УДК 378.14 ББК 74.484.4
DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-2-101-107
П.Р Базаров
(Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург, Россия)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ
Раскрывается актуальность проблемы формирования антикоррупционной установки, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности, формирования навыков противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества и государства. Указываются и кратко характеризуются нормативные документы, диссертационные исследования, отражающие содержание данной проблемы. Выявляются объективно существующие противоречия, которые позволяют автору определить научную задачу своего исследования. Доказывается необходимость расширения образовательно-педагогической сферы исследований, посвящённых целостному осмыслению проблемы формирования антикоррупционной установки у будущих юристов в ценностно-ориентированной образовательной среде вуза.
Ключевые слова: актуальность, установка, коррупция, антикоррупционнаяустанов-ка, гражданская социализация.
P.R. Bazarov
(Ural Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Ekaterinburg, Russia)
THE URGENCY OF THE PROBLEM OF FORMING AN ANTICORRUPTION PERSONALITY ATTITUDE
о о x т
m
о
о
I
о
The article reveals the urgency of the problem of forming an anti-corruption attitude, intolerance of all forms of corrupt practices, countering skills relevant to offences jo involving institutions civil society and the State. The normative documents, dissertation research are pointed to and briefly characterized. The key concepts are analyzed. The S objectively of the existing contradictions, which allow the author to determine the scientific task of his research, are identified. The need to expand educational and pedagogical research on holistic understanding of problems of formation of future installation of anti-corruption lawyers in value-oriented educational University environment is proved. |
Keywords: relevance, attitude, corruption, anti-corruption attitude, civil socialization.
CP
о
-й
Исследования проблем формиро- научное и практическое значение для со- о вания антикоррупционной установки временного общества и государства. На- 5 личности характеризуются высоким пример, в п. 43 «Стратегии национальной ^ уровнем актуальности, имеют важное безопасности Российской Федерации»
подчёркивается, что коррупция является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. В п. 46 данной Стратегии особое внимание обращается на необходимость формирования в обществе атмосферы неприемлемости коррупции как крайне негативного социально-правового явления [15]. В п. 7 ст. 3 Федерального закона «О безопасности» предусмотрено, что важной составляющей содержания деятельности по обеспечению безопасности выступает организация научной деятельности в данной области [18], следовательно, в том числе в сфере формирования антикоррупционной установки личности.
В отечественной криминологической науке, изучающей проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений, вполне обоснованно считается, что усиление строгости наказания за противоправное коррупционное поведение не способно оказать значительное позитивное влияние на количественные и качественные тенденции коррупции в обществе, главным в деле противодействия коррупционному поведению является формирование антикоррупционной установки личности.
Актуальность исследования проблем формирования антикоррупционной установки личности обусловлена положениями закреплённой в законодательстве и иных нормативных правовых актах государственной политики в сфере противодействии коррупции и устоявшимся научным мнением в области предупреждения преступности о необходимости формирования антикоррупционной установки личности, а также негативными тенденциями коррупционного поведения, сложившимися в последние годы в нашей стране. Так, по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, только за один год в стране выявлено около 250 тыс. фактов корруп-° ционного поведения, третья часть из код торых связана с нарушениями в области ^ декларирования доходов и имущества, с несоблюдением антикоррупционных
ограничений и запретов. По данным коррупционным правонарушениям более 70 тыс. лиц были привлечены к различным видам ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной), подготовлено около 60 тыс. представлений, более 30 тыс. протестов на правовые акты, содержащие элементы коррупционности, около 6 тыс. судебных исков более чем на 16 млрд. руб. [10].
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости продолжения педагогических исследований по вопросам антикоррупционного воспитания личности, формирования антикоррупционной установки у будущих юристов в ценностно-ориентированной образовательной среде вуза.
Формирование антикоррупционной установки молодёжи сегодня признаётся одной из важнейших целей современного профессионального образования. Коррупция затрагивает все стороны жизни общества. Коррупционные преступления представляют большую общественную опасность, поскольку имеют весьма широкое распространение, нарушают нормальную работу государственных, муниципальных органов, органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, подрывают авторитет государственной власти, нарушают права, свободы и законные интересы граждан.
О высоком уровне значимости формирования антикоррупционной установки личности свидетельствуют также следующие законодательные положения. Например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 1 ст. 2, п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 3) установлены основные принципы государственной политики, среди которых ведущее место отведено воспитанию взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [19]. В Федеральном законе «О противодействии коррупции» (подпункты «а» и «б» п. 2 ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 13.3) указано, что основополага-
ющим направлением профилактики коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению [17].
Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 21 ноября 2003 г. был учреждён Международный день борьбы с коррупцией - 9 декабря для распространения знаний об общественной опасности коррупции и формирования антикоррупционной установки среди населения государств [12].
На пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 г. была принята Конвенция ООН против коррупции, которая является первым международным правовым документом по противодействию коррупции. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 г., а ратифицировала 8 марта 2006 г. В данной международной Конвенции предписывается государствам объявлять уголовным преступлением хищение бюджетных средств, отмывание коррупционных доходов и получение взяток.
В марте 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации было создано специальное структурное подразделение, основной задачей которого является профилактика коррупции.
Умение противостоять коррупционной деятельности - обязательный компонент подготовки будущих юристов, условие его конкурентоспособности и гражданской культуры. В связи с этим возрос интерес учёных к различным аспектам антикоррупционного воспитания личности, формирования антикоррупционной установки у будущих юристов в ценностно-ориентированной образовательной среде вуза.
Об актуальности исследования проблем формирования антикоррупционной установки личности свидетельствуют также научно-практические конференции различных уровней. Так, в 2015 г. прошёл IV Евразийский антикоррупционный форум «Предупреждение коррупции: новые подходы». В его рабо-
те приняли участие представители семи международных организаций и более 350 работников государственных органов, образовательных и научных учреждений России и зарубежных стран. Участники отметили, что «у граждан отсутствуют системные представления о коррупции. Ещё более тревожна тенденция распространения подобной некомпетентности у более 80% респондентов среди государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, которые неверно квалифицируют юридические признаки уголовно наказуемых коррупционных деяний» [4]. На форуме определены основные направления профилактики и борьбы с коррупцией.
Проблема антикоррупционного воспитания занимает одно из важных мест в общей тематике исследований: вопросы педагогического обеспечения формирования антикоррупционной культуры представлены в работе А.Р. Хамдеева [21]; теоретические основы формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих рассмотрены в работе В.А. Печёнкина [11]; криминологические аспекты антикоррупционной политики России представлены в докторском исследовании В.В. Астанина [1]; эволюция антикоррупционной политики в Российской Федерации описывается в работе С.Н. Елисеевой [8]; социострук-турный анализ отношения российской молодёжи к коррупции проводится в работе А.З. Афаунова [2]; параметры и пути становления формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности представлены в работах Д.А. Рыбалкина [13]; формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студентов вуза отражены в работе Е.А. Шараповой [22] и т.д.
Представляет особый интерес исследование Н.В. Сюзевой, в которой представлена концепция формирования и воспроизводства антикоррупционной субкультуры образовательной организа-
о
0
1
т
со о
о
I
о
о
I
го
го ш о
о
ф
о с
о
0
1 _0
го
со о
ГО СО ГО
ш
Оь С
ции как научное теоретико-культурологическое основание системы результативных нерепрессивных практических мер по предупреждению коррупции в современном обществе [16, с. 18]. Заслуживают внимания работы Н.П. Вар-фоломеевой [3], Г.А. Сатарова [14], П.А. Кабанова [9] об установке, коррупции, антикоррупционному просвещению и др. Для нашего исследования имеют особое значение труды, посвящённые гражданской социализации [5], рефлексивно-оценочным технологиям [6], проектной деятельности [7].
Формирование антикоррупционной установки является фактором гражданской социализации будущих юристов. «Гражданская социализация - процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей, позволяющие ему осуществлять целенаправленную гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества» [5, с. 83].
Представляется, что реализация реф-лексивно-деятельностного подхода обеспечит будущим юристам «овладение умениями практического применения гражданско-правовых знаний в профессиональной деятельности, повышаю -щих уровень гражданско-правового сознания, стимулирующие гражданские действия, исполнять свои права и обязанности; изучение явления как рефлексивной деятельности» [6]. А метод проектов стимулирует интерес студентов к определённым, реально существующим проблемам, к поиску самостоятельных решений [7]. Различные аспекты формирования антикоррупционного воспитания находят своё отражение в вышеперечисленных диссертационных исследованиях философов, политологов, социологов, культурологов, психологов, педагогов.
Состояние исследуемой проблемы показало, что для её научной разработки имеются определённые теоретико-методологические предпосылки. Однако,
существует необходимость расширения образовательно-педагогической сферы исследований, посвящённых целостному осмыслению проблемы формирования антикоррупционной установки у будущих юристов в ценностно-ориентированной образовательной среде вуза.
На современном этапе развития общества, к сожалению, создался определённый ценностный вакуум, что требует переосмысления исследуемой проблемы, освещения истоков появления коррупции, её негативных последствий, выявления комплекса педагогических условий, дополнения научно-методологического инструментария педагогического сопровождения процесса формирования антикоррупционной установки у будущих юристов.
Можно зафиксировать объективно существующие противоречия, выявленные в процессе изучения педагогической практики и предварительного анализа проблемы и сформулировать их на трёх уровнях: 1) между потребностью современного общества в выпускниках образовательных учреждений высшего образования с антикоррупционной установкой и недостаточной подготовленностью будущих специалистов к успешной реализации профессионального долга; 2) между необходимостью научного обоснования процесса формирования антикоррупционной установки у будущего юриста и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике организации данного процесса в ценностно-ориентированной образовательной среде вуза; 3) между потребностью в формировании антикоррупционной установки у будущего юриста и недостаточностью соответствующего научно-методического обеспечения данного процесса в ценностно-ориентированной образовательной среде вуза.
Разрешение данных противоречий обусловливает необходимость проведения специального научного исследования возможностей ценностно-ориентированной среды вуза в формировании
антикоррупционной установки у будущего юриста. Таким образом, формирование антикоррупционной установки является одной из задач подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2009. - 382 с.
2. Афаунов А.З. Социоструктурный анализ отношения российской молодёжи к коррупции: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Краснодар, 2016. - 29 с.
3. Варфоломеева Н.П. Профессиональные установки государственных и муниципальных служащих как антикоррупционный стандарт // Вестник СамГУ - №11/1 (122). - 2014. С. 168-171.
4. Гармаев Ю.П. Типичные заблуждения относительно коррупционных преступлений и развитие правовой грамотности с использованием интернет-технологий [Электронный ресурс] // Международная ассоциация содействия правосудию (МАСП/ IUAJ). - Режим доступа: URL: http:// www.iuaj.net/node/1559/.
5. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2013. - № 11. С. 80-89.
6. Гревцева Г.Я, Циулина М.В., Боло-дурина Э.А. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор граж-данско-патриотического воспитания студенческой молодёжи в социаль-но-культурнойсреде[Электронныйре-сурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: http://www.science-education. ru/article/view?id=24726.
7. Елагина В.С., Гревцева Г.Я., Немудрая Е.Ю. Формирование педагогической компетентности студентов
в условиях технологии проектного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - №5. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ article/view?id= 4927.
8. Елисеева С.Н. Эволюция антикоррупционной политики в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. полит. наук. - Саратов, 2013. - 22 с.
9. Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. -
2014. - № 4. С. 42-51.
10. Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксман рассказал в интервью «Известиям» о коррупции в стране [Электронный ресурс] // Первое антикоррупционное СМИ. - Режим доступа: https://pasmi.ru/archive/208018/.
11. Печёнкин В.А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих: дис. . канд. псих. наук. - М., 2012. - 212 с.
12. Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 21 ноября 2003 г. № А/ RES/58/4 «Об учреждении Международного дня борьбы с коррупцией» [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - Режим доступа: http://www.un. org/ru/events/ anticorruptionday/.
13. Рыбалкин Д.А. Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Казань,
2015. - 194 с.
14. Сатаров Г.А. Диагностика Российской коррупции: социологический анализ [Электронный ресурс] // Право и безопасность. - 2002. - № 2-3 (34). - Режим доступа: // dpr.ru/pravo/ pravo_3_15.htm.
15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
о
0
1
т
ш
о
о
I
о
ср о
I
го
го ш о ср
ср о
ф
о ср d
о
0
1 _0
го
№ 683) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
16. Сюзева Н.В. Организация антикоррупционного воспитания в системе профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. - № 4 (20). С. 180-186.
17. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6228.
18. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2011. - № 1. - Ст. 2.
19. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. -№ 53 (часть I). - Ст. 7598.
20. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 12. - Ст. 1231.
21. Хамдеев А.Р. Педагогическое обеспечение формирования антикоррупционной культуры студентов вуза: дис. ...канд. пед. наук. - Казань,
2015. - 340 с.
22. Шарапова Е.А. Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар,
2016. - 22 с.
Поступила 29.04.2018
ш
о
го со ГО LO
ÜL d
Об авторе:
Базаров Павел Рустамович, преподаватель кафедры уголовного права, Уральский юридический институт МВД России (Россия, г. Екатеринбург), кандидат юридических наук, Blogbox66@yandex.ru
Для цитирования: Базаров П.Р. Актуальность проблемы формирования антикоррупционной установки личности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 2. С. 101-107. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-101-107
References:
1. Astanin V.V. Anticorruption policy in Russia: criminological aspects: Dis. ... Dr. Scie. (Law). - М., 2009. - 382 p. [in Russian]
2. Afaunov A.Z. Social and cultural analysis of the relations of Russian youth to corruption. Author's transcript. Dis. ... Cand. Scie. (Sociology). - Krasnodar, 2016. - 29 p. [in Russian]
3. Varfolomeev N.P. Professional attitude of State and municipal employees as anticorruption standard // Vestnik SamGU. - 2014. - № 11/1 (122). P. 168-171. [in Russian]
4. Garmayev J.P. Common misconceptions concerning corruption offences and legal literacy development using Internet technologies [Electronic resource] // Mezhdunarodnaia assotsiatsia sodeistvia pravosudiu (МАСП/IUAJ). Accessible at: http://www.iuaj.net/ node/1559/. [in Russian]
5. Grevtseva G.J., Ciulina M.V. Patriotic education and civic socialization: scientific-theoretical and practical aspects // Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2013. - №. 11. P. 80-89. [in Russian]
6. Grevtseva G.J., Tsiulina M.V., Bolodurina E.A. Reflexive-evaluation technology as a factor of civil-patriotic upbringing of student youth in socio-cultural environment [Electronic resource] // Sovremennyie problemy nauki i obrazovania. - 2016. - № 3. Accessible at: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726. [in Russian]
7. Elagina V.S., Grevtseva G.J., Nemudraya E.Y. Forming pedagogical competence of students in project-based learning technologies [Electronic resource] // Sovremennyie problemy nauki i obrazovania. - 2011. - № 5. Accessible at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id = 4927. [in Russian]
8. Eliseeva S.N. Evolution of anti-corruption policies in the Russian Federation. Author's transcript. Dis. ... Cand. Scie. (Politology). - Saratov, 2013. - 22 p. [in Russian]
9. Kabanov P.A. Anticorruption education as a means of combating corruption // Aktualnyie problemy ekonomiki i prava. - 2014. - № 4. P. 42-51. [in Russian]
10. First Deputy Prosecutor General of the Russian Federation A.E. Buksman said in an interview to Izvestia about corruption in the country [Electronic resource] // Pervoie antikorruptsionnoie SMI. Accessible at: pasmi.ru/archive/208018/.[in Russian]
11. Pechionkin V.A. Forming anticorruption competence of civil servants: Dis. ... Cand. Scie. (Psychology). - M., 2012. - 212 p. [in Russian]
12. With UN General Assembly resolution of November 21, 2003 № A/RES/58/4 «On the establishment of the international anti-corruption day» [Electronic resource] // United Nations Organization. Accessible at: http://www.un.org/ru/events/anticorruptionday/lin Russian]
13. Rybalkin D.A. Formation of anti-corruption position of cadets of the universities of the Russian Ministry of Internal Affairs by means of socio-cultural activities. Dis. ... Cand. Scie. (Education). - Kazan, 2015. - 194 p. [in Russian]
14. Satarov G.A. Diagnostics of Russian corruption: sociological analysis [Electronic resource] // Pravo i bezopasnost. - 2002. - № 2-3 (3-4). Accessible at: dpr.ru/pravo/ pravo_3_15.htm. [in Russian]
15. National security strategy of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 № 683 // Sobranie zakonov Rossiiskoi Federatsii. - 2016. - № 1 (Part II). Art. 212. [in Russian]
16. Syuzeva N.V. Organization of anti-corruption education in vocational education // Professionalnoie obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2015. - № 4 (20). P. 180-186. [in Russian]
17. Federal law dated December 25, 2008 № 273-FZ (ed. by 28.12.2017) «On combating o corruption» // Sobranie zakonov Rossiiskoi Federatsii. - 2008. - № 52 (part I). Art. 6228. | [in Russian]
18. Federal law from December 28, 2010 № 390-FZ (ed. by 05.10.2015) «On security» // Sobranie g zakonov Rossiiskoi Federatsii. - 2011. - № 1. Art. 2. [in Russian] m
19. Federal law dated December 29, 2012 № 273-FZ (ed. by 07.03.2018) «On education in the > Russian Federation» // Sobranie zakonov Rossiiskoi Federatsii. - 2012. - № 53 (part I). ° Art. 7598. [in Russian]
20. Federal law from March 8, 2006 № 40-FZ «On ratification of the United Nations Convention against corruption» // Sobranie zakonov Rossiiskoi Federatsii. - 2006. - № 12. Art. 1231. [in Russian]
21. Khamdeev A.R. Pedagogical support of formation of anti-corruption culture of university students. Dis. ... Cand. Scie. (Education). - Kazan, 2015. - 340 p. [in Russian]
22. Sharapova E.A. Forming an anti-corruption personality focus in professional education of university students. Dis. ... Cand. Scie. (Education). - Krasnodar, 2016. -22 p. [in Russian]
Ci
o
About the author:
Bazarov Pavel Rustamovich, lecturer in criminal law, Ural Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Sciences (Law), Blogbox66@yandex.ru
For citation: Bazarov P.R. The urgency of the problem of forming an anticorruption 5 personality attitude // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. -Vol. 10. - No. 2. P. 101-107. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-101-107
<u o
Ci