Д.В. Шмуратко
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Приемы организации экспозиционного пространства временных выставок (опыт Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья)
УДК 069.1 (470.53)
В статье представлен опыт работы Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья по созданию временных выставок в условиях ограниченного экспозиционного пространства. Описаны используемые сотрудниками музея приемы организации экспозиционного пространства: прямая и обратная перспектива, диорама и т.д. Ключевые слова: музей, экспозиция, временная выставка, экспозиционное пространство.
D.V.Shmuratko Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm)
Methods of organizing the exhibition space of temporary exhibitions (experience of the Museum of Archaeology and Ethnography of the Perm
Cis-Urals)
Abstract: Experience the Museum of Archeology and Ethnography of the Perm Cis-Urals to establish temporary exhibitions in the limited exhibition space is presented in the article. Methods of organizing the exhibition space: direct and inverse perspective, diorama, etc. that uses the museum staff are described. Keywords: museum, exhibition, temporary exhibition, the exhibition space.
Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья (МАЭ), как и любой другой музей, помимо основной экспозиции организует небольшие временные выставки, приуроченные к тем или иным памятным датам, либо интересным актуальным сюжетам российской и региональной истории. Временные выставки организуются на вт ром этаже главного корпуса Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в специально оборудованной витрине. Витрина для временных выставок занимает нишу в стене и имеет размеры: высота - 135 см, ширина -240 см, глубина - 60 см, снабжена четырьмя распашными дверцами шириной 40 см и тремя точечными светильниками.
При разработке эскизов и монтаже временных выставок
основными вопросами, которые приходится решать сотрудникам музея, являются:
1. оптимальная организация выставочного пространства;
2. отбор и размещение оптимального количества экспонатов;
3. привлечение внимания посетителей к временным выставкам.
Для решения обозначенных вопросов сотрудниками Музея археологии и этнографии Перм-
j
ые ;
этих приемов представлен в настоящей статье. Теоретической и общефилософской базой для построения временных экспозиций МАЭ является принцип «семантического треугольника», сформулированный представителем аналитической школы Г.Фреге. «Правильная связь между знаком (читай - музейным предметом, комментарий -ДШ), его смыслом и значением должна быть такой, чтобы знаку соответствовал определенный смысл, а смыслу, в свою очередь, - определенное значение» [1]. Развивая идеи Г.Фреге, отечественный исследователь Н.А.Никишин говорит о четырех типах музейных знаков: знак-эквивалент, знак-признак, знак-символ, знак-оттиск [2, с. 27].
Знак-эквивалент в музейной экспозиции представляет сам себя или класс себе подобных предметов (мезолитические наконечники стрел в экспозиции, посвященной охоте; валенки в экспозиции, повествующей об истории обуви и т.п.). Знак-признак в музейной витрине выступает в качестве заменителя целого объекта (фрагмент керамики как часть целого сосуда; височное кольцо как часть костюмного комплекса). Знак-символ помогает зрителю сориентироваться во временных ко ординатах выставки, предста
ского Предуралья применяются и постоянно совершенствуются различные приемы организации внутреннего пространства выставок. Опыт использования 28
вить эпоху («кузнецовский фар фор» в экспозиции о событиях конца XIX - начала XX вв.; полевая сумка в экспозиции о Великой отечественной войне). Знак-
оттиск - предмет в экспозиции, непосредственно несущий на себе отпечаток исторических событий или действий исторического лица (обожженная фотография в экспозиции, посвященной Блокаде Ленинграда; автограф или рукопись исторического деятеля).
При конструировании выставочного пространства сотрудники МАЭ стараются воспринимать экспозицию как символическое высказывание (текст), «словами» в котором являются размещенные в витрине музейные предметы. Значение предмета в экспозиции подчеркивается его местом в общем пространстве выставки, при организации которого МАЭ используются следующие приемы.
Размещение экспонатов в различных разноуровневых и разнонаклонных плоскостях. Прием был использован при создании временной выставки, посвященной 100-летию главного корпуса университета (рис. 1). Перед разработчиками стояла непростая задача - представить во временной выставке историю строительства главного корпуса университета. Сложность реализации проекта усугублялась крайне малым количеством подлинных экспонатов. В распоряжении сотрудников МАЭ были только оригинальная напольная плитка и железный гвоздь, обнаруженный при ремонте фундамента. После некоторых поисков удалось найти копию чертежа одного из фасадов корпуса с автографом архитектора Е.А. Волошинова и фотопортрет самого архитектора, на этом экспонаты закончились.
Для передачи настроения выставки задний фон витрины решено было обклеить рельефными обоями, имитирующими кирпичную кладку, подобно той, которую можно увидеть и сейчас на фасаде здания. Плитка и гвоздь (единственные подлинные экспонаты, связанные с ис-
торией корпуса) заняли центральный верхний ярус в горизонтальной плоскости экспозиции, выполняя функции знаков-признаков («заменяющих» корпус) и знаков-оттисков, несущих на себе печать процесса строительства корпуса. Предметы разместили на покрытых тканью кубах-подставках в двух различных плоскостях под углом к зрителю. Историческая ценность железного гвоздя (по сути обыденного и невзрачного предмета) была подчеркнута размещением его, как ценной реликвии, на бордовой бархатной подложке.
В вертикальной плоскости за центральной композицией выставки была размещена копия плана фасада корпуса с автографом архитектора. Архитектурный план в экспозиции взял на себя функцию знака-оттиска, выстраивающего логический мостик от самого здания корпуса к личности архитектора, его спроектировавшего. С целью привлечения внимания зрителя к вертикальной выставочной поверхности в левый верхний угол витрины был помещен керосиновый фонарь «летучая мышь» конца XIX - начала XX в., на который был направлен свет одного из точечных светильников.
В левой части экспозиции на втором горизонтальном ярусе занял свое место фотопортрет архитектора в окружении подлинных артефактов конца XIX -начала XX в.: пресс-папье, чернильница, перо. Конечно, эти предметы не принадлежали непосредственно Е.А.Волошинову, и в экспозицию были помещены в качестве знаков-символов эпохи. Такими или подобными предметами вполне мог пользоваться автор проекта здания корпуса. Поскольку данные предметы не относятся к основной части экспозиции, они расположились в глубине витрины.
Шмуратко
Дмитрий Владимирович,
к.и.н., старший преподаватель кафедры Древней и средневековой истории России Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
Рис.1.
Временна выставка «У истоков» (посвящена 100-летию здания главного корпуса университета)
Рис 2.
Временна выставка, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной
войне
Рис 3.
Временная выставка «Вслед за челноком и куделью»
Рис. 4.
Временная выставка «Дореволюционная школа», посвященная Дню Учителя
Эта часть витрины создавала образ рабочего кабинета архитектора. В правой части экспозиции на самом нижнем ярусе были помещены предметы-символы: изделия из кузнецовского фарфора, их роль - создать общее настроение выставки, образ эпохи.
Часть горизонтального пространства непосредственно под центральной композицией выставки заняли презентационные издания исследования профессора И.С. Капцуговича, посвященного проблеме возникновения высшего педагогического образования на Урале. Наличие в экспозиции научных трудов сотрудников университета -осознанный шаг, тем самым, как полагают создатели выставки, есть возможность обратить дополнительное внимание студентов университета (а именно они являются основными зрителями экспозиции) на вышедшие книжные новинки.
В результате в пространстве витрины удалось создать «исторический интерьер» конца XIX -начала XX в. При экспонировании были задействованы три горизонтальных и одна вертикальная плоскости выставочной витрины. Поставлены смысловые акценты на основные экспонаты выставки, представлена необходимая дополнительная информация о личности архитектора и эпохе, в которой он творил.
Прямая перспектива. Прием прямой перспективы был использован при работе над временной выставкой, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (рис. 2). Основными экспонатами выставки по замыслу «заказчиков» должны были стать фотографии фронтовиков, родных и близких сотрудников университета. Перед сотрудниками музея встала задача, как разместить в ограниченном пространстве витрины большое количество однотипных
плоскостных экспонатов. После некоторых поисков решено было задействовать «глубину» пространства витрины, используя эффект прямой перспективы. Фотографии были размещены на подвесах, закрепленных к потолку витрины так, чтобы в пространстве выставки изображения оказались на различной высоте и глубине относительно друг друга. Эффект прямой перспективы был подчеркнут боковыми щитами, которые были развернуты и обтянуты тканью на тон светлее основного черного задника экспозиции. Благодаря такой организации пространства удалось создать иллюзию движения, фронтовики как бы выходили на зрителя из глубины витрины.
Общее настроение выставки подчеркивала цветовая гамма: черный, красный, коричневый, оранжевый. Левый нижний угол был задрапирован красным холстом, символизирующим одновременно Знамя Победы и пролитую на полях сражений кровь. На красной драпировке на кубах-подставках размещены подлинные боевые награды, предметы-эквиваленты. Симметричность пространства подчеркнута символической георгиевской лентой в верхнем левом углу экспозиции. Патефон и полевая сумка, предметы-символы, в нижней горизонтальной плоскости витрины, заканчивали формирование общего образа и настроения выставки.
В результате получилась очень динамичная и целостная композиция. Пространство витрины как будто бы раздвинулось, и фотографии фронтовиков парили в нем.
Обратная перспектива. Прием построения обратной перспективы был апробирован при создании выставки «Вслед за челноком и куделью...» (рис. 3). Авторы хотели передать атмосферу крестьянской избы, показать традиционные женские занятия (ткачество и прядение),
представить образ молодой пряхи. Было желание построить экспозицию так, чтобы ее хотелось разглядывать. Для этих целей и был применен прием построения обратной перспективы. Мобильные щиты были развернуты так, чтобы создать видимость открывающегося вовнутрь пространства. Зритель как будто тайком заглядывал в крестьянскую избу. Внутренняя поверхность щитов была обклеена обоями, имитирующими бревенчатый сруб. На плоскость одного из щитов помещен муляж окна (четыре фото-рамки), в котором наблюдательный зритель мог увидеть деревенский пейзаж.
В пространство светелки был помещен лирический герой выставки - молодая девушка, пряха. Ее образ представлен силуэтом, на фоне которого размещены предметы-эквиваленты и предметы-признаки: шамшура -традиционный женский головной убор и пояс-кушак. Девушка сидела на скамье, также переданной силуэтом, и пряла пряжу, в экспозицию были помещены предметы-эквиваленты: подлинная деревянная прялка и веретено. Пол импровизированной светлицы был покрыт традиционным половиком, на него положены детали ткацкого станка, предметы-признаки.
В углу светлицы заинтересованный зритель мог увидеть подвешенные лапти, тканое полотенце и куклу-акань. Эти вещи одновременно выполняли функции, как предметов-эквивалентов, так и предметов-символов. Важно отметить, что эти экспонаты можно было заметить, только подойдя к стеклу витрины вплотную и буквально заглянув внутрь экспозиции. Лапти, полотенце и кукла - это символическое вознаграждение за проявленное зрителем любопытство и внимательность.
Использование мобильных щитов позволило разделить экспозиционное пространство на
три самостоятельные зоны: центральную «внутреннюю» - светлицу и две боковые «внешнее». Во внешние зоны были помещены два женских этнографических костюма - коми-пермяцкий и марийский, а также новые презентационные издания «Этнографии народов Прикамья» (под редакцией профессора
А.В.Черных, сотрудника университета).
При создании этой временной выставки был применен и необычный подход в оформлении сопроводительного текста. Стандартный этикетаж обрел форму рассказа с отсылками к предметам экспозиции: «Вы видите силуэт молодой женщины, сидящей за прялкой (1). На голове ее одета шамшура (2), традиционный головной убор замужних коми-пермячек. В правой руке женщина держи веретено (3) с шерстяными нитками. Узкий пояс-кушак (4) перехватывает ее силуэт. В углу избы находится куколка из ткани, акань (5), которую эта женщина взяла из родительского дома, переходя в дом своего мужа. Женщина прядет кудель, временами глядя в окно, которое расположено перед ней. Возможно, ей хочется выбежать на улицу и радоваться солнцу и природе, но она понимает, насколько нужным делом сейчас занята, и насколько оно важно для мира ее семьи. Перед женщиной вы видите разделитель для нитей ткацкого станка берда (6) и челнок (7)».
Можно сказать, что выставка «Вслед за челноком и куделью» была самым нестандартным проектом МАЭ в 2015 г.
Элементы диорамы. Построение временной экспозиции с использованием приемов диорамы нашло отражение в выставке «Дореволюционная школа», приуроченной ко Дню учителя (рис. 4). Пространство витрины было превращено в школьный класс конца XIX -начала XX вв. Задний план экс-
позиции заняло фотопанно -урок в детском читальном зале Общества содействия начальному образованию в Кирилло-Мефодиевском училище г. Перми. В правый ближний угол витрины была помещена имитация фрагмента учительского стола, покрытого зеленым сукном, а в левый дальний угол - «книжный шкаф». Справа от «учительского стола» на стене разместилась «классная доска».
Создатели выставки стремились добиться эффекта диорамы, перехода плоскостного изображения в объемные предметы, для этого в верхней части витрины на подвесах были закреплены подлинные предметы-
эквиваленты, портреты, входящие в комплект учебных пособий, используемых в школах начала XX в. Точно такие же портреты, развешанные по стенам класса, зритель мог увидеть на фотопанно.
На полках «книжного шкафа» заняли свое место предметы-символы - книжные издания конца XIX в. и копия гипсового бюста Александра Македонского. На «учительском столе» расположились подлинные артефакты, предметы-эквиваленты: подсвечник, ножницы, чернильница, пресс-папье, учебные издания и прописи. На краю стола слегка небрежно лежат два номера местных газет «Камский край» и «Пермская земская неделя» - предметы-символы. К «книжному шкафу» прислонен подлинный похвальный лист женской Мариинской гимназии, предмет-эквивалент. На «классную доску» помещен подлинный учебный плакат начала XX в., также предмет-эквивалент.
Выставка «Дореволюционная школа» стала первым опытом создания целостного смыслового исторического интерьера в пространстве витрины.
Описанные приемы организации экспозиционного пространства временных выставок
МАЭ позволяют представить насколько бесконечным и непредсказуемым может быть творческий поиск музейных работников. Конечно, представленные примеры далеко не эталон и не образцы для подражания - это лишь демонстрация имеющегося у музея небольшого опыта, который, как известно, накапливается с годами в процессе кропотливого и усердного
труда. Необходимо отметить, что в ходе работы над временными выставками к сотрудникам МАЭ неожиданно пришло осознание того, что небольшое выставочное пространство - это не ограничение, а стимул для полета фантазии и открытия новых необычных форм экспозиционного показа.
Литература:
1. Фреге Г. Смысл и значение [Эл. ресурс]. URL: http://www.philosophy2.ru/library/fre ge/02.html (дата обращения 10.12.2015)
2. Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. - М., 1997. С. 23-32.