УДК 796.012.6
Особенности планирования развития выносливости у студентов первых
курсов медицинского университета Доронцев А.В. *
Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-9446-103Х, [email protected]*
Аннотация: Изучены особенности использования двигательных заданий для развития общей выносливости у студентов первых курсов. Рассмотрено влияние различных по интенсивности упражнений на гемодинамику сердечно-сосудистой системы у студентов основной медицинской группы. При анализе данных 6-минутного бега (тест Купера) в стартовом и итоговых протоколах подтверждено положительное влияние спортивных игр на развитие общей выносливости. Сравнение различных по интенсивности упражнений показало, что использование спортивных игр и их элементов на первом этапе занятий наиболее целесообразно для повышения резервных показателей сердечно-сосудистой системы. Беговые упражнения на средние и длинные дистанции целесообразно включать в план занятий на 6-7-й неделе, контрольные забеги - не ранее 12-й недели занятий. Статистический анализ подтвердил результативность применения спортивных игр для адаптации организма студентов к физическим нагрузкам длительного характера, в том числе бега на длинные дистанции, при этом занимающиеся баскетболом и футболом отличались более высокими показателями развития общей выносливости. Материал. Материалом для исследования послужили результаты функциональной пробы, контрольные нормативы физической подготовленности. Для определения уровня развития выносливости использовали 6-минутный бег (тест Купера). Методы исследования. В ходе работы был проведен анализ профильной научно-методической литературы, официальных документов медицинского осмотра, контрольных тестов физической подготовленности и функциональных проб. Статистический анализ проводили по программе «Statistica 12.5» Windows. Различия считались значимыми при вероятности принятия гипотезы p <0,05. Результат. Проведенное исследование показало, что применение спортивных игр в начале семестра положительно влияет на адаптацию организма к освоению беговых дисциплин на средние и длинные дистанции. Научная новизна. Использование игровых видов спорта в адаптационном периоде позволяет значимо повысить регуляторный потенциал кардиореспираторной системы и тем самым подготовить организм занимающихся к более интенсивным нагрузкам. Заключение. Включение спортивных игр на занятиях физической культурой в первом семестре позволяет снизить риски дезадаптивных реакций на физическую нагрузку, развивая при этом общую выносливость. Практические рекомендации. Принимая во внимание невысокий уровень физической подготовленности студентов первых курсов для развития общей выносливости целесообразно планировать спортивные игры - волейбол, футбол и баскетбол - по упрощенным правилам.
Ключевые слова: студенты первых курсов, уровень физической подготовленности, функциональные резервы, спортивные игры, развитие выносливости.
Для цитирования: Доронцев А.В.* Особенности планирования развития выносливости у студентов первых курсов медицинского университета. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .
Features of planning the development of endurance in first year students of
medical university
Aleksandr V. Dorontsev*
Astrakhan State Medical University
Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-9446-103X, [email protected]*
Abstract: The features of using motor tasks to develop general endurance among first-year students were studied. The influence of exercises of various intensity on the hemodynamics of the cardiovascular system in students of the main medical group is considered. When analyzing data from control standards in the starting and final protocols, the positive effect of integral and differentiated exercises for the development of general and strength endurance was confirmed. A comparison of exercises of various intensity showed that the use of sports games and their elements at the first stage of training is most appropriate for the development of general endurance. Running exercises for medium and long distances can be included in the training plan at 7-8 weeks, control races no earlier than the 12th week of training. Statistical analysis confirmed the effectiveness of sports games use for adapting the body of students to long-term physical activity, including longdistance running, while those involved in basketball and football had higher rates of general endurance development. Material. The material for the study was the results of a functional test and control standards for physical fitness. To determine the level of endurance development, a 6-minute run (Cooper test) was used. Research methods. In the course of the work, an analysis of specialized scientific and methodological literature, official medical examination documents, control tests of physical fitness and functional tests were carried out. Statistical analysis was carried out using the Statistica 12.5 Windows program. Differences were considered significant if the probability of accepting the hypothesis was p <0.05. Result. The study showed that the use of sports games at the beginning of the semester had a positive effect on the body's adaptation to mastering middle and long distance running disciplines. Scientific novelty. The use of team sports during the adaptation period can significantly increase the regulatory potential of the cardiorespiratory system, thereby preparing the body of those involved in more intense loads. Conclusion. The inclusion of sports games in physical education classes in the first semester allows to reduce the risks of maladaptive reactions to physical activity while developing general endurance. Practical recommendations. Taking into account the low level of first-year students' physical fitness, in order to develop general endurance, it is advisable to plan sports games of volleyball, football and basketball according to simplified rules.
Key words: First-year students, level of physical fitness, functional reserves, sports games, development of endurance.
For citation: Aleksandr V. Dorontsev* Features of planning the development of endurance in first year students of medical university. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1):
Введение
Технология развития выносливости на занятиях физической культурой в вузах достаточно разработана и представлена в рабочих программах ФГОС ВО [4]. В практических занятиях для развития общей выносливости широко используются беговые дисциплины на средние и длинные дистанции [7]. Принимая во внимание недостаточную физическую подготовленность обучающихся в вузах, на практических занятиях объем и интенсивность физической нагрузки подвергается корректировке в сторону снижения [8]. По результатам функциональных проб у большинства студентов основной медицинской группы выявляется низкий уровень адаптационно-регуляторного потенциала сердечно-
сосудистой и дыхательной систем [9]. На сегодняшний день активно внедряется методика развития физических качеств с использованием спортивных тренажеров, позволяющих контролировать гемодинамические показатели и, соответственно, корректировать физическую нагрузку [5,9]. Установлено, что развитие выносливости является основным физическим качеством, позволяющим значимо увеличить регуляторно-адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы [1,3]. Экспериментально доказано, что выполнение двигательных заданий с ЧСС > 130 уд. мин. позволяет формировать резервы сердечно-сосудистой системы, повысить параметры дыхательной системы [2,6,12]. В то же время развитие выносливости только беговыми упражнениями в ряде случаев сопровождается рисками срыва адаптационных механизмов [10,11].
Несмотря на то? что в научной литературе имеется ряд исследований о методике развития общей выносливости, данных о развитии выносливости у возрастной группы юношей и девушек 18-20 лет с невысоким уровнем развития физических качеств и существенным перерывом в занятиях физическими упражнениями недостаточно.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 87 студентов 1-го курса, отнесенные по результатам медицинского осмотра к основной медицинской группе. В ходе работы все студенты проходили функциональную пробу с использованием велоэргометра «Велоорент 2000» с нагрузкой от 50 до 100 вт., частота вращения педалей составила 60-80 оборотов в минуту, в течение 5 мин.
Критериями исследования стали:
1. Группа студентов в количестве 87 человек, из них 48 девушек и 39 юношей (18-20
лет).
2. Показатели развития выносливости с использованием игровых видов спорта.
3. Анализ тестов на развитие выносливости.
В исследование не входили;
- студенты, регулярно занимающиеся в группах спортивного совершенствования, имеющие высокую спортивную квалификацию (I спортивный разряд и выше);
- студенты в период острой респираторно-вирусной инфекции.
Критериями эффективности применения игровых видов спорта в соответствии с протоколами контрольных нормативов были:
- показатели теста Купера (6-минутный бег);
- результаты функциональной пробы.
Педагогический контроль осуществлялся в течение первого семестра (4 месяца), контрольные точки гемодинамических показателей при выполнении функциональной пробы и теста Купера выполнялись на третьем и 5-м месяце занятий. Все студенты при выполнении контрольных нормативов и функциональной пробы использовали фитнесс-треккеры.
Результаты и обсуждение
На первом этапе работы оценивался уровень физической подготовленности по протоколу контрольных нормативов и функциональные резервы сердечно-сосудистой системы. Полный результат по функциональной пробе не был получен вследствие достижения субмаксимальных показателей ЧСС у 80% студентов и прекращения функциональной пробы в связи с высоким риском срыва адаптационных механизмов. В итоговом протоколе (таблица) наблюдалась среднегрупповая стабилизация ответной реакции на физическую нагрузку, а также повышение результативности теста Купера (6-минутный бег) - 1376,2±26,1 метров и 1019,6±27,0 метров у юношей и девушек соответственно. Контрольный норматив в беге на 1000 метров на 5-м месяце занятий у юношей составил 4,07±0,15мин. при ЧСС на первой минуте восстановления 164,9±7,9 уд.мин., у девушек в беге на дистанции 500 метров результат соответствовал 2,47±0,13 мин. при ЧСС 157,3±6,2 уд.мин., что соответствует удовлетворительным показателям развития выносливости.
Таблица
Динамика ЧСС при физической нагрузке различной направленности
п/ п Контрольные тесты Результаты тестов
Первичный протокол Итоговый протокол
Результ ат СС в покое Восстан овление ЧСС на1 -й- минуте Восстан овление ЧСС на 4-й минуте Резуль тат СС в пок ое ВоСсстан овление е ЧСС на 1-й мин. Восстан овление ЧСС на 4-й мин.
Юноши
1 Тест Купера (6-минутный бег 1158,6± 31,3 9,8±2, 5 170,1±7, 9 130,3±5, 2 376,2± 26,1 5,3 ±2, 2 158,3±4, 7 112,4±5, 2 0, 04 7
2 Игра в баскетбол 2х10 0,5±2, 7 158,4±7, 7 137,5±5, 8 2х10 3,5 ±3, 0 140,4±3, 8 115,3±2, 8 0, 04 3
3 Игра в мини-футбол 2х15 81,1±3, 3 147,3±3, 6 125,9±6, 3 2х15 4,7 ±4, 0 131,6± 3,5 110,6±2, 9 5
4 Игра в волейбол 2х25 79,7±2, 0 137,2±7, 1 119,6±4, 4 2х25 3,0 ±3, 9 120,0± 3,9 97,3±4,1 0,0 37
Девушки
5 Тест Купера (6-минутный бег 820,9± 27,1 84,2±3, 1 169,2±4, 9 125,4±3, 8 019,6± 27,0 9,3 ±3, 1 160,1± 3,7 119,3±2, 8 >0, 039
6 Игра в баскетбол 2х10 83,5±2, 9 175,4±4, 0 135,5±3, 3 х10 80,1 ±2, 7 157,4± 3,5 124,6±3, 9 0,04 7
7 Игра в волейбол 2х25 82,7±3, 6 144,6±4, 7 130,8±3, 9 х25 79,8 ±3, 7 129,8± 5,0 114,8±2, 6 0,0 37
В таблице представлена статистически значимая разница развития выносливости по результатам теста Купера (6-минутный бег) при использовании игровых видов спорта. При этом игра в баскетбол, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью, вызывала соответствующую реакцию сердечно-сосудистой системы, менее выраженная реакция ССС на физическую нагрузку наблюдалась в футболе (юноши) и волейболе. Повторная функциональная проба (на 5-м месяце) выявила значимое повышение функциональных резервов ССС. Так, 86,4% юношей с нагрузкой от 50 до 120 вт. в течение 5 минут выполнили функциональную пробу на велоэргометре с ЧСС 152,4±7,3 уд.мин., у 72,6% девушек показатели ЧСС соответствовали 161,6± 9,1 уд.мин. Определена ассоциация итоговой функциональной пробы и результатов 6-минутного бега г=0,619 и г=0,570 у юношей и девушек соответственно.
Заключение
1. Методы развития общей выносливости после длительного перерыва предусматривают адаптационный период, в котором можно использовать спортивные игры, позволяющие подготовить жизненно важные системы организма к более интенсивным физическим нагрузкам.
2. Представляется целесообразным использовать 6-минутный тест Купера для определения уровня развития выносливости в первичном протоколе на занятиях со студентами I курсов после длительного перерыва занятий двигательной активностью.
Список литературы
1. Высочин Ю.В., Денисенко Ю.П. Современные представления о физиологических механизмах срочной адаптации организма спортсменов к воздействиям физических нагрузок. Теория и практика физической культуры. 2002; 7: 28-30.
2. Гранкин Н.А., Кузнецова З.М. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов-гиревиков. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(3): 37-46.
3. Доронцев А.В., Порубайко Л.Н., Зинчук Н.А., Ермолина Н.В. Исследование мотивационно обусловленных приоритетов к занятиям двигательной активностью у студентов различных медицинских групп. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022; 2(204): 122-127.
4. Зайцева Л.В. Совершенствование физической подготовленности студентов: организация спортивно-массовых мероприятий. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018; 7-3(24): 100-103.
5. Зеленин Л.А., Леготкин А.Н. Научно-теоретические основы приобретения знаний с использованием тренажёрных устройств на занятиях физической культурой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 50-58. DOI: 10.14526/01_2017_182.
6. Кузнецова З. М., Кузнецова Е.А. X Международный Конгресс «Спорт, Человек, Здоровье». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 5-7. DOI: 10.14526/2070-4798- 2021-16-4-5-7 9.
7. Оплетин А.А. Формирование механизма предметной физкультурно-спортивной компетенции и компетенции саморазвития средствами физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 68 - 83. DOI: 10.14526/01_2017_184.
8. Светличкина А.А., Доронцев А.В. Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы «А», имеющих сочетанные заболевания сердечно-сосудистой системы и вертебральной области. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020; 1(179): 245-250.
9. Пронин Е.А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022; 1(203): 331-335. DOI 10.34835/ issn.2308-1961.2022.1.p331-335.
10. Петрова М.А., Парчиев М.А., Завалишина С.Ю., Правдов Д.М. Функциональные возможности организма юношей, сдавших нормы ГТО на серебряный знак отличия ВФСК ГТО. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023; 1: 5.
11 . Чичкова М.А., Светличкина А.А., Чичков М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно-сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. Астраханский медицинский журнал. 2020; 1(15): 28-35.
12. Karpov, V.Y., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A., Boldov, A.S. The state of cardiac activity in greco-roman wrestlers on the background of different options for weight loss. Bioscience Biotechnology Research Communications. 2020b; 13(4): 1842-1846.
References
1. Vysochin Yu.V., Denisenko Yu.P. Modern ideas about the physiological mechanisms of urgent adaptation of the body of athletes to the effects of physical exertion. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'trury = Theory andpractice of physical culture. 2002; 7: 28-30 [In Russ., In Engl.].
2. Nikolay A. Grankin, Zinaida M. Kuznetsova. The indices of functional state and spare capacities of cadets' organism. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(3): 37-46 [In Russ., In Engl.].
3. Dorontsev A.V., Porubayko L.N. Zinchuk N.A., Ermolina N.V. The study of motivationally determined priorities for physical activity classes among students of various medical groups. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; 2(204): 122-127 [In Russ.].
4. Zaitseva L.V. Improvement of physical fitness of students: organization of sports events. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika, psihologiya. 2018; 7-3(24): 100-103 [In Russ.].
5. Leonid A. Zelenin, Anatoliy N. Legotkin. Scientific and theoretical foundations of knowledge acquisition using training devices in physical education classes. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(1): 50-58. DOI: 10.14526/01_2017_182 [In Russ., In Engl.].
6. Kuznetsova Z. M., Kuznetsova E.A. X International Congress "Sport, Man, Health". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 5-7. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-4-5-7 9 [In Russ., In Engl.].
7. Anatoliy A. Opletin. Formation of the mechanism of subject physical culture and sports competence and competence of self-development by means of physical culture. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(1): 68 - 83. DOI: 10.14526/01_2017_184 [In Russ., In Engl.].
8. Svetlichkina A.A., Dorontsev A.V. Features of planning the level of physical activity in students of special medical group "A" with combined diseases of the cardiovascular system and the vertebral region. Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2020; 1(179): 245-250.
9. Pronin E.A. The structure of the pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; 1(203): 331-335. DOI 10.34835/ issn.2308-1961.2022.1.p331-335 [In Russ.].
10. Petrova M.A., Parchiev M.A., Zavalishina S.Yu., Pravdov D.M. Functional capabilities of the body of young men who passed the TRP standards for the silver insignia of the VFSK TRP. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2023; 1: 5 [In Russ.].
11. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A., Chichkov M.A. The effect of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor abnormalities of heart development and congenital sensorineural hearing loss. Astrahanskij medicinskij zhurnal. 2020; 1(15): 28-35 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 26.02.2024
Доронцев Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: [email protected]