Научная статья на тему 'К вопросу об аттрактивности железных инструментов Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ'

К вопросу об аттрактивности железных инструментов Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / археология / железные инструменты / реставрация / museum / archaeology / iron tools / restoration

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смертин Андрей Романович

В данной статье рассматривается проблема реставрации и сохранения железных предметов в фондах музея, а также их привлекательность в рамках экспозиции. Рассмотрено возможное направление развития музея по актуализации железных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смертин Андрей Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of iron attractiveness tools of the Museum of Archeology and Ethnography of Perm Cis-Ural PSHPU.

This article deals with the problem of restoration and preservation of iron objects in the Museum. We have considered the attraction of iron objects in the exposition. We have considered the actualization of iron tools in the Museum.

Текст научной работы на тему «К вопросу об аттрактивности железных инструментов Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ»

А.Р. Смертин

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь)

К вопросу об аттрактивности железных инструментов Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ

В данной статье рассматривается проблема реставрации и сохранения железных предметов в фондах музея, а также их привлекательность в рамках экспозиции. Рассмотрено возможное направление развития музея по актуализации железных инструментов.

Ключевые слова: музей, археология, железные инструменты, реставрация

A.R. Smertin Perm state humanitarian pedagogical University (Perm)

On the issue of iron attractiveness tools of the Museum of Archeology and Ethnography of Perm Cis-Ural PSHPU.

Abstract. This article deals with the problem of restoration and preservation of iron objects in the Museum. We have considered the attraction of iron objects in the exposition. We have considered the actualization of iron tools in the Museum.

Key words: museum, archaeology, iron tools,

restoration.

Археологические раскопки и сборы на территории Пермского Предуралья происходят с XIX в. и по сегодняшний день. Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГПУ был открыт в октябре 2003 г. на базе фондов археологического кабинета ПГПУ [4, с. 3]. В 2005 г. музей получил финансовую поддержку Министерства образования и науки (НТП Рособразования № 11676), благодаря которой была проведена работа по дальнейшей систематизации фондов, составлен электронный каталог экспозиции, проведен ряд исследований с применением естественнонаучных методов, создан Вестник музея археологии и этнографии ПГГПУ [4, с. 6]. В настоящее время музеем заведует А.В. Вострокнутов, под

ющая среда, включая антропогенное воздействие [3, с. 3]. Помещение Музея археологии и этнографии ПГГПУ оборудовано по всем нормам, согласно Приказу Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» [5] (правовая база в этой области по-прежнему полностью не обновлена). В помещении ведется контроль температурно-влажностного и светового режимов. Соблюдается возможность или невозможность соседства экспонатов из разных материалов в одной витрине. Однако фондохранилище нуждается в доработках — в первую очередь это касается сохранения и реставрации предметов культур-

чьим руководством регулярно проводятся экскурсии по музею,

а также многочисленные выездные мероприятия по работе со школьниками и с людьми с ограниченными возможностями разного характера [2, с. 11]. В 2014-2015 гг. на базе музея была проведена I заочная

конференция «Музей и образование: курс на сближение», а также был запущен виртуальный тур по экспозиции [1, с. 5-6]. Таким образом, мы наблюдаем постепенное и перспективное развитие музея.

В музеях сосредоточен бесценный, постоянно пополняемый историко-культурный фонд. Экспонаты подвержены старению, на них действуют внутренние разрушительные силы, неблагоприятная окружа-

ного наследия.

Фонды Музея археологии и этнографии ПГГПУ ежегодно пополняется огромным

количеством археологического и этнографического материала. В данной статье мы рассмотрим железные инструменты, условия их хранения и экспонирования. Предметы из железа в экспозиции любого музея привлекают внимание посетителя не так сильно, как, например, ювелирные украшения. Решение этой проблемы может идти по двум направлениям:

1. Внешний вид и состояние предметов на витринах музея и их хранение в фондах.

2. Заинтересованность посетителя музея именно в железных предметах.

Первая проблема — состояние железных предметов, по нашему мнению, является наиболее важной. Железные инструменты, как в экспозиции Музея археологии и этнографии, так и в его фондах хранятся в коррозированном виде. Сама по себе коррозия не только не привлекает глаз посетителя, но и разрушает уникальный исторический источник — археологический артефакт. Если бронзовые, оловянно-свинцовые и драгоценные украшения, за время залегания в культурном слое чаще всего лишь покрываются патиной, которая не изменяет форму предмета, то железные предметы (особенно мелкие) меняют свою форму, прогнивают, рассыпаются. Поэтому при обнаружении некоторых железных предметов невозможно определить их назначение. Кроме того из-за коррозии значительная часть знания остается недоступной: невозможен визуальный осмотр рабочей поверхности орудия, затруднительно определение способа его изготовления и др. Способы и методики

реставрации металлов разработаны достаточно хорошо и весьма давно. Выпущены даже учебные пособия по реставрации [3; 6]. В музеях любого уровня остается важным наличие реставраторов и соответствующего оборудования для максимально полного изучения артефактов и увеличения прироста нового научного знания. Этому поспособствует командирование кадров на стажирование к опытным реставраторам страны, открытие образовательных программ по соответствующим направлениям. Мы полагаем, что для полного завершения цикла исследования, часть бюджета в

гранте на археологические исследования должна

выделяться на консервацию и реставрацию артефактов. Важен не только контекст нахождения предмета, но и его последующее сохранение для лабораторного изучения индивидуальных

характеристик: типа, внешнего вида, веса, параметров металла и способа изготовления. Сохранение артефактов в отреставрированном виде является важным для исследований в будущем, когда появятся новые, более совершенные методы исследований.

Вторая рассматриваемая проблема — привлечение посетителя к экспонатам из железа. Заведомо понятно, что из предметов древней материальной культуры

наиболее привлекательны

ювелирные украшения. Но отреставрированные предметы из железа, которые будут иметь металлический блеск, также будут достойно выглядеть в экспозиции музея. Также возможно сотрудничество с реконструкторами с целью создания реплик некоторого производственного инструментария: топоров,

настругов, резцов, стамесок, сверл и других. Апробация копий (реплик) железных

инструментов может

реализоваться как форма интерактивной работы.

Посетители музея могли бы поработать воссозданными

инструментами: обработать дерево, сделать заготовку и т. п.

Для наглядного

представления мы предлагаем фото коррозированных (рис. 1) и отреставрированных (рис. 2) предметов. На первом рисунке представлены предметы из архива МАЭ ПГГПУ. На втором же рисунке представлены предметы с раскопок Бурдаковского могильника из Государственного Эрмитажа, где

Смертин Андрей Романович,

студент исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)

Рис. 1

Набор коррозированных инструментов с Плотниковского могильника. 1 - кресало (погр.23), 2 - наконечник стрелы (погр.23), 3 - наструг (погр. 129), 4 - топор (подъемный материал), 5 - сверло (погр.23), 6 -нож (погр.23).

имеется штат реставраторов. Разница во внешнем виде и последующей сохранности здесь очевидна.

Таким образом, реставрация предметов из железа поможет в сохранении этих артефактов, повысит их аттрактивность в музейной среде. Сочетания внешнего вида предметов в целом и интерактивной работы с посетителями позволит актуализировать железные предметы и наиболее полно визуализировать быт древнего общества. Однако для всего этого необходимо обеспечить обучение заинтересованных кадров: открыть образовательные программы, повысить квалификацию музейных работников, организовать их стажирование. По нашему мнению, одним из следующих шагов в развитии Музея археологии и этнографии ПГГПУ должно быть решение вопроса о пополнении возможностей музея в области реставрации и увеличении ат-трактивности экспозиции в целом.

Литература:

1. Вострокнутов А.В. Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья: итоги 2014-2015 учебного года / / Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2015. Вып. 5. С. 5-6.

2. Вострокнутов А.В., Вос-трокнутова Г.И. Археологические материалы и их 3D копии в работе со слабовидящими и слепыми посетителями музея // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2014. Вып. 4. С. 10-13.

3. Кимеева Т.И. Основы консервации и реставрации музейных предметов: учеб. пособие для вузов. Кемерово: КемГУКИ, 2009. 252 с.

4. Крыласова Н.Б. Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Пре-дуралья. 2006. Вып. 1. С. 3-6.

5. Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290

«Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.10.2018).

6. Шемаханская М.С. Реставрация металла (методические рекомендации). М., 1989. 108 с.

Рис. 2

Коллекция отреставрированных предметов с Бурдаковского II могильника. Фондохранилище государственного Эрмитажа. 1,2 - наконечник стрелы, 3 - нож, 4 - сверло, 5 - резец-ложкарь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.