ПЕДАГОГИКА
Н.В. Камардина, А.Т. Джайлообаева Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории России в старшей школе ...
УДК 372.8 : 94(470)
Н. В. Камардина , А. Т. Джайлообаева
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье рассматривается проблема изменения содержания курса истории для школы. На основе проведенного стуктурно-функционального анализа учебников истории для старшей школы обосновывается необходимость расширения изучения культурологических аспектов исторического знания в курсе отечественной истории.
Ключевые слова: школьное историческое образование, культурологический подход, стуктурно-функциональный анализ, учебник истории, старшая школа.
N. V. Kamardina, А. T Dzhayloobayeva
THE TOPICALITY OF STUDYING CULTURE ISSUES IN THE COURSE OF HISTORY OF RUSSIA IN SENIOR HIGH SCHOOL (ON THE BASIS OF WORK EXPERIENCE)
The article considers the problem of changing the content of school History course. The necessity of enlarging the study of cultural aspects of historical knowledge in the course of the National History is substantiated on the basis of structural and functional analysis of textbooks on History for senior high school.
Key words: school History education, culture studies approach, structural and functional analysis, a History textbook, senior high school.
Школьное историческое образование во все времена и во всех странах мира выполняло важную роль — формировало мировоззрение нового поколения. Современный мир представляет собой сложную систему, понимание которой невозможно без знания законов исторического развития. Но еще важнее становится понимание ценностных аспектов бытия, которые лежат в основе деятельности стран, народов и каждого конкретного человека на различных этапах их существования. Именно поэтому все более актуальным становится изучение содержания исторического процесса с точки зрения культуры. Понимание этого нашло отражение в принятых Министерством образования РФ основополагающих документах, определивших концепцию изучения истории в школе [4, 5], об этом неоднократно заявляли ведущие методисты [6, с. 50]. Именно в процессе постижения особенностей исторического и культурного развития различных государств мира и своего Отечества формируется гармонично развитая личность, уважающая прошлое не только своего народа, но и других [2, с. 30].
В новом Федеральном государственном стандарте основного общего образования и в Федеральном государственном стандарте среднего образования изучение вопросов истории и культуры основывается на системно-деятельностном и компетентност-ном подходах [4]. Предполагается, что учащиеся в процессе изучения курса истории должны «овладеть базовыми историческими знаниями, ... приобрести опыт историко-культурного, цивилизацион-
ного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов» [4]. ФГОС направлен на «формирование важнейших культурно-исторических компетенций для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества» [4]. Историко-культурный стандарт подтверждает формирование новой концепции изучения истории в рамках цивилизационного и культурно-антропологического подходов [8, с. 198]. Особое место отводится изучению отечественной истории и культуры, выявлению роли отдельной личности в историческом процессе, взаимовлияние различных народов и культур в рамках многонационального и многоконфессионального Российского государства на всех этапах его развития. Однако учебники, по которым обучаются российские старшеклассники, не претерпели существенных изменений. В качестве проблемы выступает излишняя политизация учебного материала, большая часть учебного времени отводится на изучение вопросов внутренней и внешней политики, и лишь малая — культурологических [5]. Поэтому, несмотря на понимание важности изучения вопросов культуры, все эти проблемы образовательные учреждения и учителя истории вынуждены решать самостоятельно.
Еще одним показателем значимости изучения вопросов культуры в старшей школе можно считать включение значительного числа заданий на знание
N.V. Kamardina, A.T. Dzhayloobayeva
THE TOPICALITY OF STUDYING CULTURE ISSUES IN THE COURSE OF HISTORY OF RUSSIA.
PEDAGOGY
и понимание культурно-исторического контекста в содержание Единого государственного экзамена. В структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории задания 17, 18, 19 предполагают базовые и повышенного уровня знания по культуре всего периода отечественной истории. Успешное выполнение этих заданий требует от учащихся углубленного изучения вопросов отечественной культуры. И тогда серьезной проблемой оказывается недостаточное освещение вопросов отечественной культуры в рамках курса истории России в учебниках [6, с. 42]. Для качественного и продуктивного осмысления фактического и теоретического исторического материала, на уроках истории учителям элементарно не хватает отведенного учебного времени [3, с. 15]. К тому же основное внимание по-прежнему уделяется изучению внутренней и внешней политики, а вопросы культуры отходят на второй план.
Проведенный структурно-функциональный анализ учебников по отечественной истории базового и профильного уровня с культурологической точки зрения позволил сделать следующие выводы.
В 10-11-х классах образовательных учреждений на изучение истории отводится два часа на базовом и три часа (история России — два часа, всеобщая — один час) на профильном уровне в неделю. Всего — семьдесят часов на базовом уровне и сто пять часов на профильном в год [4]. В настоящее время учитель сохраняет право выбора учебно-методического комплекса для организации работы с учащимися. В настоящее время в школах Камчатского края используются различные учебные пособия, но большинство школ остановили свой выбор на учебниках авторских коллективов А. Н. Сахарова, Н. В. Загла-дина [10], А. Н. Сахарова, В. И. Буганова [9], А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Миро-ненко [7], В. А. Шестакова [11].
В 10-х классах на базовом уровне изучение истории ведется с помощью авторского учебника «История с древнейших времен до конца XIX века» А. Н. Сахарова, Н. В. Загладина [10]. Содержание учебника представляет собой интегрированный курс отечественной и всеобщей истории, большое внимание уделяется особенностям исторического пути России. Авторы придерживаются мнения, что специфику процессов становления духовного облика, традиций политического, социально-экономического развития России можно осмыслить только в ее сравнении с переменами в жизни других государств. Вопросам отечественной культуры уделяется шесть параграфов на учебный год: «Культу-
ра Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации» [10, с. 122-29], «Культура и быт России в XIV-XVI вв.» [Там же, с. 236-243], «Культура и быт России в XVII в.» [Там же, с. 274-278], «Культура и быт России в XVIII в.» [Там же, с. 327334], «Наука и искусство в XVШ-XIX вв.» [Там же, с. 421-426], «Золотой век русской культуры»[Там же, с. 427-441]. В указанных параграфах представлены особенности культурного развития России от момента образования государства до конца XIX века, архитектура, скульптура, живопись, музыка, фольклор, быт и повседневная жизнь, литературные памятники прошлого, а также развитие научных знаний и образования.
На профильном уровне в учебнике «История России с древнейших времен до конца XIX века» авторов А. Н. Сахарова, В. И. Буганова [9] в 10-х классах отводится на изучение вопросов культуры четырнадцать параграфов на учебный год: «Культура России X — начала XIII века» (2 ч) [9, с. 126143], «Культура и быт России XIV-XV вв.» [Там же, с. 192-200], «Культура России XV-XVI вв.» (2 ч) [Там же, с. 230-241], «Культура и быт XVII в.» (2 ч) [Там же, с. 221-232], «Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.» (2 ч) [Там же, с. 106-119], «Золотой век русской культуры» (2 ч) [Там же, с. 201-215], «Образование и наука во второй половине XIX в.», «Архитектура, скульптура и живопись», «Театр, музыка, печать и книгоиздательское дело» [Там же, с. 306-328]. В указанных параграфах культурологические вопросы представлены более углубленно и подробно, дается характеристика каждому архитектурному, скульптурному, литературному памятнику и др. Особое место уделяется формированию и функционированию исключительной самобытной культуры народов России. Отдельное внимание уделяется формированию многонационального и поликультурного российского общества и государства. Достаточно подробно освещаются вопросы культуры каждого исторического периода, выделяются особенности культурной жизни общества, раскрывается исключительная роль личности и ее влияние на дальнейшие события, что способствует персонализации истории и ее качественному и продуктивному усвоению.
Таким образом, в ходе анализа учебников по истории базового и профильного уровня для 10-х классов, мы пришли к выводу, что содержание вопросов культуры представлены относительно углубленно и подробно только в учебниках профильного уровня. Следует признать, что в виду нехватки времени большая часть изучаемого материала отво-
ПЕДАГОГИКА
Н.В. Камардина, А.Т. Джайлообаева Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории России в старшей школе ...
дится на самостоятельное изучение учащимися. В лучшем случае, учащиеся запоминают определенный массив информации, но никак не осмысливают его. Теоретический уровень вопросов культуры остается неосвоенным.
На базовом уровне в 11 -х классах изучение отечественной истории осуществляется с помощью учебника «История России XX — начало XXI века» авторов А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Мироненко [7]. Особенностью данного учебника является тот факт, что время на изучение вопросов культуры сокращается, основной упор делается на освоение учащимися массива политической истории. Культурологические вопросы в основном рассматриваются в контексте изучения общественно-политической жизни общества определенного периода. Итак, в совокупности, на изучение культуры России XX века чаще всего отводится пять параграфов: «Русская культура конца XIX — начала XX века» [9, с. 60-69], «Общественно-политическая жизнь. Культура 20-е гг. XX века» [9, с. 133-142], «Общественно-политическая жизнь. Культура 30-е гг. XX века» [9, с. 165-173], «Изменения в политике и культуре 1953-1964 гг.» [9, с. 249-259], «Общественно-политическая жизнь. Культура 1965-1985 гг.» [9, с. 284-292]. В указанных параграфах дается сжатое изложение основных культорогических особенностей изучаемого периода, в основном это перечень имен, произведений, присутствует совсем немного сведений об архитектуре, музыке, скульптуре, науке и литературе.
В учебнике профильного уровня для 11-х классов «История России XX — начало XXI века» автора В.А. Шестакова [11] на изучение вопросов культуры отводится семь параграфов: «Культура России начала XX века» [11, с. 24-34], «Эволюция большевистского режима» [11, с. 136-151], «Советское общество накануне войны» [11, с. 186-194], «Власть и общество в первое послевоенное десятилетие» [11, с. 260-66], «Противоречия «либерального коммунизма» Н. С. Хрущева» [11, с. 282-289], «Советское общество на переломе» [11, с. 299-303], «Российское общество в условиях системной трансформации» [11, с. 361-363]. Указанные параграфы посвящены основным культурологическим вопросам изучаемого периода, на фактическом и теоретическом уровне показаны особенности культурной жизни общества. Изучение вопросов культуры происходит в контексте политической истории России XX — начала XXI века, но в целом, культурологический аспект эпохи рассматривается схематично и в сжатом виде. Объясняется это, в первую оче-
редь, тем, что отечественная история XX века насыщена огромным количеством различных событий и фактов политической истории. Поэтому времени на изучение культуры практически не остается, что вляется недопустимым. Самостоятельно осмыслить такой массив исторической информации для учащихся достаточно сложно.
Таким образом, проанализировав учебники базового и профильного уровня по истории для 11 -х классов, мы пришли к выводу, что изучение вопросов культуры происходит схематично, культурологическому аспекту в рамках осмысления истории XX века уделяется сравнительно меньше внимания, чем при изучении периода истории России с древнейших времен до конца XIX века. И это притом, что для воспитания человека с высокими моральными качествами, уважающего культурные достижения различных народов, способного объективно оценивать историческое прошлое человечества и успешно пройти итоговую аттестацию, необходимо более подробное и качественное освоение культурологической составляющей отечественной истории.
Таким образом, на сегодняшний день изучение вопросов культуры в курсе отечественной истории в старших классах представляется актуальным. Постижение истории и культуры в старших классах должно быть направлено не только на успешное прохождение итоговой аттестации, но и учитывать ценностную составляющую в формировании личности обучающихся. Именно школа призвана воспитать молодую личность, которая объективно будет оценивать не только историко-культурное прошлое, но и настоящее. Отсутствие представлений о культурных особенностях цивилизаций в различных этапах их существования грозит появлением националистических, радикальных взглядов. Следует добавить, что на сегодняшний день указанные проблемы в силах решить образовательное учреждение и учителя истории. Для того чтобы у учащихся была возможность не только успешно сдать экзамены, но и осмыслить историко-культурную составляющую образования, возможно введение элективного курса по истории российской культуры. С помощью элективного курса продолжительностью два года (10-11-й классы), у учителя появится возможность варьирования учебного исторического материала, учащиеся же, нацеленные на сдачу истории в формате ЕГЭ смогут под руководством учителя грамотно распределить время на изучение различных проблемных вопросов и продуктивно подготовиться к экзамену.
N.V. Kamardina, A.T. Dzhayloobayeva
THE TOPICALITY OF STUDYING CULTURE ISSUES IN THE COURSE OF HISTORY OF RUSSIA.
PEDAGOGY
Библиографический список
1. Алексашкин Л. Н. Изучение истории на старшей ступени общеобразовательной школы // Профильная школа, 2004. — № 4. — С. 34-42.
2. БаргМ. А. Цивилизационный подход к истории: Дань конъюнктуре или требования науки // Коммунист. 1991. — №3. — С. 27-36.
3. Вяземский Е. Е. Цели и задачи школьного исторического образования // Настольная книга учителя истории. 5-11 классы. / Авт.-сост. М. Н. Чернова. М.: Эксмо, 2006. — С. 7-21.
4. Государственные образовательные стандарты. // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс]. — иЯЬ: http://www.standart.edu.ru/ (дата обращения 20.01.2017).
5. Историко-культурный стандарт. // Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс]. — иКЬ: http://www.standart.edu.ru/9010 (дата обращения 20.01.2017).
6. Короткова М. В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 5. — С. 40-57.
7. Левандовский А. А., Мироненко С. В., Щети-новЮ. А. История России: ХХ — начало XXI в.: Учебник для 11 класса общеобраз. учреждений. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 384 с.
8. Разбегаева Л. П., Крутова И. В., Самоходкина Т. В. Проектирование процесса обучения истории. Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода // Известия Саратовского университета. — 2013. — Вып. 2. — Т. 2. — С. 196-200.
9. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История с древнейших времен до конца XIX века. В 2-х частях. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учр-й: профильный уровень. — 18-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
10. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История с древнейших времен до конца XIX века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. орг-ций. Базовый уровень. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово», 2014. — 448 с.
11. Шестаков В. А. История России XX — начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. уч-режд.: профильный уровень. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 399 с.