Научная статья на тему 'Актуальность критической модели медиаобразования в современном обществе'

Актуальность критической модели медиаобразования в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевников А. Е.

В статье обосновывается актуальность внедрения в системы среднего и высшего образования критической модели медиаобразования. Выделяются особенности информационного общества, определяется понятие «медиаобразование», определены функции медиаобразования и его основные модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность критической модели медиаобразования в современном обществе»

Одним из вариантов финала, венчающую встречу с народной сказкой в 5 кл., может стать конкурс проектов сказочного городка (разновидность игры-фантазии). Современные школьники, благодаря телевидению, хорошо знакомы с американским Диснейлендом. Участники игры представляют свои проекты подобного городка, который отражал бы национальную неповторимость мира народной сказки. Предлагаемая игра предполагает обобщение, синтез впечатлений от отдельных сказок, создание целостной картины сказочного мира, воссоздающий его законы, атмосферу, героев, что найдет свое воплощение и в месте расположения городка, и в маршруте, которым следуют посетители, и тех чудесах, таинствах, испытаниях, с которыми они столкнутся на сказочной тропе.

(Все дети на уроке получают оценки «4». Надо помнить, что прививая интерес к чтению, нельзя ставить «3», и, тем более, «2»).

Список литературы:

1. Власенко Л.П. Литература. 5-7 классы: методич. пособие. - СПб.: Паритет, 2002.

2. Змельнокова Л.М., Колокольцев E.H. Развитие речи: Русский язык и литература. 5-7 кл. Репродукции картин: учебно-наглядн. пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1998.

3. Сорокина Н.М. Литература. Поурочные планы. - М.: Издательство «Учитель-АСТ».

4. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 кл.: методич. пособие. - М.: Дрофа, 1997.

5. Суворова Е.Б. Литература как искусство. - М.: Граф-пресс, 2002.

6. Мещерякова М.Б. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - М.: Айрес-пресс, 2008.

7. Минералова И.Г. Детская литература: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

8. Терентьева Н.П. Внеклассная работа по литературе. 5-8 кл. Жизнь и творчество A.C. Пушкина. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

АКТУАЛЬНОСТЬ КРИТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Кожевников А.Е.*

Курганский государственный университет, г. Курган

В статье обосновывается актуальность внедрения в системы среднего и высшего образования критической модели медиаобразования. Вы-

* Старший преподаватель кафедры «Организация работы с молодежью».

деляются особенности информационного общества, определяется понятие «медиаобразование», определены функции медиаобразования и его основные модели.

Середина XX в. считается началом нового этапа развития человеческой цивилизации. Он характеризуется переходом от индустриального типа общества к постиндустриальному (сверхиндустриальному, информационному).

Благодаря распространению крупного машинного производства, урбанизации и утверждению рыночной экономики в индустриальную эпоху, люди научились обеспечивать себя всем необходимым. Поэтому основными факторами дальнейшего развития общества, согласно, ставшим уже классическими, волновой теории развития цивилизации Э. Тоффлера и концепции постиндустриального общества Д. Белла, становится производство, распространение и использование информации и знаний.

Трансформация общественной системы сопровождается лавинообразным ростом объема информации, осознание которого отдельным человеком становится в принципе невозможным. Воздействие традиционных и новых средств массовой информации и коммуникации (медиа) на общество возрастает настолько, что знание об окружающей действительности из более-менее цельной картины превращается в разрозненные мозаичные осколки, в значительной степени искажающие восприятие мира. В этих условиях значительные возможности приобретает вероятность манипулирования человеческим сознанием, привития ложных ценностей, формирования потребительского образа мышления и т.д.

В связи с этим становится весьма актуальным вопрос о формировании и развитии у современного человека умения критически воспринимать, анализировать, оценивать транслируемую информацию и создавать собственную. Т.е. речь идет о работе с т.н. «медиатекстами», под которыми в научной литературе принято понимать сообщения, содержащие информацию и излагаемые в любом жанре медиа. Иными словами, человека необходимо обучать медиаграмотности (формировать медиакомпетентность).

В большинстве российских публикаций по проблемам медиаобразования применяется определение, предложенное A.B. Федоровым: «Медиакомпетентность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [5].

Медиаобразование, как процесс обучения медиаграмотности (формирования медиакомпетентности), отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию

медиатекстов). Как медиаобразование (media education), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy) [9].

В рекомендациях ЮНЕСКО (UNESCO) говорится о том, что медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми. Медиаобразование обеспечивает человеку следующие знания, умения и навыки: анализировать, критически осмыслять и создавать медиа-тексты; определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и / или культурные интересы, их контекст; интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для производства медиапродукции.

В российской науке под медиаобразованием понимается направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3].

Исходя из вышеперечисленного, всю совокупность (комбинацию) знаний, умений, навыков, возможностей, предоставляемых медиаобразованием и применяемых в различных жизненных и профессиональных ситуациях, мы можем определить как информационно-коммуникационные компетенции личности. Т.е. наличие этих компетенций определяет медиакомпе-тентность личности, её медиаграмотность, а также говорит о завершении процесса медиаобразования и изучения медиа.

Компетентностный подход, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает уровню развития современной системы образования и социальным требованиям общества сегодняшнего дня. Поэтому мы говорим не об отдельных знаниях, навыках и т.д., которые применяются человеком в жизни или профессиональной деятельности, а об их совокупности, применяемых в жизни и профессиональной деятельности.

Однако, содержание информационно-коммуникационных компетенций может изменяться в зависимости от теоретической модели медиаобразования. Федоров A.B. предлагает следующую классификацию моделей медиа-образования:

- практико-утилитарные модели (практическое изучение и применение медиатехники в качестве технических средств обучения и / или создания медиатекстов разных видов и жанров);

- эстетические модели (ориентированные, прежде всего, на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиа-культуры);

- воспитательно-этические модели (рассмотрение моральных, психологических, идеологических, религиозных, философских проблем на материале медиа);

- социокультурные, культурологические модели (социокультурное, культурологическое развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.;

- образовательно-информационные модели (изучение теории и истории медиа и медиаобразования, языка медиакультуры и т.д.) [6].

В силу различных обстоятельств в Советском Союзе и в России наибольшую популярность приобрело эстетически направленное медиаобра-зование. В странах же Запада акцент делался на критическое отношение к медиа. Так, Л. Мастерман убежден, что убедительных критериев эстетического качества медиатекстов не существует, поэтому надо развивать не эстетическую модель медиаобразования, а «критическое мышление» и «критическую автономию» аудитории: учить ее понимать, кто и зачем создает ме-диатексты, на какой эффект воздействия / влияния они рассчитаны и т.д. [7].

«Критическое творческое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам - сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (информации / сообщений), в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере». В целом же, развитие критического мышления рассматривается не как итоговая цель медиаобразования, а как его постоянный компонент [7].

Халперн Д. выделяет ряд качеств, которые характеризуют критически мыслящего индивида: 1) готовность к планированию; 2) гибкость; 3) настойчивость; 4) готовность исправлять свои ошибки; 5) осознание и анализ собственных рассуждений; 6) поиск компромиссных решений [8].

Американский исследователь, профессор Дж. Клустер выделил следующие характеристики критического мышления: критическое мышление есть мышление самостоятельное; информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления; критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать; критическое мышление стремится к убедительной аргументации; критическое мышление есть мышление социальное [2].

В современных российских условиях, на наш взгляд, критическое мышление во всех его проявлениях, а также его формирование приобретают все большую актуальность. Система образования закладывает фундамент будущего общества, сегодня определяет ценности, нормы и правила дня завтрашнего. Формализованное, заключенное в навязанные рамки мышление и мировоззрение способствуют лишь стагнации общественных процессов. Следовательно, тормозится развитие общества, нарастает отставание от общемировых тенденций, происходит упадок гуманитарной сферы.

Поэтому для того, чтобы избежать дальнейшего развития мифологизированного, стереотипного, стандартного, а, соответственно, и управляемого мышления у отдельного человека и общества в целом, мы считаем необходимым внедрение критической модели медиаобразования (как частного проявления формирования критического мышления) в общую систему, как среднего, так и высшего образования.

Внедрение должно представлять собой введение в учебный процесс средней и высшей школы специальных курсов, а также использование соответствующих методов и технологий, формирующих и развивающих критическое мышление у обучаемых.

Так, в Курганском государственном университете для студентов специальности «Организация работы с молодежью» в рамках регионального компонента нами разработан курс «Молодежь и образование в информационном обществе». Среди прочих, одной из основных задач данной учебной дисциплины является формирование критического мышления у будущих специалистов по работе с молодежью. Наличие навыков декодирования, анализа и создания собственных медиатекстов позволяет предполагать дополнительную успешность взаимодействия специалиста и молодого человека, как в реальности, так и в медиапространстве.

По нашему убеждению, медиаграмотность и наличие соответствующих информационно-коммуникационных компетенций является одной из важных характеристик любого современного специалиста, тем более работающего с молодежью. Ведь именно молодежь в силу различных своих особенностей в наибольшей степени подвержена влиянию масс-медиа. Поэтому мы считаем, что критическая модель медиаобразования актуальна для современной системы высшего образования.

Список литературы:

1. Биккулова Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиа-образования // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 4-17.

2. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. О. Вар-шавер. - М.: ЦГЛ, 2005.

3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большаярос. энцикл., 1993-1999.

4. Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. - М.: ACT, 2004.

5. Федоров А.В. Краткий словарь терминов по медиаобразованию, ме-диапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mediagram.ru/dictionary.

6. Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы ме-диаобразования (научная школа под руководством А.В. Федорова): монография. - Таганрог, 2007.

7. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.

8. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.

9. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. - 2001. -Vol. 14.

10. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. - Vienna: UNESCO, 1999.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ПУТЕМ ПРИВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИИ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Лисина Н.П.*

Профессиональное училище № 4, г. Чебоксары

На протяжении многих веков человека обучали самостоятельно думать, быть предприимчивым и хозяйственным. Задача учебных заведений сегодняшнего дня - научить мыслить, работать и жить по иному.

Все это требует безотлагательного решения задач подготовки кадров с учетом совершенствования техники, технологии организации производства, а так же формирование профессиональной культуры обучающихся.

Высокий уровень профессионализма рабочих и специалистов - это главный ресурс страны. В связи с этим на педагогов начального профессионального образования ложится огромная ответственность за подготовку кон -курентоспособных рабочих и за воспитание человека-гражданина, личность.

При работе с обучающимися, особенно в начале процесса обучения, главным является привитие интереса к избранной ими профессии. Поэто-

* Мастер производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.