Региональная экономика
65
13. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations // Harvard Business Review. - 1990. - Vol. 68, N 2. - Р 73-93.
14. Porter M.E. Clusters and the New Economy // Harvard Business Review. -1998. - Vol. 76. - No. 6. - URL: https://hbr.org/1998/11/dusters-and-the-new-economics-of-competition.
15. Roudometof V Translationalism, Cosmopolitanism, and Glocalization // Current Sociology. - 2005. - Vol. 53, N 1. - Р 113-135.
АКТУАЛЬНОСТЬ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
© Берберов А.Б.*
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
В статье выполнен анализ бюджетной эффективности существующих инструментов налогового стимулирования в Кабардино-Балкарской республике, рассмотрены основные проблемы, связанные с развитием туристско-рекреационной зоны, а также предложено их решение с позиции модернизации инструментов налогового стимулирования.
Ключевые слова налоговое стимулирование, Кабардино-Балкария, экономика, туризм, бюджетная эффективность, проблемы, особые экономические зоны.
Отечественным и зарубежным опытом давно признана актуальная роль механизма налогового стимулирования как высокоэффективного катализатора социально-экономического развития территории. В частности, внедрение гибкой системы налогового стимулирования, ориентированной как на защиту национальных экономических интересов, так и на помощь малому и среднему бизнесу, позволило Швеции за последние 40 лет достичь высокого уровня социально-экономического развития, что подтверждается рейтингом PwC «Paying Taxes 2014» [8].
К сожалению, проведенный анализ налоговых льгот инвестиционной направленности в Кабардино-Балкарии выявил их достаточно низкую бюджетную эффективность. Подчеркнем, что налоговая преференция имеет бюджетную эффективность, в том случае, если общая сумма налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона за последний отчетный год, превышает сумму налогов, поступивших в консолидированный бюджет субъекта за год, предшествующий последнему отчетному году.
Студент.
66
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Исходя из открытых данных, предоставленных ФНС РФ, выявлены следующие коэффициенты бюджетной эффективности по состоянию на 01.01.2014 [7]:
- льготы по налогу на имущество - 1,06;
- льготы по транспортному налогу - 1,3;
- льготы по налогу на прибыль - близок к нулю, так темпы роста налоговых доходов пренебрежимо малы по сравнению с темпами роста инструментов налогового стимулирования.
С одной стороны, проведенный мини-анализ отвечает основному требованию - коэффициент больше 1. Однако, очевидно и другое, что их значение не может говорить об уверенном состоянии механизма налогового стимулирования.
В целях дальнейшего исследования отметим, что приоритетной отраслью развития региона является развитие туристско-рекреационной зоны. Данный факт отмечен в «Стратегии развития Кабардино-Балкарской республики до 2022 года» [5], в «Стратегии социально-экономического развития КБР на период до 2030 года» разработанной коллективом ученых Института информатики и проблем регионального управления КабардиноБалкарского научного центра Российской академии наук [6], а также в комментариях Президента КБР Юрия Кокова по данному вопросу. Более того, о важности развития горнолыжного кластера говорит и тот факт, что в 2010 году было образована компания «Курорты Северного Кавказа», взявшая под свое крыло развитие туристического кластера в СКФО а также в Адыгее и Краснодарском крае. Планы весьма грандиозны: прокладка более 300 км ос-нежаемых трасс, создание тысяч рабочих мест, возведение современной дорожной инфраструктуры. Однако, на наш взгляд, выполнение указанных планов невозможно без развитой системы налогового стимулирования.
В то же время, следует признать факт наличия факторов, отпугивающих инвесторов. В первую очередь, подчеркнем сезонность туристической деятельности и нестабильную общественно-политическую ситуацию в республике. Так, после нападения неизвестных лиц на туристов, в большей части горной Кабардино-Балкарии был введен режим КТО, подразумевавший собой полное закрытие курортов Приэльбрусья. Очевидно, что отсутствие туристов - главного источника доходов местного населения - вызвало экономический кризис во всей республике: Эльбрусский и Черекский районы -одни из лидеров налоговых отчислений в бюджет республики. Как отмечает Российская Г азета: «Режим КТО практически положил на лопатки малый и гостиничный бизнес, лишил большинство жителей горных поселков главного источника доходов - туристов» [1].
Продвигая свой проект по созданию курорта мирового уровня, «Курорты Северного Кавказа» ставят амбициозную задачу: формирование 80 тысяч рабочих мест. Для республики с одним из наиболее высоких уровней безра-
Региональная экономика
67
ботицы (34,1 тысячи) туризм может стать «спасительной соломинкой». Однако для обеспечения работы курортов нужны будут в основном представители обслуживающих профессий. Более того, нет гарантий того, что в погоне за прибылью, инвесторы будут нанимать исключительно местный персонал.
Привлечение инвесторов «со стороны» может вызвать ситуацию, когда земля, на которой будут находиться новые курорты, не будет принадлежать местным муниципальным образованиям, что также может привести к социально-политическому кризису Так, пятеро депутатов сельского поселения Безенги заявили об отказе от своих полномочий. Причиной такого демарша послужило их несогласие с планами развития туркластера: по их словам, в таком случае «жители останутся без земли». Отметим, что основным занятием населения Безенги является животноводство, поэтому наличие земельных угодий является стратегически важным для поступательного развития муниципального образования [2].
Если рассмотреть планы развития курортов с экологической точки зрения, то налицо всплывают тревожные факты. По планам, верхняя часть горнолыжных трасс одного из кластеров, расположенного между селами Верхний Чегем и Безенги, будет находиться на территории Кабардино-Балкарского государственного высокогорного заповедника, куда планируется построить канатные дороги. Другой кластер курорта «Эльбрус-Безенги» будет расположен на территории национального парка «Приэльбрусье» [3]. Большой поток туристов разрушит хрупкую экосистему данного региона: в качестве показательного примера можно перенестись на запад, на другой курорт Красная Поляна, где при подготовке к Олимпиаде - 2014, была фактически разрушена природа Кавказского биосферного заповедника: загрязнению подверглись реки Цице, Пограничка, Шумичка, были вырублены тысячи гектаров леса, разрушены горные склоны и.т.д. Похожая участь может ожидать и Приэльбрусье.
В связи с этим, указанные проблемы можно поделить на три вероятностные группы:
- боязнь инвестиций в связи со сложной общественной ситуацией;
- возникновение проблем с органами местного самоуправления;
- экологические проблемы;
На наш взгляд, комплексным решением существующих проблем может стать создание особой экономической зоны «Приэльбрусье», включающей в себя Эльбрусский, Черекский, Баксанский и Зольский районы и направленной на развитие туристической отрасли.
Так, для новых резидентов указанной зоны, было бы целесообразным введение «налоговых каникул» на срок от года до двух в зависимости от специфики создания проекта. Практический опыт показывает, что введение новых объектов туристической инфраструктуры - гостиниц, кулинарных заведений, инженерно-технических сооружений все равно не предполагают сиюминутного результата в первый же год, в связи с чем потери в бюджете будут
68
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
минимальными. Но именно таким образом может быть достигнуто развитие новой рекреационной базы в целях развития субъекта РФ. Также, дополнительным «стимулом» для организаций-членов ОЭЗ, могут стать и льготные тарифы страховых взносов для резидентов указанной туристско-рекреационной зоны. Однако, с целью предотвращения конфликта интересов между бизнес-сообществом и местным населением, данная мера должна применяться только в случае принятия на работу жителей близлежащих селений.
С другой стороны, эффективным инструментов развития туристско-рекреационной зоны может стать и пониженная ставка в размере 10 % для организаций, применяющих УСН и исчисляющих налог по объекту «доходы-расходы». В частности, об успешности такого применения свидетельствует опыт Оренбургской области, где применение такой меры отвечало как и критерию бюджетной эффективности, так и критерию экономической и социальной эффективности. Отметим также, что указанная преференция будет чрезвычайно актуальной в связи со спецификой деятельности экономических субъектов: ею смогут воспользоваться владельцы мини-гостиниц, небольших магазинов, пунктов проката горнолыжного инвентаря и т.д. [4].
Незаслуженно «забытым» инструментом налогового стимулирования является практика выдачи инвестиционного налогового кредита. В частности, к причинам такого несовершенства можно отнести недостаточную максимальную границу срока, на который выдается кредит, сложность его получения, а также финансирование потребностей в ИНК по остаточному принципу с предоставлением приоритета текущим расходам бюджета. Исходя из этого, представляется чрезвычайно актуальным развитие данного механизма в целях развития туристско-рекреационной зоны, однако только в совокупности с тесным взаимодействием с профильными финансовыми органами государственной власти субъекта.
Представляется обоснованным, что принятие обновленных инструментов налогового стимулирования столкнется также и с негативными эффектами. Наиболее вероятным, с учетом печального опыта ОЭЗ «Калмыкия» и ОЭЗ «Ингушетия», представляется фиктивная регистрация компаний с целью недобросовестной минимизации своих налоговых обязательств. Однако, данная проблема должна сойти на нет в случае добросовестного и тщательного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Также очевидно, что участниками такой ОЭЗ не должны быть организации с «проходными» проектами, в частности не отвечающим экологическим критериям, критериям энергоэффективности или инновационности. Поэтому, выдача таких преференций должна быть под строгим контролем как и Правительства КБР, так и Федеральной налоговой службы, Счетной Палаты, а также Министерства экономического развития и торговли КБР.
Безусловно, туризм должен быть одним из брендов республики, более того, его всестороннее развитие не должно останавливаться на Приэльбру-
Региональная экономика
69
сье. Однако развитие его должно происходить с учетом мнения населения и самых строгих экологических норм, а также вестись с параллельным развитием гибкой системы налогового стимулирования. Игнорирование данных факторов может привести к социально-экономическому коллапсу, что может угрожать стабильному развитию Кабардино-Балкарской республики.
Список литературы:
1. Ковалевская Е.Р. Вершина становится ближе [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: www.ig.ru/2012/03/28/reg-skfo/elbrus.html.
2. Офицерова Е.А. Овцам лыжи не нужны [Электронный ресурс] // Русский репортер. - Режим доступа: http://www.rusrep.ru/article/print/10025192.
3. «Курорты Кавказа» хотят уничтожить всемирное наследие» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Greenpeace». - Режим доступа: www.greenpeace.org/russia/ru/news/2012/31-01 -2012-lagonaki-zapadny-kavkaz.
4. Портал Правительства Оренбургской области: оценка эффективности налоговых льгот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oren-burg-gov.ru/Info/Economics/Budget/taxExemptions/.
5. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2022 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/27109.
6. Стратегии социально-экономического развития КБР на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mayadmin-kbr.ru/f/ns/2013/1374490271 .pdf.
7. Федеральная налоговая служба - статистическая отчетность (Кабардино-Балкария) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mlog. ru/rn07/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
8. Paying Taxes 2014: The global picture. A comparison of tax systems in 189 economies worldwide [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pwc. com/gx/en/paying-taxes/pdf/pwc-paying-taxes-the-data-tables-2014.pdf.
ПРОГРАММА «ALPINE SPACE» КАК ПРИМЕР ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОЛИТИКИ СПЛОЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ГОРНЫХ РЕГИОНАХ
© Конопинска Н.В.*
Экономический Университет во Вроцлаве, Польша, г. Вроцлав
Горные регионы, в связи с проблемами экономического развития, обуславливающимися неблагоприятными физико-географическими условиями, в течение многих лет являются предметом особой заинте-
Аспирант кафедры Экономической политики и европейских исследований региональных.