УДК 616-008.64:796.071:546.46 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-169-174
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
А.В. Доронцев
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет», Астрахань, Россия
Аннотация
Цель исследования - определить эффективность применения элементов игровых видов спорта для студентов специальной медицинской группы «А».
Материал. Материалом для работы послужили результаты текущего медицинского осмотра, протоколы контрольных нормативов, данные функциональной пробы студентов-юношей 18-21 года. Методы исследования. Исследования проводились на кафедре физической культуры Астраханского государственного медицинского университета в 2022/23 учебном году. В ходе исследования определялась ответная реакция сердечно-сосудистой системы на выполнение элементов спортивных игр (волейбол и баскетбол) и собственно игр. Для определения статистической значимости между исследуемыми показателями применялся t-критерий Стьюдента с использованием пакетов программ («Microsoft» 2010, США и Statistica 12.5 «StatSoft», Россия). Полученные величины считались статистически значимыми при р <0,05. Результаты исследования и их обсуждение. При анализе данных выяснилось, что двигательные задания на развитие координационных способностей с динамикой низкой интенсивности на первом этапе освоения техники владения баскетбольными элементами вызывают ответную реакцию сердечно-сосудистой системы, аналогичную таковой при беге средней интенсивности. В дальнейшем, по мере освоения сложно координационных баскетбольных элементов, ЧСС при их выполнении стала соответствовать компенсаторной зоне. Ответная реакция сердечно-сосудистой системы на выполнение волейбольных упражнений имела менее выраженную пульсовую реакцию.
Выводы. Применение игровых видов спорта в исследуемой медицинской группе целесообразно начинать с освоения координационно обусловленных двигательных заданий с ограниченной динамикой. Повышение толерантности к двигательным нагрузкам сопровождалось умеренной брадикардией на 5-м месяце учебно-тренировочных занятий, в этой связи повышение интенсивности и объема учебно-тренировочных занятий рекомендуется не ранее 4 месяцев регулярных занятий физической культурой. Ключевые слова: элементы игровых видов спорта, студенты, специальная медицинская группа «А».
THE RELEVANCE OF USING GAME SPORTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN A SPECIAL MEDICAL GROUP
A.V. Dorontsev, е-mail: aleksandr.doroncev@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-9446-103Х Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia
Abstract
Purpose of the research is to determine the effectiveness of using elements of team sports for students of special medical group "A".
Material. The material for the work was the results of a current medical examination, protocols of control standards, data from a functional test of male students aged 18-21 years.
Research methods. The research was conducted at the Department of Physical Culture of Astrakhan State Medical University in the 2022/23 academic year. The study determined the response of the cardiovascular system to the performance of elements of sports games (volleyball and basketball) and the games themselves. To identify the statistical significance between the studied indicators, Student's t-test was used using software packages ("Microsoft" 2010, USA and Statistica 12.5 "StatSoft", Russia). The obtained values were considered statistically significant at p <0.05. Correlation analysis was performed using the Pearson correlation coefficient.
Research results and discussion. When analyzing the data, it turned out that motor tasks for the development of
coordination abilities with low-intensity dynamics at the first stage of mastering the technique of possession of basketball elements cause a response from the cardiovascular system similar to medium-intensity running. Later, mastering complex coordination basketball elements, the heart rate when performing them began to correspond to the compensatory zone. The response of the cardiovascular system to performing volleyball exercises had a less pronounced pulse reaction.
Conclusion. It is advisable to begin the use of team sports in the medical group under study with the development of coordination-based motor tasks with limited dynamics. An increase in tolerance to physical activity was accompanied by moderate bradycardia at the 5th month of educational and training sessions. In this regard, an increase in the intensity and volume of educational and training sessions is recommended no earlier than after 4 months of regular physical education classes.
Keywords: elements of team sports, students, special medical group "A".
ВВЕДЕНИЕ
Во многих случаях уровень здоровья студентов медицинских вузов вызывает беспокойство [1]. Наличие сочетанных патологий в анамнезе у студентов ведет к численному росту специальных медицинских групп [5]. У большинства обучающихся выполнение контрольных нормативов вызывает затруднение [10,6]. Цифровые гадже-ты замещают свободное время студентов, которое ранее они использовали для двигательной активности [4]. Как правило, студенты I курсов, имеющие высокую спортивную квалификацию, заканчивают активные учебно-тренировочные занятия в спортивных школах [2]. Использование функциональных проб позволяет своевременно определить резервы кардиореспираторной системы, тем самым снизить риски при назначении двигательного режима [7,8,9]. Применение игровых видов спорта в отличие от беговых дисциплин позволяет дифференцированно назначать уровень физической нагрузки [3]. Использование игровых видов спорта позволяет развивать координационные способности, повышать ре-гуляторно-адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы [11]. Апробированная в ходе исследования методика с использованием командных видов спорта позволила выявить их эффективность для занятий со студентами специальной медицинской группы «А».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 47 студентов (юноши 19-21 года) 1 курсов специальной медицинской группы «А», имеющих в анамнезе: нарушение осанки — 39 человек, заболевания ЖКТ — 15 студентов; миопия средней степени диагностировалась у 11 обучающихся, патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем, представленная вегето-сосудистой дистонией по смешанному
типу, малыми аномалиями развития сердца (пролапсы клапанов сердца, дополнительные хорды левого желудочка), наблюдалась у 9 юношей, при этом сочетанные патологии наблюдались у 33 студентов. Исследования осуществлялись в течение 2022/ 23 учебного года.
В ходе исследования определялась динамика ответной реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, обусловленной выполнением элементов баскетбола, волейбола и собственно самих игр. Двигательные задания, определяющие начальный уровень физической подготовленности, выполнялись в начале учебного года и по его завершении, функциональная проба на велоэрго-метре проводилась в рамках ежегодного медицинского осмотра, а также по окончании исследования. Частота дыхания определялась контактным способом в положении стоя до физической нагрузки и на первой минуте восстановления, ЧСС фиксировалась с использованием фитнес-треке-ров. Принимая во внимание концепцию использования игровых видов спорта и их элементов в качестве средства развития физических качеств в специальной медицинской группе, были предложены следующие элементы спортивных игр: Баскетбол
1. Ведение баскетбольного мяча по заданным локациям (2 мин.) Фишки выставлялись с плавными и резкими изменениями движения.
2. Бросок мяча в корзину с места (дистанция до 3 метров, 10 серий), подачу мяча студенту выполнял ассистент.
3. Бросок мяча в корзину в движении (5 серий). Бросок выполнялся с любой точки после трехоч-ковой линии.
4. Совершенствование техники владения мячом, индивидуальные упражнения. (дриблинг мяча со сменой рук; то же без зрительного контроля) — 2 мин.
5. Совершенствование техники владения мячом
(групповые упражнения в движении, пас-прием мяча с разных дистанций) — 2 мин. Упражнение выполнялось со сменой направления движения. Волейбол
1. Выполнение приема и передачи мяча в парах в движении — 3 мин. Дистанция между студентами — от 3 и более метров.
2. Индивидуальные упражнения с мячом (передача мяча над собой; то же в движении) — 3 мин. Упражнения выполнялись с верхним и нижним приемом.
3. Групповые упражнения с мячом на координацию движений (прием-передача мяча с перемещением по площадке) — 3 мин. Упражнение выполнялось по кругу со сменой направления движения. Оценка адекватности назначаемой физической нагрузки и вида спортивной игры проводилась путем контроля гемодинамики в различных частях занятий. Педагогический контроль за группами студентов проводился в течение всего 2022/23 учебного года.
Критериями включения студентов в данное исследование были следующие:
- согласие участвовать в исследовании;
- допуск профпатолога к практическим занятиям физической культурой в специальной медицинской группе «А»;
- согласие на использование фитнес-трекера. В исследование не входили;
- студенты в период обострения хронических заболеваний;
- студенты, перенесшие заболевание covid 19 менее чем за 6 месяцев до начала исследования. Критериями эффективности применения элементов игровых видов спорта в соответствии с представленной методикой были:
- показатели уровня физической подготовленности;
- показатели функциональных резервов;
- ответная реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Влияние учебно-тренировочных занятий с использованием игровых элементов спортивных игр при частоте занятий 2 раза в неделю по 45 минут в течение осеннего и весеннего семестров отразилось на результативности развития неспецифических координационных способностей, общей выносливости, повышении функциональных по-
казателей. В качестве дифференцированной двигательной активности были выбраны элементы баскетбола — ведение мяча по заданным локациям различными способами передвижения, прием-передача мяча в динамике и статике, броски в кольцо с разных дистанций, групповые упражнения с мячом, собственно сама игра в баскетбол по упрощенным правилам. Элементами волейбола были выбраны прием-передача мяча в статике и движении в парах, индивидуальные упражнения с мячом, выполняемые на месте и с передвижением по заданным линиям, с контролем зрения и без контроля, нижняя и верхняя подачи. Игра в волейбол проводилась на высоте сетки 2,24 м. по упрощенным правилам. Изучено влияние применения элементов баскетбола на выполнение сложноко-ординационных двигательных действий в динамике индивидуальных и групповых двигательных заданий различной интенсивности. При этом ответная реакция сердечно-сосудистой системы отличалась повышенной ЧСС=157,3±7,9 уд. мин. по сравнению с таковой при выполнении игровых элементов волейбола — ЧСС = 130,6±9,3 уд. мин. р = 0,044. Проведенный анализ выполнения элементов баскетбола показал, что на начальном этапе освоения координационно обусловленных двигательных действий малой интенсивности (10 бросков мяча в корзину с места, мяч подавал ассистент) отмечалось повышение ЧСС =132,5±8,8 уд. мин. В ходе работы были выявлены двигательные элементы баскетбола, которые вызывали у студентов наибольшее затруднения — это ведение мяча по заданным локациям с учетом времени, прием и пас мяча партнеру в движении. В результате исследования было определено, что применение на занятиях собственно самой игры в баскетбол, даже по упрощенным правилам (ограничение площадки, 5 минутный период) по сравнению с игрой в волейбол сопровождалось высокими пульсовыми показателями — ЧСС =171,6±9,1 уд. мин., р = 0,039, частота дыхания возрастала до 32,3±3,7 раза в минуту, р = 0,047. Выполнение групповых баскетбольных элементов от 1 до 2 минут с последующим активным восстановлением без интенсивных перемещений по площадке, связанных с освоением техники владения мячом, соответствовало ЧСС 152,6±7,4 уд.мин. в начале исследования и 137 ±6,6 уд.мин. в итоговом протоколе р = 0,038. При этом результативность бросков в кольцо из 10 попыток с дистанции 2 метра повысилась с 5,1±0,9 попадания до 7,3±0,5 (р = 0,043), с дис-
танции 3 метра результат попадания изменился с 4,3±0,6 до 6.0±0,2 (р = 0,045), броски с дистанции более 3 метров статистической достоверностью не отличались. В то же время при освоении элементов волейбола наиболее высокая ответная реакция сердечно-сосудистой системы наблюдалась при освоении приема-передачи мяча в парах в движении — ЧСС =143,6±8,8 уд. мин. фиксировалось в первичных протоколах и ЧСС =131,4±7,0 уд. — по окончании исследования р = 0,048. Собственно сама игра в волейбол проходила в компенсаторной зоне ЧСС до 128,3±6,3 уд.мин. В освоении подачи мяча на точность по зонам вызывала затруднение в основном верхняя подача, так, например, в начале исследования более 70% студентов допускали грубые ошибки при выполнении верхней подачи вследствие декоординации движений ударной руки, ног и туловища, ЧСС на 10-й серии
подач составляла 137,4±7,9 уд.мин. По окончании исследования большинство исследуемых (77,5%) были в состоянии выполнить верхнюю подачу без существенных ошибок при ЧСС = 115,2±6,4 уд. мин., р = 0,043.
Как выяснилось, при освоении игровых элементов баскетбола и волейбола важную роль играет способность выполнять сложнокоординационные действия с изменяющимися пространственными и временными характеристиками, имеющие достоверную статистическою значимость с гемодина-мическими показателями (таблица 1). В результате наблюдения было выявлено, что недостаточное развитие координационных способностей приводит к иррациональным двигательным действиям, поэтому освоение координационно обусловленных двигательных заданий можно считать приоритетным в исследуемой медицинской группе.
Таблица 1 - Восстановление гемодинамических показателей после физической нагрузки на 1-й минуте Table 1 - Recovery of hemodynamic parameters after physical activity in the 1st minute
Элементы Elements ЧСС уд.мин. Heart rate bpm САД мм.рт.ст. SBP mmHg ДАД мм.рт.ст. DBP mmHg ЧСС/ уд.мин. Heart rate/ bpm САД мм.рт.ст. SBP mmHg ДАД мм.рт.ст. DBP mmHg
Начало исследования Start of research Окончание исследования End of research
1. Ведение баскетбольного мяча по Баскетбол/Basketball
заданным локациям. (2 мин.) 146,4±6,3 135,3±3,1 81,3±2,4 129,5±7,1 * 126,0±5,9 * 77,4±2,7 *
2. Бросок мяча в корзину с места (дистанция до 3 метров, 10 серий) 128,4±5,0 131,4±3,7 80,5±2,2 112,0±3,4 * 124,7±2,8 * 78,1±3,3
3. Бросок мяча в корзину в движении (5 серий). 145,7±5,9 134,5±3,0 79,1±2,4 132,0±5,6 * 127,5±3,1 * 77,5±2,6
4. Совершенствование техники владения мячом, индивидуальные упражнения. (дриблинг мяча со сменой рук, то же без зрительного контроля) - 2 мин. 128,3±6,3 127,6±4,0 77,4±3,9 120,1±3,5 * 124,4±3,3 77,0±3,7
5. Совершенствование техники владения мячом (групповые упражнения в движении, пас-прием мяча с разных дистанций) - 2 мин. 140,9±5,3 131,6±4,7 78,2±3,4 115,2±4,2 * 125,2±3,4 77,9±3,6
Волейбол/Volleyball
6. Выполнение приема и передачи мяча в парах в движении - 3 мин. 131,0±4,0 127,3±3,8 79,5±3,7 113,7±5,1 * 120,3±5,9 * 75,7±2,3
7. Индивидуальные упражнения с мячом (передача мяча над собой, то же в движении) - 3 мин. 123,0±3,2 130,0±3,5 77,1±3,0 115,3±3,6 * 110,1 ±5,5 * 74,0±3,3
8. Групповые упражнения с мячом на координацию движений (прием-передача мяча с перемещением по площадке) 3 мин. 134,1±5,7 134,6±4,5 83,5±4,1 124,7±3,3 * 120,2±3,4 * 76,9±4,0 *
Примечание: * р<0,05 по сравнению с начальными данными Note: * p<0.05 compared to initial data
Результаты исследования, отраженные в та- сердечно-сосудистой системы наблюдалось блице 1, показывают, что значимое повыше- у всей группы при использовании элементов ние регуляторно-адаптационного потенциала спортивных игр.
Таблица 2 - Характеристика функциональных резервов и развития физических качеств Table 2 - Characteristics of functional reserves and development of physical qualities
Показатели Indicators Начальный протокол Initial protocol Итоговый протокол Final protocol
Результат ЧСС ЧСС Результат ЧСС ЧСС восстанов-
Result восстановления на 1-й минуте Recovery heart rate at 1 minute восстановления на 5-й минуте Recovery heart rate at 5 minutes Result восстановления на 1-й минуте Recovery heart rate at 1 minute ления на 5-й минуте Recovery heart rate at 5 minutes
1. Тест Купера (6-минутный бег) (метры) 780,9±60,3 161,7±8,8 126,2±7,9 957,4±47,3 * 149,7±8,8 * 111,7±8,8 *
2. Челночный бег 3х10 (с.) 11,4 ±1,3 137,0±5,7 125,6±6,0 9,1±0,9 * 126,7±5,1 * 119,0±6,6 *
3. Функциональная ЧСС/АД в ЧСС/АД на ЧСС/АД на ЧСС уд. ЧСС/АД на ЧСС/АД на
проба на покое 1-й минуте 5-й минуте мин./АД мм. 1-й минуте 5-й минуте
велоэргометре восстановления восстановления рт. ст. восстановления восстанов-
(50-70 вт., в покое ления
5 мин.) 82,6±4,1 124,7±5,0/ 78,3±3,3 Функциональная проба прекращена на 3-й минуте Функциональная проба прекращена на 3-й минуте 76,2±3,0 122,4±4,8/ 74,6±2,7 * 131,4±4,7 142,3±6,4/ 69,3±2,1 89,6±5,9 128,4±6,4/ 72,3±2,9
Примечание: * р<0,05 по сравнению с начальными данными Note: * p<0.05 compared to initial data
Отраженные в таблице 2 данные развития выносливости, координационных способностей и функциональных резервов позволяют оценить положительное влияние применения спортивных игр и их элементов в практике занятий в специальной медицинской группе.
Выводы
Учитывая наличие заболеваний у исследуемого контингента, можно констатировать значитель-
ЛИТЕРАТУРА:
1. Батырев, Э. М. Оценка сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза/ Э. М. Батырев, А. В. Доронцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12(58). - С. 13-17.
2. Белых, С. И. Самоконтроль студентов во время самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом / С. П. Белых // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 57-67.
3. Ветков, Н. Е. Основы врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания / Н. Е. Ветков // Наука-2020. - 2016. - № 5 (11). - С. 218-227.
4. Зотова, Ф. Р. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы / Ф. Р. Зотова, И. Ф. Файзуллин //Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 6. - №. 1. - С. 32-38.
5. Лубышева, Л. И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования / Л. И. Лубышева // Вестник
ные преимущества применения отдельных компонентов игровых видов спорта, позволяющих дифференцировать интенсивность и объем двигательной нагрузки в зависимости от уровня физической подготовленности студентов. В то же время, несмотря на эффективность предлагаемого формата освоения игровых элементов, особое внимание необходимо уделять занятиям баскетболом, отличающимся высокой интенсивностью двигательных действий.
ПГГПУ. - Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2016. - № 2-1. - С 44-54.
6. Семенова, Л. М. Функциональное состояние организма студентов в период обучения / Л. М. Семенова, С. В. Куприянов, Ю. В. Семенова // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». - 2017. - № 12(19). - С. 183-187.
7. Юсупов, Ш. Р. Использование информационных технологий в образовательном процессе в области физической культуры и спорта / Ш. Р. Юсупов, Т. Ю. Покровская, Д. Е. Крупенникова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10. - №. 3. - С. 116-123.
8. Юсупов, Ш. Р., Удовлетворенность студентов вузов занятиями физической культурой и спортом Альтернативные методы социологических исследований (на примере метаморфных методик) / Ш. Р. Юсупов, Б. И. Якупов, Р. А Юсупов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 27. - №. 2. - С. 137-141.
9. Чичкова М.А., Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно-сосудистой системы у пациентов с
малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью / М. А. Чичкова, А. А. Свет-личкина, М. А Чичков // Астраханский медицинский журнал. - 2020. - № 1(15). - С. 28-35.
10. Karpov, V. Y., ZavaLishina, S. Y., BakuLina, E. D., Dorontsev, A. V., Gusev, A. V., Fedorova, T. Y., & OkoLeLova, V. A. The Physiological Response of the Body to Low Temperatures.
REFERENCES
1. Batyrev, E.M., Dorontsev A.V. [Assessment of the deveLopment of skiLLs in disease prevention using physicaL cuLture and sports among medicaL university students]. Scientific notes of the University named after P.F. Les-gaft. - 2009. - No. 12(58). - pp. 13-17.
2. BeLykh, S. I. [SeLf-controL of students during independent physicaL education and sports cLasses]. Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. - 2015.
- No. 9 (127). - pp. 57-67.
3. Vetkov, N. E. [FundamentaLs of medicaL supervision and seLf-controL in the process of physicaL education]. Sci-ence-2020. - 2016. - No. 5 (11). - pp. 218-227.
4. Zotova, F. R., FayzuLLin, I. F. [Student sports in the region: state, probLems and prospects]. Science and sport: current trends. - 2015. - VoL. 6. - No. 1. - pp. 32-38.
5. Lubysheva, L. I. [The concept of sportization in the system of physicaL education]. BuLLetin of PGGPU. - Series No. 1. PsychoLogicaL and pedagogicaL sciences. - 2016.
- No. 2-1. - pp. 44-54.
6. Yusupov, Sh. R., Pokrovskaya, T. Yu., Krupennikova, D. E. [The use of information technoLogies in the educationaL process in the fieLd of physicaL cuLture and sports] Science and sport: current trends. - 2022. - VoL. 10. - No. 3. - pp. 116-123.
// Journal of Biochemical Technology. - (2021a), 12(1), 2731.
11. Karpov V. Yu., Zavalishina S. Yu., Dorontsev A. V. Influence of Regular Feasible Physical Activity on the Platelet's Functional Activity of the Second Mature Age People // Systematic Reviews in Pharmacy. - 2020. - № 11(8). - pp. 439-445.
7. Yusupov, Sh. R., Yakupov, B. I., Yusupov, R. A. [Satisfaction of university students with physical education and sports. Alternative methods of sociological research (using the example of metamorphic methods]. Science and sport: current trends. - 2020. - Vol. 27.
8. Semenova, L. M., Kupriyanov, S. V., Semenova Yu. V. [Functional state of the body of students during the training period] Medical and pharmaceutical journal "Pulse". -2017. - No. 12(19). - pp. 183-187.
9. Chichkova M.A., Svetlichkina, A.A., M.A. Chichkov M.A. [The influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies of cardiac development and congenital sensorineural hearing loss]. Astrakhan Medical Journal. - 2020. - No. 1(15). - pp. 28-35.
10. Karpov, V. Y., Zavalishina, S. Y., Bakulina, E. D., Dorontsev, A. V., Gusev, A. V., Fedorova, T. Y., & Okolelova, V. A. The Physiological Response of the Body to Low Temperatures. // Journal of Biochemical Technology - (2021a), 12(1), 27-31.
11. Karpov V. Yu., Zavalishina S. Yu., Dorontsev A. V. Influence of Regular Feasible Physical Activity on the Platelet's Functional Activity of the Second Mature Age People // Systematic Reviews in Pharmacy. - 2020. - № 11(8). -pp. 439-445.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Доронцев Александр Викторович (Doroncev Aleksandr Viktorovich ) - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры; Астраханский государственный медицинский университет, Россия, 414000 г. Астрахань, ул. Бакинская, 121; aleksandr.doroncev@rambler.ru; ORCID: 0000-0001-9446-103Х
Поступила в редакцию 20 марта 2024 г. Принята к публикации 10 мая 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Доронцев, А.В. Актуальность применения игровых видов спорта на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе / А.В.Доронцев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 2 - С. . 169-174 Э01: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-169-174
FOR CITATION
Dorontsev A.V.The relevance of using game sports in physical education classes in a special medical group. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 2. - pp. 169-174. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-169-174