ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ
А.В. Вострокнутов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья: итоги 2014-2015 учебного года
Каждый год МАЭ ПГГПУ открывает свои двери для посетителей. Благодаря «новой политике» общения с внешним миром, начатой в 2013 г., количество их постоянно увеличивается. В первую очередь, с экспозицией музея могут ознакомиться сту-денты-первокрусники, поступившие как на исторический, та: и на другие факультеты. Пр мерно с октября начинается по сещение нашего музея учащими ся пермских школ. Таким образом, ритм жизни МАЭ соответствует ритму жизни ПГГПУ. Однако, в 2014 г. получилось так, что учебный год 2013 - 2014 плавно перетек в 2014 - 2015.
Летом 2014 г. МАЭ ПГГПУ принял участие в «Культпоходе» газеты «Аргументы и факты. Прикамье». Суть проекта заключалась в том, что по листовкам, которые помещались в газете, читатель мог бесплатно посетить любой из музеев, участвовавших в проекте. Учитывая, что посещение МАЭ итак бесплатно, то последний факт не играл роли в увеличении количества посетителей. Однако, размещение информации о нашем музее на одной полосе с государственными музеями сыграло положительную роль - число экскурсантов, не связанных со сферой образования и наукой, т.е. имеющих чисто туристический интерес (в хорошем смысле этого слова) увеличилось.
Еще одним важным событием лета 2014 г. стало проведение на базе МАЭ ПГГПУ I заочной конференции «Музей и образование: курс на сближение». Для презентации докладов конфе-
ренции и дискуссии по каждому из них был создан отдельный сайт (http ://mae-
conference.nethouse.ru/). На конференции были затронуты следующие вопросы:
- История взаимодействия музеев и образования
Образовательная практика современного музея
Учебный музей как феномен Музей и школа, школа и му- Музейная работа среди посетителей с особыми потребно--стями
- Современные технологии на службе музейной педагогики
-По итогам конференции в
конце календарного года был "сверстан «Вестник МАЭ», выпуск IV, получивший новый формат, как в оформлении, так и в тематике. Впервые данное издание было посвящено сугубо музееведческой тематике. Таким образом, была сделана попытка привлечь к публикации музейных сотрудников из различных учреждений: от крупных государственных музеев до школьных; стать площадкой для диалога, обсуждения спорных вопросов; позиционировать «Вестник
МАЭ» как музееведческое издание. На наш взгляд, в некотором роде это удалось. На страницах «Вестника» опубликовали свои труды сотрудники Государственного Музея истории религий (г. Санкт-Петербург), муниципальных музеев, преподаватели ВУЗов и, конечно, представители школьных музеев Пермского края.
Деятельность музея с началом учебного года активно про-
УДК 902:069(470.53) + +39:069(470.53)
В предлагаемой заметке подводятся итоги 2014-2015 учебного года для музея археологии и этнографии Пермского Предуралья (МАЭ ПГГПУ). Таким образом, в «Вестнике» публикуется «неформальный отчет» нашего музея Ключевые слова: музей, экскурсия, занятие
A.V. Vostroknutov
Perm State Humanitarian Pedagogical
University
(Perm)
Museum of Archaeology and Ethnography Perm Cis-Ural: results of 2014-2015 academic year
Abstract: The article presents results of academic year 2014 - 2015 for Museum of Archaeology and Ethnography Perm Cis-Ural. It is «informal report» of our Museum
Keywords: museum, excursion, class
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ
Вострокнутов Артем Викторович,
заведующий Музеем археологии и этнографии Пермского Предуралья (г. Пермь)
должилась экскурсиями для студентов и школьников, как уже было отмечено. Образовательная функция музея получила развитие в учебном курсе «Социокультурная реабилитация музейными средствами», который был разработан для студентов, специализирующихся на музейном деле отделения Культурологии исторического факультета. Учащиеся не только познакомились с теоретическими установками данных мероприятий, их практическим воплощением в опыте музеев России и мира, где подобная работа уже является прекрасной традицией и примером для подражания, но и сами стали участниками такого мероприятия. В качестве практического занятия, на базе ГКБС(к) ГОУ «Школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей» были организованы уроки по этнографии, где студенты выступали в роли тьютеров для учеников и вместе с ними изготавливали традиционные марийские и коми-пермяцкие куклы («курчак» и «акань»).
Начало 2015 г. было отмечено знаковым для МАЭ ПГГПУ событием: наконец-то был запущен виртуальный тур по экспозиции
(http: //virtualtour.pspu.ru/).
Он представляет собой панорамную съемку музея с двух точек (этого вполне достаточно, учитывая, что площадь МАЭ небольшая). При наведении и нажатии на одну из двенадцати витрин, в отдельном окне открывается ее фотография, позволяющая рассмотреть мелкие детали. Вся экскурсия, как панорамные виды, так и фото витрин, сопровождается аудиокоммента-риями, в доступной форме повествующими о столь непростых для восприятия современного человека науках: археологии и этнографии. Коллектив МАЭ надеется, что, по мере изменения экспозиции, будут меняться и добавляться сопровождающие комментарии.
Отдельное внимание было уделено «Витрине временных выставок» нашего музея. Учитывая небольшие размеры, экспозиции в ней стали монтироваться с учетом специального планирования пространства, позволяющего «расширить» его до значительных размеров. В процессе создания временных выставок, МАЭ опирается как на собственные фонды, так и на предметы, предоставленные студентами, сотрудниками и преподавателями ВУЗа. О различных формах организации пространства в данной витрине и о тематике временных выставок подробно рассказывается в отдельной статье, вошедшей в данный выпуск.
В заключение, хочется отметить еще одну важную веху в истории МАЭ ПГГПУ - это выход каталога музея, в котором представлены более 60 экспонатов, являющихся жемчужинами экспозиции. Статьи в каталоге содержат высококачественные фото артефактов в нескольких проекциях и подробное научное описание (общая информация, размеры, состав, место находки и т.д.) каждого из предметов на русском и английском языках. Издание каталога является позитивным шагом в презентации вузовского музея в общемузейном пространстве города и страны.
Таким образом, как уже говорилось, привычный учебный год для Музея археологии и этнографии ПГГПУ не закончился в июне, а продолжился вместе с новыми посетителями и событиями.
Все вышеизложенное позволяет отметить хорошую тенденцию: «ритм жизни» МАЭ ПГГПУ все меньше начинает зависеть от стандартов учебного года и все больше походит на режим «больших» музеев, что, в свою очередь, выводит МАЭ из статуса «музея при ВУЗе». А значит, МАЭ ПГГПУ движется в правильном направлении.