А.В. Вострокнутов, К.В. Моряхина, Д.А.Семенов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Опыт использования рабочей тетради для учащихся средней школы в Музее археологии и этнографии Пермского Предуралья
УДК 069.121(470.53)
В данной статье представлена разработка рабочей тетради для Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. Рабочая тетрадь предполагает исследовательскую деятельность и направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД). Подобная работа может проходить в рамках профессиональных проб. Разработанная рабочая тетрадь ориентирована на учащихся 5-7 классов.
Ключевые слова: музейная педагогика, рабочая тетрадь, универсальные учебные действия, основное общее образование.
A.V. Vostroknutov, K.V. Moriakhina, D.A. Semenov
Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm)
Experience of use Workbook for secondary school pupils in Museum of Archaeology and Ethnography of Perm Cis-Urals
The article presents project working of workbook for Museum of Archeology and Ethnography of Perm Cis-Urals. Workbook involves research activities and aimed at the development of cognitive universal educational actions. Such work may take place for professional tests. Developed workbook is aimed at pupils of 5-7 classes. Keywords: museum pedagogy, workbook, universal educational actions, basic general
education.
В современной России стало популярным такое направление музейной педагогики как работа с путеводителем либо с рабочей тетрадью. Но это не традиционный путеводитель, где представлено тематико-пространственное указание местонахождение экспозиции в музее в виде иллюст-
/
рации и карты в сочетании тек-
радь для учащихся средней школы. В основу тетради был положен принцип, разработанный в Германии в 1920-е гг. и закрепленный на совещании «Музей и школа». Принцип предполагает роведение специализированных занятий (работа в мастерских) для школьников на базе музея, позднее идея оформилась
стом [2, с. 39], а игровой путево- в создания «рабочих тетрадей».
Рабочие тетради - это занимательно оформленные, проиллюстрированные задания для работы с экспозицией музея [3, с. 53, 57]. Школьники, решая задания, в том числе, могут попробовать
дитель, который вовлекает посетителя в процесс самостоятельного изучения музейного пространства. Такая форма работы, в первую очередь, направлена на детей.
Основная задача детского игрового путеводителя и рабочих тетрадей, как отмечают исследователи, - стимулировать самостоятельное открытие, исследование, совершаемое ребенком, предоставить ребенку возможность самому находить нужную информацию, рассматривая предмет, читая этикетку к нему,
Н Я Н■
сравнивая экспонаты, описывая и анализируя их [4, с. 84]. Таким образом, школьник, отвечая на вопросы, решая задания, самостоятельно получает новые знания, знакомясь с экспозицией. Стоит отметить, что у школь-
себя в роли исследователя.
Перед заполнением рабочей тетради, разработанной в МАЭ ПГГПУ, предполагается знакомство с экспозицией в рамках обзорной экскурсии, на которой школьники знакомятся с археологией и этнографией Пермского края. Экскурсия построена таким образом, что посетители узнают об отдельных аспектах жизнедеятельности человека (добыча пропитания, военное дело, костюм, предметы быта и др.) начиная с каменного века и до XX в. [1, с. 4 - 14].
После окончания экскурсии
иков средних и старших клас- школьники получают рабочие
сов познавательные интересы как раз формируются за счет самостоятельной деятельности, требующей интеллектуальной активности, творческого воображения [7, с. 89].
В Музее археологии и этнографии ПГГПУ (МАЭ ПГГПУ) с учетом возрастных особенностей была разработана рабочая тет-
тетради. Работа состоит из трех частей: закрепление полученных знаний, исследовательская работа, написание отзыва.
1. Закрепление полученных знаний. Данная часть рабочей тетради предполагает несколько небольших заданий: работа с иллюстративным материалов - соотношение предме-
тов из экспозиции с научной темой археология-этнография; ответы на вопросы: в каких музеях есть подобные экспонаты, какой экспонат больше понравился и почему.
2. Исследовательская работа. Это самая главная часть рабочей тетради. После того, как школьники выполнят задания из части 1 и продемонстрируют свои знания, им выдаются удостоверения младших научных сотрудников, которые символизируют смену их статуса - теперь они не просто посетители, теперь они исследователи. Важно, чтобы школьники почувствовали смену своего статуса, для этого необходимо отметить, что теперь они имеют право держать в руках настоящие экспонаты и работать с ними. Предметы, заранее положенные для этой цели в витрины, достаются прямо из экспозиции на глазах у маленьких ученых.
В рамках исследовательской работы школьники выполняют ту же работу (рис. 1-3), что и настоящие археологи: зарисовывают находки (в данном случае - керамику); самостоятельно изучают керамику, детские глиняные игрушки, на которых есть отпечатки пальцев, следы от ногтей и зубов, под микроскопом с целью узнать технику изготовления и нанесения орнамента, оставленные следы; проводят эксперимент. В рамках эксперимента школьники лепят из пластилина маленькие горшочки аналогичные тем, которые были найдены на средневековых поселениях Пермского Предуралья. Цель - узнать, кто мог лепить такие горшочки и для чего? Сравнивая отпечатки пальцев на глиняных и пластилиновых сосудах, а также эти сосуды с остальной керамикой, школьники должны прийти к выводу, что горшочки лепили дети, приобретая навыки, необходимые для взрослой жизни.
3. Написание отзыва.
Это своеобразный отчет о проделанной работе, и в тоже время рефлексия.
Данная рабочая тетрадь уже была апробирована на учащихся 5 класса МАОУ «Средней общеобразовательной школы № 83». Все ученики написали положительный отзыв, практически 70% наших маленьких посетителей отметили, что благодаря работе с оригинальными артефактами было «интересно» и «познавательно». 21% посетителей указали на желание вновь посетить МАЭ ПГГПУ.
Подобные рабочие программы направлены на развитие универсальных учебных действий (УУД), т.е. способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [6]. В первую очередь, на познавательные УУД: общеучебные и логические. Школьники учатся работать с информацией, структурировать полученные знания, учиться анализировать, доказывать свои суждения.
Кроме развития у школьников УДД, данное мероприятие способствует и лучшему усвоению полученных на экскурсии знаний. Лепка маленьких горшочков позволит зафиксировать в памяти учеников размер и форму сосудиков, которые лепили средневековые дети - их ровесники, 1000 лет назад.
Рабочие тетради можно рассматривать и как элементы профессиональных проб (профпро-бы - серия мероприятий, моделирующих элементы конкретного вида профессиональной деятельности [5]). Ученики смогли примерить на себя роль исследователей, ученых-археологов.
Включение посетителей в «исследовательский процесс» позволяет развить осознание того, что земля, на которой мы живем, богата историей, кото-
Вострокнутов Артем Викторович,
заведующий Музеем археологии и этнографии Пермского Предуралья (г. Пермь)
Семенов Даниил Александрович,
магистрант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, учитель истории и обществознания МАОУ «Средняя об-
щеобразовательная школа № 83» (г. Пермь)
Моряхина Кристина Викторовна
лаборант- исследователь научного отдела Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)
Рис. 1
Школьники зарисовывают керамику
Рис. 2.
Школьники изучают керамику под микроскопом
рую, в прямом смысле слова, можно потрогать, в отличие от сухих строчек школьных учебников. Таким образом, при реализации данных мероприятий проводится и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В очередной раз удалось продемонстрировать, что размер музея не имеет значения и на небольшом пространстве, если задействовать все ресурсы музея, можно проводить увлекательные занятия со школьниками. Важно, что это отметили и наши юные посетители.
Литература:
1. Вострокнутов А.В. Программа научно-популярных занятий «Вслед за древним человеком: археолого-этнографическое путешествие» / / Урок в музее. Пермь, 2015. С. 3-18.
2. Галкина Т. В. Музейная педагогика: проблема структуры музейного путеводителя //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 39-42.
3. Медведева Е.Б. Музейная педагогика Германии в прошлом и настоящем // Музейная педагогика за рубежом. М., 1997. С. 45-64.
4. Пантюлина С. Игровой путеводитель по музею. Практические рекомендации составителям // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. М., 2012. С. 84-93.
5. Профпробы и практики. URL: http://photonicsperm.ru/page/43 (дата обращения: 9.12.15).
6. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. URL: http://www.zankov.ru/practice/s tuff/article=1866/ (дата обращения: 4.10.15).
7. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.
Рис. 3.
Горшочки, слепленные школьниками в рамках эксперимента