Научная статья на тему 'Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей в условиях современного общества'

Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5533
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моцовкина Е.В., Бодрая Ю.В.

В статье рассматриваются принципы, основные аспекты и направления социального сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей в условиях современного общества»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 364.42/.44

Е.В. Моцовкина

К.п.н., доцент кафедры

социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения

Бодрая Ю.В.

Студентка специальности «Педагогики и психология девиантного поведения»

Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются принципы, основные аспекты и направления социального сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях современного общества.

Ключевые слова Социальное сопровождение, неблагополучные семьи, дети.

Введение. Семья выступает первым воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает в течение всей своей жизни. Именно в семье возникают основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества человека. Тем не менее, встречаются неблагополучные семьи, воспитание в которых, в большинстве случаев, изменяет личностное развитие ребенка.

Исследованием неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, И. Ф. Дементьева и другие. В своих работах они изучали взаимоотношения между детьми и родителями, влияние семьи на развитие ребёнка, а также проблемы воспитания ребенка в неблагополучных семьях.

В. М. Целуйко подчеркиват, что на сегодняшний день семейное неблагополучие - достаточно распространенное явление, которое отрицательно сказывается на развитии детей[1]:

- в 70% неблагополучных семей встречается нарушение развития детей, которое проявляется в уклонение от учебы, в отсутствии навыков личной гигиены, в неуравновешенности психики, в тревожности и т. п.

-в 50% неблагополучных семей отмечается нарушение поведения, которое проявляется в хулиганстве, агрессивности, воровстве, аморальном поведение.

-в 45% неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения, агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками.[2]

Это свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, что естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки.

Таким образом, актуальность исследования заключается в потребности рассмотреть целый ряд факторов, определяющих социальное сопровождение детей из неблагополучных семей.

Цель - выявить эффективность социального сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях современного общества.

М. А. Галагузова под неблагополучной семьёй понимает семью с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно [3].

Таким семьям и детям нужна помощь, которая проявляется в социальном сопровождении.

Если рассматривать толковый словарь по социальным технологиям, то под социальным

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

сопровождением понимается комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.[4]

В законе РФ 28.12.2013 №442 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное сопровождение рассматривается как деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам и осуществляющейся путём привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. [5]

Целью социального сопровождения является частичное решение жизненных трудностей или полное решения проблем лица или семьи.

Социальное сопровождение предполагает:

- предоставление социальной реабилитации, поддержки и услуг, соответствующих потребностям человека и формам самих проблем;

- воспитание, которое предполагает организацию мероприятий, предназначенных для формирования положительных ценностных ориентаций;

- социальную, психологическую и юридическую поддержку, которая предназначена для оказания профессиональной поддержки в решении различных проблем;

- консультирование, в ходе которого раскрываются основные направления решения сложных жизненных ситуаций;

- поддержка и защита здоровья конкретного лица или семьи, помощь в достижении поставленных

целей.

С оказанием социального сопровождения предоставляются:

1. Информационные услуги: предоставление справочной информации, например, о видах социальных выплат, а так же предоставление контактов учреждений, куда можно обратиться за соответствующей помощью.

2. Психологические услуги представляют собой проведение психологической диагностики и консультаций, которые направлены на улучшение взаимоотношений с окружающей средой, обсуждение проблем и предоставления советов по их решению, обучение преодолевать трудности и конфликты с окружающими людьми и членами семьи.

3. Социально-педагогические услуги направлены на планирование вместе с лицом или семьёй мер по устранению причин появления сложных жизненных обстоятельств, выявление разносторонних интересов членов семьи, а так же обучение родителей методам воспитания, устройство ребенка в клуб, секцию, кружок и т.п.

4. Социально-медицинские услуги представляют собой консультирование по вопросам улучшения и сохранения здоровья, предотвращение вредных привычек, развитие сексуальной культуры.

5. Юридические услуги направлены на защиту прав и интересов ребёнка, конкретного лица или семьи в целом, проведение консультаций по вопросам действующего законодательства и льгот.

6. Социально-экономические услуги представляют собой содействие в получении государственных социальных пособий и денежной помощи, консультирование и содействие в трудоустройстве.

Социальное сопровождение опирается на принципы:

- добровольность в принятии помощи, активное участие семьи или лица в преодолении сложных жизненных ситуаций;

- гуманность, то есть уважение человека, признание его ценности независимо от поведения личности;

- осуществление права ребенка на воспитания и рост в семье;

- индивидуальный и дифференцированный подхода к каждому человеку и к каждой семье, при этом стоит с учитывать их потребности и особенности;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

- бесплатность и доступность социальных услуг;

- толерантность и ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

В зависимости от проблемы и её остроты для каждой семьи определяется уровень социального сопровождения, а при их определении можно так же установить их продолжительность:

-адаптационный уровень социального сопровождения -это процесс создания комплекса мероприятий, которые направлены на обеспечение взаимного привыкания и принятия членов заменяющей семьи в течении первого года её создания. Обычно, в адаптационных мероприятиях нуждаются семьи с такими признаками: трудности в социальной адаптации ребёнка к жизни в новой семье, повторные браки у родителей, т.е. воспитание отчимом или мачехой, так же семьи беженцев или вынужденных переселенцев в первый год пребывания на территории государства.

-базовый или профилактический уровень социального сопровождения- это процесс реализации комплекса мер, которые направлены на оказание психологической, педагогической, социальной и иной помощи семьям с целью предупреждения кризисных ситуаций во взаимоотношения. Чаще всего, мероприятия данного уровня социального сопровождения организовываются для семей, имеющих такие признаки: педагогическая безграмотность родителей, т.е. неразвитость родительских навыков и чувств, чрезмерная опека (гиперопека) или её отсутствие (гипоопека), неадекватный родительский контроль, который проявляется в безнадзорности детей, абсолютная родительская власть или попустительство; семье с несовершеннолетними детьми, в которой один из родителей отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии, как правило, в таких семьях есть психологические проблемы как у родителей, так и у детей, недостаток общения между ними. Рекомендуемый срок социального сопровождения таких семей на базовом уровне-1 год.

-кризисный уровень социального сопровождения - на данном этапе реализуются мероприятия, направленные на оказание семье специализированной помощи по устранению конфликтов и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. В таком уровне сопровождения нуждаются семьи с нарушением межличностных отношений( когда существует эмоциональная отверженность всех членов семьи); семьи с частыми конфликтами между родителем и ребёнком, т.е. семьи с нарушение детско-родительских отношений; семьи в состоянии восстановления в родительских правах; семьи в состоянии развода, в таком случае ребёнок является свидетелем семейных конфликтов и объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей; семьи, которые пренебрегают нуждами ребёнка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребёнка и т.п.). Кризисный уровень имеет продолжительность 6 месяцев.

-экстренный уровень социального сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи семье с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребёнка, включая жестокое обращение. Как правило, программы сопровождения на данном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей по следующим признакам: враждебное отношение к ребёнку (телесные повреждения, эксплуатация ребёнка в ущерб развитию личности ребёнка; мать с новорожденным ребёнком, имеющая намерение отказаться от ребёнка; семья с риском отказа от приёмного ребёнка или ребёнка-инвалида; несовершеннолетние родите; длительное тяжелое заболевание или смерть одного из родителей; семья, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.). Социальное сопровождение на данном уровне длится 3 месяца. Основания, которые являются причиной для постановки на социальное сопровождение семьи: -письменное заявление родителя, как законного представителя несовершеннолетнего; -сообщение, которое поступило от физических или юридических лиц, в том числе из служб экстренной социально-психологической помощи;

-сообщение, поступившее от учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Нуждаемость семей в социальном сопровождении может определяться организациями. Медицинские организации, которые оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь детям:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

-выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов;

-фиксируют в историях развития несовершеннолетних сведения о родителях (или иных законных представителях), семейном положении, месте

работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;

-организовывают контроль выполнения родителями (или иными законными представителями) данных им рекомендаций по уходу за несовершеннолетним и за проведением назначенного лечения в случае его болезни.

Учреждения системы социального обслуживания:

-определяют качество выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенком-инвалидом; -оказывают материальную и иную помощь в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации;

-определяют способность каждого члена семьи выполнять социальные роли и функции. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации:

-организуют профилактическую работу с несовершеннолетними, совершившими правонарушения или имеющими различные формы девиантного и делинквентного поведения;

-организуют профилактическую работу с родителями (или иными законными представителями), не выполняющими или выполняющими

ненадлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей, отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с детьми;

-организуют профилактическую работу с родителями (или иными законными представителями), вовлекающими несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.

Вывод. Таким образом, семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в семье вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [6] Но, к сожалению, встречаются такие семьи, в которых ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод. Такие семье называются неблагополучными и им нужна особая социальная поддержка и социальная реабилитация, воспитание, психологическая и юридическая поддержка.

Работа с детьми из неблагополучных семей направлена на развитие и формирование умений подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.

Также можно отметить, что, действуя в контакте с ребёнком и его семьёй, мы можем поддержать маленького человека, дать возможность увидеть ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это поможет нам воспитать человека, который будет готов к вступлению во взрослую жизнь, а сам ребёнок сможет в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

Список использованной литературы:

1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М. : ВЛАДОС-. ПРЕСС, 2006. - 271 с.

2. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2005. - 81-83 с.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. - М.: Владос, 2006. - 416 с.

4. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

5. Закон РФ 28.12.2013 №442 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" .

6. Рожков М.И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2006. - 239 с.

© Моцовкина Е.В., Бодрая Ю.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.