Научная статья на тему 'Геоэкономическое обоснование освоения энергетических и биологических ресурсов Арктики'

Геоэкономическое обоснование освоения энергетических и биологических ресурсов Арктики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
267
119
Поделиться
Ключевые слова
АРКТИКА / УГЛЕВОДОРОДЫ / МОРСКИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ / РЕГИОНЫ / ЭКОНОМИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ARCTIC / HYDROCARBONS / LIVING MARINE RESOURCES / NORTHERN SEA ROUTE / GOVERNMENT PROGRAMME / RUSSIAN COMPANIES / REGIONS / ECONOMICS / SECURITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Веретенников Николай Павлович, Богачев Виктор Фомич, Савельев Антон Николаевич

Рассмотрены вопросы развития Арктики, проанализированы приоритеты в освоении природных богатств Арктики (углеводородного сырья и морских биологических ресурсов).

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Веретенников Николай Павлович, Богачев Виктор Фомич, Савельев Антон Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Geoeconomic substantiation of developing energetic and biological resources in Arctic

In the paper the problems of Arctic development have been considered; priorities of exploring and using natural resources of Arctic (hydrocarbon raw materials and living marine resources) have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Геоэкономическое обоснование освоения энергетических и биологических ресурсов Арктики»

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 459-464

УДК 338.45:639 (470.21)

Н.П. Веретенников, В.Ф. Богачев, А.Н. Савельев

Геоэкономическое обоснование освоения энергетических и биологических ресурсов Арктики

N.P. Veretennikov, V.F. Bogachev, A.N. Savel'ev

Geoeconomic substantiation of developing energetic and biological resources in Arctic

Аннотация. Рассмотрены вопросы развития Арктики, проанализированы приоритеты в освоении природных богатств Арктики (углеводородного сырья и морских биологических ресурсов).

Abstract. In the paper the problems of Arctic development have been considered; priorities of exploring and using natural resources of Arctic (hydrocarbon raw materials and living marine resources) have been analyzed.

Ключевые слова: Арктика, углеводороды, морские биологические ресурсы, Северный морской путь, государственная программа, российские компании, регионы, экономика, безопасность

Key words: Arctic, hydrocarbons, living marine resources, Northern Sea Route, government programme, Russian companies, regions, economics, security

1. Введение

При обеспечении стратегического присутствия России в Арктике следует учитывать как геополитические, так и экономические факторы и предпосылки мирового развития (Козьменко, Щеголькова, 2010; Козьменко и др., 2012).

В период 1970-1980-х гг. активное освоение Арктики было связано с достижениями науки и техники, прежде всего с формированием атомного ледокольного флота: в 1960 г. в состав флота вошел атомный ледокол "Ленин"; в 1974 г. в строй начало входить семейство ледоколов "Арктика". Развитие Норильского комбината потребовало круглогодичной навигации по маршруту Мурманск - Дудинка. В 1972 г. выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 г. атомный ледокол "Сибирь" и ледокол "Капитан Сорокин" провели в Дудинку караван, стоящий из дизель-электроходов "Павел Пономарев" и "Наварин". В Арктике была открыта круглогодичная навигация. В настоящее время объемы перевозок не столь значительны.

Северный морской путь (СМП) - кратчайшая транспортная артерия между европейской частью России и Дальним Востоком, национальная единая система коммуникаций. Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5 600 км, расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП - свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км). Севморпуть включает порты Арктики и крупных рек Сибири, обслуживается ледоколами Мурманского и Дальневосточного морских пароходств.

2. Основные направления развития Арктической зоны РФ до 2020 г.

В настоящее время идет строительство порта Сабетта для отгрузки сжиженного газа (СПГ) с месторождений Ямала. Порт будет круглогодично принимать крупнотоннажные танкеры для перевозки углеводородного сырья (около 1 000 судов; объем перевозок должен достичь к 2020 г. 80 млн т ежегодно). По приблизительным оценкам, стоимость строительства составит более 100 млрд руб., из них в 2014 г. потребуется 40 млрд, которые не предусмотрены в бюджете и будут выделены из средств на развитие портовой инфраструктуры Мурманской, Архангельской и Ленинградской областей.

21 апреля 2014 г. Правительство РФ приняло постановление № 366 «Об утверждении государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г."». Эта программа предусматривает вложения в экономику Арктики и северных регионов на уровне 1,9 трлн руб., из них из бюджетов всех уровней - 0,6 трлн руб., что позволит повысить уровень жизни населения и улучшить среду проживания на данных территориях. Арктика располагает огромными запасами углеводородного сырья, сложность процесса добычи которого обусловлена суровыми климатическими условиями в Северном Ледовитом океане и отсутствием современных технологий. Арктика является одним из лидеров добычи рыбы и морепродуктов. В 2013 г. в ее северо-западной части вылов рыбы составил около 1 230 тыс. т.

Необходимо отметить возвращение воинских формирований, выведенных из районов Арктики в прошлые годы из-за отсутствия финансирования. Появление специальных воинских формирований на арктическом побережье, а также специальная подготовка офицеров в военных вузах - свидетельство

459

Веретенников Н.П. и др. Геоэкономическое обоснование освоения...

заинтересованности России в сохранении контроля над ресурсами региона. Восстановление военной инфраструктуры на побережье и островах в Северном Ледовитом океане (военного аэродрома в г. Тикси и других значимых объектов) будет способствовать обеспечению сохранения национальных интересов России в Арктике. Перспективы военно-морского обеспечения освоения арктического пространства с позиций внедрения инновационной морской техники представлены в работе (Богачев и др., 2014), проблемы устойчивого развития - в работе (Кибиткин, Смирнова, 2011).

Возвращение воинских частей на архипелаг Новая Земля в полном объеме с постоянным их размещением, а также инфраструктуры сопровождения и контроля прохождения судов по Севморпути требует значительных финансовых затрат. Необходимо строительство новых портов, причалов, аэропортов.

В последние годы возрос объем перевозок из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, следует отметить активное освоение СМП Китаем.

В 2010 г. объем транзитных перевозок составил около 110 тыс. т (проведено 4 судна), в 2011 г. -более 820 тыс. т (проведено 34 судна).

В 2012 г. объем транзитных перевозок за летне-осеннюю навигацию составил 1,26 млн т (проведено 46 судов). В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ). Танкер-газовоз "Ob River" перевез 134 500 м3 газа из Норвегии в Японию.

В 2010 г. впервые в истории морского судоходства по СМП был совершен экспортный рейс на судне "Мончегорск" по маршруту Мурманск - Дудинка - Пусан (Южная Корея) - Шанхай (КНР) без ледокольной проводки. В 2011 г. аналогичный рейс был совершен на судне "Заполярный". В 2012 г. создана администрация СМП в форме федерального государственного казенного учреждения. Существует международный проект "Северный морской коридор" по созданию на базе Севморпути единой транспортной системы портов и инфраструктуры северной части Европы.

Выгоды использования СМП для транзитных перевозок заключаются в следующем:

- экономия топливных затрат;

- снижение расходов по оплате труда персонала и сокращение стоимости фрахта судна;

- отсутствие платежа за проход судна (в отличие от Суэцкого канала); однако платится сбор при использовании ледоколов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие очереди (как в случае с Суэцким каналом);

- отсутствие риска нападения пиратов;

- отсутствие ограничения на размер судна (Суэцкий канал не способен принимать корабли с осадкой более 20.1 м).

При проходе по северному транспортному коридору каждое судно экономит 500 тыс. евро и до 15 дней в пути. Кроме того, в развитии северных перевозок заинтересованы Норильский ГОК и предприятия, занимающиеся разработкой нефти и газа на Ямале и строящие заводы по СПГ.

В настоящее время обостряется борьба за территории на шельфе в Северном Ледовитом океане, богатом углеводородными ресурсами, на которые претендуют Россия и другие страны. Насколько серьезно к этому относятся в мире, говорит тот факт, что в США ввели должность посла по Арктике. В России планируется ввести должность уполномоченного по Арктике и создать соответствующие службы. Совет Федерации Федерального Собрания РФ создал Экспертный совет по Арктике и Антарктике, который рассматривает на своих заседаниях проблемы реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ.

3. Состояние и проблемы законодательного обеспечения реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ

Экспертным советом по Арктике и Антарктике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ подготовлен доклад "О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения научной деятельности РФ в Антарктике".

Основными проблемами, которые необходимо решать при освоении Арктики, являются эффективность развития Арктической зоны, миграционные и демографические процессы. К сожалению, за прошедшие 20 лет численность населения в Арктике сократилась на 12 %, а в некоторых субъектах (в Магаданской области и Чукотском автономном округе) - в три раза, и только в Тюменской области, где происходит рост добычи углеводородного сырья, есть высокооплачиваемая работа, созданы хорошие условия для проживания, наблюдается прирост населения (см. таблицу).

Особенности развития северных регионов требуют совершенствования социальной политики. В настоящее время в РФ началась реорганизация образования и здравоохранения, в ходе которой не всегда учитываются эти особенности (прежде всего малонаселенность). Так, в г. Тикси в районной больнице было ликвидировано родильное отделение, и роженицам предложено летать в г. Якутск (цена билета

460

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 459-464

составляет 20 тыс. руб. в одну сторону). Вряд ли подобная реорганизация будет способствовать закреплению населения в данном регионе.

Таблица. Численность населения, проживающего в регионах арктического побережья (тыс. человек)

Субъект РФ 1989 г. 2002 г. 2010 г.

Магаданская область 391,6 182,7 156,0

Чукотский автономный округ 156,4 51,8 45,6

Республика Якутия 1 037,1 895,6 885,4

Красноярский край 3 027,6 2 966,0 2 852,8

Тюменская область 3 080,6 3 264,8 3 395,7

Архангельская область 1 570,2 1 336,5 1 227,6

Мурманская область 1 146,7 892,5 975,4

Итого 10 408,2 9 584,9 9 358,1

Основными пользователями СМП в России являются компании "Норильский никель", "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Росшельф", а также предприятия Красноярского края, Якутии, Чукотки. После строительства современного порта Сабетта в Арктике, предназначенного для отгрузки углеводородного сырья, объем перевозок резко возрастет и достигнет около 80 млн т к 2020 г. Основными перевозчиками, как ожидается, будут российские компании, добывающие и перерабатывающие нефть и газ и поставляющие их в страны Европы и Азии. По сравнению с 1980-ми гг. объем перевозок по СМП снизился примерно в 5-6 раз (с 6-8 млн т грузов в год). Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 г., после распада СССР. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 г. два коммерческих судна проследовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 г. этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 тыс. судов). Подсчитано, что грузопоток может увеличиться в период 2012-2019 гг. в десять раз, а в перспективе - в двадцать (до 50 млн т в год). Развитие Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. Основными перевозчиками по Севморпути могут стать:

1) лицензиаты уникального Штокмановского месторождения нефти и газа (запасы газа - свыше 3 трлн м3), Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями (прежде всего Приразломным) северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца (на архипелаге Новая Земля) в случае экспорта в страны Юго-Восточной Азии;

2) экспортеры СПГ с полуострова Ямал. Добывать газ планируется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, на разработку которого выдана лицензия компании ОАО "Ямал СПГ".

Строительство постоянно действующих дрейфующих полярных станций, формирование полярной авиации для их обслуживания, восстановление гражданской авиации в северных регионах и создание необходимого класса самолетов для работы в северных широтах позволят закрепить население в Заполярье. Восстановление в полном объеме системы защиты и охраны государственной границы России с помощью современных средств и дальнейшее развитие навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в северных морях будет способствовать ускоренному развитию инфраструктуры региона. В России в настоящее время осталось 304 аэропорта, хотя в 1990 г. было 1 302. К сожалению, количество портов в субъектах Федерации в северных широтах сократилось в полтора раза (рис. 1).

Значительной проблемой является уточнение исходных линий территориальных вод России в Арктике, так как существуют разногласия по вопросам, как их правильно определять и законодательно закреплять, отстаивать и защищать в международных организациях. Кроме того, необходимы законодательные акты по использованию северных территорий и шельфа, которые должны принять региональные власти. Утвержденная Президентом РФ программа развития Арктики должна защищать национальные интересы РФ в условиях нарастающей борьбы многих стран мира за территории данного региона и споров вокруг добычи углеводородного сырья в данном районе Северного Ледовитого океана. Арктика является стратегической ресурсной базой развития РФ на длительную перспективу. В последнее время в мире все более остро встает проблема скорого истощения запасов углеводородов. В России 80 % запасов углеводородного сырья (из разведанных запасов) находится на шельфе, и тенденции таковы, что добыча с континента перемещается в море. Наша страна, безусловно, не является лидером в этой отрасли: с шельфа добывается около 3 % российской нефти, а в мире - 40 %. Добыча углеводородного сырья падает на суше на 2-6 % в год, истощаются существующие места добычи, а спрос растет на 2 %.

Россия имеет значительные возможности для разработки арктического шельфа, который, по данным специалистов, оказался буквально "нашпигован" углеводородами. В 2012 г. подписаны соглашения между иностранными и российскими компаниями, предусматривающие совместную

461

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Веретенников Н.П. и др. Геоэкономическое обоснование освоения...

разработку углеводородов в Баренцевом море 1. Рано или поздно перед страной встанет проблема добычи "неприкосновенного запаса" - нефти и газа арктического шельфа, к которому "подступиться" очень непросто (Козьменко и др., 2014).

Аэропорты, ед.

Рис. 1. Количество аэропортов в субъектах Федерации на побережье Арктики

В России не создано необходимых технологий, специальной ледовой техники, а также транспортной инфраструктуры, которую необходимо проектировать и строить в местах освоения ресурсов. С некоторыми из этих проблем, например с отсутствием транспорта и инфраструктуры, сталкиваются и континентальные проекты Западной Сибири и районов Дальнего Востока (Кибиткин, Бреславец, 2010).

Все месторождения очень сложны для разработки из-за значительной удаленности от берега, глубины моря, суровых климатических условий, сложного рельефа дна моря. Опасения у экологов вызывает и отсутствие достаточного объема наблюдений и информации о гидрометеорологических условиях акватории и работе в арктических условиях. Для разработки нужны потенциально иные технологии, нежели те, что существуют сейчас. Разработка шельфовых запасов - дело не одного года, а, наверное, десятилетий, она требует крупных финансовых вложений, обеспечивающих устойчивое развитие шельфа. Для их обеспечения будут привлекаться мощные финансовые корпорации мирового уровня и использоваться разные схемы заимствования: от кредитов евробондов до участия в уставном капитале вновь создаваемых корпораций.

Затраты на разработку инфраструктуры шельфа окупаются очень долго, поэтому необходимо участие значительного числа партнеров, в том числе и иностранных. Опыт строительства платформ в России невелик (построено лишь несколько платформ). Опыт создания оборудования для работы в ледовых условиях имеет только Норвегия, в частности норвежская компания "Statoil", с которой будет работать "Роснефть". Другие компании будут функционировать по их стандартам, в том числе экологическим. Разрабатывать собственные технологии в России нужно и важно, но стоимость проектов и сроки их реализации должны быть разумными.

Кроме того, для разработки месторождений в море необходима развитая инфраструктура электроснабжения, транспорта, в которую необходимо вкладывать значительные инвестиции, способствующие увеличению стоимости нефти и газа, так как необходимо строить инфраструктуру "с нуля" и выполнять экологические требования государств-соседей. Минприроды и другие заинтересованные в данном вопросе ведомства настаивают на использовании современного оборудования, отвечающего сложным климатическим условиям, подтверждают необходимость создания единой координирующей структуры по вопросам ледокольного и буксирного обеспечения добычи, перевалки и транспортировки нефти; данный подход нам представляется разумным (Башмакова и др., 2013).

Для успешной работы нефтегазодобывающих компаний важнейшим условием является решение проблемы доставки газа и нефти потребителям в России и за рубежом, что предполагает строительство заводов по переработке, трубопроводов, подготовку приема судов в портах, перевозку части продукта по железной дороге. В связи с тем что разработка углеводородного сырья будет проходить в условиях Арктики, где непростые погодные условия, нужно организовать работу морского транспорта в тяжелой и сложной ледовой обстановке большую часть года, что потребует существенных финансовых затрат. Для использования морского транспорта необходима мощная сервисная структура по его обслуживанию и ремонту в местах базирования. 1

1 Распределение лицензионных участков на шельфе России см. рис. 3 (статья В.И. Богоявленский, И.В. Богоявленский "Стратегия, технологии и технические средства поиска, разведки и разработки морских месторождений в Арктике", с. 440).

462

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 459-464

В настоящее время в мире добывается и выращивается 160 млн т морепродуктов, из них 70 млн выращивается, а 90 млн ловится в естественных условиях. К сожалению, в РФ в 2012 г. вылов составил 4,26 млн т (в 1990 г. он составлял более 10 млн т). Выращивание морепродуктов в нашей стране находится в зачаточном состоянии и составляет всего 420 тыс. т, что очень мало по сравнению с другими странами. Анализ развития и миграции вылавливаемых рыб и других морепродуктов показывает, что их миграция направлена в сторону Новой Земли и далее в связи с потеплением в Арктике, т.е. происходит увеличение зон промысла. В современных условиях основные зоны лова морских ресурсов в западной части Арктики связаны с течением Гольфстрим. Авторы считают возможным создать зоны на определенный период, в которых будет превалировать раздельная добыча морских биологических ресурсов и углеводородного сырья (рис. 2). Морские биоресурсы появляются на ранее отсутствующих или неисследованных морских акваториях, что позволяет увеличить потенциал добычи в будущем.

Рис. 2. Карта разделения зон добычи морских биоресурсов и углеводородного сырья

4. Заключение

Государственной программой развития Арктики предполагается координация усилий федеральных и региональных органов власти и коммерческих структур для достижения эффективного развития всех составляющих экономики Севера: морских перевозок, добычи нефти и газа, а также вылова морепродуктов.

Развитие данного региона Арктики позволит привлечь значительные финансовые ресурсы, включающие финансовые потоки государства на разведку углеводородных ресурсов, финансы российских компаний, вложения иностранных инвесторов, которые будут участвовать в освоении нефтяных и газовых месторождений.

Кроме того, предполагается повысить заинтересованность всех участников проекта в соблюдении экологических требований для обеспечения защиты рыбных ресурсов в процессе освоения нефтегазовых месторождений. Предприятия промышленного рыболовства добывают более 600 тыс. т морепродуктов в акватории Баренцева моря, что является одним из основных источников дохода бюджета Мурманской области.

При условии разработки месторождений нефти и газа в Баренцевом море, создании инфраструктуры доставки и переработки, а также регистрации предприятий и выплаты налогов на территории области регион станет бездефицитным, а может быть, и донором. Есть надежда на то, что утвержденная Президентом РФ в 2013 г. программа, основной целью которой является добыча углеводородного сырья в Арктике, благоприятно отразится на северных регионах, будет проведена газификация Архангельской и Мурманской областей. Это позволит удешевить услуги ЖКХ, улучшить экологию городов и населенных пунктов за счет перевода котельных на газ, экономически удешевить производство в регионе, а значит, способствовать росту благополучия населения области, появлению новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Значительные финансовые средства, вложение которых предусмотрено программой, позволят изменить экономический климат в регионе. Будет востребовано научное обеспечение развития инновационных технологий. Возникнет потребность в соответствующих специалистах, которых нужно будет готовить в вузах для работы на предприятиях, осваивающих шельф и Северный морской путь, добывающих и перерабатывающих морские ресурсы. В сфере инфраструктуры необходимо будет

463

Веретенников Н.П. и др. Геоэкономическое обоснование освоения...

формирование и развитие информационных технологий и связи для обеспечения потребностей компаний, которые будут работать в данном регионе Арктики, а также обеспечения безопасности России и охраны ее морских границ.

Литература

Башмакова Е.П., Васильев В.В., Козьменко С.Ю. и др. Транспортно-инфраструктурный потенциал Российской Арктики. Подред. В.С. Селина. Апатиты, ИЭПКНЦРАН, 279 с., 2013.

Богачев В.Ф., Савельев А.Н., Евграфова Л.Е. Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге: перспективы развития. Геополитика и безопасность, № 2, с. 115-118, 2014.

Кибиткин А.И., Бреславец И.Н. Классификация мер государственной поддержки предприятий промышленного рыболовства, направленная на развитие промысла в различных районах мирового океана. Рыбное хозяйство, № 5, с. 25-28, 2010.

Кибиткин А.И., Смирнова К.А. Устойчивое развитие предприятий промышленного рыболовства в условиях неопределенности. Рыбное хозяйство, № 1, с. 26-29, 2011.

Козьменко С.Ю., Селин В.С., Щеголькова А.А. Геоэкономические вызовы морской политики в Российской Арктике. Морской сборник, № 6, с. 33-42, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Козьменко С.Ю., Селин В.С., Щеголькова А.А. Особенности разграничения морского пространства Арктики. Морской сборник, № 5, с. 41-44, 2014.

Козьменко С.Ю., Щеголькова А.А. Геополитические основания регионального присутствия России в Арктике. Морской сборник, № 9, с. 39-45, 2010.

References

Bashmakova E.P., Vasil'ev V.V., Koz'menko S.Yu. i dr. Transportno-infrastrukturnyi potentsial Rossiyskoy Arktiki [Transport and infrastructure capabilities of the Russian Arctic]. Pod red. V.S. Selina. Apatity, IEP KNTs RAN, 279 p., 2013.

Bogachev V.F., Savel'ev A.N., Evgrafova L.E. Mezhdunarodnyy voenno-morskoy salon v Sankt-Peterburge: perspektivy razvitiya [International maritime defense show in St. Petersburg: Prospects for development]. Geopolitika i bezopasnost, N 2, p. 115-118, 2014.

Kibitkin A.I., Breslavets I.N. Klassifikatsiya mer gosudarstvennoy podderzhki predpriyatiy promyshlennogo rybolovstva, napravlennaya na razvitie promysla v razlichnyh rayonah mirovogo okeana [Classification of state support of commercial fishing enterprises aimed at development of fisheries in different regions of the world ocean]. Rybnoe hozyaystvo, N 5, p. 25-28, 2010.

Kibitkin A.I., Smirnova K.A. Ustoychivoe razvitie predpriyatiy promyshlennogo rybolovstva v usloviyah neopredelennosti [Sustainable development of commercial fishing enterprises in the face of uncertainty]. Rybnoe hozyaystvo, N 1, p. 26-29, 2011.

Koz'menko S.Yu., Selin V.S., Schegolkova A.A. Geoekonomicheskie vyzovy morskoy politiki v Rossiyskoy Arktike [Geo-economic challenges of maritime policy in the Russian Arctic]. Morskoy sbornik, N 6, p. 33-42, 2012. Koz'menko S.Yu., Selin V.S., Schegolkova A.A. Osobennosti razgranicheniya morskogo prostranstva Arktiki [Features of maritime delimitation in the Arctic]. Morskoy sbornik, N 5, p. 41-44, 2014.

Koz'menko S.Yu., Schegolkova A.A. Geopoliticheskie osnovaniya regionalnogo prisutstviya Rossii v Arktike [Geopolitical reasons of the regional presence of Russia in the Arctic]. Morskoy sbornik, N 9, p. 39-45, 2010.

Информация об авторах

Веретенников Николай Павлович - Институт экономики, управления и права МГТУ, профессор кафедры управления социально-экономическими системами, д-р экон. наук, доцент

Veretennikov N.P. - Institute of Economics, Management and Law of MSTU, Professor of Department of Management of Social and Economic Systems, Dr of Econ. Sci., Associate Professor

Богачев Виктор Фомич - Институт экономики, управления и права МГТУ, кафедра управления социально-экономическими системами, д-р экон. наук, профессор

Bogachev V.F. - Institute of Economics, Management and Law of MSTU, Department of Management of Social and Economic Systems, Dr of Econ. Sci., Professor

Савельев Антон Николаевич - Арктический НИЦ морской экономики и геополитики МГТУ, канд. экон. наук, доцент, зам. директора

Savel'ev A.N. - Arctic Research Centre of Marine Economics and Geopolitics of MSTU,

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Deputy Director

464