2. Ushakova A.D., Kovaleva A.G. Project-based digital educational environment of UrFU. Yazyk v sfere professional'noj kommunikacir. sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, aspirantov, magistrantov i studentov. Ekaterinburg. OOO «Izdatel'skij Dom «Azhur», 2023. 539-547.
3. Shugal' N.B., Bondarenko N.V., Varlamova T.A. i dr. Cifrovaya sreda vobrazovatel'nyh organizaciyahrazlichnyh urovnej. analiticheskij doklad. Moskva. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet "Vysshaya shkola 'ekonomiki", 2023.
4. Shevchenko E.N. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda - novye vozmozhnosti dlya sovremennogo uroka matematiki i kak sredstvo povysheniya kachestva znanij obuchayuschihsya. Cifra v pomosch' uchitelyu. sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Cheboksary. Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennosfyu «Izdatel'skij dom «Sreda», 2020. 91-93.
5. Sofina E.M. Normativno-pravovoe obespechenie formirovaniya cifrovoj obrazovatel'noj sredy v shkole. NovaUm.Ru. 2020; № 27. 128-131.
Статья поступила в редакцию 21.02.24
УДК 378.147
Kulichenko Yu.N, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: kulichenko@volsu.ru
Korolevskaya E.M., Cand. of Sciences (Philology), Moscow City University (Moscow, Russia), Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University
(Moscow, Russia), E-mail: KorolevskayaEM@mgpu.ru
MIND MAPS AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF ECOLOGY STUDENTS. The objective of the study is to characterize the linguodidactic potential of using mental maps in teaching a foreign language to form the professional foreign language competence of students of non-linguistic areas of training. The scientific novelty lies in the description of the advantages of using mental maps in the process of teaching a foreign language to students of natural sciences. As a result of the conducted research, the possibilities of using mental maps in the practice of teaching a foreign language are analysed. The use of mental maps allows students to systematize terms within the topic being studied and demonstrate logical connections between lexical units, which contributes to the development of lexical competence and critical thinking. A mental map looks like a scheme that contains basic concepts and can be used both to memorise new information and to compose a detailed monologue on a topic, which contributes to the development of students' communication skills.
Key words: mind maps, professional foreign language competence, methods of foreign language teaching, development of critical thinking, ecology
Ю.Н. Куличенко, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: kulichenko@volsu.ru
ЕМ Королевская, канд. филол. наук, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Московский городской университет управления
Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова, г. Москва, E-mail: KorolevskayaEM@mgpu.ru
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ
Цель данного исследования - охарактеризовать лингводидактический потенциал применения ментальных карт в преподавании иностранного языка для формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых направлений подготовки. Научная новизна заключается в описании преимуществ применения ментальных карт в процессе обучения иностранному языку студентов естественно-научных направлений подготовки. В результате проведенного исследования проанализированы возможности использования ментальных карт в практике преподавания иностранного языка. Использование ментальных карт позволяет систематизировать термины в рамках изучаемой темы и продемонстрировать логические связи между лексическими единицами, что способствует развитию лексической компетенции и критического мышления студентов. Ментальная карта представляет собою конспект, который содержит основные понятия и может быть использован как для запоминания новой информации, так и для составления развернутого монологического высказывания по теме, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Ключевые слова: ментальные карты, интеллект-карты, профессиональная иноязычная компетенция, методика преподавания иностранных языков, развитие критического мышления, экология
Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом педагогов к когнитивному компоненту обучения иностранным языкам. Развитие критического и творческого мышления студентов рассматривается как важная составляющая процесса формирования профессиональной иноязычной компетенции, что предполагает разнообразие видов учебной деятельности, направленных на улучшение когнитивных способностей обучающихся. Ментальные карты, представляющие собою технику визуального мышления, являются эффективным средством систематизирования, структурирования и запоминания новой информации, поэтому их применение целесообразно в практике преподавании иностранного языка.
Цель данного исследования - охарактеризовать лингводидактический потенциал применения ментальных карт в преподавании иностранного языка для формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых направлений подготовки.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- охарактеризовать ментальные карты как инструмент обучения;
- описать преимущества использования ментальных карт для развития критического мышления студентов;
- охарактеризовать лингводидактический потенциал применения ментальных карт при обучении студентов-экологов иностранному языку.
Для выполнения поставленных задач были применены следующие методы: контент-анализ научной литературы по методике преподавания иностранных языков, методы обобщения, сравнения, анализа и синтеза.
Теоретической базой данного исследования послужили работы, посвященные изучению специфики формирования профессиональной иноязычной компетенции [1], анализу способов развития критического мышления [2; 3; 4], описанию ментальных карт как вида учебной деятельности [5; 6; 7].
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения результатов проведенного исследования в практике преподавания иностранных языков в вузе с целью развития профессиональной иноязычной компетенции студентов.
Применение ментальных при обучении иностранному языку студентов-экологов
Ментальные карты, или интеллект-карты являются способом фиксации и предъявления вербальной информации в виде рисунков, графиков, схем, таблиц и т. д. [6, с. 40]. Ментальная карта строится вокруг определенного понятия. Каждое слово является центром следующей ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра [8, с. 172].
Применение ментальных карт в процессе преподавания иностранного языка в вузе обладает значительным лингводидактическим потенциалом.
Основное преимущество использования ментальных карт при обучении иностранному языку заключается в возможности систематизирования лексики по изучаемой теме. Ключевым аспектом формирования иноязычной компетенции студентов является изучение профессиональной терминологии, предполагающее освоение значительного количества лексических единиц и понимание системных связей, существующих между ними. Использование ментальных карт позволяет зафиксировать множество терминов, необходимых для обсуждения конкретной профессиональной темы на иностранном языке, и продемонстрировать логические связи между рассматриваемыми лексическими единицами.
Другим несомненным преимуществом использования ментальных карт в процессе преподавания иностранного языка в вузе является то, что они представляют собою наглядные конспекты, в которых отражены ключевые положения и понятия, что способствует как пониманию рассматриваемой темы, так и запоминанию новой информации. Кроме того, ментальная карта представляет собою опорный конспект, который может быть использован для формулирования развернутого высказывания в процессе обсуждения рассматриваемой темы, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
При обучении студентов-экологов английскому языку ментальные карты могут быть использованы при рассмотрении всех лексических тем, например, "Ecology as a science", "Types of ecosystems", "Environmental problems", "Pollution", "Natural resources", "Environmental protection", "Recycling", "Environmental
organisations" и т. д. Составление ментальной карты может сочетаться с другими видами учебнойдеятепьности:послечтениятекстаили аудированияона может представлять собоПконспект нрочвтаннлноиьи услышаннокпипи послуждтьпыв-ном при составлении развернутого монологического высказывания.
Наьримес, ирапкоп изупония темы "Types ofecc^s^ystems"nорлепроетеняя и анализа текста в качестве конспекта может быть составлена ментальная карта, ккоророй юеиеняигюпнвиу ^дурсьинатын типилокио0 кикн^с^и^с^ьво^, ыоа^кте-ризованных через оппозиции terrestrial - aquatic, natural - man-made. В качестве примера может быть составлена ментальная карта, представленная ниже:
Рис. 1. Ментальнаякарта"Туреs of ecosystems"
Тема "Ecosystems" может быть раскрыта и иным способом. Помимо типов экосистем и ят примеров, ментальнаякарта может содержать указаниена их компоненты и какие-то другие понятие, связанные с данной темой (например, пищевые цепочки - food chains). Вариант подобной карты приведен ниже.
plants
В данной работе обучающимся необходимо обозначить ключевые понятия и собственные ассоциации, касающиеся рассматриваемой темы, а также продемонстрировать связь экологии с другими науками. Таким образом, ментальная карта может отражать как объективную информацию, так и субъективное восприятие студентами изучаемой ими науки.
В качестве учебного упражнения студентам может быть предложена ментальная карта с пропущенными элементами. В процессе обсуждения анализируются возможные варианты заполнения, что побуждает учащихся активно работать с различными источниками информации. Например, изучая тему "Environmental problems", на первом этапе студенты могут выделить ключевые категории, в рамках которых можно раскрыть специфику изучаемого материала. Среди них могут быть названы основные типы экологических проблем, их причины, способы решения и др. На следующих этапах учащимся предлагается описать каждую категорию, указывая её значимые компоненты. В частности, среди проблем окружающей среды в первую очередь называют загрязнение (pollution), глобальное потепление (global warming), истощение озонового слоя (ozone layerdestruction). Возможными вариантами, дополняющими карту в этом случае, могут быть истощение природных ресурсов (depletion of natural resources), уничтожение флоры и фауны (disruption of flora and fauna), кислотные дожди (acid rains), опустынивание (desertification) и т. д. Обсуждая причины проблем окружающей среды, возможно рассмотреть следующие явления: глобальные изменения климата (global climate changes), индустриализация (industrialization), перенаселение (overpopulation), природные катастрофы (natural disasters) и др. Дополнительно студентами или преподавателем могут быть названы такие термины, как промышленные отходы (industrial wastes), вырубка лесов (deforestation), злоупотребление природными ресурсами (abusage of nature). В категории, отражающей способы решения проблем, может быть указано огромное множество практических действий, направленных на улучшение экологической обстановки. Наряду с такими популярными идеями, как вторичная переработка (recycling), сокращение выбросов углекислого газа (reduction of carbon dioxide), защита природных ресурсов (protecting natural resources), можно назвать участие в кампаниях по защите окружающей среды (participating in environmental campaigns), сохранение энергии (conserving energy) и др.
Студенты должны предложить и обосновать собственные идеи сначала в небольших группах, а затем представить их всей аудитории. На основе составленных карт возможно проводить опросы и презентации, а также осуществлять промежуточную аттестацию обучающихся. В качестве примера карты с пропусками может быть предложена следующая ментальная карта - "Environmental Problems":
land pollution
f animals
biotlc Mj ' microbes
deforestation
massive I industrialization I ш
ICauses f
thermal pollution
???
air pollution \
Pollution
water pollution
soil pollution
Рис. 2. Ментальная карта "Ecosystems"
Подобные ментальные карты, самостоятельно составленные студентами, демонстрируют пониманиепрочитанного текста и свидетельствуют об умении систематизировать полученную информацию в виде наглядного изображения. Классофикации скосистемс прниедеотыгот примераме срвдетавлеиы в ивде схем,втеорые лемонстсируютизаимоксязи мелрду рантытеподгрукпдыш.Дтн-ные ментальные карты способствуют лучшему запоминанию необходимой ин-рыорккциыи и дальнойшмммекнтОи1ть испортмтианыммеоонесмнс.
Ментальная карта по теме "Ecology as a science" может предста тятьсо-боё|^^(^Н^во^<^кмт сад а епт,иоивеляю щиьсеуд енмтмобоК щ ити пмлучениые знания.
Рис. 3. Ментальная карта "Environmental problems"
Применение ментальных карт в процессе обучения способствует развитию критического мышления студентов, поскольку составление подобных конспек-товпредполагает обработку большогоколичества информации,анализ причинно-следственных связей между рассматриваемыми явлениями и изучение си-ьтеп/юылсовашончйоаьаду оьоаьаествуащамитовсичоькьмоеб иаьоопс.
Таким образом, применение ментальных карт возможно как для целена-траненного сиитeмытьзьpоаллuелаибиквто^^пгш^"^з^ой темздакодлятьстав-ления конспекта, необходимого для запоминания новой информации.
Таким образом, составление ментальных карт является эффективным инструментом обучения, который может быть использован как во время аудиторной, так и самостоятельной работы студентов.
Применение ментальных карт в процессе преподавания иностранных языков студентам-экологам обладает рядом преимуществ. Данный вид учебной деятельности способствует более осознанному и целенаправленному освоению новой лексики, ее систематизации и лучшему запоминанию, что развивает не только лексическую компетенцию обучающихся, но и критическое мышление. Составление ментальных карт после прочтения или прослушивания текста
Библиографический список
демонстрирует умения студентов воспринимать и извлекать необходимую информацию, таким образом, данный вид деятельности развивает навыки аналитического мышления. Некоторые ментальные карты предполагают включение дополнительной информации, например, возникающие у обучающихся ассоциации с рассматриваемым термином. В этом случае составление ментальных карт приобретает индивидуальный характер и способствует развитию творческого мышления. Результаты исследования подтвердили, что применение ментальных карт обладает значительным лингводидактическим потенциалом и целесообразно при обучении иностранному языку студентов-экологов.
1. Токмакова Ю.В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов в качестве цели обучения иностранному языку в аграрном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020; Т. 25, № 185: 107-118.
2. Арсеньев К.С., Смолянинова О.Г. Методологический анализ современных подходов к развитию критического мышления. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019; № 4 (104): 123-130.
3. Бронникова Л.М. Развитие критического мышления студентов посредством использования ментальных карт в учебном процессе. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 3: 47.
4. Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; № 112: 193-197.
5. Дронова Е.Н. Ментальные карты в работе учителя: от теории к практике. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023; № 2 (55): 19-27.
6. Романичева Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты. Литература в школе. 2015; № 8: 40-41.
7. Метелькова Л.А. Технология формирования лингвистических компетенций обучающихся с использованием ментальных карт на уроках французского языка. Казанский педагогический журнал. 2020; № 5 (142): 124-132.
8. Астахова Л.Г. Использование интеллект-карт в процессе формирования когнитивного компонента готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Известия Российской академии образования. 2021; № 3 (55): 170-178.
References
1. Tokmakova Yu.V. Formirovanie professional'noj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti studentov v kachestve celi obucheniya inostrannomu yazyku v agrarnom vuze. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2020; T. 25, № 185: 107-118.
2. Arsen'ev K.S., Smolyaninova O.G. Metodologicheskij analiz sovremennyh podhodov k razvitiyu kriticheskogo myshleniya. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2019; № 4 (104): 123-130.
3. Bronnikova L.M. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov posredstvom ispol'zovaniya mental'nyh kart v uchebnom processe. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 3: 47.
4. Tulasynova N.Yu. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; № 112: 193-197.
5. Dronova E.N. Mental'nye karty v rabote uchitelya: ot teorii k praktike. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023; № 2 (55): 19-27.
6. Romanicheva E.S. Mental'nye karty, ili intellekt-karty. Literatura vshkole. 2015; № 8: 40-41.
7. Metel'kova L.A. Tehnologiya formirovaniya lingvisticheskih kompetencij obuchayuschihsya s ispol'zovaniem mental'nyh kart na urokah francuzskogo yazyka. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 5 (142): 124-132.
8. Astahova L.G. Ispol'zovanie intellekt-kart v processe formirovaniya kognitivnogo komponenta gotovnosti studentov k buduschej professional'noj deyatel'nosti. Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2021; № 3 (55): 170-178.
Статья поступила в редакцию 12.02.24
УДК 378
Kupchigina I.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: kupchigina_im@khsu.ru
Shmidt S.V., Vice-Rector for Youth Policy and Educational Activities, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shmidt_sv@khsu.ru
THE RELEVANCE OF THE FORMATION OF CIVIC-PATRIOTIC CULTURE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The
article reveals a problem of how to form the civic-patriotic culture in students through educational activities at a university. The authors present a theoretical analysis of study of the stated problem in psychological and pedagogical research, specify the essence of the process of the formation of the civic-patriotic culture of the students through the educational work. The article focuses on the key directions of the educational work of the Khakass State University n.a. N.F. Katanov, where the work is carried out. updating students' knowledge about history and culture of their country; including students' classroom and extracurricular activities with the aim of awareness of their civic responsibility; forming patriotic feeling, moral values and civic behaviour.
Key words: culture, civil-patriotic culture, formation of civil-patriotic culture, educational environment, university
И.М. Купчигина, канд. пед. наук, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катаноеа, г. Абакан, E-mail: kupchigina_im@khsu.ru
С.В. Шмидт, проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова,
г. Абакан, E-mail: shmidt_sv@khsu.ru
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
В статье раскрывается актуальность формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся посредством воспитательных мероприятий, реализованных в университете. Авторами представлен теоретический анализ изучения проблемы формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся в психолого-педагогических исследованиях, конкретизирована сущность процесса формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся в университете посредством воспитательной работы. В статье основное внимание уделяется ключевым направлениям воспитательной работы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, в рамках которых в университете проводится работа по формированию гражданско-патрио-тической культуры обучающихся (актуализация знаний об истории и культуре своей страны; включение обучающихся в аудиторную и внеаудиторную деятельность с целью осознания гражданской ответственности, формирования патриотического чувства, нравственных ценностей и гражданского поведения).
Ключевые слова: культура, гражданско-патриотическая культура, формирование гражданско-патриотической культуры, воспитательная среда, университет
Последние социально-политические изменения, происходящие в государстве, все более настойчиво определяют приоритетной задачей государства и общества формирование духовно-нравственной, патриотически настроенной личности. В этой связи повышается роль университета как социального институ-
та. Воспитательная среда университета выступает непосредственным пространством, в котором реализуется процесс формирования гражданско-патриотиче-ской культуры обучающихся, владеющих культурой гражданско-патриотического мышления, политическими убеждениями, культурой позитивных оценок и граж-