Научная статья на тему 'Актуальность социального консультирования как показатель стимулирования жизненной активности и улучшения качества жизни граждан пожилого возраста'

Актуальность социального консультирования как показатель стимулирования жизненной активности и улучшения качества жизни граждан пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1407
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блинова М.Г.

В статье рассматриваются вопросы актуальности социального консультирования граждан пожилого возраста в условиях современного социально-экономического устройства общества и влияние его на стимулирование жизненной активности и улучшения качества и уровня жизни пожилых людей, а также необходимости подготовки специалистов для осуществления этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность социального консультирования как показатель стимулирования жизненной активности и улучшения качества жизни граждан пожилого возраста»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 349.3

М.Г. Блинова, доцент, ФГАОУ ПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» г. Екатеринбург, Российская Федерация

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ И УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы актуальности социального консультирования граждан пожилого возраста в условиях современного социально-экономического устройства общества и влияние его на стимулирование жизненной активности и улучшения качества и уровня жизни пожилых людей, а также необходимости подготовки специалистов для осуществления этой деятельности.

Ключевые слова

Социальное консультирование, социальная работа, пожилой человек, качество жизни, социальная поддержка, профессиональные и специальные компетенции.

В настоящее время неопределенность места и роли пожилых людей в социуме служит одной из причин дискриминации по отношению к пожилым людям, а, следовательно, отмечается и снижение качества их жизни. Со средины XX в. наблюдается прогрессирующее старение людей в России за счет снижения показателя рождаемости. Доля старых и пожилых людей в России к 2015 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, достигла примерно, 24,5%. По шкале демографического старения населения Ж.Боже-Гаранье и Э.Россета, доля лиц в возрасте 60 лет и старше должна быть меньше 8%, что бы страна имела статус демографически молодой. Демографическая старость наступает с показателя 12%, в России этот показатель превышен почти в 2 раза. Поэтому одна из задач социальной политики - обеспечение старшего поколения качественной и квалифицированной социальной поддержкой. В Правительство РФ на рассмотрение внесен проект «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025». В качестве ключевых целей государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста в нем определены повышение продолжительности, уровня и качества жизни пожилых людей, а также стимулирование активного долголетия граждан пожилого возраста, их социального и экономического интегрирования в жизнь общества. Планируется обеспечить достойное материальное и социальное положение граждан пожилого возраста, эффективно использовать их труд, создать условия для удовлетворения образовательных потребностей, повысить уровень финансовой грамотности пожилых граждан, развить систему социального обслуживания и т.д. Грамотное взаимодействие и информированность пожилого поколения о всех изменениях во всех сферах жизни позволит получить поколение не «доживающих» людей, а людей способных жить и делиться своим жизненным и профессиональным опытом. В данной связи, наряду с другими технологиями реабилитации. адаптации, социализации пожилых людей, определенную и значительную роль играет консультирование.

Консультирование пожилого населения - сложный процесс. Он требует терпения и внимательности, чуткости и систематизированности, знания физиологических возрастных изменений, понимания проблем, высокой мобильности и ориентированности специалиста в постоянно изменяющемся потоке информации, правовом поле, умения доступно и ясно передавать эту информацию и использовать для своего блага и максимальной выгоды. А для этого необходима специальная профессиональная подготовка или переподготовка и обучение специалистов, формируя у них профессиональные и специальные компетенции, навыки и умения в области передачи знаний, коммуникативных навыков, юридической грамотности. Консультирование основывается на теоретических положениях, выводах и рекомендациях и имеет правовое обеспечение. Большинство исследований по вопросам консультирования отмечают, что доля пожилых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

людей, как клиентов консультирования довольно небольшая, что совершенно неправильно. Зачастую, это объясняют тем, что у пожилого человека потребности, которые легко удовлетворить - обеспечив практическую помощь. Но, нельзя характеризовать эти потребности как простые. Проблемы, с которыми сталкивается пожилой человек - это биологические изменения функционирования организма, изменение роли в обществе, смена деятельности, эмоциональные и духовные изменения, материальные затруднения. Кроме того, меняются потребности и отношения в семье. Все эти процессы протекают довольно сложно как для самого человека, так и для его близкого окружения. Необходимо так же принимать во внимание социально-культурные факторы, которые определяют специфику процесса старения и положение пожилых людей в современном российском обществе. Отсутствие некой структуры, стабильности и определенности в происходящем часто вызывают тревогу и депрессивные состояния, а повседневная рутинная жизнь не является исполнением какой-либо роли. В пожилом возрасте, почти, отсутствуют приобретения и происходят постоянные социальные потери. В современном мире трудовая деятельность дает человеку определенный статус, реализует его социальную активность, являясь не только возможностью получения средств существования. Трудовая активность для каждой личности является предпосылкой к полноценному ощущению себя, интересной жизни, возможности творческой деятельности. Увеличение чувства изолированности в обществе напрямую связанно с одиночеством. После 60 лет к человеку постепенно приходит сознание его социального отдаления, и переживается это болезненно, особенно если в обществе не предусмотрено необходимой поддержки. Состояние психологического дискомфорта, вызванного постоянной неудовлетворенностью своим положением и социально-экономическими условиями, усугубляет процессы физиологического старения организма и, нередко, вызывает психические расстройства и соответствующие последствия.

С помощью важной и интересной информации, правильно-построенного диалога, грамотного и понятного текста информации консультант может раскрывать функции консультирования: осознание проблемы, нахождение выходов из нее, мобилизация ресурсов личности, формирование мотивации к действию. Так же, во время полученная информация консультант может предотвратить негативные действия клиента. Главное, что в большинстве случаев консультирование помогает клиенту объективно оценить сложившуюся ситуацию, лучше ее понять и выбрать оптимальный метод поведения или пути решения. Консультант играет роль информатора - помогает устранить дефицит знаний об объекте и вооружает своего клиента новыми знаниями, а, следовательно, и подходами к решению проблем. Проведение любых консультаций оказывается на добровольной основе. В этом реализуется важные принципы социальной работы - уважение личности, соблюдение прав человека, неприкосновенность частной жизни. [1,с.40]

В социальной работе принято выделять два основных вида консультативной помощи: контактное и дистантное консультирование. Консультация в социальной работе зачастую подразумевает формирование рекомендаций и советов по содержанию и формам поведения, доведения дополнительной информации до клиента, разъяснение его прав. Главное правило в технологии консультирования - выслушать клиента, понять его и, затем, конструктивно с ним взаимодействовать. Лишь когда клиент продемонстрирует потребность в помощи, проанализировать его действия и определиться с советами и рекомендациями. Иногда человеку, особенно в пожилом возрасте, достаточно просто рассказать о том, что его беспокоит. Так же, важная составляющая данного метода - это учет мнения, бытующего среди ближайшего окружения клиента. Не стоит забывать, что при общении с пожилым человеком, мы обращаемся к личности с большим жизненным опытом. Для результативной работы специалистам необходимо регулярно повышать квалификацию, владеть информацией в области правового обеспечения, вопросов социальной поддержки пожилых людей, правовых технологий в социальной работе, совершенствовать технику консультирования. Все это должно обеспечить качественное повышение уровня жизни пожилого населения.

Таким образом, социальное консультирование лиц пожилого возраста является неотъемлемой частью социальной работы. Беседа для человека этого возраста - целое событие. Социальное консультирование помогает с психологической, социально - правовой, медико-социальной стороны, дает дополнительную информацию и раскрывает неиспользованные возможности человека. Социальное консультирование важная ступень в структуре социального обслуживания населения, так как его целью является помощь пожилому

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

человеку в правильном осознании своего статуса и положения в обществе, отношения к возникшим трудностям и проблемам и преодоление этих трудностей. Социальный работник, оказывающий консультативную помощь пожилым людям, помогает им принять свою новую роль в обществе, выработать соответствующую модель поведения, поверить в свои возможности. Профессиональное консультирование пожилых людей позволяет повысить уровень социальной защищенности граждан пожилого возраста, повысить интерес к жизни, побудить к положительным действиям и эмоциям. Консультирование проводится специалистами в комплексных Центрах социального обслуживания граждан и других учреждениях социальной защиты, в специализированных медицинских учреждениях, при желании пожилого человека может проводиться на дому. Поэтому регулярное повышение специалистами-консультантами своей квалификации, владение информацией по вопросам социальной поддержки пожилого населения, изучение и создание новых техник консультирования, а так же владение информацией в области правового обеспечения и правовых технологий в социальной работе, позволит улучшить качественный уровень жизни пожилого человека

Список использованной литературы:

1. Блинова М.Г., Шипулина Л.Н. О необходимости применения инновационных механизмов и технологий предоставления социальных услуг населению в современной России //Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2012. Т. 11. № 3. С. 39-41.

2. Гладкова, М. Качество жизни пожилых людей / М. Гладкова, Т. Егорова, О. Семенцова // Социальное обеспечение. № 7, 2012, 27-29 с.

3. Панина Н. В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера // Автореф. дис. канд. философ,наук.-М., 2012, 89 с.

4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (принят 23.12.2013) (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ) // "Российская газета", N 295, 30.12.2013

© Блинова М.Г., 2016.

УДК31

Н.Н.Гимазова , Ф.А.Игебаева

Башкирский государственный аграрный университет, Уфа

ЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Gimazova N.N., Igebaeva F.A.

Bashkir State Agrarian University, Ufa

ETHICAL FEATURES OF BUSINESS RELATIONSHIP MEN AND WOMEN

Этикет является правилом поведения, которое принимается в данном обществе. В сегодняшнее время большое распространение получает деловой этикет. Он отражает опыт, нравственные представления и вкусы. Служебный этикет определяет нормы и правила поведения и общения в деловой, профессиональной обстановке.

Взаимные отношения между работниками основываются на правилах внутреннего распорядка, бизнес-этикета, служебных инструкций. От того, как хорошо знают работники деловой этикет, правильно понимают этику корпоративного поведения и соизмеряют свои действия со служебными инструкциями, зависят как личные достижения каждого, так и атмосфера в организации, которая способствует успеху общего дела. В противном случае благополучие компании и профессиональный рост каждого ее работника становится невозможным, так как возникает противоречие между целями и условиями труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.