Научная статья на тему 'Игровой тренинг, как форма организации взаимодействия "педагог-родители-дети" по решению задач экологического воспитания детей с ОВЗ'

Игровой тренинг, как форма организации взаимодействия "педагог-родители-дети" по решению задач экологического воспитания детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОВЕРИТЕЛЬНО-ДЕЛОВОЙ КОНТАКТ / EASY DEGREE OF MENTAL RETARDATION / JUNIOR SCHOOL AGE / ENVIRONMENTAL EDUCATION / TRUST AND BUSINESS CONTACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Е.С., Охохонина Н.А.

Статья посвящена рассмотрению проблемы экологического воспитания детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. В ней акцентируется внимание на основные задачи экологического воспитания, реализуемые педагогом в ходе обучения в коррекционно-педагогическом процессе; обозначаются эффективные методы и средства, приемлемые в работе с детьми младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости и апробированные в практическом плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Е.С., Охохонина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game training as a form of organization of interaction between "pedagogue-parents-children" for solving problems of environmental education of children with disabilities

The article is devoted to the problem of ecological education of children of primary school age with a slight degree of mental retardation. It focuses attention on the main objectives of environmental education, implemented by the teacher in the course of training in the correctional-pedagogical process; indicate effective methods and means that are acceptable in working with children of primary school age with mild mental retardation and tested in practical terms

Текст научной работы на тему «Игровой тренинг, как форма организации взаимодействия "педагог-родители-дети" по решению задач экологического воспитания детей с ОВЗ»

1. Экспериментально подтверждено предположение об эффективности программы развития эмпатии посредством формирования ценностного отношения к другому человеку.

2. Развитию эмпатии у подростков посредством формирования ценностного отношения к другому человеку, способствует теоретически обоснованная теоретико -прикладная программа, в основе которой лежат принципы, механизмы, стратегии и тактики формирующих и развивающих воздействий.

3. Развитию эмпатии у подростков посредством формирования ценностного отношения к другому человеку, способствуют групповые и парные задания, при выполнении, которых они предпринимают совместные действия в различных видах деятельности, получают информацию о том, как их поведение воспринимают другие члены группы, расширяют знание о себе и своих возможностях посредством анализа собственных переживаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб // Социально-педагогическая работа. - 2009. - № 4. - С. 53-57.

2. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия: мастера психологии / Е.П. Ильин. -СПб. : ПИТЕР, 2013. - 304 с.

3. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 208 с.

4. Психология человека от рождения до смерти : психолог. энцикл. / под общ. ред. А.А. Реана. -СПб. : ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

REFERENCES

1. Golub A.M. Formirovanie cennostnyh orientacij molodyozhi v processe dosugovoj deyatelnosti [Formation of value orientations of youth in the process of leisure activities]. Socialno-pedagogicheskaya rabota [Socialpedagogical work], 2009, no. 4, pp. 53-57.

2. Ilin E.P. Psihologiya pomoschi. Altruizm, egoizm, empatiya: mastera psihologii [Psychology of care. Altruism, selfishness, empathy: masters of psychology]. SaintPetersburg: PITER, 2013. 304 p.

3. Lukyanova M.I., Kalinina N.V. Psihologo-pedagogicheskie pokazateli deyatelnosti shkoly: kriterii i diagnostika [Psychological and pedagogical indicators of the school: criteria and diagnosis]. Moscow: TC Sfera, 2004. 208 p.

4. In Reana A.A. (ed.). Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti: psiholog. encikl [The psychology of man from birth to death: a psychological encyclopedia]. SaintPetersburg: PRAJM-EVROZNAK, 2002. 656 p.

УДК 376.1-056.36

Е.С. Неустроева,

студентка 3 курса факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия neustroewa.lenus05@yandex.ru Н.А. Охохонина,

студентка 3 курса факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия tashikohc@gmail.com

Игровой тренинг, как форма организации взаимодействия

«педагог-родители-дети» по решению задач экологического

воспитания детей с ОВЗ

Статья посвящена рассмотрению проблемы экологического воспитания детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. В ней акцентируется внимание на основные задачи экологического воспитания, реализуемые педагогом в ходе обучения в коррекционно-педагогическом процессе; обозначаются эффективные методы и средства, приемлемые в работе с детьми младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости и апробированные в практическом плане.

Легкая степень умственной отсталости, младший школьный возраст, экологическое воспитание, доверительно-деловой контакт.

Е.S. Neustroeva,

Student of the 3th year of the Faculty of Correctional Pedagogy and Psychology

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia neustroewa.lenus05@yandex.ru NА. Ohohonina,

Student of the 3th year of the Faculty of Correctional Pedagogy and Psychology

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia tashikohc@gmail .com Game training as a form of organization of interaction between "pedagogue-parents-children" for solving problems of environmental education of children with disabilities

The article is devoted to the problem of ecological education of children of primary school age with a slight degree of mental retardation. It focuses attention on the main objectives of environmental education, implemented by the teacher in the course of training in the correctional-pedagogical process; indicate effective methods and means that are acceptable in working with children of primary school age with mild mental retardation and tested in practical terms.

Keywords: easy degree of mental retardation, junior school age, environmental education, trust and business contact.

Длительное время довольно остро стоит вопрос о формировании представлений об окружающем мире природы у детей младшего школьного возраста. Основа для этого закладывается на этапе дошкольного и младшего школьного образования.

Особому изучению в этой проблемной области подверглись дети, имеющие легкую степень умственной отсталости. По многочисленным исследованиям таких авторов, как А. М. Косымова, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева и т.д. дети с нарушением интеллектуальной сферы очень медленно и парциально усваивают основные знания, даже те, с которыми сталкиваются каждый день, знания о природе

[5].

Цель исследования заключается:

1. В поиске эффективных методов и средств экологического воспитания детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, в соответствии с их типичными особенностями;

2. В активизации родителей в решении совместных со школой задач экологического воспитания обучающихся.

Понятие умственная отсталость было введено несколькими учеными, среди которых Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др., оно подразумевает

стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга [2].

В целом, эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире. Их жизненный опыт отличается крайней бедностью.

Обучение детей с легкой степенью умственной отсталости экологии является необходимым компонентом системы начального и последующего образования. По мнению Е. А. Екжановой, оно формирует основу для овладения детьми других природоведческих дисциплин, в ходе дальнейшего обучения их в школе [5]. Главное, это способствует зарождению представлений о жизни человека во взаимосвязи с обществом и природой.

В ходе обучения и воспитания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости должны быть решены следующие задачи:

— способствовать познанию детьми всего живого, которое находится

рядом с ними;

— учить детей правильно взаимодействовать со средой обитания;

— формировать у детей осознанное, ценностное отношение к

окружающему миру [5].

Дети с легкой степенью умственной отсталости могут получить экологические знания, у них могут быть сформированы представления об окружающей среде, но все это результат плодотворной систематической комплексной и очень длительной работы педагогов и других специалистов, корригирующих дефекты и развивающих способности детей.

Младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости инфантильны, и уступают по зрелости детям с условно нормативным развитием, в этом же возрасте. Это говорит о том, что работа с ними будет строиться, как с дошкольниками, в большей мере, с опорой на игровой вид деятельности с применением наглядности.

В коррекционно-педагогическом процессе, важное место занимает дидактическая игра. Подчеркнем, что данный метод эффективен для совместной работы (педагог-родители-дети). Она реализуется в двух направлениях:

1. Обучающее;

2. Игровое [3].

Больший интерес для детей имеет второе направление, с помощью его они достигают первого, которое преследует учитель. Такой метод может быть обогащен дополнительными средствами, например, экскурсиями на природу, оформлением в классе экологического уголка, чтением и рассказами педагога о жизни животных, о природных явлениях и т.д. Главным образом, дети могут знакомиться с окружающей средой посредством собственной деятельности и ее результатов. Приемлемым в этом плане являются занятия по аппликации, рисованию, лепке и т.д. Такой вид деятельности может быть организован в нетрадиционной форме обучения, например, на классном часу или на уроке по ознакомлению с окружающим миром.

Так, игровой формой обучения детей может стать совместно организованная деятельность с их родителями. Подчеркнем, что при взаимодействии с родителями важно соблюдать ряд принципов делового общения [1,4]:

1. Каждая беседа должна иметь цель;

2. Не критикуй;

3. Самые первые сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида и доброжелательности общения;

4. Будьте хорошим слушателем;

5. Сначала с родителями устанавливается доверие, затем, на основе этого, деловые контакты.

Нетрадиционная форма обучения для детей младшего школьного возраста, особенно для детей с легкой степенью умственной отсталости является оптимальным условием обучения, т.к. способствует созданию атмосферы комфорта, раскрепощенности и активности детей, но главное их увлеченности и желания выполнять предложенные задания. В этом мы убедились в рамках практического знакомства, присутствуя на детско-родительском игровом тренинге в 1 классе.

В ГКОУ «Шадринская школа-интернат № 16» был проведен детско-родительский игровой тренинг на тему «Экологический час», под руководством Галины Антоновной Брагиной. В мероприятии были задействованы студенты-логопеды, преподаватели начального уровня образования, обучающиеся 1 и 4 класса, родители учащихся.

Цели «Экологического часа»:

1. Закрепление знаний обучающихся о природе родного края (растениях, птицах, животных).

2. Уточнение правил поведения людей в лесу, с объяснением причин такого поведения.

3. Информирование и побуждение родителей к соблюдению правил поведения в

лесу.

Вспомогательное оборудование: мультимедийный проектор, разработанная педагогом презентация по теме «Экология», муляжи деревьев, игрушки, ортопедические коврики, предметные картинки «Лесные животные», воздушный шар, коврики для упражнения «Камень-человек».

Игровой тренинг был объединен одной темой «Путешествие на лесную полянку» и представлял собой нетрадиционную форму взаимодействия в детско-родительской группе. Он включал в себя игры (подвижные, дидактические, на ориентировку в пространстве), двигательные упражнения, интересную наглядную, познавательную информацию и познавательные минутки (загадки, занимательные дидактические упражнения). Такой подход очень заинтересовал и школьников, и родителей, на протяжении всего мероприятия они были активны.

Начало мероприятия предполагало сообщение учителем всем присутствующим о предстоящей деятельности.

Первое задание заключалось в том, чтобы дети вместе с учителем отправились в путь, где необходимо было переступать «ручей по камешкам» - ортопедическим коврикам. Затем предусматривался «привал», дети выполняли упражнение «Камень-человек». Такие упражнения направлены на развитие общей моторной сферы, а упражнение «Камень-человек» способствует нормализации мышечного тонуса, включая в себя элементы расслабления и напряжения мышц всего тела.

Основной этап мероприятия предполагал повторение правил поведения в лесу и проведение дидактических игр. Среди них были «Куда пойдешь?», «Загадки», «Узнай диких животных», «Что изменилось?». Все эти игры преследовали свою цель. Комплексно она проявлялась, в развитии фонематического, зрительного и пространственного восприятия, активизации мыслительных процессов и развитии речи.

Продолжение игрового тренинга предусматривало проведение активной игры «Воздушный шар», где были задействованы обучающиеся 1, 4 класса и родители учащихся.

Заключительная часть мероприятия проводилась в виде подготовленного музыкально-танцевального номера обучающихся 1 класса.

После выполнения всех заданий, детям вновь нужно было вернуться «из похода» в класс. Так, они повторили тот путь, которым добирались «в поход», но в обратной последовательности: «Камень-человек», «Камешки».

В целом, мероприятие прошло успешно. Все участники с большим интересом выполняли задания, которые им предлагал учитель.

Таким образом, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью коррекционно-педагогического процесса в школе и в семье, является игра. Она выступает как наиболее эффективный метод для формирования представлений об окружающем мире у таких детей, в чем мы убедились, посетив игровой тренинг в 1 классе. Подготовка, к такого рода взаимодействию «педагог-родители-дети», опирается на подготовительный этап, в котором все участники активизируются под руководством учителя, работающего с классом.

Участие студентов в подготовке игрового тренинга, их наблюдение и анализ способствуют развитию прикладных умений при организации взаимодействия родителей и детей с ОВЗ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Аминов, И.И. Психология делового общения [Текст] / И. И. Аминов. - М. : Омега, 2005. - 303 с.

2. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х. С. Земский. - 2 изд. - М. : Просвещение, 2008. - 398 с.

3. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] : кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 2010. - 191 с.

4. Филютина, Т.Н. Нарушение принципов делового общения специалистов дошкольных учреждений с родителями [Текст] / Т.Н. Филютина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2009. - № 1. - С. 202-208.

5. Экологическое воспитание детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/1038764/pedagogika/osobennosti_detey_umstvennoy_otstalostyu.

REFERENCES

1. Aminov I.I. Psihologiya delovogo obscheniya [Psychology of business communication]. Moscow: Omega, 2005. 303 p.

2. Zamskij H.S. Istoriya oligofrenopedagogiki [History of oligophrenopedagogy]. 2 izd. Moscow: Prosveschenie, 2008. 398 p.

3. Kataeva A.A., Strebeleva E.A. Didakticheskie igry i uprazhneniya v obuchenii umstvenno otstalyh doshkol'nikov: kn. dlya uchitelya [Didactic games and exercises in teaching mentally retarded preschool children]. Moscow: BUK-MASTER, 2010. 191 p.

4. Filyutina T.N. Narushenie principov delovogo obscheniya specialistov doshkolnyh uchrezhdenij s roditelyami [Violation of the principles of business communication of specialists of preschool institutions with parents]. Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Herald of Shadrinsk State Pedagogical Institute], 2009, no. 1, pp. 202-208.

5. Ekologicheskoe vospitanie detej s umstvennoj otstalostyu [Elektronnyi resurs] [Ecological education of children with mental retardation]. URL: https://studwood.ru/1038764/pedagogika/osobennosti_detey_umstvennoy_otstalostyu.

УДК 376.1-058.264

В.В. Пивненко, аспирант 4 года обучения ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия уа1епуа.р1упепко@шаП .ги Н.В.Скоробогатова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.