Научная статья на тему 'Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья: итоги 2014-2015 учебного года'

Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья: итоги 2014-2015 учебного года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / ЭКСКУРСИЯ / EXCURSION / ЗАНЯТИЕ / CLASS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вострокнутов Артем Викторович

В предлагаемой заметке подводятся итоги 2014-2015 учебного года для музея археологии и этнографии Пермского Предуралья (МАЭ ПГГПУ). Таким образом, в «Вестнике» публикуется «неформальный отчет» нашего музея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Вострокнутов Артем Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum of Archaeology and Ethnography Perm Cis-Ural: results of 2014-2015 academic year

The article presents results of academic year 2014 2015 for Museum of Archaeology and Ethnography Perm CisUral. It is «informal report» of our Museum

Текст научной работы на тему «Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья: итоги 2014-2015 учебного года»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ

А.В. Вострокнутов

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь)

Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья: итоги 2014-2015 учебного года

Каждый год МАЭ ПГГПУ открывает свои двери для посетителей. Благодаря «новой политике» общения с внешним миром, начатой в 2013 г., количество их постоянно увеличивается. В первую очередь, с экспозицией музея могут ознакомиться сту-денты-первокрусники, поступившие как на исторический, та: и на другие факультеты. Пр мерно с октября начинается по сещение нашего музея учащими ся пермских школ. Таким образом, ритм жизни МАЭ соответствует ритму жизни ПГГПУ. Однако, в 2014 г. получилось так, что учебный год 2013 - 2014 плавно перетек в 2014 - 2015.

Летом 2014 г. МАЭ ПГГПУ принял участие в «Культпоходе» газеты «Аргументы и факты. Прикамье». Суть проекта заключалась в том, что по листовкам, которые помещались в газете, читатель мог бесплатно посетить любой из музеев, участвовавших в проекте. Учитывая, что посещение МАЭ итак бесплатно, то последний факт не играл роли в увеличении количества посетителей. Однако, размещение информации о нашем музее на одной полосе с государственными музеями сыграло положительную роль - число экскурсантов, не связанных со сферой образования и наукой, т.е. имеющих чисто туристический интерес (в хорошем смысле этого слова) увеличилось.

Еще одним важным событием лета 2014 г. стало проведение на базе МАЭ ПГГПУ I заочной конференции «Музей и образование: курс на сближение». Для презентации докладов конфе-

ренции и дискуссии по каждому из них был создан отдельный сайт (http ://mae-

conference.nethouse.ru/). На конференции были затронуты следующие вопросы:

- История взаимодействия музеев и образования

Образовательная практика современного музея

Учебный музей как феномен Музей и школа, школа и му- Музейная работа среди посетителей с особыми потребно--стями

- Современные технологии на службе музейной педагогики

-По итогам конференции в

конце календарного года был "сверстан «Вестник МАЭ», выпуск IV, получивший новый формат, как в оформлении, так и в тематике. Впервые данное издание было посвящено сугубо музееведческой тематике. Таким образом, была сделана попытка привлечь к публикации музейных сотрудников из различных учреждений: от крупных государственных музеев до школьных; стать площадкой для диалога, обсуждения спорных вопросов; позиционировать «Вестник

МАЭ» как музееведческое издание. На наш взгляд, в некотором роде это удалось. На страницах «Вестника» опубликовали свои труды сотрудники Государственного Музея истории религий (г. Санкт-Петербург), муниципальных музеев, преподаватели ВУЗов и, конечно, представители школьных музеев Пермского края.

Деятельность музея с началом учебного года активно про-

УДК 902:069(470.53) + +39:069(470.53)

В предлагаемой заметке подводятся итоги 2014-2015 учебного года для музея археологии и этнографии Пермского Предуралья (МАЭ ПГГПУ). Таким образом, в «Вестнике» публикуется «неформальный отчет» нашего музея Ключевые слова: музей, экскурсия, занятие

A.V. Vostroknutov

Perm State Humanitarian Pedagogical

University

(Perm)

Museum of Archaeology and Ethnography Perm Cis-Ural: results of 2014-2015 academic year

Abstract: The article presents results of academic year 2014 - 2015 for Museum of Archaeology and Ethnography Perm Cis-Ural. It is «informal report» of our Museum

Keywords: museum, excursion, class

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ

Вострокнутов Артем Викторович,

заведующий Музеем археологии и этнографии Пермского Предуралья (г. Пермь)

должилась экскурсиями для студентов и школьников, как уже было отмечено. Образовательная функция музея получила развитие в учебном курсе «Социокультурная реабилитация музейными средствами», который был разработан для студентов, специализирующихся на музейном деле отделения Культурологии исторического факультета. Учащиеся не только познакомились с теоретическими установками данных мероприятий, их практическим воплощением в опыте музеев России и мира, где подобная работа уже является прекрасной традицией и примером для подражания, но и сами стали участниками такого мероприятия. В качестве практического занятия, на базе ГКБС(к) ГОУ «Школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей» были организованы уроки по этнографии, где студенты выступали в роли тьютеров для учеников и вместе с ними изготавливали традиционные марийские и коми-пермяцкие куклы («курчак» и «акань»).

Начало 2015 г. было отмечено знаковым для МАЭ ПГГПУ событием: наконец-то был запущен виртуальный тур по экспозиции

(http: //virtualtour.pspu.ru/).

Он представляет собой панорамную съемку музея с двух точек (этого вполне достаточно, учитывая, что площадь МАЭ небольшая). При наведении и нажатии на одну из двенадцати витрин, в отдельном окне открывается ее фотография, позволяющая рассмотреть мелкие детали. Вся экскурсия, как панорамные виды, так и фото витрин, сопровождается аудиокоммента-риями, в доступной форме повествующими о столь непростых для восприятия современного человека науках: археологии и этнографии. Коллектив МАЭ надеется, что, по мере изменения экспозиции, будут меняться и добавляться сопровождающие комментарии.

Отдельное внимание было уделено «Витрине временных выставок» нашего музея. Учитывая небольшие размеры, экспозиции в ней стали монтироваться с учетом специального планирования пространства, позволяющего «расширить» его до значительных размеров. В процессе создания временных выставок, МАЭ опирается как на собственные фонды, так и на предметы, предоставленные студентами, сотрудниками и преподавателями ВУЗа. О различных формах организации пространства в данной витрине и о тематике временных выставок подробно рассказывается в отдельной статье, вошедшей в данный выпуск.

В заключение, хочется отметить еще одну важную веху в истории МАЭ ПГГПУ - это выход каталога музея, в котором представлены более 60 экспонатов, являющихся жемчужинами экспозиции. Статьи в каталоге содержат высококачественные фото артефактов в нескольких проекциях и подробное научное описание (общая информация, размеры, состав, место находки и т.д.) каждого из предметов на русском и английском языках. Издание каталога является позитивным шагом в презентации вузовского музея в общемузейном пространстве города и страны.

Таким образом, как уже говорилось, привычный учебный год для Музея археологии и этнографии ПГГПУ не закончился в июне, а продолжился вместе с новыми посетителями и событиями.

Все вышеизложенное позволяет отметить хорошую тенденцию: «ритм жизни» МАЭ ПГГПУ все меньше начинает зависеть от стандартов учебного года и все больше походит на режим «больших» музеев, что, в свою очередь, выводит МАЭ из статуса «музея при ВУЗе». А значит, МАЭ ПГГПУ движется в правильном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.