ными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь обучающимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям.
Начиная с первого класса, следует знакомить обучающихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Как считает Т.А. Ладыженская, необходимо сформировать коммуникативные умения:
• умение раскрывать тему высказывания;
• умение раскрывать основную мысль высказывания;
• умение собирать материал к высказыванию;
• умение систематизировать собранный материал;
• умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
• умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
Библиографический список
• умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко [6].
Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает обучающимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. Вдумываясь в заглавие, обучающиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер, интересы детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления.
Конечная цель по речевому развитию обучающихся начальных классов - научить детей свободно, самостоятельно и в то же время грамотно выражать и передавать свои мысли в устной и письменной форме.
Таким образом, развитие речи - целенаправленный, систематический, организованный учителем процесс реализации языка в акте общения, обогащения словарного запаса обучающихся и улучшения строя их речи и мышления.
1. Львов М.Р Методика развития речи младших школьников. Москва: Просвещение, 1985.
2. 6 высказываний А.С. Пушкина о русском языке. Available at: uchinovoe.ru/articles/6
3. Толстой Л.Н., Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Воспитание в свободе. Избранные педагогические статьи. Москва, 2005.
4. Караева С.А. Формирование и развитие связной русской речи учащихся начальных классов кумыкской школы с использованием средств наглядности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
5. Обнорский С.П. Культура русского языка. Избранные работы по русскому языку. Москва - Ленинград, 1945.
6. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. Москва: Просвещение, 1986.
References
1. L'vov M.R. Metodika razvitiya rechi mladshih Shkolnikov. Moskva: Prosveschenie, 1985.
2. 6 vyskazyvanijA.S. Pushkina o russkom yazyke. Available at: uchinovoe.ru/articles/6
3. Tolstoj L.N., Boguslavskij M.V., Sumnitel'nyj K.E. Vospitanie v svobode. Izbrannye pedagogicheskie stat'i. Moskva, 2005.
4. Karaeva S.A. Formirovanie i razvitie svyaznoj russkoj rechi uchaschihsya nachal'nyh klassov kumykskoj shkoly s ispol'zovaniem sredstv naglyadnosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
5. Obnorskij S.P. Kul'tura russkogo yazyka. Izbrannye raboty po russkomu yazyku. Moskva - Leningrad, 1945.
6. Ladyzhenskaya T.A. Zhivoe slovo. Ustnaya rech'kak sredstvo ipredmet obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1986.
Статья поступила в редакцию 21.11.16
УДК 378
Malakhova V.A., teacher, Department No. 8 of Mathematics and Natural Sciences of Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy n.a. Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: LeraNeuner2010@yandex.ru
THE RELEVANCE OF TRAINING OF CADETS IN AN AVIATION HIGHER EDUCATION SCHOOL TO RESOLVE COGNITIVE DIFFICULTIES. The purpose of the publication is to attract attention of members of the academic community to an important question of cognitive difficulties and ways to resolve them in cadets of military universities. The problem is underdeveloped and sparse in both the scientific and the educational-methodical literature. Cognitive difficulties are complexity in perceiving, understanding of educational information, and as a result, conscious of its processing and subsequent assimilation, inability to reproduce and productively use the acquired knowledge in future. Informational limitation of the educational environment is the hallmark of a military higher education school, which is an additional prerequisite of cognitive difficulties at cadets and affects the choice of the means and methods of their solution.
Features of future professional activity also influence the choice of strategies to overcome the difficulties encountered in the course of the military training. It is shown in the article that the success of the resolution of cognitive difficulties of cadets of an aviation school is directly proportional to the quality of the military training and the military education on the whole. Considering the current military and political situation in the world, training of highly qualified personnel in the Armed Forces, in particular the Military Space Forces, is the key to the country's security and defense, as well as the peaceful life of its citizens.
Key words: resolution of cognitive difficulties, training system, informational limitation, educational environment, military education, military training, educational activity, cadets of aviation higher education school.
В.А. Малахова, преподаватель 8 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Челябинск, E-mail: LeraNeuner2010@yandex.ru
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО ВУЗА К РАЗРЕШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
Цель публикации состоит в привлечении внимания членов научного сообщества к такому важному, но практически не разработанному и мало освещённому как в научной, так и в учебно-методической литературе вопросу о познавательных затруднениях и способах их разрешения у курсантов военных ВУЗов. Под познавательными затруднениями понимают сложности в восприятии, понимании учебной информации, и, как следствие, осознанной её переработке и последующем усвоении, невозможность воспроизвести и в дальнейшем продуктивно применять имеющиеся знания. Информационная ограниченность образовательной среды служит отличительной чертой военного вуза, что является дополнительной предпосылкой
возникновения познавательных затруднений у курсантов и влияет на выбор способов и методов их разрешения. Особенности будущей профессиональной деятельности также оказывают влияние на выбор стратегии в преодолении возникающих трудностей в процессе учебной деятельности.
От успешности разрешения познавательных затруднений курсантами авиационного ВУЗа напрямую зависит качество их военно-профессиональной подготовки и военного образования в целом. Учитывая сложившуюся военно-политическую ситуацию в мире, подготовка высококвалифицированных военнослужащих Вооруженных Сил (далее - ВС) Российской Федерации вообще и Военно-космических сил (далее - ВКС) в частности, является залогом безопасности и обороноспособности страны, а также мирной жизни её граждан.
Ключевые слова: разрешение познавательных затруднений, система подготовки, информационная ограниченность, образовательная среда, военное образование, военно-профессиональная подготовка, учебная деятельность, курсанты авиационного вуза.
Ситуация в мире, ежедневно стоящая на повестке дня, с точки зрения геополитики квалифицируется как крайне нестабильная, с возрастанием напряжённости в отдельных регионах мира, а также и в межгосударственных отношениях. Помимо борьбы за невозобновляемые природные запасы, степень влияния на разрешение важных экономических вопросов, остро стоит проблема противостояния деятельности террористов и радикальному экстремизму.
«Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором. Это борьба за свободу, правду и справедливость. За жизнь людей и будущее всей цивилизации» [1]. Третьего декабря 2015 г. В.В. Путин именно так определил значение России в данном противостоянии в традиционной речи к Федеральному Собранию.
Помимо оказания помощи другим видам и родам войск в совместно проводимых операциях и поражения стратегически важных сооружений и орудий противника, перед военной авиацией стоит и оборонительная задача: отражение агрессии и ударов с воздуха. Следовательно, вопрос образования курсантов авиационных ВУЗов и действующего офицерского состава ВКС РФ - вопрос государственной важности.
Восьмого февраля 2008 г. В.В. Путин в тексте своего доклада «О стратегии развития России до 2020 года» на Госсовете РФ заявил, что «...нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня» [2].
Именно с 2008 г. в военно-воздушных силах РФ запустился процесс глубокой модернизации, начиная с переоснащения авиапарка: замена авиатехнически и морально устаревшей авиационной техники, обновление прецизионных авиационных средств поражения, реорганизации структуры данного вида войск и заканчивая глубокими преобразованиями устройства военного образования.
А.Н. Каньшин, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве обороны РФ во время выступления в мае 2012 г. заявил, что реформа российских ВС и вКс РФ в частности, и устройства военного образования нацелены на совместную цель «это комплектование армии и флота эффективными, квалифицированными военными специалистами. В связи с этим при формировании нового облика системы военного образования во главу угла была поставлена задача кардинального повышения уровня профессиональной подготовки выпускников военных учебных заведений Министерства обороны» [3].
Ключевыми нормативными документами, регламентирующими подготовку будущего офицерского состава ВКС РФ, являются: ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС; квалификационные требования, утвержденные главнокомандующим ВКС РФ; приказ Минобороны РФ 670 «О мерах по реализации отдельных положений 81 Федерального закона от 29 декабря 2012г. 273 «Об образовании в Российской Федерации»»; военная доктрина государства; воинские уставы, а также программы общегосударственной и боевой подготовок.
Военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы. Основание военно-профессиональной подготовки военнослужащих ВКС РФ заложено в квалификационных требованиях, регламентирующих специфику военной подготовки относительно определенной специальности. Военно-профессиональная подготовка учитывается двухаспектно.
В процессуальной части военно-профессиональная подготовка, то есть сам ход формирования профессиональных компетенций, культуры будущих офицеров, готовности к исполнению профессиональных функций и задач, это замена учебной деятельности учебно-профессиональной, а далее и различными ви-
дами военно-профессиональной (служебной) по должностному предназначению [4].
С результативной же стороны военно-профессиональная подготовка представляет собой результат военно-педагогического процесса, способствующий выпускникам военных вузов в последующем успешно реализовывать обязанности воинской службы согласно определенной специальности и должности. Это комплекс узкоспециализированной психологической, летной, наземной, тактической, боевой, служебной и других видов подготовок, а также необходимого опыта
Согласно сказанному выше, в течение учебной деятельности курсанты должны освоить не только обязательный минимум содержания ООП, но и приступить к освоению специальных дисциплин, предусмотренных квалификационными требованиями. Следовательно, в процессе подготовки высококвалифицированного офицерского состава ВКС РФ предполагается усложнение учебной деятельности, ее переход к учебно-профессиональной, что обеспечит впоследствии успешность профессиональной (служебной) деятельности.
Саморазвитие и постижение обобщенных способов учебных действий, познавательных умений, навыков мыслительных операций для разрешения специально организованных учебных задач означают учебную деятельность в широком смысле. Являясь субъектом учебной деятельности, каждый курсант в тот или иной момент времени испытывает познавательные затруднения [5].
Проведённый анализ определения понятия «познавательные затруднения» [5; 6; 7] позволил нам трактовать его как сложности в восприятии, понимании учебной информации, и, как следствие, осознанной её переработке и последующем усвоении, невозможность воспроизвести и в дальнейшем продуктивно применять имеющиеся знания.
Приведённая трактовка отражает факт возникновения познавательных затруднений у обучающихся на различных этапах формирования знаний, умений и навыков. Следовательно, изучение и анализ подходов к описанию механизмов и закономерностей протекания каждого этапа (восприятие (распознавание), осмысление, понимание, обогащение, закрепление и превращение учебной информации в знания) позволит выявить не только причины возникновения наиболее часто встречающихся познавательных затруднений, но и разработать эффективные способы их разрешения с точки зрения педагогики и психологии.
Анализ же особенностей учебной деятельности курсантов и образовательной среды военного ВУЗа позволит конкретизировать выявленные причины и способы разрешения познавательных затруднений и представить в виде общей методики разрешения познавательных затруднений курсантами авиационного вуза.
Это дает основание полагать, что подобная методика будет способствовать выработке у курсантов собственной стратегии разрешения познавательных затруднений.
Информационная ограниченность, как одна из особенностей образовательной среды военного вуза, является предпосылкой возникновения познавательных затруднений у курсантов. Значительная часть познавательных затруднений приходится на процесс понимания учебной информации. Зачастую возникает необходимость что-то уточнить, найти и/или дополнить уже имеющуюся информацию по учебному или военно-профессиональному вопросу, чтобы его понять. С целью разобраться в какой-либо ситуации, иногда необходимо рассмотреть её с разных точек зрения, в различных трактовках, с разным уровнем про-блемности изложения учебной информации, ведь один и тот же материал можно преподнести по-разному.
Информационно-образовательная среда военного вуза имеет определённую информационную ограниченность в отношении использования внешних ресурсов, в частности, ресурсов сети интернет. В связи с этим обучающиеся могут использовать
только доступную им учебно-методическую и специальную литературу, имеющуюся в библиотеках вуза. При изучении специальных дисциплин информационная ограниченность усиливается. Следовательно, к моменту изучения курсантами дисциплин профессионального цикла у них должны быть уже сформированы познавательные приемы, умения и навыки продуктивной работы с учебной информацией.
Поэтому в условиях информационной ограниченности особое внимание должно уделяться всем этапам методического анализа учебной информации: её отбору, структурированию и представлению. Визуализация, «свёртывание-развёртывание», кодировка учебной информации, представление её с разным уровнем проблемности представляют собой важные методические задачи преподавателя военного вуза как при подготовке к учебным занятиям, так и в процессе написания учебно-методических пособий и разработке дидактических материалов.
Особенность подготовки в военном авиационном вузе связана ещё со временем принятия решений в процессе профессиональной деятельности. Поэтому разрешение познавательных затруднений курсантами авиационных военных вузов должно происходить максимально быстро, что позволит перенести эти навыки из учебной деятельности в учебно-профессиональную, а далее в профессиональную деятельность.
В свою очередь, от того, насколько успешно познавательные затруднения будут разрешены, будет зависеть качество освоения основной образовательной программы, а, следовательно, и качество военно-профессионального (военного) образования.
Военное образование предполагает одновременно и процесс, и результат усвоения военнослужащими военно-профессиональных знаний, умений и навыков, обязательных для исполнения круга обязанностей воинской службы, и результат усвоения.
Если обучающиеся систематически не справляются с познавательными затруднениями, то впоследствии ими не будут получены все необходимые знания, т. е. учебный материал будет освоен не в полном объеме, а также не будут сформированы требуемые умения и навыки. В результате они не будут готовы к выполнению предстоящей военно-профессиональной деятельности, т. к. у них будут отсутствовать для этого надлежащие компетенции, определенные ФГОС ВО. Следовательно, тогда не выполнится основная задача военного образования: укомплектовать войска военными высокой квалификации.
Тезисно обозначим основные выводы:
1) познавательные затруднения - психолого-педагогический феномен, учебной деятельности; неотъемлемая её часть, следовательно, с ними сталкиваются все курсанты в процессе обучения.
2) качество образования в целом и военного образования курсантов авиационных ВУЗов в частности находятся в непосредственной зависимости от успешности разрешения ими познавательных затруднений, возникающих в процессе учебной деятельности.
Проведя анализ тем диссертационных работ с января 1992 г. по октябрь 2016 г., мы обнаружили, что косвенно проблемы возникновения познавательных затруднений касались в своих исследованиях многие авторы, рассматривая учебную деятельность, процесс формирования знаний, умений и навыков как объект своего исследования. Но лишь в трех работах предмет исследования был направлен на отражение особенностей познавательных затруднений, причин их возникновения и разрешения.
Изучение этих диссертационных исследований [5; 6; 7] и других типов публикаций (статей в журналах, материалов конференций) позволяет нам констатировать следующее.
Обнаруживается недостаточная разработанность понятийно-терминологического аппарата по проблеме исследования: неоднозначность трактовки понятий «учебные затруднения», «познавательные затруднения», «учебно-познавательные затруднения», «когнитивные затруднения» у различных авторов: в одних публикациях они выступают как равнозначные, синонимичные понятия, в других же подразделяются на обобщённые и частные; четко не определено содержание данных понятий в теоретико-методологической литературе [5; 6; 7].
Исследования по вопросам познавательных затруднений и способам их разрешения в подавляющем большинстве работ проводились относительно школьников, и лишь малая их часть была направлена на студентов колледжей и гражданских вузов. Следовательно, не были ранее разработаны основы разрешения познавательных затруднений у курсантов авиационного во-
енного вуза с учётом специфики его информационно-образовательной среды.
На основании выше изложенного формулируем третий тезис:
3) вопрос разрешения познавательных затруднений у курсантов авиационного вуза на современном этапе развития педагогический мысли является мало исследованным как теоретически, так и практически.
Таким образом, актуальность исследования определяется на трех уровнях:
• государственно-стратегический уровень обусловлен повышением требований к качеству военного образования и военно-профессиональной подготовке курсантов авиационных вузов, как к будущим офицерам ВКС РФ;
• профессионально-личностный уровень обусловлен возросшей потребностью курсантов авиационного вуза в получении качественного военного образования и военно-профессиональной подготовки, которые в дальнейшем позволят успешно строить карьеру военнослужащего благодаря своевременному и профессиональному выполнению всех необходимых видов служебной деятельности по должностному назначению;
• теоретико-методологический уровень обусловлен появившейся необходимостью разработки теоретико-методологических и практических основ подготовки курсантов авиационных вузов к разрешению познавательных затруднений;
• методико-технологический уровень обусловлен появившейся необходимостью научно-методического обеспечения подготовки курсантов авиационных вузов к разрешению познавательных затруднений.
В сложившейся ситуации возникает следующее педагогическое противоречие: познавательные затруднения необходимо разрешать, причем успешно, но курсанты не обладают для этого специальными знаниями и не владеют необходимыми познавательными умениям и навыками в условиях информационно ограниченной среды. Подготовка курсантов к разрешению познавательных затруднений проводилась не всегда в системе, отсутствует соответствующая модель и педагогические условия ее эффективного функционирования, не подготовлены методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров и т. д.
Выпускники военных авиационных вузов должны иметь качественное профессиональное образование, позволяющее при необходимости пройти успешную ускоренную переподготовку, незамедлительно и продуктивно разрешая при этом познавательные затруднения, что особенно актуально в условиях переоснащения отечественных ВКС.
Следовательно, познавательные затруднения возникают как в ходе обучения (аудиторные занятия), так и самообучения, учения и научения (в течение самостоятельной работы самоподготовки), а также профессиональной переподготовки.
Сделанные выводы, возникшее педагогическое противоречие и специфика учебного заведения обусловили проблему исследования, заключающуюся в разрешении сложившегося педагогического противоречия между необходимостью подготовки курсантов авиационного ВУЗа к разрешению познавательных затруднений и недостаточной теоретической, методической, методологической и практической разработанностью реализации этой задачи. Необходимо разработать такую систему подготовки курсантов авиационного ВУЗа к разрешению познавательных затруднений, чтобы она учитывала специфичность высшего военного учебного заведения и протекающего в нем военно-педагогического процесса, которые найдут свое отражение в педагогических условиях ее эффективного функционирования и методических рекомендациях.
Актуальность, весомость и недостаточная теоретическая, методическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы обусловили тему исследования: «Подготовка курсантов авиационного ВУЗа к разрешению познавательных затруднений».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и реализовать модель системы подготовки курсантов авиационного вуза к разрешению познавательных затруднений, выявить и верифицировать педагогические условия её эффективного функционирования.
Объектом исследования значится учебная деятельность курсантов.
Предметом исследования выступает процесс разрешения познавательных затруднений.
Учитывая проблему исследования, конкретизируем цель в задачи:
1) изучить состояние проблемы подготовки курсантов авиационного вуза к разрешению познавательных затруднений, проанализировать ее понятийно-терминологический аппарат;
2) определить теоретико-методологические основы подготовки курсантов авиационного вуза к разрешению познавательных затруднений;
3) разработать систему подготовки курсантов авиационного вуза к разрешению познавательных затруднений и на основе разработанной системы реализовать модель подготовки курсантов авиационного вуза к разрешению познавательных затруднений;
4) выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы;
5) разработать методические рекомендации для преподавателей по подготовке курсантов авиационного вуза к разрешению познавательных затруднений.
В качестве площадки для проведения экспериментальной части данного исследования выбран филиал Военного учеб-
Библиографический список
но-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск). Филиал представляет собой Единственный военный ВУЗ в России и СНГ, готовящий офицеров-штурманов и офицеров боевого управления.
Заключение
Качество военного образования курсантов авиационных вузов находится в непосредственной зависимости от успешности разрешения ими познавательных затруднений, возникающих в процессе учебной деятельности.
Информационная ограниченность образовательной среды является не только предпосылкой возникновения познавательных затруднений, но и представляет собой комплекс особых условий внешней среды, в которых они должны быть разрешены, что отличает процесс разрешения познавательных затруднений обучающимися в военном вузе.
Важным фактом является также и то, что процесс преодоления познавательных затруднений должен осуществляться за наименьшее время, ведь одними из критериев качества осуществления будущей военно-профессиональной деятельности являются быстрота, чёткость и слаженность действий.
1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. Москва: Информационно-справочный портал «Гарант.ру», 2015. Available at: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/7ll65528/#ixzz4Om9xzJid
2. Жить по-человечески. Владимир Путин поставил задачи до 2020 года. Москва: ЗАО «ИД Российская газета», 14.02.2008. Available at: https://rg.ru/2008/02/14/putin-gossovet.html
3. Военное образование: каким ему быть? Москва: ЗАО «ИД Военно-промышленный курьер, общероссийская еженедельная газета», 30.06.2012; № 21 (438) Available at:: http://vpk-news.ru/articles/8912
4. Аксёнов К.В. Понятие «военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание. Ярославский педагогический вестник: научный журнал. Ярославль: Издательство ЯГПУ. 2010; 4.
5. Грязнова В.Ю. Предупреждение учебно-познавательных затруднений учащихся основной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008.
6. Гребёнкин Д.Ю. Учебные затруднения как феномен структуры мотивационных компонентов личности учащихся. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2006.
7. Петров А.В. Игра как средство преодоления учебных затруднений школьника, связанных с деятельностью руки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1997.
References
1. Poslanie Prezidenta RF V. V. Putina Federal'nomu Sobraniyu RF ot 3 dekabrya 2015 g. Moskva: Informacionno-spravochnyj portal «Garant. ru», 2015. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165528/#ixzz4Om9xzJid
2. Zhit' po-chelovecheski. Vladimir Putin postavil zadachi do 2020 goda. Moskva: ZAO «ID Rossijskaya gazeta», 14.02.2008. Available at: https://rg.ru/2008/02/14/putin-gossovet.html
3. Voennoe obrazovanie: kakim emu byt'? Moskva: ZAO «ID Voenno-promyshlennyj kur'er, obscherossijskaya ezhenedel'naya gazeta», 30.06.2012; № 21 (438) Available at:: http://vpk-news.ru/articles/8912
4. Aksenov K.V. Ponyatie «voenno-professional'naya podgotovka», ee suschnost' i soderzhanie. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik: nauchnyj zhurnal. Yaroslavl': Izdatel'stvo YaGPU. 2010; 4.
5. Gryaznova V.Yu. Preduprezhdenie uchebno-poznavatel'nyh zatrudnenij uchaschihsya osnovnoj shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.
6. Grebenkin D.Yu. Uchebnye zatrudneniya kak fenomen struktury motivacionnyh komponentov lichnosti uchaschihsya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2006.
7. Petrov A.V. Igra kak sredstvo preodoleniya uchebnyh zatrudnenij shkol'nika, svyazannyh s deyatel'nost'yu ruki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1997.
Статья поступила в редакцию 20.11.16
УДК 378
Mansurova R.M., Oand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev
(Karachaevsk, Russia), E-mail: iimansur@mail.ru
MECHANISMS OF THE DEVELOPMENT OF EARLY BILINGUALISM. The paper focuses on a fact that during the period when students are admitted to a national school with the education, based on the Russian language, the child needs to master the Russian language in the shortest possible time and to the extent that the language could be a means of understanding the reality. Hence, the purpose of the study in the primary national school is developing students' productive bilingualism. The author considers some mechanisms for early mastery of the native and the second mother tongue, the formation of bilingualism; designates sequence of assimilation at different levels of the language; singles out stages in the development of speech function of the child; reveals ways to form bilingualism in children; gives classification of bilingualism; shows a possibility of interference and transposition of the mother tongue in mastering the second mother tongue.
Key words: mother tongue, bilingualism, language development of children, stages in development of speech functions, prepared speech, unprepared speech, monolingual, bilingual, productive bilingualism, interference of a native language.
Р.М. Мансурова, канд. пед. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,
г. Карачаевск, E-mail: iimansur@mail.ru
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕГО ДВУЯЗЫЧИЯ
В статье освещается вопрос о том, что в период, когда учащиеся поступают в национальную школу с русским языком обучения, ребёнок должен овладеть русским языком в самые короткие сроки и в такой степени, чтобы язык мог стать средством познания действительности. Отсюда целью обучения в начальной национальной школе является формирование у учащихся