Научная статья на тему 'Актуальность процесса педагогического сопровождения в развитии ценностных ориентаций студентов вуза физической культуры'

Актуальность процесса педагогического сопровождения в развитии ценностных ориентаций студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / STUDENTS’ VALUE ORIENTATION SYSTEMS / EDUCATIONAL PROCESS EFFECTIVENESS / SYSTEM OF VALUES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Яна Владимировна

Изложены результаты исследования, направленного на выявление ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников Уральского государственного университета физической культуры. Проблема рассматривается с точки зрения профессиональной подготовки студентов и роли педагогического сопровождения в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICALITY OF THE PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN DEVELOPMENT OF STUDENTS’ VALUES FORMING IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE

The given article presents the results of the survey aimed at revealing motivation and values sphere of the Urals state university of physical culture freshmen. The problem is tackled from the point of view of the students’ professional training and importance of pedagogical assistance in the process of their study at the higher education institution.

Текст научной работы на тему «Актуальность процесса педагогического сопровождения в развитии ценностных ориентаций студентов вуза физической культуры»

УДК 378

Я. В. Кириллова

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Изложены результаты исследования, направленного на выявление ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников Уральского государственного университета физической культуры. Проблема рассматривается с точки зрения профессиональной подготовки студентов и роли педагогического сопровождения в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: эффективность образовательного процесса, система ценностей, ценностные ориентации студентов, профессиональное развитие, педагогическое сопровождение

The given article presents the results of the survey aimed at revealing motivation and values sphere of the Urals state university of physical culture freshmen. The problem is tackled from the point of view of the students ’ professional training and importance ofpedagogical assistance in the process of their study at the higher education institution.

Keywords: educational process effectiveness, system of values, students’ value orientation systems, professional development, pedagogical assistance

Среди решения проблем современного реформируемого российского образования приоритет принадлежит вопросам повышения эффективности процесса обучения и его качества. Достижение высокого уровня во многом определяется самим субъектом познания и его системой ценностей. Это относится в полной мере и к системе высшего профессионального образования, решающей задачи подготовки будущих специалистов системы образования в целом и педагогов физической культуры в частности [7, с. 176].

Период студенчества, по мнению многих авторов, является сенситивным для развития ценностных ориентаций, что обеспечивает их функционирование как особой системы, которая оказывает решающее воздействие на направленность личности и ее активную социальную позицию [10]. Поэтому необходим процесс, включающий в себя такие педагогические технологии, приемы, методы обучения, которые способствовали бы постоянному совершенствованию личности как в рамках учебного заведения в период получения специальности, так и в будущей профессиональной деятельности [11, с. 75].

Для реализации концепции образования в рамках профессионального обучения необходимо включение в него педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением мы понимаем деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. Любая программа сопровождения в педагогике представляет собой технологию разрешения проблем развития.

Педагогическое сопровождение обязательно должно включать в себя педагогический и психологический компоненты, поскольку в процессе получения профессионального образования стоит задача не только развития профессиональных компетенций, но и формирование личности студентов.

Н. Г. Ершова выделяет следующие функции педагогического сопровождения:

- информационную (информирование участников образовательного процесса по вопросам специфики обучения студентов в высшем учебном заведении);

- диагностическую (выявление исходного уровня подготовки студента к обучению в

187

вузе для его повышения и коррекции, повторная его диагностика с целью фиксации изменений);

- обучающую (обучение основам будущей профессии);

- личностно развивающую (развитие основных компонентов социальной компетентности, повышение личностных ресурсов, активности с использованием различных методов, форм) [3, с. 45].

Следовательно, основа педагогического сопровождения - создание единой образовательной среды вуза, что предполагает взаимодействие участников данного процесса, при котором каждый имеет возможность обсуждения мнений, проблем, возможностей, личностных особенностей в атмосфере взаимного уважения, открытости и поддержки.

Для грамотного осуществления развития личности особое значение имеет выбор форм и методов диагностики и формирования личностной сферы студентов.

Зрелость во многом определяется системой ценностей (содержательной стороной направленности личности, основой ее отношений к окружающему миру, другим людям, себе самой, основой мировоззрения, жизненной концепции и философии жизни и ядром мотивации жизненной активности [5, с. 26]), поэтому без изучения ценностных ориентаций нельзя понять истинные побудительные механизмы поведения и деятельности человека, выявить его стремления, определить и спрогнозировать направление и перспективы развития личности [2, с. 3].

Актуальность проблемы ценностных ориентаций и необходимость ее исследования обусловлены потребностями общественной практики самой жизни. В отечественной литературе, несмотря на некоторые различия, ценностные ориентации рассматриваются М. А. Арвисто, Л. М. Архангельским, А. Г. Здравомысловым, Д. А. Леонтьевым, В. Т. Лисовским, В. А. Ядовым и др. как система идеалов, ценностных представлений и установок высшего диспози-ционного уровня саморегуляции личности, так или иначе определяющих кратковременную и

долговременную программы поведения и деятельности человека в окружающем его мире, как важнейшие центральные психические образования личности, которые инициируют ее активность, направленность, волю [9, с. 22].

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция Милтона Ро-кича. В его теории под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений; они представляют собой руководящие принципы жизни, определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться [4, с. 14].

М. Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные (убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться) и инструментальные (убеждения в том, что определенный образ действий - например, честность, рационализм - с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях) [4, с. 15].

На развитие и формирование ценностных ориентации личности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов.

Поиск путей повышения эффективности и качества профессионального образования будущих специалистов физической культуры и спорта неизменно выводит на проблему ценностных ориентаций студентов, поскольку является одним из внешних факторов, формирующих ценностные мотивации.

Для исследования ценностно-мотивационной сферы студентов вуза Уральского государственного университета физической культуры был проведен мониторинг, в котором участвовало 63 студента первого курса (18 юношей и 45 девушек), при этом использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Респондентам представили два списка ценностей (по 18 в каждом), каждой необходимо было присвоить ранговый номер.

188

Наиболее значимая занимает 1-е место (или получит первый ранг), наименее важная -18-е.

Обработка результатов осуществлялась путем определения процентного соотношения значимости каждой ценности.

Данное исследование показало следующее.

Среди терминальных ценностей на первом месте большинство респондентов отмечают «здоровье» - 60,3 %, это объясняется тем, что люди, занимающиеся физической культурой и связывающие свою жизнь со спортом, достижения всех своих жизненных задач соотносят со здоровьем, от состояния которого зависят и профессиональный успех, и личностные достижения. Эта ценностная ориентация выражает направленность деятельности личности на формирование, сохранение и укрепление как индивидуального, так и общественного здоровья [1, с. 11]. Кроме того, можно отметить влияние пропаганды здорового образа жизни, активно проводимой в СМИ.

На второе место студенты ставят «любовь» - 44,4 %. Этот выбор связан с возрастными особенностями респондентов, юноши и девушки меняют отношения друг к другу по природным, социальным и психологическим побуждениям [8, с. 530]. Подготовка к браку и семейной жизни всегда была одной из главных задач юношеского возраста [6, с. 234].

На третьем месте располагаются такие ценности, как «наличие хороших и верных друзей» - 27 % и «счастливая семейная жизнь» - 22,2 %. Общение в юношеском возрасте приобретает новое содержание и новые формы своего осуществления [8, с. 525]. Это также отражает возрастные особенности респондентов, основная потребность которых -установление близких отношений в настоящий момент, а их актуальная форма - дружба, в будущем молодые люди связывают реализацию данной потребности с семейной жизнью. Эти две позиции являются залогом психологического здоровья, поэтому можно предположить, что большая часть респондентов ориентирована на здоровый образ жизни как в физической сфере, так и в психологической.

Три последние позиции (16-18 места) занимает такая ценность, как «красота природы и искусства» - 74,6 %. Это можно объяснить тем, что постоянные занятия спортом не оставляют времени и возможности для удовлетворения эстетических потребностей. Кроме того, значимое место среди последних позиций занимает «общественное признание» -57,1 %. Данный выбор подтверждает уже выявленную актуальность такой ценности, как «установление близких отношений», поэтому неокрашенное чувствами и эмоциональным компонентом общественное признание не привлекает молодых людей.

Среди инструментальных ценностей на первое место выходит «воспитанность» -39,7 %. Возможно, этот выбор связан с ожиданиями общества, которое хотело бы видеть молодое поколение культурным и воспитанным. Второе и третье место занимает «жизнерадостность» - 50,8 %, что говорит о желании студентов выглядеть людьми, оптимистично настроенными и не имеющими проблем. Юноши и девушки считают, что данные качества помогут им решать сложные вопросы и быть успешными в дальнейшей деятельности.

На 17-18 местах оказалась такая ценность, как «высокие запросы» - 60,3 %, в этом случае скорее всего сработал фактор социальной желательности, так как родителями и обществом осуждаются высокие запросы при отсутствии реальных результатов. На 16-м месте располагается «эффективность в делах» - 33,3 %, респонденты ошибочно считают, что данная ценность не сможет привести к успеху.

Кроме того, среди последних (17, 18 места) указана и такая позиция, как «нетерпимость к недостаткам» - 46 %. Это обусловлено возрастными особенностями первокурсников, для которых характерен юношеский максимализм с его категоричными суждениями и черно-белым восприятием мира.

Таким образом, можно говорить о достаточно высоком уровне сформированности терминальных ценностей и наличии противоречий в сфере инструментальных ценностей. Молодые люди знают, чего они хотят, но не

189

всегда адекватно выбирают средства для дос- вузе, сможет дать необходимую информацию

тижения своих целей. Педагогическое сопро- о достойных и оптимальных средствах для

вождение, включенное в процесс обучения в достижения поставленных целей.

1. Амосова, Ю. Е. Формирование ценностей здорового образа жизни студентов педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Е. Амосова; УралГУФК. - Челябинск, 2010 - 25 с.

2. Бойчевский, А. В. Формирование ценностных ориентаций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Бойчевский; КГУ. - Курган, 2000. - 24 с.

3. Ершова, Н. Г. Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры / Н. Г. Ершова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 9. - С. 44-47.

4. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

5. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007 - 416 с.

6. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.

7. Куликова, Л. М. Моделирование процесса развития познавательных ценностей студентов колледжа / Л. М. Куликова, К. Л. Ляпкало // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 176-181.

8. Мухина, В. С. Возрастная психологическая феноменология развития: учебник для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 640 с.

9. Поварницын, А. П. Ценностные ориентации специалистов по физической культуре и спорту на этапе обучения в вузе / А. П. Поварницын // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 12. -С. 22-23.

10. Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gom/psp/2011_13/364-374/pdf.

11. Резер, Т. М. О развитии ценностных ориентаций студентов системы среднего профессионального образования / Т. М. Резер, М. С. Хохалуш // Образование и наука. - 2004. - № 3 (27). - С. 74-80.

Сдано 1.02.2013

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.