К.В. Моряхина, Д.А. Семенов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Перстень с солярным знаком -уникальный экспонат Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья
(Статья подготовлена в рамках Технического задания НИР "Ремесло Пермского Предуралья в эпоху средневековья" в соответствии с Заданием Минобрнауки № 33.1091.2014/К)
УДК 903.25
В данной статье приводятся сведения об одном из экспонатов Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья - перстне со свастикой. Поднимается проблема неправильного понимания посетителями этого артефакта, а так же приводятся значение символики свастики. Ключевые слова: музей, перстень, средневековье, археология, семантика
K.V. Moriakhina, D.A. Semenov Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm)
Ring with solar sign - a unique exhibit museum of archaeology and ethnography perm
Cis-Urals
Abstract: This article contains information about one of the exhibits of the Museum of Archaeology and Ethnography of the Perm Cis-Urals - a ring with a swastika, raised the problem of correct of understanding visitors of this artifact, as well as the value of the symbols are the swastika. Keywords: museum, the ring, the Middle Ages, archeology, semantics.
В коллекции Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья находится уникальный экспонат - перстень с изображенной на нем свастикой (он же солярный символ). Эта вещь зачастую вызывает удивление у посетителей музея, а иногда и н однозначную реакцию, так как обыденном сознании обывателей этот символ связан с Нацистской Германией.
Перстни с солярным знаком в ХШ-ХГУ вв. массово производили на территории Новгорода, где данные изделий, изготовленные из меди, в количестве 10 экз. были обнаружены в комплексе ювелирной мастерской кон. XIV в.: половина перстней была уже загнута по форме пальца, остальные - представляли собой заготовку. На готовых перстнях заметны остатки эмали, изготовленной из свинцовых бесщелочных стекол. Там же была найдена односторонняя литейная форма. Помимо этого перстни с солярным знаком встречаются в новгородских курганах ХШ-ХТУ вв. [6, с. 241; 8, с. 135].
Аналогичные изделия получили распространение на территории Древней Руси и Урало-Поволжья, куда попадали в качестве импортных вещей из Новгорода. Так, например, они были обнаружены в Белоозере [10, рис. 6/10], в Булгаре в слое XIII-XIV вв. (3 экз.) [4, рис. 61/30], у марийцев в ХШ-ХГУ вв. [2, рис. 46/21], в вымской культуре на
Жигановском могильнике в погребении второй пол. ХШ в. [7, рис. 152/3] и в Пермском Преду-ралье (2 экз.), где были обнаружены на селище Телячий Брод, который датируется ХЬХГУ вв. [1], и вблизи с. Златино (коллек-ия Теплоуховых) [9].
Перстни с солярным знаком были не характерны для территории Пермского Предуралья, и в настоящее время один экземпляр представлен в музейной экспозиции в Музее археологии и этнографии ПГГПУ (перстень с селища Телячий Брод), другой хранится в Пермском краеведческом музее (случайная находка у д. Златино). Остановимся более подробно на экземпляре с селища Телячий Брод (рис. 1). Изделие представлено во фрагментарном состоянии, диаметр щитка - 10 мм. Перстень был, вероятно, отлит одностороннюю жесткую форму, на щитке заметны остатки эмали. Стоит отметить, что перстень с селища Телячий Брод отличаются массивностью и более плавным переходом от щитка к шинке в сравнении с новгородскими и другим экземпляром, найденным у д. Злати-но. Отличается и состав металла: новгородские перстни изготавливали из меди, а перстень из
Пермского Предуралья - из оловянной бронзы. Исходя из этого, можно заключить, что наряду с импортными (в данном случае, новгородскими) изделиями на территории Пермского Предура-
лья бытовали украшения, изготовленные местными жителями в подражание импортным. Такая тенденция прослеживается и на других типах перстней [3], что свидетельствует о влиянии Древней Руси на развитие ювелирного дела Пермского Преду-ралья.
Перстень с солярным знаком интерес представляет не только для археологической науки, но и для музейной педагогики.
Сейчас у большинства людей знак свастики ассоциируется с нацистами, хотя первоначально этот символ имел совсем иное значение, в результате посетители музеев удивляются, когда на средневековых экспонатах видят свастику.
Знак свастики или иначе солярный знак обозначает счастье, удачу, солнце, символ света, благосостояния и др. [11, с. 13-49]. Знак получил широкое распространение и был известен многим народам еще с древних времен, в том числе и славянам, и финно-уграм. У славян изображение свастики встречается на украшениях, посуде, предметах быта, где означает «эманацию солнечного света из небесного яруса в земной» [5, с. 200]. Также знак символизировал таких славянских богов как Дажьбог, Хорс [5, с. 444].
Сейчас же свастика ассоциируется у большинства людей с Нацисткой Германией. Но почему нацисты разметили именно этот символ на своем флаге, хотя, как было указано выше, он имел интернациональный характер. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в Германии отмечается культурный подъем, растет интерес к истории своего народа, и связи с этим все чаще жителям Германии попадается на глаза свастика (например, на археологических артефактах), которую трактовали как «древней германский знак, амулет, приносивший удачу женщинам в родах, а воину в
бою..., символ германского духа, огня, солнечного круга». Постепенно, еще накануне Первой мировой войны, этот знак появляется спортивных обществ, краеведческих клубах, добровольческих военных бригадах и к приходу нацистов к власти свастика уже стала «символом» Германии и была знакома всем его жителям, чем и воспользовалась партия НСДАП [11, с. 487488].
Таким образом, символ солярного знака (свастики), очерненный событиями Второй мировой войны, является древнейшим символом характерным для разных регионов планеты. Мы прекрасно понимаем, что в сознании людей, не связанных с исторической наукой, этот образ уже не изменить, но и связывать свастику, изображенную на древних вещах, таких как перстень из МАЭ ПГГПУ, тоже не правильно. Именно поэтому мы считаем важным, вести разъяснительную работу с нашими посетителями, и, прежде всего, с детьми, чтобы они не боялись этого символа, и могли правильно на него реагировать.
Литература:
1. Крыласова Н. Б. Отчет о раскопках селища и могильника Телячий Брод в Чусовском районе в Пермской области в 1999 г. Пермь. 2000 // Хранится в государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края. Ф. 3, оп. 2, д. 85/2
2. Михалева А.И. Поселения Марийского Поволжья в эпоху средневековья (ХШ-ХУ вв.): дис. ... канд. ист. наук. - Ижевск, 2006. - 233 с.
3. Моряхина К.В. Украшения рук населения Пермского Предуралья в эпоху средневековья: рукопись маг. дис. - Пермь, 2015.
4. Полякова Г.Ф. Изделия из цветных и драгоценных металлов // Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. - Казань, 1996. - 154-268 с.
5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М: Наука, 1987. - 783 с.
Семенов Даниил Александрович,
магистрант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, учитель истории и об-ществознания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 83» (г. Пермь)
Моряхина Кристина Викторовна
лаборант- исследователь научного отдела Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)
I_I_I
6. Рындина Н.В. Технология производства Новгородских ювелиров Х-^ вв. // МИА. - 1963. -№ 117. - 200-268 с.
7. Савельева Э.А. Жиганов-ский могильник. - Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 2010. - 456 с.
8. Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (Х-XV вв.). - М.: Наука, 1981. - 196 с.
9. Спицын, А.А. Древности камской Чуди по коллекции Теп-лоуховых // МАР. - №26. - СПб.: Имп. Арх. Комиссия, 1902. - 110 с.
10. Сумина И.А. Металлические перстни средневекового Белозерья / / Труды ГИМ. - Вып. 111. - М, 1999. - 167-189 с.
11. Томас У., Москвин А.Ю. История свастики с древнейших времен до наших дней. - Нижний Новгород: Книга, 2008. - 103 с.
Рис. 1
Перстень с солярным знаком (коллекция МАЭ ПГГПУ)