Научная статья на тему 'Проблемы антикоррупционного образования'

Проблемы антикоррупционного образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
961
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОНННАЯ УСТАНОВКА / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / MONITORING OF CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION ATTITUDE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубовиченко С. В., Карлов В. П.

В статье затрагиваются проблемы формирования нетерпимого отношения к коррупции в контексте правового просвещения. Авторы обращают внимание на те проблемы, которые возникают при осуществлении антикоррупционного образования: 1) необходимость учета криминологических закономерностей при реализации антикоррупционного воспитания, утопичной является популярная установка о возможности полного искоренения причин коррупции; 2) следует разработать действенную методику антикоррупционного мониторинга, в частности, подобные исследования можно проводить в образовательных учреждениях для повышения эффективности антикоррупционного просвещения; 3) важно преодолеть господствующую этико-ригористическую установку антикоррупционного образования, сводящую все меры к модификации образовательных программ, поскольку между уровнем профессиональной подготовки и нетерпимостью к коррупции нет прямых линейных зависимостей; 4) еще одна проблема касается понимания психологического механизма правового воспитания, целью правового воспитания является воздействие на процесс формирования личностного смысла, лояльность к коррупции зависит от ценностной установки личности, которая формируется в процессе социализации; 5) и последнее, антикоррупционное образование нельзя рассматривать в отрыве от правового воспитания, а последнее, в свою очередь изолированно от образования и воспитания в целом, поскольку коррупция является частной проблемой, отражающей пренебрежительное и отрицательное отношение к праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дубовиченко С. В., Карлов В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION

The article addresses the problems of the formation of an intolerant attitude towards corruption in the context of legal education. The authors draw attention to the problems that arise in the implementation of anti-corruption education: 1) the need to take into account criminological patterns in the implementation of anti-corruption education, the popular attitude about the possibility of completely eradicating the causes of corruption is utopian; 2) an effective methodology of anti-corruption monitoring should be developed, in particular, similar studies can be carried out in educational institutions to increase the effectiveness of anti-corruption education; 3) it is important to overcome the prevailing ethical-rigorist attitude of anti-corruption education, which reduces all measures to the modification of educational programs, since there are no direct linear dependencies between the level of professional training and intolerance to corruption; 4) another problem concerns the understanding of the psychological mechanism of legal education, the goal of legal education is to influence the formation of personal meaning, loyalty to corruption depends on the value attitude of the person, which is formed in the process of socialization; 5) and the latter, anti-corruption education cannot be considered in isolation from legal education, and the latter, in turn, is isolated from education and upbringing in general, since corruption is a private problem, reflecting a dismissive and negative attitude to law.

Текст научной работы на тему «Проблемы антикоррупционного образования»

УДК: 342.98

ББК: 67.401

Дубовиченко С.В., Карлов В.П.

ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Dubovichenko S. V., Karlov V.P.

PROBLEMS OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное образование, мониторинг коррупции, антикоррупционнная установка.

Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption education, monitoring of corruption, anti-corruption attitude.

Аннотация: в статье затрагиваются проблемы формирования нетерпимого отношения к коррупции в контексте правового просвещения. Авторы обращают внимание на те проблемы, которые возникают при осуществлении антикоррупционного образования: 1) необходимость учета криминологических закономерностей при реализации антикоррупционного воспитания, утопичной является популярная установка о возможности полного искоренения причин коррупции; 2) следует разработать действенную методику антикоррупционного мониторинга, в частности, подобные исследования можно проводить в образовательных учреждениях для повышения эффективности антикоррупционного просвещения; 3) важно преодолеть господствующую этико-ригористическую установку антикоррупционного образования, сводящую все меры к модификации образовательных программ, поскольку между уровнем профессиональной подготовки и нетерпимостью к коррупции нет прямых линейных зависимостей; 4) еще одна проблема касается понимания психологического механизма правового воспитания, целью правового воспитания является воздействие на процесс формирования личностного смысла, лояльность к коррупции зависит от ценностной установки личности, которая формируется в процессе социализации; 5) и последнее, антикоррупционное образование нельзя рассматривать в отрыве от правового воспитания, а последнее, в свою очередь изолированно от образования и воспитания в целом, поскольку коррупция является частной проблемой, отражающей пренебрежительное и отрицательное отношение к праву.

Abstract: the article addresses the problems of the formation of an intolerant attitude towards corruption in the context of legal education. The authors draw attention to the problems that arise in the implementation of anti-corruption education: 1) the need to take into account criminological patterns in the implementation of anti-corruption education, the popular attitude about the possibility of completely eradicating the causes of corruption is utopian; 2) an effective methodology of anti-corruption monitoring should be developed, in particular, similar studies can be carried out in educational institutions to increase the effectiveness of anti-corruption education; 3) it is important to overcome the prevailing ethical-rigorist attitude of anti-corruption education, which reduces all measures to the modification of educational programs, since there are no direct linear dependencies between the level of professional training and intolerance to corruption; 4) another problem concerns the understanding of the psychological mechanism of legal education, the goal of legal education is to influence the formation of personal meaning, loyalty to corruption depends on the value attitude of the person, which is formed in the process of socialization; 5) and the latter, anticorruption education cannot be considered in isolation from legal education, and the latter, in turn, is isolatedfrom education and upbringing in general, since corruption is a private problem, reflecting a dismissive and negative attitude to law.

Эффективное противодействие кор- условно, не может ограничиваться только рупции носит комплексный характер и, без- лишь карательными мерами. Следует пом-

нить, что меры ответственности всегда носят вторичный характер и следуют за совершенным правонарушением, поэтому можно рассчитывать только на частную и общую превенцию. Средством достижения частной превенции является страх перед новым наказанием, действенность же общей превенции зависит не столько от наказания, сколько от его неотвратимости, но учитывая высокую латентность коррупционных правонарушений, можно утверждать, что страх перед даже весьма суровым наказанием с легкостью преодолевается расчетом на безнаказанность. Как представляется, наиболее эффективным способом снижения коррупции являются меры ранней профилактики, среди которых важную роль должно играть правовое просвещение и воспитание1. Важно здесь обратиться к опыту позитивной юридической ответственности, которая как раз и направлена на предупреждение различных правонарушений, в том числе коррупционной направленности, которые могут носить различный делинквентный характер.

Позитивная ответственность ориентирует на необходимость соблюдения правовых норм, то есть выражается в правомерном поведении. Наиболее оптимальным для общества является активное правомерное поведение, в основе которого лежит законная инициативная деятельность граждан, должностных лиц2. Такое поведение требует формирования активной гражданской позиции и основано на глубоком понимании ценности права и необходимости его защиты. Очевидно, что коррупция посягает на сущностные основы права, основанные на идее юридического равенства3. Юридическое равенство означает равенство возможностей, коррупция же формирует такую систему отношений, которая совершенно исключает правовую форму регулирования отношений.

Не менее значимо для общества и

1 См.: Хамдеев А.Р. Особенности к вопросу о формировании антикоррупционной культуры обучающихся // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 2 (76). С. 189-193.

2 Бабаев В.К. Теория государства и права. - М., 2003. - С. 482.

3 См. подробнее: Дубовиченко С.В. Правовой

уголовный закон // Вестник Волжского университета

им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 1. № 4. С. 107-115.

обычное правомерное поведение, не связанное с необходимостью активными действиями отстаивать свою правовую позицию. В основе такого варианта правомерного поведения лежит привычка, предполагающая выработку социальной установки правомерного поведения на основе постоянно повторяющихся типовых ситуаций. Логика такого поведения вытекает из социального взаимодействия, где соблюдение закона является абсолютной нормой, а коррупционные проявления являются редким исключением из правил. В этом плане представители теории дифференциальной ассоциации4 верно выявили существующую закономерность формирования поведения, в основе которой лежит повторение часто встречающихся в жизни образцов поведения. С определенной долей условности, принимая во внимание методологические недостатки бихевиористского метода анализа поведения человека, можно согласиться с выводами представителей данной теории.

Правовое просвещение в таком случае будет эффективным, только если соотносится с соответствующей социальной практикой. Напомним также важнейший постулат теории Эдвина Сатерленда, а именно то, что формальный подход, принятый воспитателями в школе, а также родителей, не имеющих психологического контакта с детьми, часто не приводит к должным ре-зультатам5. Подлинным воспитателем ребенка в таком случае становятся участники неформального общения. С поправкой на современные системы коммуникации можно констатировать, что более действенным каналом формирования смыслов являются не школа, вуз и семья, а виртуальное пространство, в которое можно включить все современные способы коммуникации (социальные сети) и получения информации. Поведение является динамической стороной нашего сознания, поэтому важнейшей задачей является воздействие на сознание для формирования антикоррупционной доминанты.

Традиционные институты формирования ценностей и смыслов постепенно утра-

4 См.: Зарубежная криминология / С.М. Иншаков - М.: Норма, Инфра - М, 1997.

5 См.: Там же. - С. 180.

чивают свою господствующую роль. Не нужно это воспринимать как крах всего мироустройства, это совершенно объективный процесс формирования информационного общества в постиндустриальную эпоху. Значит, средства правового просвещения должны быть адекватны этим информационным вызовам.

Хотелось бы остановиться на отдельных проблемах связанных с ранней профилактикой коррупционного поведения в контексте антикоррупционного образования.

1. Обращаясь к вопросу антикоррупционного воспитания, важно учитывать криминологические закономерности и не ставить изначально недостижимых задач. Одно из таких заблуждений заключается в уверенности полного искоренения коррупции.

Примером такого подхода является установка, заложенная в первый Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. №Пр-1568. В преамбуле этого плана утверждалось, что «разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин (выделено С.Д. и В.К.), и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью». Далее в числе мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата, план предусматривал «повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции» (выделено С.Д. и В.К.). Устранить причины коррупции невозможно! Позволим себе большую цитату из известной работы Я.И. Ги-линского: «...следует отчетливо понимать, что «ликвидировать» коррупцию, как и любое иное социальное зло, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, - невозможно. Речь должна идти лишь о значительном ограничении масштабов явления, введении его в «цивилизованные рамки»,

защите массы населения от тотальных поборов на всех уровнях - от рядового работника жилищной конторы и милиционера до представителей высших эшелонов власти»1.

Постановка такой задачи изначально является утопией, следовательно, средства ее достижения заведомо будут носить декоративный, точнее квазиреальный характер, а меры по «борьбе» с коррупцией фактически подменяться результативной отчетностью, не имеющей никакого реального отношения к процессу противодействия коррупции. Напомним, что печально известный полковник-миллиардер Д.В. Захарченко, работал в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Искоренить полностью коррупцию за весь период существования цивилизованного человечества пока не удавалось никому, это явление - неизбежное следствие функционирования любой властной системы в обществе и имущественной, и социальной дифференциации в обществе. Задача общества создать эффективные средства и способы минимизации коррупционных факторов. Коррупция является проявлением слабости и высокой уязвимости государственного механизма, вирусом этого социального заболевания, поэтому коррумпированные государства - слабые государства, поскольку коррупция подрывает доверие к государству как публичному институту. Доверие граждан к государству является основой для стабильного развития общества. Государство, основанное на доверии граждан, может в исключительных случаях прибегнуть к употреблению силы для обеспечения безопасности и порядка. Такое применение силы не будет восприниматься обществом как произвол власти в отличие от коррумпированных государств, где монополия на насилие остро воспринимается как произвол, лишенный всяких моральных оснований.

Эти криминологические аксиомы нужно учитывать при разработке мер профилактики. Объективно можно рассчитывать только на снижение уровня коррупции,

1 Гилинский Я.И. Девиантология : социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. - С. 283.

уменьшение ее влияния при условии системной, последовательной и комплексной деятельности государственных и общественных институтов, при этом следует учитывать высокую приспособляемость (мимикрийность) этой делинквенции к мерам воздействия на нее.

2. Вторая проблема касается измерения реального уровня и масштаба коррупции. Собственно, именно с этого и должна начинаться профилактическая деятельность. Показатели зарегистрированных коррупционных нарушений настолько незначительны, что если опираться на эти данные, то можно сделать вывод об отсутствии проблемы коррупции в стране. Так, в 2018 г. по статистике МВД РФ было зарегистрировано 30495 преступлений коррупционной направленности, что составляет 1.5% от общего числа зарегистрированных преступ-лений1. Очевидно, что эти цифры показывают самую вершину айсберга коррупционной преступности и не дают реальной картины этого вида преступности.

В такой ситуации необходимо при планировании мер антикоррупционной профилактики исходить из результатов антикоррупционного мониторинга. Наиболее известным и признанным в мире является опыт измерения уровня коррупции по методике организации Transparency International. По данным, опубликованным Международным антикоррупционным движением Transparency International, Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год составил 28 баллов из 100. Россия заняла 138 место из 180. Позиции России в этом рейтинге почти не изменились за последние несколько лет. Показательно, что столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика2.

Однако результаты этого рейтинга ограничены опросом бизнес-сообщества и не могут дать общую картину восприятия коррупции различными социальными слоями населения, поэтому актуальной является разработка действенной модели мониторинга восприятия коррупции. Следует констатировать, что серьезных исследований по

1 См.: Шр5://мвд.рф

2 См.: https://transparency.org.ru/

вопросам организации и проведения антикоррупционного мониторинга в РФ и ее субъектах практически не проводилось.

Антикоррупционный мониторинг включает в себя выявление, исследование и оценку: «а) явлений, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению; б) состояния и распространенности коррупции; в) достаточности и эффективности предпринимаемых мер по противодействию коррупции по наблюдению, выявлению, анализу, оценке и прогнозу коррупции, коррупциогенных факторов, а также реализации мер по противодействию коррупции и повышению ее эффективности»3.

При оценке степени лояльности к проявлению коррупции можно ориентироваться на существующие в практической психологии методики оценки психологического климата в малых социальных группах4. Основываясь на результатах таких исследований, можно разрабатывать меры профилактического характера, в том числе по совершенствованию образовательного процесса.

Для эффективной организации антикоррупционного просвещения в образовательных организациях также важно проводить мониторинг отношения к коррупции среди обучающихся и сотрудников. Это позволит не только определить степень готовности к коррупционному поведению, но и поможет выявить типичные формы коррупционного поведения в конкретной образовательной организации, чтобы сконцентрировать ресурсы организации для предупреждения коррупции.

В частности, позитивный опыт системного мониторинга коррупции имеется в Сибирском федеральном университете5. Та-

3 Кошкина И.В. Антикоррупционный мониторинг - как превентивная мера противодействия коррупции // Экономика, социология и право. 2017. № 1. С. 88-90.

4 См.: Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. -Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1981.

5 См.: Дамм И.А., Акунченко Е.А., Волкова М.А. Мониторинг отношения к коррупции в образовательной организации // В сборнике: Актуальные проблемы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования сборник научных статей по материалам II Сибирского антикоррупционного форума. Ответственный редактор И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. 2018. С. 128-136.

кие исследования создают необходимые научные предпосылки для формирования действенной системы мер антикоррупционной профилактики на специальном и индивидуальном уровнях. Я.И. Гилинский предлагает проводить мониторинг взяточничества в каждом вузе путем анонимного опроса студентов два раза в год (после каждой экзаменационной сессии), а также абитуриентов после их зачисления1.

В целом, безусловно, нужно поддержать высказанное в криминологической литературе предложение о необходимости создания в России национальной системы «коррупциометрии, которая могла бы составить альтернативу предлагаемым Transparency International индексу восприятия коррупции и индексу взяткодателей»2.

Следует отметить, что Национальный план противодействия коррупции на 2018 -2020 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 29.06.2018 N 378, предусматривает разработку Правительством РФ методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации. Такая методика была утверждена Постановлением Правительства РФ от 25.05.2019 N 662 "Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации". Согласно этой методике целью исследования является «оценка уровня, структуры и специфики коррупции в субъекте Российской Федерации, а также эффективности принимаемых антикоррупционных мер». Будем надеяться, что эта методика сможет повысить эффективность мер антикоррупционной профилактики.

3. Третья проблема усматривается в упрощении восприятия проблемы коррупции и, как следствие такого упрощения, в переоценке профилактических мер. Относительно первого аспекта следует заметить, что восприятие коррупции сводится к самой

1 Гилинский Я.И. О противодействии коррупции в высшем учебном заведении // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 9. С. 69.

2 Сидоренко Э.Л. К вопросу о новых направ-

лениях криминологического мониторинга коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 1 (37). С. 23.

банальной и наименее опасной форме ее проявления - взяточничеству. В то время как содержание коррупции намного шире и глубже. Здесь можно обнаружить и знаменитый «русский блат», и кумовство, и попустительство, и т.н. «телефонное право», и более изощренные формы в виде теневого лоббизма, подкупа избирателей и проч., не говоря уже о том, что коррупция является важнейшим элементом организованной преступности. В самом общем виде коррупция представляет собой использование публичного (или частного) статуса власти для извлечения личной или групповой выгоды. Коррупция существует на низовом (бытовом) уровне и верхушечном.

Следствием упрощения восприятия коррупции является представление, что эту проблему можно решить, если объяснить, в чем опасность взяточничества и какие последствия может иметь участие в коррупционных сделках. Так, в последнее время получило широкое распространите повсеместное внедрение в образовательный процесс антикоррупционной составляющей. Фактически это сводится к появлению новых учебных курсов по профилактике корруп-ции3. Распоряжением Правительства РФ от 29.01.2019 N 98-р утверждена «Программа по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год», которая предусматривает массу мероприятий по формированию нетерпимого отношения к коррупции. Кстати говоря, и в рекомендациях Transparency International предложено «разработать методические рекомендации и материалы для преподавателей университетов и учителей в школе, чтобы дать им применимые инструменты антикоррупционного образования. Научить учителей и преподавателей их применять» .

С одной стороны, это вполне оправдано с учетом принятия довольно сложного и очень разнопланового антикоррупционного законодательства. Но, с другой стороны, представляется очень наивным рассчитывать, что включение в учебный план подго-

3 См.: Козлова Е.Б. Меры по популяризации антикоррупционного поведения в рамках образовательного процесса // Юстиция. 2016. N 3. // Консуль-тантПлюс, 2019.

4 https://transparency.org.ru/

товки будущих юристов специальных дисциплин или проведение курсов повышения квалификации по антикоррупционной тематике может реально повлиять на поведение потенциальных коррупционеров и корруп-теров. Хорошее знание законодательной основы антикоррупционной политики еще совершенно не означает отрицательного, нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям. Э.Л. Сидоренко правильно отмечает, что «вопреки ожиданиям, повышение уровня образованности чиновников находится в прямой причинной связи с взяточничеством, хотя эта зависимость и не имеет функционального характера. Тем не менее вызывает тревогу тот факт, что получение должностными лицами антикоррупционного образования фактически выступает условием, облегчающим совершение коррупционного преступления1».

Очень сомнительно, что должностные лица, привлекаемые к ответственности за коррупционные правонарушения, совершали эти действия по незнанию и невежеству. Следует учитывать структуру правосознания, которое состоит не только из когнитивной составляющей, отражающей представление о праве, но и эмоциональной, чувственной, демонстрирующей отношение к праву. Этико-ригористическая установка, основанная на вере в возможность исправления поведения, если на рациональном уровне разъяснить суть отрицательного поступка, ошибочна и не учитывает правовую психологию. Более того, должностные лица, как субъекты служебных (в том числе коррупционных) правонарушений являются носителями профессионального правосознания, а это значит, что степень их юридической осведомленности намного выше, чем у обычных граждан. Однако эта высокая степень юридической подготовки сама по себе не определяет уважительного отношения к праву, а напротив, может использоваться для правовой демагогии, поиску способов обхода закона и ухода от ответственности посредством использования законодательных лазеек и пробелов.

1 Сидоренко Э.Л. К вопросу о новых направлениях криминологического мониторинга коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. - С. 21.

Не хочется оперировать трюизмами, но необходимо напомнить некоторые прописные истины: сложные проблемы не имеют простых (вульгарных) решений. Риторика вокруг проблемы коррупции очень напоминает печальный советский опыт по искоренению преступности, обещанию пожать руку последнему преступнику и прочую демагогию. Следствием такой социальной редукции меры профилактики сводятся к прожектерству и показательным пиар-акциям вместо планомерной и системной работы. Ключевую роль в этой работе должны играть институты гражданского общества. Вера в т.н. политическую волю также утопична, поскольку коррупция является социальной патологией, имманентно присущей государственному механизму, для эффективного воздействия на это явление требуется вмешательство независимых институтов гражданского общества и авторитетная независимая судебная власть.

4. Еще одна проблема касается понимания психологического механизма правового воспитания. Речь идет о мотивацион-ной сфере личности и механизме поведения. Повторим известный тезис С.Л. Рубинштейна: «...внешние причины (внешние воздействия) всегда действуют лишь опосредованно через внутренние условия»2. В свою очередь, эти внутренние условия, точнее социальные установки (диспозиции по терминологии В.А. Ядова), представляют собой результат предшествующих внешних воздействий. С точки зрения В.А. Ядова, диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других3.

Социальные установки формируются в процессе социализации и аккумулируют личный опыт социального взаимодействия. Социализацию в информационном плане можно представить в виде процесса восприятия поведенческих моделей, часть которых присваивается в качестве личностно значи-

2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - С. 241.

3 См.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

мых и включается в систему ценностных ориентаций, образующих ценностное ядро личности. Поведение человека можно представить в виде интеракций, в которых в снятом виде представлен личный опыт интери-оризации. Ценностные ориентации формируют поле смыслов, определяют субъективное восприятие окружающего мира. Целью правового воспитания является воздействие на процесс формирования личностного смысла. Выше мы упоминали о необходимости учета криминологических закономерностей при реализации мер ранней профилактики, здесь же следует подчеркнуть важность психологических особенностей поведения. Эффективное воздействие на ядерные ценностные образования возможно только в процессе личностного становления. Это было блестяще доказано опытом функционирования трудовых колоний для несовершеннолетних под руководством А.С. Макаренко. Поэтому правовое воспитание эффективнее как часть процесса социализации личности и менее эффективно как мера ресоциализации личности.

5. И последняя проблема, на которой мы остановимся, тесно связана с тем, о чем мы рассуждали выше. Формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению - это не практический навык, не прикладное умение, которое можно зафиксировать и оценить - это воздействие на мо-тивационную структуру личности, его ценностные ориентации и затрагивает глубинный процесс, отражающий отношение человека к себе и другим людям. Следовательно, антикоррупционное образование нельзя рассматривать в отрыве от правового воспитания, а последнее, в свою очередь, изолированно от образования и воспитания в целом. В этот контексте как раз эффективным представляется применение различных мер позитивной юридической ответственности, стимулирующих правомерное поведение потенциальных коррупционеров

и корруптеров, а именно поощрение в профессиональной деятельности и социальном взаимодействии добросовестного поведения, основанных на принципах солидарности и социальной ответственности за свои действия, саморегуляции и самоорганизации.

Коррупция является частной проблемой, отражающей пренебрежительное и отрицательное отношение к праву, к декларируемым в обществе ценностям. Антикоррупционная установка основана на глубоком понимании ценности права как выдающемся цивилизационном достижении, кристаллизующем опыт многотысячелетнего выживания человечества и поиска социальной модели, основанной на идее справедливости и равенства (в формально юридическом смысле). Этому невозможно научить специальными курсами или правовой пропагандой. Отношение к праву как ценности формируется самим укладом жизни общества, естественным порядком вещей и является частью культуры данного общества. Правильно отмечается в специальной литературе, что настоящие причины коррупции следует искать в правовой культуре и правовом сознании общества, которое несет отпечаток предшествующих исторических эпох. При этом негативно сказывается влияние «патриархально-коммунитарного, общинного менталитета, конформизм и пренебрежительное отношение к закону, неприязнь к власти в целом и в то же время вера в доброго лидера»1.

Таким образом, формирование антикоррупционной установки означает изменение правосознания и преодоление правового нигилизма, прежде всего в среде лиц, облеченных властью. Это историческая задача на данном этапе развития нашего общества, решение которой является условием дальнейшего устойчивого развития страны, формирования гражданского общества и правового государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабаев, В.К. Теория государства и права. - М., 2003.

1 Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Антикоррупционное образование в российских учебных заведениях // Юридическое образование и наука. 2014. N 2. С. 15 - 18. // КонсультантПлюс, 2019.

2. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007.

3. Гилинский, Я.И. О противодействии коррупции в высшем учебном заведении // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2010. - № 9.

4. Дамм, И.А., Акунченко, Е.А., Волкова, М.А. Мониторинг отношения к коррупции в образовательной организации // В сборнике: Актуальные проблемы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования: сборник научных статей по материалам II Сибирского антикоррупционного форума / ответственный редактор И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. - 2018. - С. 128-136.

5. Дубовиченко, С.В. Правовой уголовный закон // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 1. №4.

6. Емельянова, Н.И., Подкатилина, М.Л. Антикоррупционное образование в российских учебных заведениях // Юридическое образование и наука. - 2014. - N 2. - С. 15 -18 // КонсультантПлюс, 2019.

7. Зарубежная криминология / С.М. Иншаков - М.: Норма, Инфра - М., 1997.

8. Козлова, Е.Б. Меры по популяризации антикоррупционного поведения в рамках образовательного процесса // Юстиция. - 2016. - N 3 // КонсультантПлюс, 2019.

9. Кошкина, И.В. Антикоррупционный мониторинг - как превентивная мера противодействия коррупции // Экономика, социология и право. - 2017. - №1.

10. Моисеев, А.В., Иванчук, Д.В. Реализация антикоррупционных стандартов к поведению государственных и муниципальных служащих самарской области // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - Т. 1. № 3.

11. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1981.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2002.

13. Сидоренко, Э.Л. К вопросу о новых направлениях криминологического мониторинга коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - Т. 10. № 1 (37).

14. Хамдеев, А.Р. Особенности к вопросу о формировании антикоррупционной культуры обучающихся // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 2 (76). - С. 189-193.

15. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.