УДК 656.69(268)
АКТУАЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА СУДОВ
В СЕВЕРНЫХ ШИРОТАХ
Ал. И. Кулинич
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003
e-mail: hatremadn@mail.ru
Показано, что в ближайшие годы ожидается существенное увеличение хозяйственной деятельности в Арктическом регионе и активизация судоходства на трассе Северного морского пути, в связи с чем возрастает актуальность решения задачи мониторинга судов.
Ключевые слова: Северный морской путь, Арктика, Штокмановское месторождение,
континентальный шельф, мониторинг.
Topicality of making decisions concerning ships monitoring in northern latitudes. A.I. Kulinich (Kamchatka State technical university, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)
Within the next few years the essential increase of economic activity in the Arctic region is expected, therefore we are in for navigation activization on the way of Northern shipping way. In this context making decisions concerning ships monitoring is very timely.
Key words: Northern sea way, Arctic regions, Shtokmanovskoe mine, continental shelf, monitoring.
По прогнозам экспертов через 50 лет Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты [1].
Согласно официальной статистике Арктика уже сегодня обеспечивает 11% национального дохода России и 22% объема ее экспорта. В регионе добывается 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. Здесь сосредоточены 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа РФ; здесь сконцентрирована добыча 91% природного газа и 80% общероссийских разведанных запасов газа. Общая стоимость минерального сырья арктических недр составляет $ 2 трлн.
Считается, что в Арктике находится 25% еще не обнаруженных мировых запасов нефти и газа, из которых две трети составляют запасы газа и одна треть - нефть. Наибольшие запасы нефти могут быть обнаружены в Печорском бассейне, зал. Баффин и вблизи северного побережья Аляски, хотя привлекательными могут стать и другие бассейны.
Во что обойдется добыча здешних запасов, зависит от глобального потепления. Если арктические льды растают, добыча полезных ископаемых в этом регионе значительно упростится и удешевится. К 2050 г. Северный морской путь будет открыт 100 дней в году вместо 20 [2].
Штокмановское газоконденсатное месторождение - одно из крупнейших месторождений в мире. Открыто в 1988 г. сотрудниками производственного объединения «Арктикморнефтегазразведка» (Мурманск) с борта бурового судна ледового класса «Валентин Шашин» (по другим данным совместно с буровым судном «Виктор Муравленко»). Месторождение названо в честь советского ученого-океанолога профессора В.Б. Штокмана.
Месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Ближайшая суша (около 300 км) - западное побережье архипелага Новая Земля. Глубины моря в этом районе колеблются от 320 до 340 м. Разведанные запасы - 3,7 трлн м3 газа и 31 млн т конденсата [2].
Началась борьба за право обладания хребтом Ломоносова. Хребет Ломоносова пересекает весь Ледовитый океан - от Канады до России через Северный полюс. Россия пытается доказать, что хребет Ломоносова связан с ее континентальным массивом, а Дания - что он является продолжением принадлежащей ей Гренландии. Конкурентная борьба за богатства Арктики начинает заметно усиливаться.
Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных
районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). Для реализации этого права нашей стране необходимо подать заявку в специальный международный орган - Комиссию ООН по границам континентального шельфа.
В настоящее время так называемая арктическая пятерка (Канада, Дания, Норвегия, Россия и США) ведут активную борьбу за контроль над шельфом. Они организуют арктические экспедиции, для того чтобы доказать право на большую часть арктического шельфа, нежели та, которой они сегодня могут распоряжаться. В 2001 г. Россия стала первой из пяти арктических стран, обратившейся с заявкой о расширении границ своего континентального шельфа свыше стандартного 322-километрового лимита.
В 2011 г. Россия планирует направить в ООН расширенную заявку на установление внешней границы в Арктике в связи с подтверждением континентальной природы хребта Ломоносова и его принадлежности к окраине Восточной Сибири.
Известно, что за деятельностью России по обоснованию своих прав на арктический шельф внимательно следят за рубежом. В борьбу за шельф готовы включиться и другие страны.
Площадь континентального шельфа в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной экономической зоны, на которую претендует Россия, равна 1,2 млн км2 [3].
Северный морской путь (СМП) - судоходная магистраль, проходящая вдоль северных берегов морей Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные российские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему: главную морскую коммуникацию в Арктике (рис. 1).
Рис. 1. Северный морской путь
СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП - 14 280 км, от Санкт-
на Дальний Восток. Путь от Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал - 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды - 29 400 км. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет
12 840 морских миль, а Северным морским путем -только 5770 морских миль.
Длина основной трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км;
Рис. 2. Северный морской путь и канадский Северо-Западный путь
протяженность судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37 000 км [3].
Современный СМП - результат разносторонней деятельности нашего государства и в то же время итог многовекового освоения северных окраин России. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).
В Северном Ледовитом океане совместно с российским Северным морским путем существует канадский Северо-Западный путь (рис. 2).
Этот путь открывает широкие возможности судам США и Канады для транспортировки грузов между востоком и западом.
Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются компании «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха-Якутия, Чукотский автономный округ.
Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения нефти и газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля (рис. 3).
Рис. 3. Основные направления транспортировки углеводородов
Учитывая значимость Арктики и СМП для России и мирового сообщества, необходим надежный и оперативный мониторинг судов различного назначения, включая суда, которые будут заниматься разведкой, эксплуатацией и транспортировкой нефти, газа, металлов, водных биоресурсов.
Подводя итог, следует отметить, что:
1) в ближайшие годы ожидается существенное увеличение хозяйственной деятельности в Арктическом регионе и значительная активизация судоходства на трассе Северного морского пути;
2) в связи с грядущим потеплением создание эффективной системы мониторинга судов в северных широтах становится стратегической задачей, так как освоение Арктики и Северного морского пути возможно лишь при наличии оперативных и достоверных данных о их дислокации.
Литература
1. Брозенштайн А.С., Камышкин А.В. Северный морской путь - главная транспортная коммуникация в Арктике. - М., Верес, 2005. - 237 с.
2. Рыковский В.А. Арктика: перспективы и реальность. - М.: НООБ, 2008. -148 с.
3. Маринич А.Н., Припотнюк А.В., Устинов Ю.М. Современное судовое оборудование средств электронной навигации, ГМССБ и береговая единая система контроля и управления судоходством. - Петропавловск-Камчатский: Камчат ГТУ, 2007. - 261 с.