поддержка является неоценимой. Кроме того органы государственной власти должны оказывать помощь в организации деятельности производственных союзов, либо ассоциаций субъектов малого и среднего бизнеса, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, защиты интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.

Необходимо отметить, по состоянию на 1 января 2016 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует около 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых занято более 18 млн. человек, что составило 25 % от общего числа занятых в экономике. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в таблице 1 [4].

Таблица 1. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на 01.01.2016

Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Индивидуальные предприниматели Все категории МСП

Количество субъектов МСП, тыс. ед. 1 868,20 235,60 13,70 2 413,80 4 531,30

Доля в секторе МСП, % 41,20 5,20 0,30 53,30 100,00

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 4 431,10 6 358,40 1 585,80 5 645,70 18 021,00*

Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей 9 699,30 16 692,90 5 027,80 10 447,50 41 867,50

Проанализировав данные, приведенные в таблице 1, нами получены следующие выводы. Основу сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) по количеству хозяйствующих субъектов составляют

индивидуальные предприниматели (ИП) - 2,4 млн. или 53,3% всех МСП и микропредприятия - 1,9 млн. или 41% всех МСП. Малые предприятия составляют 5,2%, а средние - 0,3% от общего количества субъектов МСП. При этом на микропредприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе МСП - 55%. На наш взгляд, данный сектор экономики МСП необходимо и дальше усиленно развивать.

С целью развития сферы малого и среднего бизнеса по указу Президента Российской Федерации Путина В. В. была создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Основные цели данной организации направлены на содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской

деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики, а также защиту прав и интересов малого и среднего бизнеса на всех уровнях власти.

Кроме того, деятельность данной организации направлена на сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, прозрачность деятельности

предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей, снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности и многое другое. Решение основных задач организация осуществляет через реализацию конкретных проектов. Например, исследование предпринимательского климата в России, разработка щадящего налогового режима для малого бизнеса и др.

Таким образом, в результате проведенного анализа эффективности взаимодействия

предпринимательства и органов государственной власти нами было выявлено, что централизованное государственное управление и регулирование находится в противоречии с законами саморегулирования рыночных отношений, тем самым показывая свою неэффективность. Современные экономические системы, основанные на самостоятельном формировании бизнес-

процессов, постепенно могут разрушать иерархические структуры государственного контроля, если государство не учитывает и не затрагивает интересы бизнес структур. Так, например, начинающие предприниматели не имеют достаточного стартового капитала, в этом случае для открытия предприятий и ведения бизнеса, им, прежде всего, необходима помощь со стороны государственных органов власти, через регуляторную функцию. Важнейшая задача Правительства Российской Федерации заключается во всесторонней поддержке отечественного предпринимательства, разработке программ развития малых и средних предприятий в России; контроль равномерного развития разных направлений деятельности и достижение максимальной сбалансированности; достижение устойчивого уровня совокупного спроса на продукцию предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечение занятости работоспособного населения.

Список литературы

1. Котлярова К. В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 421-424.

2. Эдаси М.А. Принципы современного этикета деловых отношений в нормах и правилах поведения государственного служащего // Исследовательские инициативы студенческой молодежи как социальная практика современного профессионального образования. -2016. - № 4. - С.103 -106.

3. Эдаси М.А. Вдовенко Е.О. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Успехи в химии и химической технологии. - №8. - С.103-107.

4. К.Э. Лайкам «Малое и среднее предпринимательство в России // Труд и занятость в России — 2016. Росстат. 2016. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.