_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 364.42/.44
Е.В. Моцовкина
К.п.н., доцент кафедры
социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения
Бодрая Ю.В.
Студентка специальности «Педагогики и психология девиантного поведения»
Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского
СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматриваются принципы, основные аспекты и направления социального сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях современного общества.
Ключевые слова Социальное сопровождение, неблагополучные семьи, дети.
Введение. Семья выступает первым воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает в течение всей своей жизни. Именно в семье возникают основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества человека. Тем не менее, встречаются неблагополучные семьи, воспитание в которых, в большинстве случаев, изменяет личностное развитие ребенка.
Исследованием неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, И. Ф. Дементьева и другие. В своих работах они изучали взаимоотношения между детьми и родителями, влияние семьи на развитие ребёнка, а также проблемы воспитания ребенка в неблагополучных семьях.
В. М. Целуйко подчеркиват, что на сегодняшний день семейное неблагополучие - достаточно распространенное явление, которое отрицательно сказывается на развитии детей[1]:
- в 70% неблагополучных семей встречается нарушение развития детей, которое проявляется в уклонение от учебы, в отсутствии навыков личной гигиены, в неуравновешенности психики, в тревожности и т. п.
-в 50% неблагополучных семей отмечается нарушение поведения, которое проявляется в хулиганстве, агрессивности, воровстве, аморальном поведение.
-в 45% неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения, агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками.[2]
Это свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, что естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки.
Таким образом, актуальность исследования заключается в потребности рассмотреть целый ряд факторов, определяющих социальное сопровождение детей из неблагополучных семей.
Цель - выявить эффективность социального сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях современного общества.
М. А. Галагузова под неблагополучной семьёй понимает семью с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно [3].
Таким семьям и детям нужна помощь, которая проявляется в социальном сопровождении.
Если рассматривать толковый словарь по социальным технологиям, то под социальным
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
сопровождением понимается комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.[4]
В законе РФ 28.12.2013 №442 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное сопровождение рассматривается как деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам и осуществляющейся путём привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. [5]
Целью социального сопровождения является частичное решение жизненных трудностей или полное решения проблем лица или семьи.
Социальное сопровождение предполагает:
- предоставление социальной реабилитации, поддержки и услуг, соответствующих потребностям человека и формам самих проблем;
- воспитание, которое предполагает организацию мероприятий, предназначенных для формирования положительных ценностных ориентаций;
- социальную, психологическую и юридическую поддержку, которая предназначена для оказания профессиональной поддержки в решении различных проблем;
- консультирование, в ходе которого раскрываются основные направления решения сложных жизненных ситуаций;
- поддержка и защита здоровья конкретного лица или семьи, помощь в достижении поставленных
целей.
С оказанием социального сопровождения предоставляются:
1. Информационные услуги: предоставление справочной информации, например, о видах социальных выплат, а так же предоставление контактов учреждений, куда можно обратиться за соответствующей помощью.
2. Психологические услуги представляют собой проведение психологической диагностики и консультаций, которые направлены на улучшение взаимоотношений с окружающей средой, обсуждение проблем и предоставления советов по их решению, обучение преодолевать трудности и конфликты с окружающими людьми и членами семьи.
3. Социально-педагогические услуги направлены на планирование вместе с лицом или семьёй мер по устранению причин появления сложных жизненных обстоятельств, выявление разносторонних интересов членов семьи, а так же обучение родителей методам воспитания, устройство ребенка в клуб, секцию, кружок и т.п.
4. Социально-медицинские услуги представляют собой консультирование по вопросам улучшения и сохранения здоровья, предотвращение вредных привычек, развитие сексуальной культуры.
5. Юридические услуги направлены на защиту прав и интересов ребёнка, конкретного лица или семьи в целом, проведение консультаций по вопросам действующего законодательства и льгот.
6. Социально-экономические услуги представляют собой содействие в получении государственных социальных пособий и денежной помощи, консультирование и содействие в трудоустройстве.
Социальное сопровождение опирается на принципы:
- добровольность в принятии помощи, активное участие семьи или лица в преодолении сложных жизненных ситуаций;
- гуманность, то есть уважение человека, признание его ценности независимо от поведения личности;
- осуществление права ребенка на воспитания и рост в семье;
- индивидуальный и дифференцированный подхода к каждому человеку и к каждой семье, при этом стоит с учитывать их потребности и особенности;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
- бесплатность и доступность социальных услуг;
- толерантность и ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
В зависимости от проблемы и её остроты для каждой семьи определяется уровень социального сопровождения, а при их определении можно так же установить их продолжительность:
-адаптационный уровень социального сопровождения -это процесс создания комплекса мероприятий, которые направлены на обеспечение взаимного привыкания и принятия членов заменяющей семьи в течении первого года её создания. Обычно, в адаптационных мероприятиях нуждаются семьи с такими признаками: трудности в социальной адаптации ребёнка к жизни в новой семье, повторные браки у родителей, т.е. воспитание отчимом или мачехой, так же семьи беженцев или вынужденных переселенцев в первый год пребывания на территории государства.
-базовый или профилактический уровень социального сопровождения- это процесс реализации комплекса мер, которые направлены на оказание психологической, педагогической, социальной и иной помощи семьям с целью предупреждения кризисных ситуаций во взаимоотношения. Чаще всего, мероприятия данного уровня социального сопровождения организовываются для семей, имеющих такие признаки: педагогическая безграмотность родителей, т.е. неразвитость родительских навыков и чувств, чрезмерная опека (гиперопека) или её отсутствие (гипоопека), неадекватный родительский контроль, который проявляется в безнадзорности детей, абсолютная родительская власть или попустительство; семье с несовершеннолетними детьми, в которой один из родителей отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии, как правило, в таких семьях есть психологические проблемы как у родителей, так и у детей, недостаток общения между ними. Рекомендуемый срок социального сопровождения таких семей на базовом уровне-1 год.
-кризисный уровень социального сопровождения - на данном этапе реализуются мероприятия, направленные на оказание семье специализированной помощи по устранению конфликтов и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. В таком уровне сопровождения нуждаются семьи с нарушением межличностных отношений( когда существует эмоциональная отверженность всех членов семьи); семьи с частыми конфликтами между родителем и ребёнком, т.е. семьи с нарушение детско-родительских отношений; семьи в состоянии восстановления в родительских правах; семьи в состоянии развода, в таком случае ребёнок является свидетелем семейных конфликтов и объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей; семьи, которые пренебрегают нуждами ребёнка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребёнка и т.п.). Кризисный уровень имеет продолжительность 6 месяцев.
-экстренный уровень социального сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи семье с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребёнка, включая жестокое обращение. Как правило, программы сопровождения на данном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей по следующим признакам: враждебное отношение к ребёнку (телесные повреждения, эксплуатация ребёнка в ущерб развитию личности ребёнка; мать с новорожденным ребёнком, имеющая намерение отказаться от ребёнка; семья с риском отказа от приёмного ребёнка или ребёнка-инвалида; несовершеннолетние родите; длительное тяжелое заболевание или смерть одного из родителей; семья, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.). Социальное сопровождение на данном уровне длится 3 месяца. Основания, которые являются причиной для постановки на социальное сопровождение семьи: -письменное заявление родителя, как законного представителя несовершеннолетнего; -сообщение, которое поступило от физических или юридических лиц, в том числе из служб экстренной социально-психологической помощи;
-сообщение, поступившее от учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Нуждаемость семей в социальном сопровождении может определяться организациями. Медицинские организации, которые оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь детям:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
-выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов;
-фиксируют в историях развития несовершеннолетних сведения о родителях (или иных законных представителях), семейном положении, месте
работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;
-организовывают контроль выполнения родителями (или иными законными представителями) данных им рекомендаций по уходу за несовершеннолетним и за проведением назначенного лечения в случае его болезни.
Учреждения системы социального обслуживания:
-определяют качество выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенком-инвалидом; -оказывают материальную и иную помощь в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации;
-определяют способность каждого члена семьи выполнять социальные роли и функции. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации:
-организуют профилактическую работу с несовершеннолетними, совершившими правонарушения или имеющими различные формы девиантного и делинквентного поведения;
-организуют профилактическую работу с родителями (или иными законными представителями), не выполняющими или выполняющими
ненадлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей, отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с детьми;
-организуют профилактическую работу с родителями (или иными законными представителями), вовлекающими несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.
Вывод. Таким образом, семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в семье вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [6] Но, к сожалению, встречаются такие семьи, в которых ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод. Такие семье называются неблагополучными и им нужна особая социальная поддержка и социальная реабилитация, воспитание, психологическая и юридическая поддержка.
Работа с детьми из неблагополучных семей направлена на развитие и формирование умений подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.
Также можно отметить, что, действуя в контакте с ребёнком и его семьёй, мы можем поддержать маленького человека, дать возможность увидеть ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это поможет нам воспитать человека, который будет готов к вступлению во взрослую жизнь, а сам ребёнок сможет в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.
Список использованной литературы:
1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М. : ВЛАДОС-. ПРЕСС, 2006. - 271 с.
2. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2005. - 81-83 с.
3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. - М.: Владос, 2006. - 416 с.
4. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
5. Закон РФ 28.12.2013 №442 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" .
6. Рожков М.И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2006. - 239 с.
© Моцовкина Е.В., Бодрая Ю.В., 2016