А.Л. Бирюкова, учитель-логопед
высшей квалификационной категории,
Центр содействия семейному воспитанию
«Доверие»,
г. Москва, Россия,
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации» (2013) и внедрение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (2016) определяют необходимость принципиально новых ориентаций системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом растёт количество детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, а сами интеллектуальные расстройства принимают всё более сложные формы. Требование включения детей с умеренной умственной отсталостью в различные формы обучения предполагает необходимость разработки содержательных технологий, которые бы учитывали особые образовательные возможности данной категории детей и были направлены на раскрытие всех их потенциальных возможностей. Однако в области специального образования Россия имеет серьёзные недоработки, отмечается недостаточность специальных исследований, посвящённых особенностям детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, отсутствуют инновационные педагогические программы и разработки условий, при которых права ребёнка-инвалида могут быть достаточно полно реализованы. Рассматривая методику использования информационных технологий при развитии экспрессивной речи дошкольников с умственной отсталостью, подчеркнём важность её реализации в коррекционно-педагогическом процессе для достижения целей обучения на конкретном предметном содержании.
Ключевые слова: дошкольники с умеренной умственной отсталостью, экспрессивная речь, речевое развитие, информационные технологии, программно-методический комплекс «Доктор Звуков», коррекционно-педагогическая работа, индивидуально-дифференцированный подход в обучении.
Информатизация обучения сегодня становится одним из приоритетов развития социальной сферы. Она органически связана с процессом модернизации специального образования. Использование информационных технологий не является инновацией, но внедрение данных технологий в определённые целевые интегративные модели представляет собой инновационный подход, который в нашем случае вносит качественные изменения в практику развития экспрес-
сивной речи у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.1
Целесообразность внедрения информационных технологий в коррекционно-пе-дагогический процесс показана в исследованиях Ю.Б. Зеленской, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной, Н.Н. Малофеева и др., где демонстрируются преимущества развития информационных технологий и широкие возможности их применения.2 Однако крайне мало внимания уделено вопросам
№ 3(77) МАРТ 2017
т
изучения и становления экспрессивной речи у дошкольников с умеренной умственной отсталостью.3 Исследования в этой области отражают преимущественно фонетический, лексический и грам- -
магический компоненты их речевой функциональной системы (В.И. Липакова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.),4 особенности сферы общения и коммуникации (М.Е. Баблумова, Л.Б. Баряева, МП. За-думова, А.В. Закрепина, Т.Н. Исаева, Е.В. Казанцева, Л.М. Шипицы-на и др.).5
Отсутствие фундаментальных разработок по вопросу возможностей развития экспрессивной речи у детей с умеренной умственной отсталостью, а также практическая востребованность информационных технологий с этой целью делают необходимым поиск эффективных путей их реализации у детей с данной формой недоразвития, обоснования и экспериментальной диагностики методики коррекционно-педагогического воздействия в совокупности её цели, задач, форм и содержания.
Материал серии «Слышу и понимаю» предназначен для знакомства дошкольников с собственным телом, с окружающим предметным миром и миром природы, с разнообразными действиями в течение режимных моментов и многим другим.
Исходя из вышесказанного, автором был разработан программно-методический комплекс «Доктор Звуков», целью которого стало развитие экспрессивной речи дошкольников с умеренной умственной отсталостью с учётом их индивидуальных возможностей. Содержательным компонентом комплекса «Доктор Звуков», характеризующим логику его построения и наполнения, стала технология проведения коррекцион-но-педагогической работы с дошкольниками данной категории6, в связи с чем перед нами встали следующие задачи:
1. Формирование мотивационных механизмов экспрессивной речи.
2. Создание среды восприятия для формирования образа слова.
3. Активизация речевых высказываний на доступном уровне.
4. Стимулирование форм общения - невербальных и вербальных.
Программно-методический комплекс «Доктор Звуков» состоит из четырех блоков (серий) определённой тематики, имею-
щих целью активизацию разных процессов экспрессивной речи: «Слышу и понимаю», «Вижу и повторяю», «Мы вместе», «Я сам». Все названия являются авторскими.
Каждая часть комплекса включает ряд информационных технологий, представляющих собой самостоятельную единицу и как бы повторяющих нормативное овладение детьми речью в ходе её развития. Структура заданий от серии к серии усложняется, например, от наиболее простых гласных звуков и их сочетаний до согласных звуков и наиболее поздно усваиваемых ребёнком сложных сочетаний слов.
1. Серия «Слышу и понимаю» состоит из выделенных и отобранных нами готовых к трансляции сетевых продуктов информационных технологий: видеоклипов и видеороликов с русскими народными стихами и потешками. Материал данной серии предназначен для знакомства дошкольников с собственным телом, с окружающим предметным миром и миром природы, с разнообразными действиями в течение режимных моментов и многим другим. Предлагаемые видеклипы непродолжительны по времени, имеют игровой сюжет, исполнение музыкального произведения сопровождается спецэффектами, визуализацией сцен, описанных в текстах.
Информационные технологии серии «Слышу и понимаю» предлагаются к просмотру дошкольникам в процессе коррек-ционно-педагогической работы на разных этапах занятия, в зависимости от индивидуальных способностей детей и внутренних резервов их речевого развития.
2. Серия информационных технологий «Вижу и понимаю» состоит из разработанных нами мультимедиа презентаций, которые созданы и укомплектованы
Вследствие проведённой коррек-ционно-педагогической работы уменьшилось количество детей с низким уровнем сформирован-ности экспрессивной речи на 15%; увеличилось количество дошкольников со средним уровнем развития экспрессивной речи на 6%; у дошкольников с уровнем развития выше среднего показатель экспрессивной речи вырос на 9%.
стых, общеизвестных предметов и явлений с наложением озвученного названия, которое используется как средство, помогающее дошкольнику перейти от образного материала к его изображению. Обобщающие понятия озвучиваются в начале каждой презентации. К дополнительным опциям мы отнесли включение в презентации слайдов со звуковыми эффектами.
3. Серия «Мы вместе» состоит из разработанной и апробированной нами мультимедиа презентации, содержащей 78 слайдов и приложения из нотного сочинения ко всем слайдам. Каждый из 78 слайдов имеет свой авторский текст детской композиции и авторский рисунок-картинку.
Музыкальное оформление, исполнение композиций и нотное сочинение принадлежат учителю музыки ГКУ ЦССВ «Доверие» г. Москвы А.А. Беликовой и подобраны с учётом особенностей дошкольников с умеренной умственной отсталостью. Мотив композиций прост, в пределах одной октавы. В мелодиях преимущественно использовано нисходящее и восходящее поступенное движение, что укрепляет музыкальную память детей данной категории. Композиционный репертуар доступен для пения и запоминания - это позволяет варьировать подачу материала на занятиях с учётом особенностей развития каждого ребёнка.
4. Серия «Я сам» является логичным продолжением серии «Мы вместе», состоит из разработанной и апробированной нами мультимедиа презентации и содержит 80 слайдов с музыкальным оформлением.
Слайды серии «Я сам» представляют собой усложнённый вариант композиций и предназначены для работы над формированием фразовой речи, способствуют более осознанно-
по наиболее доступным для восприятия до- му произношению как отдельных звуков, так
школьниками лексическим темам. Каждая и их сочетаний, проговариванию слов и фраз.
из 15 презентаций включает в себя от 4 до 5 Результатом обучения по данной ме-
ярких и красочных фотоизображений про- тодике (с использованием программно-ме-
№ 3(77) МАРТ 2017
m
тодического комплекса «Доктор Звуков») является качественное и количественное повышение уровня развития экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. Вследствие проведённой коррекционно-педаго-гической работы уменьшилось количество детей с низким уровнем сформированности экспрессивной речи на 15%; увеличилось количество дошкольников со средним уровнем развития экспрессивной речи на 6%; у дошкольников с уровнем развития выше среднего показатель экспрессивной речи вырос на 9%.
Таким образом, предложенная нами методика использования информационных технологий направлена на активизацию и развитие определённых процессов в экспрессивной речи и оказывает требуемое воздействие на дошкольников с умеренной умственной отсталостью. Многократное повторение заданий серий информационных технологий стало эффективным в части вербализации взаимоотношений и закрепления пройденного материала. Предлагаемый материал с учётом приобретаемого ребёнком опыта постепенно видоизменяется, при этом соблюдаются основные дидактические принципы: доступность, по-
вторяемость и постепенность выполнения заданий, -'jjj
Литература
1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2017. 78 с.
2. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядниц-кая Н.А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемных ребёнком в Российской Федерации // Дефектология. 2007. № 6. С. 60-68.
3. Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании. М.: Академия, 2011. 144 с.
4. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. М.: Парадигма, 2012. 256 с.
5. Исаева Т.Н. Индивидуальная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой УО // Проблемы реализации ФГОС для детей с ОВЗ. М.: Парадигма, 2016. С. 75-83 (в соавторстве); Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. М.: Парадигма, 2012. 256 с.
6. Бирюкова А.Л. Развитие коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью // ААК как основа для развития и обучения людей с нарушениями в развитии. СПб., 2014. С. 108-111.
INFORMATION TECHNOLOGIES' APPLICATION METHOD FOR DEVELOPMENT OF EXPRESSIVE SPEECH FOR PRE-SCHOOL CHILDREN WITH MODERATE MENTAL RETARDATION
A.L. Biryukova, speech-language pathologist of the highest qualification grade, Assistance center for family upbringing "Doverie", Moscow, Russia, [email protected]
The relevance of the adoption of the new law "About the education in the Russian Federation " (2013) and the implementation of the FSES for children with disabilities (2016), defines today the need for a fundamentally new orientations of the education system for children with disabilities. Every year a growing number of children of pre-school age with mental retardation and intellectual disorders themselves are becoming more complex shapes. The timeliness of inclusion of children with moderate mental retardation in different forms of learning, puts the necessity of development of content technologies, which would take into account the special educational opportunities for children in this category and is aimed at disclosure of all potential possibilities. However, the field of special education in Russia has serious flaws, there is a dearth of researches devoted to the study of pre-school children with moderate mental retardation; there are no innovative educational programs and conditions under which the rights of disabled children can be adequately implemented. Considering the method of information technology's use in the development of preschoolers ' expressive speech with mental retardation, we emphasize the importance of its implementation in the correctional and pedagogical process to achieve the goals of learning specific subject content.
Key words: pre-school children with moderate mental retardation, expressive speech, speech development, information technology, program and methodical complex "Doctor of Sound", the correctional and pedagogical work, individually-differentiated approach in training.
References
1. FGOS obrazovaniya obuchayushchihsya s umst-vennoj otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniy-ami) [GEF education of students with mental retardation (intellectual disabilities)]. M.: Prosveshchenie, 2017. 78 s.
2. Malofeev N.N., Razenkova YU.A., Uryadnick-aya N.A. O razvitii sluzhby rannej pomoshchi sem'e s problemnyh rebyonkom v Rossijskoj Federacii [About development services early intervention for families with a problem child in the Russian Federation] // Defektologiya. 2007. № 6. S. 60-68.
3. Nikol'skaya I.A. Informacionnye tekhnologii v special'nom obrazovanii [Information technology in special education]. M.: Akademiya, 2011. 144 s.
4. Strebeleva E.A. Vospitanie i obuchenie detej do-shkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta [The education and training of children of preschool age
with intellectual disabilities]. M.: Paradigma, 2012. 256 s.
5. Isaeva T.N. Individual'naya obrazovatel'naya programma dlya obuchayushchihsya s umerennoj i tyaz-heloj UO [Individual educational program for students with moderate and severe mental retardation] // Problemy realizacii FGOS dlya detej s OVZ. M.: Paradigma, 2016. S. 75-83 (v soavtorstve); Strebeleva E.A. Vospitanie i obuchenie detej doshkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta. M.: Paradigma, 2012. 256 s.
6. Biryukova A.L. Razvitie kommunikativnyh umenij u detej s intellektual'noj nedostatochnost'yu [The development of communicative skills in children with intellectual disabilities] // AAK kak osnova dlya raz-vitiya i obucheniya lyudej s narusheniyami v razvitii. SPb., 2014. S. 108-111.