Научная статья на тему 'Актуальность применения рабочей тетради как средства виртуального приобщения к мировому археологическому наследию'

Актуальность применения рабочей тетради как средства виртуального приобщения к мировому археологическому наследию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / WORKBOOK / МИРОВОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / WORLD ARCHAEOLOGICAL HERITAGE / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / VIRTUAL TOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демаков Денис Александрович, Медная Анастасия Николаевна, Пермякова Анна Владиславовна, Половников Леонид Вячеславович

Данная статья посвящена использованию рабочей тетради в целях ознакомления с мировым археологическим наследием. Особое внимание уделяется использованию рабочей тетради в виртуальной среде. В основу исследования легли антропологический и ком-петентностный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демаков Денис Александрович, Медная Анастасия Николаевна, Пермякова Анна Владиславовна, Половников Леонид Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the workbook as a means of virtual access to the world''s archaeological heritage

This article describes how to use the workbook in order to get acquainted with the world's archaeological heritage. Particular attention is paid to the use of a workbook in a virtual environment. The study is based anthropological approaches and competence.

Текст научной работы на тему «Актуальность применения рабочей тетради как средства виртуального приобщения к мировому археологическому наследию»

Д.А. Демаков, А.Н. Медная, А.В. Пермякова, Л.В. Половников

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь)

Актуальность применения рабочей тетради как средства виртуального приобщения к мировому археологическому наследию

Археологические памятники и артефакты являются важной частью историко-культурного наследия, как всего мира, так и России в частности. Знакомство детей с археологическим наследием играет важную роль в их социализации, понимании своей принадлежности истории страны, осознании се гражданином, частью миров сообщества.

Большинство подростков, имеют слабые представления об археологической науке, а музейная экскурсия бывает неинтересна и скучна. Это порождает необходимость

поиска новых подходов к работе со школьниками, чтобы

Виртуальные экскурсии

можно использовать для приобщения детей к мировому археологическому наследию без особых материальных и людских затрат. Однако специфика такова, что большинство этих экспозиций даже не снабжаются аудиогидом. Детям через ебольшое количество времени одобный формат надоедает, внимание снижается, и качество ознакомления с материалом падает. В таких случаях на выручку приходит

универсальный образовательный инструмент — рабочая тетрадь. Она позволяет учащимся в привлекательной для них форме ознакомиться с археологическим

заинтересовать их не только археологическим наследием родного края, но и всего мира. В последнее время все более популярными и перспективными средствами обучения являются рабочие тетради. Они представляют собой особый жанр учебной литературы. Рабочая тетрадь —

разновидность учебного пособия с печатной основой, которое содержит задания для самостоятельной работы в нем учащихся [7, с. 77].

наследием разных уровней сложности, а текстовые пояснения к витринам служат источником информации и подсказок, для решения поставленных задач. Занимаясь с рабочей тетрадью, ученик выступает в роли исследователя, открывающего для себя мир археологии.

Побывав в роли ученого, школьник имеет возможность и далее развивать в себе поисковые, аналитические и репродуктивные компетенции.

Виртуальная среда является наиболее интересной для привлечения учащихся к образовательному процессу. С помощью нее можно изучать и взаимодействовать с мировым археологическим наследием, которое не доступно учащимся в реальности по различным причинам (материальным,

физическим и.т.д.)

Данная статья посвящена использованию рабочей тетради в целях ознакомления с мировым археологическим наследием. Особое внимание уделяется использованию рабочей тетради в виртуальной среде. В основу исследования легли антропологический и ком-петентностный подходы. Ключевые слова: рабочая тетрадь, мировое археологическое наследие, виртуальная экскурсия.

D.A. Demakov, A.N. Mednaya, A.V. Permyakova, L.V. Polovnikov Perm State Humanitarian-Pedagogical University (Perm)

The relevance of the workbook as a means of virtual access to the world's archaeological heritage

Abstract. This article describes how to use the workbook in order to get acquainted with the world's archaeological heritage. Particular attention is paid to the use of a workbook in a virtual environment. The study is based anthropological approaches and competence.

Key-words: workbook, world archaeological heritage, a virtual tour.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что рабочая тетрадь, а именно ее использование в виртуальной среде, по нашему мнению, привлечет учащихся к исследованию мирового археологического наследия. Это делает выбранную нами тему актуальной для современной образовательной системы.

Демаков Денис Александрович,

ведущий специалист отдела археологии Пермского краевого научно-производственного центра по охране памятников (объектов культурного наследия) (г. Пермь)

Медная Анастасия Николаевна,

магистрант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)

В основу данного исследования легли антропологический и компетентностный подходы. Первый ориентирован на человека как уникальное биопсихо-социокультурное существо. Антропологический подход выступает как основа педагогического образования, в которой заложено изучение человека как субъекта воспитания. В современном понимании педагогической антропологии следует понимать воспитание как определенный процесс сохраняющий природу гуманного общества, создающий условия для развития социума, и продуктивного существования личности [1].

«Компетентность — это общая способность личности успешно решать определенные задачи, обусловленные спецификой осуществляемой деятельности» [6], — именно так формулирует это понятие С.В. Сидоров. Подход к построению педагогического процесса как процесса формирования компетентности называется компетентностным подходом. Школа должна обеспечить ребенка не только знаниями, но и качествами, которые позволят использовать полученную информацию в жизни: ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, решать нестандартные проблемы. Именно это требует ФГОС ООО [5]. В данном случае рабочая тетрадь является именно тем инструментом, который поможет развить данные качества в ребенке за счет индивидуализации, которая относится к антропологическому подходу.

Особенности рабочей тетради как дидактического средства обучения рассматривает Е.Х. Ханипова [7, с. 76-79]. Анализ структуры современного печатного музейного путеводителя как посредника между музеем и аудиторией в российских музеях рассмотрен в статье Т.В. Галки-

ной [2, с. 39-42]. Актуальность задачи массовой подготовки педагогов к использованию технологий информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в своей профессиональной деятельности, обосновывает А.В. Диков [3, с. 112-115].

Но, следует заметить, что исследователи не рассматривали рабочую тетрадь как средство знакомства детей с мировым археологическим наследием через виртуальную реальность. Данная публикация посвящена как раз этой проблеме.

Многие исторические музеи на своих сайтах представляют виртуальные экскурсии по своим залам. В связи с тем, что большинство российских школ не имеют возможности обеспечить своим ученикам реальное посещение данных музеев, учитель истории или МХК на своих занятиях может использовать данные виртуальные экскурсии для проведения учебных и внеклассных мероприятий.

Однако стоит отметить, что большинство таких виртуальных экскурсий скучны и однообразны. Ученик при помощи мыши и клавиатуры перемещается по виртуальным залам музея, лишь изредка встречая текстовые пояснения к витринам и экспонатам. Для повышения интереса учащихся на таких занятиях предлагается использовать рабочую тетрадь.

М.В. Короткова выделяет следующие виды рабочих тетрадей: 1) комплексные (охват всех типов музейных предметов) и 2) тематические (посвящены одному типу экспонатов или одной теме в музейной экспозиции). По другой ее классификации они делятся на: 1) конкурсные, 2) для самостоятельных работ [4, с. 177]. Для нашего случая подходит тематическая рабочая тетрадь задания, которой могут носить как конкурсный, так и самостоятельный характер.

Использование рабочей тетради в образовательном процессе имеет множество преимуществ, одно из которых развитие личности ученика, в том числе его компетенций, таких как:

1. приобретение и закрепление практических умений и навыков в работе с музейными экспонатами;

2. формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и самоконтроля;

3. развитие мышления, активизация учебно-познавательной деятельности;

Именно эти компетенции наиболее ярко проявляются у учащихся при проведении учителем виртуальных экскурсий с применением рабочей тетради.

Е.Х. Ханипова также выделяет следующие преимущества рабочей тетради, которые также реализуются при проведении виртуальных археологических экскурсий:

1. помощь в решении задачи увеличения объема самостоятельных умственных и практических действий учеников;

2. создание благоприятных условий для формирования умений самостоятельно анализировать, делать выводы, обосновывать свои практические действия;

3. развитие умения самостоятельно находить пути решения поставленных перед учащимися проблем.

Решение отдельных задач требует от учащихся самостоятельного поиска дополнительных материалов, т. е. процесс решения задач может являться и источником новых знаний [7, с. 78].

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что применение рабочей тетради, как средства виртуального приобщения к мировому археологическому наследию является эффективным методическим приемом. Он позволит учителю знакомить своих воспитанников

с мировым археологическим наследием, эффективно поспособствует развитию их личностных, предметных и метапред-метных компетенций.

Литература:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология? Это просто! [Электронный ресурс] URL: http://www.bim-

bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid= 567 (дата обращения 01.11.2016).

2. Галкина Т.В. Музейная педагогика: проблема структуры музейного путеводителя // Вестник ТГПУ. - 2010. - №10. - С. 39-42.

3. Диков А.В. Образовательный интернет // Интеграция образования. — 2004. — №4 (37) — С. 112-115.

4. Короткова М.В. Музейные издания для школьников как методическая основа реализации образовательных программ с детской аудиторией // Наука и школа. — 2015. — № 2. — С. 173-179.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

6. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров. [Электронный ресурс] URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_3.htm (дата обращения 01.11.2016).

7. Ханипова Е.Х. Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения // Инновации в науке: сб. ст. по матер. L междунар. науч.-практ. конф. № 10(47). — Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 7679.

Пермякова Анна Владиславовна,

учитель истории и обществознания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 111» (г. Пермь)

Половников Леонид Вячеславович,

учитель истории и обществознания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135» (г. Пермь)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.