Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ИГР'

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
временные представления / легкая степень умственной отсталости / цифровые игры / компьютерные технологии / temporary concepts / slight degree of mental retardation / digital games / computer technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркш Дарья Александровна

В данной статье рассматриваются противоречия, связанные с необходимостью внедрения компьютерных технологий в коррекционно-образовательный процесс с детьми с умственной отсталостью и отсутствием цифровых игровых программ по формированию временных представлений детей данной категории. Обосновывается необходимость создания цифрового образовательного пространства по формированию временных представлений старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы. В статье описывается важность формирования временных представлений в дошкольном возрасте, а также особенности этих представлений в данном возрастном периоде. Ключевые слова: временные представления, легкая степень умственной отсталости, цифровые игры, компьютерные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркш Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF THE TEMPORARY IDEAS’ FORMING OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH A SLIGHT DEGREE OF MENTAL RETARDATION THROUGH DIGITAL GAMES

The contradictions, connected with the need to introduce computer technology into the correction and education process of those children with intellectual disabilities and the lack of digital game programs to form these children’s temporary ideas are discussed in this article. The necessity of creating a digital educational space for the temporary ideas forming of older preschool children with a slight degree of intellectual disability is justified, based on the Federal State Educational Standard requirements and an approximate basic educational program. The importance of forming temporary concepts in preschool age, as well as the features of these concepts in a given age period are described in the article.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ИГР»

УДК 376.4

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ

СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ПОСРЕДСТВОМ

ЦИФРОВЫХ ИГР

Буркш Дарья Александровна.

Россия, г. Красноярск, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева», магистрант, darianaburksh@gmail .com.

Аннотация. В данной статье рассматриваются противоречия, связанные с необходимостью внедрения компьютерных технологий в коррекционно-образовательный процесс с детьми с умственной отсталостью и отсутствием цифровых игровых программ по формированию временных представлений детей данной категории. Обосновывается необходимость создания цифрового образовательного пространства по формированию временных представлений старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы. В статье описывается важность формирования временных представлений в дошкольном возрасте, а также особенности этих представлений в данном возрастном периоде.

Ключевые слова: временные представления, легкая степень умственной отсталости, цифровые игры, компьютерные технологии.

RELEVANCE OF THE TEMPORARY IDEAS' FORMING OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH A SLIGHT DEGREE OF MENTAL RETARDATION THROUGH DIGITAL GAMES

Burksh Darya Alexandrovna.

Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, graduate student, darianaburksh@gmail.com.

Abstract. The contradictions, connected with the need to introduce computer technology into the correction and education process of those children with intellectual disabilities and the lack of digital game programs to form these children's temporary ideas are discussed in this article. The necessity of creating a digital educational space for the temporary ideas forming of older preschool children with a slight degree of intellectual disability is justified, based on the Federal State Educational Standard requirements and an approximate basic educational program. The importance of forming temporary concepts in preschool age, as well as the features of these concepts in a given age period are described in the article.

Keywords: temporary concepts, slight degree of mental retardation, digital games, computer technologies.

Временные представления являются неотъемлемой частью всей жизнедеятельности людей, так как само время - это та единица измерения, которая определяет существующую вокруг человека реальность.

Осваивать временные представления ребенок начинает в дошкольном возрасте неспроста. С временными категориями дети сталкиваются в процессе своей повседневной жизни, а также во многих видах деятельности: игровой, познавательной, социально-бытовой. Временные представления позволяют ребенку своевременно осваивать различные вид деятельности и качественно познавать окружающий мир.

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста представляет особую важность, так как уровень развития данных представлений является одним из главных показателей интеллектуальной готовности к школе.

В контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования принципиально значимым положением обучения, а также воспитания детей с умственной отсталостью является не только формирование, но и коррекция высших психических функций. Также приоритетным является формирование элементов учебной деятельности, как одной из ведущих задач обучения.

Временные представления, осваиваемые детьми в дошкольном возрасте, имеют ряд специфических особенностей в структуре абстракции времени. Это создает трудности в усвоении ребенком данных категорий, поскольку к привычной наглядности необходимо подключать опыт «осязания» продолжительности времени.

При проведении коррекционных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья использование различных цифровых образовательных ресурсов, развивающих цифровых игр, иных компьютерных технологий широко распространяется в западных странах и описывается многими исследователями. За последнее время - это такие исследователи как S.Edwards, M Nilsen, M. Lundin, A. Otterborn, K. Schönborn, I. Palaiologou.

В России исследовательскую деятельность по применению современных цифровых ресурсов в образовательной деятельности с детьми с различными особенностями развития проводили такие исследователи, как И.В. Больших, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, Г.В. Васенков, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова и другие.

На сегодняшний день разработаны и внедрены в практику цифровые ресурсы, программы, игровые комплексы по работе с детьми младшего школьного возраста и старшего дошкольного. Превалирующими категориями детей являются дети с речевыми нарушениями, с нарушениями слуха, с задержкой психического развития.

Данные информационные и игровые технологии направлены на коррекцию речевых функций (произносительная сторона речи), а также на формирование представлений о внутреннем мире человека, об окружающем мире. Также задействованы программы по формированию математических представлений, коммуникативных умений.

Такой проблемой, как обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с использованием информационных ресурсов и технологий в контексте разработки методического обеспечения организации данного процесса, уже занимались ранее. Работы, посвященные именно формированию временных представлений детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями легкой степени средствами цифровых игр, на сегодняшний день отсутствуют.

Наличие и разнообразие цифровых коррекционно-развивающих игровых программ особенно важно в контексте требований примерной основной образовательной программы по применению инновационных форм обучения и воспитания детей. Данные требования справедливы, так как разнообразные информационные ресурсы и технологии (мобильный телефон, персональный компьютер, игровой планшет, телевизор) стали частью жизнедеятельности не только взрослых, но и детей. Все эти вещи влияют на эмоциональное состояние детей, а также на социальное, интеллектуальное и мотивационное развитие.

Особую актуальность на сегодняшний день приобретает решение проблемы в оказании помощи умственно отсталым детям по формированию временных представлений с помощью цифрового пространства, применяемого в области общего и специального образования не только как инновационное, но и как адаптивное, индивидуализируемое средство обучения.

Обосновывают приведенную выше актуальность также и некоторые противоречия. Например, существует необходимость совершенствования коррекционных и воспитательных мероприятий с использованием информационных технологий по работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, но цифровые игровые программы по формированию временных представлений для них отсутствуют.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день имеется потребность практического решения проблемы формирования временных представлений умственно отсталых дошкольников посредством создания цифрового игрового пространства.

Данную потребность мы планируем решить в ходе создания игровой программы, направленной на формирование временных представлений старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости в ходе нашей дальнейшей научно-практической работы.

Библиографический список. 1. Бекшаев И.А., Иванов Р.Г. Нейрофизиологический подход к изучению нейрофизиологических процессов детей при легкой степени умственной

отсталости // Полевые и экспериментальные исследования биологических систем. Материалы V Всероссийской с международным участием школы-конференции молодых исследователей. Редактор-составитель О.С. Козловцева. - 2019. - С. 80-81.

2. Копиева В.Ф. Особенности познавательных процессов у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. -2019. - С. 69-70.

3. Кордун З.М. Некоторые примеры современных ассистирующих технологий //Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 61-66.

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. -1998. - № 1. - С. 47-55.

5. Кукушкина О.И Информационные технологии в специальном образовании: Программа спецкурса обучения студентов-дефектологов. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 29 с.

6. Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании // Образование для всех: совершенствование процесса обучения и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. Кишинёв: ООН в Молдове, 2004. - С. 75-83.

7. Edwards S. 2016. "New Concepts of Play and the Problem of Technology, Digital Media and Popular-culture Integration with Play-based Learning in Early Childhood Education." Technology, Pedagogy and Education 25 (4): 513-532. [Taylor & Francis Online], [Web of Science], [Google Scholar].

8. Nilsen M., M. Lundin, C. Wallerstedt, and N. Pramling. 2018. "Evolving and Re-mediated Activities When Preschool Children Play Analogue and Digital Memory Games." Early Years 1-16. [Taylor & Francis Online], [Google Scholar.

9. Otterborn A., K. Schonborn, and M. Hulten. 2018. "Surveying Preschool Teachers' Use of Digital Tablets: General and Technology Education Related Findings." International Journal of Technology and Design Education. doi: 10.1007/s10798-018-9469-9. [Crossref], [Google Scholar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.