Таким образом, составление ментальных карт является эффективным инструментом обучения, который может быть использован как во время аудиторной, так и самостоятельной работы студентов.
Применение ментальных карт в процессе преподавания иностранных языков студентам-экологам обладает рядом преимуществ. Данный вид учебной деятельности способствует более осознанному и целенаправленному освоению новой лексики, ее систематизации и лучшему запоминанию, что развивает не только лексическую компетенцию обучающихся, но и критическое мышление. Составление ментальных карт после прочтения или прослушивания текста
Библиографический список
демонстрирует умения студентов воспринимать и извлекать необходимую информацию, таким образом, данный вид деятельности развивает навыки аналитического мышления. Некоторые ментальные карты предполагают включение дополнительной информации, например, возникающие у обучающихся ассоциации с рассматриваемым термином. В этом случае составление ментальных карт приобретает индивидуальный характер и способствует развитию творческого мышления. Результаты исследования подтвердили, что применение ментальных карт обладает значительным лингводидактическим потенциалом и целесообразно при обучении иностранному языку студентов-экологов.
1. Токмакова Ю.В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов в качестве цели обучения иностранному языку в аграрном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020; Т. 25, № 185: 107-118.
2. Арсеньев К.С., Смолянинова О.Г. Методологический анализ современных подходов к развитию критического мышления. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019; № 4 (104): 123-130.
3. Бронникова Л.М. Развитие критического мышления студентов посредством использования ментальных карт в учебном процессе. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 3: 47.
4. Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; № 112: 193-197.
5. Дронова Е.Н. Ментальные карты в работе учителя: от теории к практике. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023; № 2 (55): 19-27.
6. Романичева Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты. Литература в школе. 2015; № 8: 40-41.
7. Метелькова Л.А. Технология формирования лингвистических компетенций обучающихся с использованием ментальных карт на уроках французского языка. Казанский педагогический журнал. 2020; № 5 (142): 124-132.
8. Астахова Л.Г. Использование интеллект-карт в процессе формирования когнитивного компонента готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Известия Российской академии образования. 2021; № 3 (55): 170-178.
References
1. Tokmakova Yu.V. Formirovanie professional'noj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti studentov v kachestve celi obucheniya inostrannomu yazyku v agrarnom vuze. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2020; T. 25, № 185: 107-118.
2. Arsen'ev K.S., Smolyaninova O.G. Metodologicheskij analiz sovremennyh podhodov k razvitiyu kriticheskogo myshleniya. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2019; № 4 (104): 123-130.
3. Bronnikova L.M. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov posredstvom ispol'zovaniya mental'nyh kart v uchebnom processe. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 3: 47.
4. Tulasynova N.Yu. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; № 112: 193-197.
5. Dronova E.N. Mental'nye karty v rabote uchitelya: ot teorii k praktike. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023; № 2 (55): 19-27.
6. Romanicheva E.S. Mental'nye karty, ili intellekt-karty. Literatura vshkole. 2015; № 8: 40-41.
7. Metel'kova L.A. Tehnologiya formirovaniya lingvisticheskih kompetencij obuchayuschihsya s ispol'zovaniem mental'nyh kart na urokah francuzskogo yazyka. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 5 (142): 124-132.
8. Astahova L.G. Ispol'zovanie intellekt-kart v processe formirovaniya kognitivnogo komponenta gotovnosti studentov k buduschej professional'noj deyatel'nosti. Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2021; № 3 (55): 170-178.
Статья поступила в редакцию 12.02.24
УДК 378
Kupchigina I.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: kupchigina_im@khsu.ru
Shmidt S.V., Vice-Rector for Youth Policy and Educational Activities, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shmidt_sv@khsu.ru
THE RELEVANCE OF THE FORMATION OF CIVIC-PATRIOTIC CULTURE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The
article reveals a problem of how to form the civic-patriotic culture in students through educational activities at a university. The authors present a theoretical analysis of study of the stated problem in psychological and pedagogical research, specify the essence of the process of the formation of the civic-patriotic culture of the students through the educational work. The article focuses on the key directions of the educational work of the Khakass State University n.a. N.F. Katanov, where the work is carried out: updating students' knowledge about history and culture of their country; including students' classroom and extracurricular activities with the aim of awareness of their civic responsibility; forming patriotic feeling, moral values and civic behaviour.
Key words: culture, civil-patriotic culture, formation of civil-patriotic culture, educational environment, university
И.М. Купчигина, канд. пед. наук, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: kupchigina_im@khsu.ru
С.В. Шмидт, проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова,
г. Абакан, E-mail: shmidt_sv@khsu.ru
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
В статье раскрывается актуальность формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся посредством воспитательных мероприятий, реализованных в университете. Авторами представлен теоретический анализ изучения проблемы формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся в психолого-педагогических исследованиях, конкретизирована сущность процесса формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся в университете посредством воспитательной работы. В статье основное внимание уделяется ключевым направлениям воспитательной работы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, в рамках которых в университете проводится работа по формированию гражданско-патрио-тической культуры обучающихся (актуализация знаний об истории и культуре своей страны; включение обучающихся в аудиторную и внеаудиторную деятельность с целью осознания гражданской ответственности, формирования патриотического чувства, нравственных ценностей и гражданского поведения).
Ключевые слова: культура, гражданско-патриотическая культура, формирование гражданско-патриотической культуры, воспитательная среда, университет
Последние социально-политические изменения, происходящие в государстве, все более настойчиво определяют приоритетной задачей государства и общества формирование духовно-нравственной, патриотически настроенной личности. В этой связи повышается роль университета как социального институ-
та. Воспитательная среда университета выступает непосредственным пространством, в котором реализуется процесс формирования гражданско-патриотиче-ской культуры обучающихся, владеющих культурой гражданско-патриотического мышления, политическими убеждениями, культурой позитивных оценок и граж-
данско-патриотических эмоций, культурой рефлексии и саморефлексии как основных составляющих гражданско-патриотической культуры. Гражданско-па-триотическая культура все больше становится объектом и предметом научных исследований. Это обусловлено политическими изменениями в стране и мире в целом. Актуальность темы и анализ научных публикаций позволили сфокусировать наш взор на воспитательном потенциале университета как одном из пространств формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся.
Цель данной статьи - раскрыть актуальность формирования граждан-ско-патриотической культуры обучающихся посредством включения их в воспитательные мероприятия, реализованные в университете.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- провести теоретический анализ изучения проблемы формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся в университете;
- конкретизировать сущность процесса формирования гражданско-патри-отической культуры обучающихся в университете посредством воспитательной работы.
Научная новизна: в исследовании выявлены ключевые направления воспитательной работы университета, в рамках которых проводится работа по формированию гражданско-патриотической культуры обучающихся (актуализация знаний об истории и культуре своей страны, включение обучающихся в аудиторную и внеаудиторную деятельность с целью осознания гражданской ответственности, формирования патриотического чувства и нравственных ценностей).
Теоретическая значимость исследования: результаты анализа актуальных психолого-педагогических исследований, нормативно-правовой документации позволяют расширить теоретические знания в вопросах формирования граждан-ско-патриотической культуры обучающихся в воспитательной среде университета.
Практическая значимость исследования: полученные результаты позволяют определить и обосновать организационно-педагогические условия формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся в воспитательной среде университета.
Имеющиеся научные исследования в философии, социологии, психологии и педагогике определяют актуальность проблемы формирования гражданско-па-триотической культуры и интерес ученых к ее решению и описанию в научных трудах. Философские аспекты гражданско-патриотической культуры заложены в научных трудах С.И. Архангельского, С.И. Иконниковой, М.С. Кагана, В.Т. Лисовского, В.И. Лутовинова, А.Н. Муравьева, О.Н. Полухина, ГН. Филонова и др. Психологический аспект формирования гражданской идентичности, патриотизма, патриотического сознания, патриотического воспитания отмечен в работах ГА. Быковской, A.A. Деркач, С.А. Гаврилушкина, С. В. Мещеряковой, С.М. На-уменкова, A.B. Потемкина, И.Ф. Харламова и др. В педагогике вопросы патриотического и гражданского воспитания отображены в педагогических трудах В.Г. Белинского, Е.В. Бондаревской, Н.А. Добролюбовой, В.А. Караковского, О.В. Лебедевой, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандрова, М.Ю. Новицкой, В.А. Сласте-нина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. [1; 2; 3; 4].
В современных психолого-педагогических исследованиях заложены методологические основания для решения задачи формирования гражданско-патри-отической культуры обучающихся в образовательной среде: Н.И. Верещагина изучает "проблему формирования патриотической культуры школьников в общеобразовательном учреждении" [5], Е.Л. Крылова рассматривает "формирование патриотического сознания студентов вуза средствами медиавоспитания" [6], Е.Н. Тазетдинова доказывает "результативность педагогических условий формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа" [7], А.А. Шаронов изучает "педагогические условия формирования патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности" [8].
Проведенный теоретический анализ выявил отсутствие в образовательной теории и практике единых общетеоретических и практико-ориентирован-ных основ формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся в воспитательной среде университета. Имеющиеся исследования рассматривают проблему формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся, базируясь на представлениях о гражданском воспитании, патриотическом сознании, духовно-нравственных ценностях и т. д.
Основные аспекты формирования гражданско-патриотической культуры личности отражены в государственных нормативно-правовых документах: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном законе от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе"; Федеральном законе от 19.05.1995 г. № 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"; Федеральном законе от 14.01.1993 г № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"; Федеральном законе от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", Федеральном законе от 14.07.2022 г № 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи" и др.
В рамках национального проекта "Образование" реализуются такие федеральные проекты, как: "Молодежь России", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", "Социальная активность", "Социальные лифты для каждого" и др. [9].
Деятельность федеральных организаций (Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия", Автономная
некоммерческая организация "Большая перемена", Российское движение детей и молодежи, Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников") направлена на формирование гражданско-патриотической культуры подрастающего поколения.
Минобрнауки России реализует мероприятия по историческому просвещению молодежи при поддержке Российского исторического общества и Российской академии образования. С 2023-2024 учебного года в два раза увеличен объем преподавания курса истории для студентов непрофильных направлений подготовки. В более 450 вузах страны первокурсники начали осваивать модуль "Основы российской государственности". Ведется работа по подготовке нового учебника истории. В 74 университетах открыты музейные пространства, посвященные специальной военной операции (СВО). В 2022 году были разработаны ФГБУ "Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи" методические рекомендации по основам патриотического воспитания граждан Российской Федерации [10], в которых, в том числе, рассмотрена Концепция "10 граней патриотизма" (педагогика, культура, медиа, служение Отечеству, спорт, наука, семья, история, экология, добровольчество).
Очевидно, являясь сложным и многоаспектным феноменом, граждан-ско-патриотическая культура не является стихийным явлением. "Ее нужно формировать у обучающихся как в учебной деятельности, так и посредством воспитательной работы, погружая обучающихся во внеучебную деятельность" [11].
Однако анализ современных воспитательных практик по формированию гражданско-патриотической культуры обучающихся университета позволил выявить противоречие между социальным заказом общества и требованиями государства к уровню сформированности гражданско-патриотической культуры обучающихся университета и недостаточной разработанностью педагогических подходов к ее формированию в современной образовательной практике университета.
Исходя из этого, изучение проблемы формирования гражданско-патриоти-ческой культуры обучающихся в воспитательной среде университета является актуальной и своевременной.
Формирование гражданско-патриотической культуры в университете является одним из ключевых направлений воспитательной работы университета, направленной на развитие у обучающихся чувства ответственности за свою страну, уважения к ее истории и традициям, готовность защищать интересы Родины. Основными критериями сформированности гражданско-патриотической культуры обучающихся являются культура гражданско-патриотического мышления как наличие знаний об истории и культуре своей страны; культура позитивных оценок как наличие ценностного отношения к истории, культуре и традициям своей страны; культура гражданско-патриотических эмоций как наличие гражданской ответственности и политических убеждений обучающихся; культура граждан-ско-патриотического поведения как форма повседневной деятельности личности обучающегося, основанной на ценностном отношении к истории, культуре и традициям своей страны.
Одним их эффективных зарекомендовавших себя средств формирования гражданско-патриотической культуры является вовлечение обучающихся в различные мероприятия в университете. К формам проведения таких мероприятий относятся конференции, семинары, круглые столы, экскурсии, соревнования, эстафеты, просмотр фильмов, игры, встречи, концерты и др.
В ФГБОУ ВО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" реализуется ряд эффективных практик в организации воспитательной деятельности и реализации молодежной политики. Основной из значимых целей молодежной политики в университете является развитие системы приоритетов, направлений и механизмов, направленных на создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся.
Воспитательная работа в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова по формированию гражданско-патриотической культуры обучающихся проводится по следующим направлениям:
1. В рамках актуализации знаний об истории и культуре своей страны обучающиеся ХГУ им. Н.Ф. Катанова имеют возможность посещать и самостоятельно организовывать музейные экспозиции университета: Музей боевой славы, Музей арт-хроники, Память сильнее времени, "Учителя, прошедшие войну", "Русская изба", "Юрта - традиционное жилище хакасов".
2. В рамках формирования ценностного отношения к истории, культуре и традициям своей страны обучающиеся участвуют в патриотических акциях и мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление государственной идентичности, формирование гражданского сознания и активной жизненной позиции у обучающихся. Университет входит в ассоциацию патриотических клубов "Я горжусь" (военно-патриотический клуб "Хакасия"). Сотрудники и студенты в рамках действующего Волонтерского центра ХГУ им. Н.Ф. Катанова (создан в 2020 г.) участвуют во Всероссийской акции #МЫВМЕСТЕ (проводится сбор и сортировка гуманитарной помощи и медикаментов, формируются новогодние подарки для мобилизованных, изготавливаются балаклавы, организуются донорские акции). В настоящее время университетом заключены соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией волонтерских центров и Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества".
3. В рамках формирования гражданской ответственности и политических убеждений обучающиеся участвуют в культурных мероприятиях и патриотиче-
ских акциях "Бессмертный полк", "Георгиевская лента", "Свеча памяти", организовывают концерт ко Дню Победы и др.
4. В рамках формирования гражданско-патриотического поведения обучающиеся участвуют в благотворительных мероприятиях, волонтерских акциях и других формах социальной активности. Обучающиеся выступают организаторами и активными участниками проведения мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню России и другим государственным праздникам. Большое количество студентов - это волонтеры проектов, направленных на помощь ветеранам, инвалидам, детям-сиротам и другим категориям граждан, нуждающимся в поддержке. Студенты университета в составе творческой группы участвуют в гастролях со спектаклем "А зори здесь тихие..." в Абакане, Томске, Омске, Луганске (проект является победителем спецконкурса Президентского фонда культурных инициатив). В том числе обучающиеся совместно с преподавателями вуза ведут работу по созданию гражданско-патриотического контента (так, за последние три года отсняты и смонтированы видеоклипы по разным тематикам: "Моя родина - Россия!", "Донбасс за нами!", "Я подарю тебе", "Встанем", "Тишина", "Журавли").
Библиографический список
Очевидно, что воспитательная среда университета является важным условием формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся. Правильно организованная воспитательная работа в университете по формированию гражданско-патриотической культуры позволит сформировать активного гражданина и патриота страны.
Таким образом, в статье раскрыта актуальность формирования граждан-ско-патриотической культуры обучающихся посредством посредством включения их в воспитательные мероприятия, реализованные в университете. В рамках поставленной цели проведен теоретический анализ изучения проблемы формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся в университете, а также конкретизирована сущность процесса формирования гражданско-патри-отической культуры обучающихся в университете посредством воспитательной работы. В качестве перспектив продолжения данной работы выступает разработка диагностического инструментария для оценки уровня сформированности гражданско-патриотической культуры обучающихся в образовательной организации высшего образования, позволяющая определить динамику сформированно-сти гражданско-патриотической культуры обучающихся.
1. Адаева Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащийся молодежи. Человек и образование. 2012; № 1: 130-133.
2. Григорьева А.В., Черняк Е.Ф., Белов В.Ф. Метод проектов в патриотическом воспитании обучающихся организаций профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 18-20.
3. Самигуллина В.Г Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательной организации высшего образования. Казанский педагогический журнал. 2015; № 4.
4. Чикаева Т.А. Формирование патриотического сознания личности. Манускрипт. 2019; Т. 12, № 3: 97-100.
5. Верещагин Н.И. Формирование патриотической культуры школьников в общеобразовательном учреждении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Самара, 2020.
6. Крылова Е.Л. Формирование патриотического сознания студентов вузов средствами медиавоспитания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Самара. 2020.
7. Тазетдинова Е.Н. Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Иркутск. 2019.
8. Шаронов А.А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Астрахань. 2019.
9. Патриотическое воспитание. Федеральный проект. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/
10. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: методические рекомендации. Утверждены Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10.10.2022 г. Available at: https://patriot.nso.ru/sites/patriot.nso.ru/wodby_files/files/document/2022/12/documents/metodicheskie_ rekomendacii_ osnovy_ patr._vospitaniya.pdf
11. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 2: 155-175.
References
1. Adaeva N.V. K ponimaniyu suschnosti patriotizma i patrioticheskogo vospitaniya uchaschijsya molodezhi. Chelovek i obrazovanie. 2012; № 1: 130-133.
2. Grigor'eva A.V., Chernyak E.F., Belov V.F. Metod proektov v patrioticheskom vospitanii obuchayuschihsya organizacij professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 18-20.
3. Samigullina V.G. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; № 4.
4. Chikaeva T.A. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya lichnosti. Manuskript. 2019; T. 12, № 3: 97-100.
5. Vereschagin N.I. Formirovaniepatrioticheskojkul'tury shkol'nikov vobscheobrazovatel'nom uchrezhdenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2020.
6. Krylova E.L. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya studentov vuzov sredstvami mediavospitaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara. 2020.
7. Tazetdinova E.N. Formirovanie grazhdanskojidentichnostiobuchayuschihsya kolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Irkutsk. 2019.
8. Sharonov A.A. Formirovaniepatrioticheskih cennostejpodrostkov vo vneurochnojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Astrahan'. 2019.
9. Patrioticheskoe vospitanie. Federal'nyj proekt. Oficial'nyj sajt Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/
10. Osnovy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii: metodicheskie rekomendacii. Utverzhdeny 'Ekspertnym sovetom po patrioticheskomu vospitaniyu pri FGBU «Rospatriotcentr» 10.10.2022 g. Available at: https://patriot.nso.ru/sites/patriot.nso.ru/wodby_files/files/document/2022/12/documents/metodicheskie_rekomendacii_ osnovy_ patr._vospitaniya.pdf
11. Murzina I.Ya., Kazakova S.V. Perspektivnye napravleniya patrioticheskogo. Obrazovanie inauka. 2019; T. 21, № 2: 155-175.
Статья поступила в редакцию 20.02.24
УДК 792.075:930
Konovich A.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, Department of Directing and Acting, Saint Petersburg
State Institute of Culture (Saint Petersburg, Russia), E-mail: askold.konovich@mail.ru
Murzin S.V., Senior Lecturer, Head of Department of Directing and Acting Skills, Saint Petersburg State Institute of Culture (Saint Petersburg, Russia),
E-mail: sergei_murzin@mail.ru
EVENT DIRECTING AS AN ARTISTIC AND PEDAGOGICAL BASIS FOR THE FORMATION OF HISTORICAL MEMORY. Consideration of deep political, social and cultural changes taking place in modern civil society puts forward serious requirements for the formation of personality, productively, meaningful and innovative for the benefit of the development of democracy in the country, having a sense of civic duty, patriotism, her active life position. At the same time one of the most important aspects of the transformation of the educational system that has developed in recent decades, has been the reliance on the formation of the historical memory of the individual as a key definition in ensuring the security of the state. Important aspects of this are theatrical forms of cultural leisure activities that allow to create a worse artistically pedagogical foundation for the correct understanding of historical heritage with the help of forms and methods of scenario directing based on specific events.
Key words: event basis of theatricalization, screenwriting and directing, situational community of participants of holiday, fact, document, real hero
А.А. Конович, д-р пед. наук, проф., акад. РАЕН, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», г. Санкт-Петербург,
E-mail: askold.konovich@mail.ru
С.В. Мурзин, доц., зав. каф. режиссуры и мастерства актера ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»,
г. Санкт-Петербург, E-mail: sergei_murzin@mail.ru
СОБЫТИЙНАЯ РЕЖИССУРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Рассмотрение происходящих в современном гражданском обществе глубоких политических и социально-культурных изменений выдвигает серьезные требования к формированию личности, продуктивно, осмысленно и инновационно действующей на благо развития демократии в стране, обладающей чувством гражданского долга, патриотизма, активной жизненной позицией. При этом одним из важнейших аспектов трансформации воспитательной си-