Научная статья на тему 'Актуальность диджитал маркетинга в современных условиях развития строительной отрасли Республики Саха (Якутия)'

Актуальность диджитал маркетинга в современных условиях развития строительной отрасли Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ДИДЖИТАЛ МАРКЕТИНГ / КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА / РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ / ВОЗРАСТНОЙ СЕГМЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / DIGITAL MARKETING / MARKET CONCENTRATION / MARKET POWER / AGE SEGMENT / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Лидия Михайловна, Иванова Мария Ивановна

В статье представлено исследование состояния строительной отрасли в Республике Саха (Якутия). По данным федеральной службы государственной статистики установлено сокращение строительства жилых зданий с 2018 года. Рынок характеризуется как умеренно концентрированный (индекс Герфиндаля Гиршмана составляет 1 556,19). Состояние рискованное, поскольку на рынок выходят более маркетингово-ориентированные компании. Компании, имеющие опыт работы на рынке, находясь в условиях ужесточения конкуренции, не используют активные методы продвижения, проявляют несостоятельность в области диджитал маркетинга. Сегменты пользователей каналов диджитал маркетинга характеризуются как потенциально выгодные для компаний строительной отрасли, определены лучшие социальные платформы и мессенджеры по возрасту. Данный потенциал не используется компаниями. Сочетание различных методик в процессе исследования позволило полнее сформулировать и связать основные проблемы в отрасли с акцентом на недостаток финансовых средств и отсутствие диджитал маркетологов, решение которых видится в разработке стратегии продвижения, посредством использования инструментов маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relevance of Digital Marketing in the Modern Conditions of Development of the Construction Industry of the Republic of Sakha (Yakutia)

The article presents a research the construction industry condition in the Republic of Sakha (Yakutia). Reduction of construction of residential buildings since 2018 is established according to the Federal State Statistics Servic. The market is characterized as moderately concentrated (the Herfindahl-Hirschman index is 1556.19). The situation in the market is risky because of new marketing-oriented companies. Companies with experience in the market in the face of increased competition do not use active methods of promotion. They are insolvent in the field of digital marketing. The segments of the users of digital marketing channels are characterized as potentially beneficial for companies in the construction industry. It is important to note that the best social platforms and instant messengers by age have been identified. This potential is not used by companies. The combination of different techniques in the research process allowed to more fully formulate and link the main problems in the industry with an emphasis on the lack of financial resources, and the lack of digital marketers, the solution of which is seen in the development of a promotion strategy through the use of marketing tools.

Текст научной работы на тему «Актуальность диджитал маркетинга в современных условиях развития строительной отрасли Республики Саха (Якутия)»

АКТУАЛЬНОСТЬ ДИДЖИТАЛ МАРКЕТИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

л

Степанова Лидия Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмент Финансово-экономического института, Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова; 677027, г. Якутск, ул. Белинского, 58 [email protected]

Иванова Мария Ивановна,

студент 2 курса магистратуры кафедры менеджмент Финансово-экономического института, СевероВосточный Федеральный Университет им. М.К. Амосова; 677027, г. Якутск, ул. Белинского, 58 [email protected]

В статье представлено исследование состояния строительной отрасли в Республике Саха (Якутия). По данным федеральной службы государственной статистики установлено сокращение строительства жилых зданий с 2018 года. Рынок характеризуется как умеренно концентрированный (индекс Герфиндаля - Гиршмана составляет 1 556,19). Состояние рискованное, поскольку на рынок выходят более маркетингово-ориентированные компании. Компании, имеющие опыт работы на рынке, находясь в условиях ужесточения конкуренции, не используют активные методы продвижения, проявляют несостоятельность в области диджитал маркетинга. Сегменты пользователей каналов диджитал маркетинга характеризуются как потенциально выгодные для компаний строительной отрасли, определены лучшие социальные платформы и мессенджеры по возрасту. Данный потенциал не используется компаниями. Сочетание различных методик в процессе исследования позволило полнее сформулировать и связать основные проблемы в отрасли с акцентом на недостаток финансовых средств и отсутствие диджитал маркетологов, решение которых видится в разработке стратегии продвижения, посредством использования инструментов маркетинга.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия); диджитал маркетинг; концентрация рынка; рыночная власть; возрастной сегмент; социальные сети.

Рынок строительной отрасли Республики Саха(Якутия)претерпевает изменения. В условиях развития отрасли в последующие годы эксперты предсказывают некоторое сокращение рынка.

В таблице 1 приведены данные о построенных за 10 лет квартирах. Видно, что рынок строительства жилых зданий в Республике Саха (Якутия) до 2017 года рос. По сравнению с 2008 годом в 2018 году число квартир выросло на

49,5% за счет всех источников финансирования. К сожалению, в 2018 году наблюдается резкое снижение количества построенных квартир, следовательно, конкуренция ужесточается.

Далее определим годовые выручки всех строительных компаний г. Якутска для расчета индекса Герфиндаля—Гиршмана и индекса концентрации рынка, характеризующих состояние конкуренции на рынке (табл. 2).

Индекс Герфиндаля—Гиршмана используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли, для наших данных индекс составил ИИ! = 1 556,19 [1]. В соответствии со значениями коэффициентов концентрации и индекса Герфиндаля — Гиршмана данный рынок относится к умеренно концентрированным, поскольку 1 000 < 1 556,19 < 1 800, то есть на данном рынке степень

Таблица 1

Число построенных квартир Республики Саха (Якутия)*

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

за счет всех источников финансирования

Число квартир, единиц 4 144 4 318 4 571 4 659 5 520 6 424 7 257 8 746 9 697 10 870 8 373

за счет средств индивидуальных застройщиков

Число квартир, единиц 1 555 1 581 1 617 2 070 2 067 2 095 2 338 2 332 2 517 2 141 2 264

* Источник. Федеральная служба государственной статистики России. иШ: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.05.2019).

преобладания одной или нескольких крупных фирм — умеренная, но наблюдаемый отрыв организаций относительно ООО «Строй-монтаж-2002» по масштабам и продолжительности работы и, соответственно, опыту работы на рынке характеризует состояние рынка как достаточно рискованное. Наличие конкуренции обусловливает управление изменениями в окружающей среде, усиление маркетинговой ориентированности путем использования инструментов маркетинга.

Целью исследования является выявление потенциала использования диджитал маркетинга в строительной отрасли. Изучение сайтов передовых крупных предприятий показывает, что практически все

имеют собственный веб-сайт. Клиенты, заинтересованные в покупке, обычно проверяют на сайтах подлинность и статус компании, изучают отзывы, знакомятся с рекламой. Для привлечения клиентов строительные компании г. Якутска в основном используют следующие диджитал каналы:

♦ Продвижение собственного веб-сайта, а также реклама на ведущих региональных сайтах, например, www.ykt.ru;

♦ реклама на цифровом телевидении;

♦ реклама на интерактивных экранах;

♦ активность в социальных сетях для быстрой обратной связи: ГасвЬоок, ¡п^одгот, \VhatsApp. Для более углубленного анализа исследовано использование

перечисленных диджитал каналов у лидера среди строительных компаний за 2017 год — ООО «Строй-монтаж-2002».

Во-первых, данная компания имеет качественный и удобный вебсайт, где указаны контактные данные, информация о новостройках, цены на квартиры, имеется новостная лента и полная информация о построенных зданиях (рис. 1).

Во-вторых, компания имеет ак-каунты в следующих социальных сетях: ¡п^адгат, УКоМаМв. Начнем с анализа социальной сети Iпstagгam. На странице компании имеется достаточно информации о зданиях и сооружениях, построенных данной компанией, но активность в Iпstagгam-e остановилась 27 июня 2017 года1. В социальной сети VKoпtaktв также

Таблица 2

Расчет показатели концентрации и рыночной власти*

№ Наименование организации Среднегодовая выручка, тыс. руб. Рыночные доли, % Квадрат рыночной доли Индекс Герфиндаля Гиршмана

1 ООО Строймонтаж-2002 1 146 280 29,35 861,36

2 АО РИК 784 231 20,08 403,17

3 АО Якутпромстрой 413 768 10,59 112,23

4 АО Домостроительный комбинат 396 797 10,16 103,21

5 ОАО ЯКСМиК 172 000 4,40 19,39

6 ООО Строй-Индустрия 164 122 4,20 17,66

7 ООО Голдлайн 122 978 3,15 9,91

8 ООО Монолит Строй 108 856 2,79 7,77

9 ООО Жилищно-Строительная-Компания 100 030 2,56 6,56

10 ООО Прометей 76 360 1,96 3,82

11 ООО Утум-Инвест 70 930 1,82 3,30

12 ООО Высота 49 721 1,27 1,62

13 ООО АЭБ Капитал 47 915 1,23 1,51

14 ООО ДСО Сэттэ 45 727 1,17 1,37 1 556,19

15 ООО СахаСтройСервис 45 323 1,16 1,35

16 ООО РДР Групп 30 833 0,79 0,62

17 ООО Транстрой 21 000 0,54 0,29

18 ООО Товары Саха Якутместпрома 20 799 0,53 0,28

19 ООО Алмазная Корона Приполярья 20 095 0,51 0,26

20 ООО Айсар 15 074 0,39 0,15

21 ООО СК Проф-строй 14 872 0,38 0,14

22 ООО ЛенаТрансСервис 11 128 0,28 0,08

23 ООО ПКФ Ормикс 10 086 0,26 0,07

24 ООО Север-строй 6 394 0,16 0,03

25 ООО Оптима-Строй 5 509 0,14 0,02

26 ООО ЯкутИнвестСтрой 4 144 0,11 0,01

27 АО ИФК РФА-Инвест 716 0,02 0,00

28 ООО Строй-Академия 12 0 0

ИТОГО 3 905 700 100

Источник. Каталог организаций России. URL: https://www.list-org.com (дата обращения: 20.07.2019).

1 Официальная страница в instagram компании«Строймонтаж 2002». URL: https://www.instagram.com/stroim2002/ (дата обращения: 28.07.2019).

имеется полезная информация в виде видео файлов, фотографий, документов и новостей, но активность остановилась 8 февраля 2018 года2. В обеих социальных сетях имеется много активных и не накрученных подписчиков. Данные были взяты за 2017 год, когда ООО «Строймонтаж-2002» имело лидирующую позицию.

В-третьих, несмотря на низкую активность компании в социальных сетях, ООО «Строймонтаж-2002» имеет несколько рекламных роликов в YouTube и на цифровом телевидении. Таким образом, ООО «Строймонтаж-2002» использует неактивные методы продвижения диджитал маркетинга для привлечения потенциальных покупателей. При этом компании, вышедшие на рынок сравнительно недавно, используют более активно каналы и различные формы коммуникаций. Например, ООО «Утум-Инвест», действующее с 2013 года, активно продвигается по диджи-тал каналам, так одной из наиболее популярных акций является розыгрыш скидки на 250 тыс. руб. Акция распространилась по социальным сетям, цифровому телевидению, радио, интерактивным экранам города, а также по мессенджеру WhatsApp.

Следовательно, если достаточно известные, имеющие опыт работы компании, не будут эффективно применять диджитал маркетинг, есть вероятность того, что малоизвестные компании смогут охватить более широкую аудиторию, расширив сегмент пользователей. В дальнейшем, при продуманной тактике поведения, компании успеют занять лидирующие позиции.

Строительные компании работают на B2B и B2C площадках.

Возрастной сегмент у компаний взрослый — от 25 и более лет (рис. 2), поэтому они особо не уделяют внимания таким каналам, как социальные сети, мобильные приложения, реклама в смартфонах и т.п.

На исследуемом рынке возрастной сегмент населения города Якутска имеет самую высокую долю потенциальных клиентов: в возрасте 25-29 лет - 58,6 тыс. чел., 30-34 года — 59,9 тыс., 35-39 лет — 52 тыс. чел. Стоит отметить, что с каждым годом городское население увеличивается за счет притока молодых людей из сельских местностей. Таким образом, рынок строительства жилыхзданий имеет перспективу на следующие 10 лет и более, т.к. сельское население

активно переселяется в столицу Республики Саха (Якутия), и в будущем будет приобретать новое жилье в г. Якутске.

Проведем анализ активных пользователей ведущих социальных платформ и мессенджеров: Facebook, VKontakte, Instagram, WhatsAppi. Как видно из графиков на рисунке 3, в разных возрастных группах наблюдается похожая структура использования социальных сетей. Это говорит о том, что социальные сети достигли той стадии зрелости, когда с их помощью можно достучаться до всех демографических групп, независимо от возраста и пола. Исключениями являются Instagram и VKontakte с более молодой аудиторией.

Рис. 1. Веб-сайт компании ООО «Строймонтаж-2002»* Источник. Официальный сайт компании «Строймонтаж 2002». URL: http://stroim-2002.ru/ (дата обращения: 28.07.2019).

Городское население ■ Сельское население

26,3

14,8

5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 6569 70 и

старше

Рис. 2. Распределение население по возрастным группам за 2018 год,

тыс. чел.

2 Официальная страница в Vkontakte компании«Строймонтаж 2002». URL: https://vk.com/club145589540 (дата обращения: 28.07.2019).

3 Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование. URL: https://www.web-canape.ru/business/soaalnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-

issledovanie/ (дата обращения: 30.06.2019).

*

На рисунке 3 наглядно видно, что для исследуемого рынка возрастной сегмент от 25 до 44 лет намного превышает возрастные сегменты 16—24 и 45—64. Можно сказать, что возрастная группа 25—44 является самой активной среди всех остальных возрастных групп. Данная диаграмма показывает, что возрастной сегмент 25—44 занимает большую половину (<50%) среди перечисленных социальных сетей. Следовательно, строительным компаниям следует обращать на это особое внимание для привлечения большего количества потенциальных покупателей.

В конце 2017 года Smart Insights совместно с Clutch провели опрос среди представителей бизнеса, в котором поинтересовались, какие из социальных сетей представляют для них наибольшую ценность (рис. 4). Выяснилось, что среди fi^C-компаний самой эффективной считается Facebook (96% респондентов), а большинство компаний сегмента B2B предпочитают Twitter (83%).

На сегодняшний день аудиторию диджитал пользователей в отрасли строительства жилых зданий г. Якутска занимает возрастная группа от 25 лет, которая ищет жилье или офисное помещение в Интернете. Потенциальная целевая аудитория находится в таких социальных сетях и мессен-джерах, как: Facebook, Vkontakte, Instagram, WhatsApp. Среди площадки B2B эффективным инструментом является Facebook, а среди B2C — Twitter.

SWOT-анализ отрасли строительства жилых зданий г. Якутска, позволит дать полную характеристику состояния отрасли. В анализе отражены характеристики показателей состояния отрасли. Составление попарных логических

цепочек отражает направления развития, задачи, проблемы и самые большие опасности (табл. 3).

Из таблицы 3 видно, что исследуемая отрасль имеет явные конкурентные преимущества, так как основные направления основаны на сочетании сил и возможностей:

1. Расширение доли рынка за счет сегмента потребителей из соседних улусов Республики Саха (Якутия). Количество строительства жилых домов в разы ниже, чем в г. Якутске. В соседних улусах строятся в основном 2—3-х этажные дома, из-за этого и отдаленности от цивилизации молодые люди предпочитают приобретать жилье в г. Якутске.

2. Повышение эффективности отрасли за счет строительства монолитных многоквартирных домов, использования новых технологий: подземные парковки, два лифта, комната для консьержа, видеонаблюдение, без-

опасность и т. п. С 2017 года в новом 203 микрорайоне «Аврора» все строительные компании г. Якутска строят многоквартирные дома с применением современных строительных технологий. Большинство квартир уже проданы и заселены, остальная часть незавершенного строительства планируется к сдаче в конце 2019 года.

3. Расширение доли рынка за счет сегмента потребителей различных социальных программ, такие как: «Доступное жилье», «Молодая семья» и т. п. В условиях несоответствия доходов спросу используются государственные программы поддержки. Очень актуальны, поскольку решают социальные задачи развития общества.

4. Обеспечение многовариантности решения инженерных задач за счет использования инновационных технологий, оборудования,

Рис. 3. Активные пользователи лучших социальных платформ и мессенджеров, по возрасту

Instagram Twitter YouTube Facebook

73%

81% | 82%

82%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

96% 100%

B2B B2C

0% 20% 40% 60% 80% 100% 120%

Рис. 4. Ценность социальных сетей среди B2B и B2C платформ

ноу-хау для лидерства на рынке очень важно, поскольку потребности и восприятия у потребителей разные. Многовариантность даёт возможности выбора, более качественного удовлетворения спроса.

Как видно из таблицы 4, строительная отрасль имеет неявно проявляющиеся конкурентные преимущества, развитие которых требует определенных усилий и вложений. Смысл которых следует понимать как возможность состояться при использовании сильной стороны исследуемой организации. Сформулируем их следующим образом: 1.Увеличение доли рынка за счет освоения новых строительных

технологий. С 2016 года компании активно строят дома с цокольным этажом, подземной парковкой, а также с размещением детской площадки на крыше в условиях вечной мерзлоты.

2. Повышение доверия покупателей с помощью диджитал маркетинга. За последние годы наблюдается активность строительных компаний в социальной сети Instagram. Многие компании проводят различные розыгрыши и акции на своих страницах. В социальных сетях имеются положительные отзывы от реальных покупателей, что вызывает большее доверие к компаниям. Как правило, в более содержательных положительных отзывах количество откликнувшихся увели-

чивается, тем самым привлекая большое количество аудитории и повышая доверие к компании.

3.Наём или обучение профессионалов для привлечения покупателей в случае угрозы поглощения более крупной компанией. Каждый год в г. Якутске завершают свою деятельность несколько строительных компаний в основном из-за банкротства или поглощения более крупной компанией. Использование инструментов диджитал маркетинга позволит более эффективно привлекать потребителей.

4.Снижение стоимости домов и зданий путем освоения новых технологий. В г. Якутске с 2017 года строится новый микрорайон Аврора, где стоимость квартир

Таблица 3

Основные направления развития строительства жилых зданий

Сильные стороны Возможности Поле основных направлений развития

1. Освоение новых строительных технологий. 2. Наличие известных компаний в отрасли, которым доверяют потребители. 3. Клиентоориентированность компаний - гибкость в отношениях с заказчиками, наличие проектного подразделения. 4. Наличие успешных реализованных проектов; 5. Успешный опыт строительства многоквартирных монолитных домов у лидеров рынка; 6. Привлечение потребителей из соседних улусов РС(Я). 1. Увеличение потребителей предпочитающих приобретать монолитные квартиры (более конкурентоспособные в условиях севера). 2. Востребованность различных социальных программ, такие как: «Доступное жилье», «Молодая семья» и т. п. 3. Привлечение заинтересованных инвесторов. 4. Использование технологий диджитал маркетинга. 5. Организация выпуска ипотечных облигаций для привлечения ресурсов банков с целью увеличения жилищного строительства. 1. Повышение эффективности отрасли за счет строительства монолитных многоквартирных домов, использования опыта новых технологий: подземные парковки, 2 лифта, комната для консьержа, видеонаблюдение, безопасность и т. п. (С1;В1) 2. Расширение доли рынка за счет сегмента потребителей различных социальных программ, такие как: «Доступное жилье», «Молодая семья» и т. п. (С2;В2) 3. Обеспечение многовариантности решения инженерных задач за счет использования инновационных технологий, оборудования, ноу-хау для привлечения потребителей из других улусов РС(Я). (С1,6;В1) 4. Расширение доли рынка сегмента потребителей из соседних улусов РС (Я) с помощью выпуска ипотечных облигаций. (С6;В5)

Таблица 4

Основные задачи строительства жилых зданий

Сильные стороны Угрозы Поле основных задач

1. Освоение новых строительных технологий. 2. Наличие известных компаний в отрасли, которым доверяют потребители. 3. Клиентоориентированность компаний - гибкость в отношениях с заказчиками, наличие проектного подразделения. 4. Наличие успешных реализованных проектов. 5. Успешный опыт строительства многоквартирных монолитных домов у лидеров рынка. 6. Привлечение потребителей из соседних улусов РС(Я). 1. Увеличение количества конкурентов на рынке. 2. Сокращение доли рынка; 3. Повышение рыночной стоимости за 1 кв. м. 4. Рост тарифов на ГСМ, электрическую энергию и коммунальное обслуживание. 5. Монополизация рынков и резкий рост цен на строительные материалы. 6. Снижение платежеспособности количества населения. 7. Отсутствие профессиональных диджитал маркетологов. 8. Угроза поглощения более крупной компанией. 9. Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства. 1. Увеличить долю компании на рынке за счет освоения новых строительных технологий (С1;В2) 2. Повышать доверие покупателей к компании наличием успешных, реализованных с помощью диджитал маркетологов, проектов (С2;В7) 3. Нанимать или обучать высококвалифицированных специалистов по диджитал маркетингу для привлечения большого количества покупателей в случае угрозы поглощения более крупной компанией (С3;В7,8) 4. Осваивать и применять новые строительные технологии для снижения стоимости домов и зданий (С1;В3)

значительно ниже в среднем по городу. Это обусловливается тем, что строительные компании использовали современные технологии в строительстве, тем самым снижая стоимость цен на квартиры. Построенные дома приносят прибыль каждый месяц путем аренды торговых и офисных помещений, аренды подземного паркинга и рекламного пространства.

Сочетание попарных логических цепочек позволило сформулировать следующие проблемы и опасности в развитии строительной отрасли (табл. 5, 6).

SWOT-aнaлиз по отрасли строительства жилых и нежилых зданий г. Якутск показал, что в отрасли имеет место «маркетинговая близорукость». Маркетинговые потенциал необходимо использовать, очевидна актуальность развития диджитал маркетинга.

Исследование показало роль и место диджитал маркетинга. На сегодняшний день, цифровая среда позволяет собирать точные данные. Так:

♦ Выявлены наиболее используемые каналы диджитал маркетинга, а также дана оценка состояния использования инстументов диджитал маркетинга ведущей компании ООО «Строймонтаж 2002». Компания имеет: информативный веб-сайт; неактивные социальные страницы в платформах: Instagram, VKontakte; рекламные ролики в YouTube и на цифровом телевидении.

♦ Установлен возрастной сегмент для отрасли строительства жилых зданий, это люди в возрасте от 25 лет и более. В 2019 году количество людей в возрасте от 25 до 34 лет составляет 82 тыс. человек, включая сельское и городское население Республики Саха (Якутия).

♦ Для полной характеристики состояния отрасли сформулированы проблемы и опасности в использовании диджитал маркетинга. Проблемы: отсутствие продуманной стратегии продвижения и коммуникации, отсутствие или низкий уровень подготовки специалистов в области диджитал маркетинга, продаж, инженеров-строителей и как следствие недостаток финансовых средств. Опасности-: снижение доли на рынке, низкая платежеспособность населения, прекращение деятельности в случае недостатка финансовых средств, непредсказуемость продаж из-за отсутствия специалистов по диджитал маркетингу. Прослеживается причинно-следственная связь.

Таким образом, для развития дид-житал маркетинга в строительной сфере г. Якутска можно дать

Таблица 5

Основные проблемы строительства жилых зданий

Слабые стороны Возможности Поле основных проблем

1. Недостаток финансовых средств у строительных компаний. 2. Слабая маркетинговая политика. 3. Отсутствие системной организации повышения квалификации специалистов строительной отрасли. 1. Увеличение потребителей предпочитающих приобретать монолитные квартиры (более конкурентоспособные в условиях севера). 2. Востребованность различных социальных программ, таких как: «Доступное жилье», «Молодая семья» и т. п. 3. Привлечение заинтересованных инвесторов. 4. Использование технологий диджитал маркетинга. 5. Организация выпуска ипотечных облигаций для привлечения ресурсов банков с целью увеличения жилищного строительства 1. Из-за недостатка финансовых средств снизится эффективность строительной отрасли (Сл1;В1) 2. Отсутствие продуманной стратегии продвижения и коммуникаций в отрасли приведёт к потере инвесторов и к потере значительной доли сегмента потребителей социальных программ, сегмента потребителей в возрасте от 25 лет (Сл1;В2,3,4) 3. Недостаточный уровень квалификации специалистов строительной отрасли повлечёт за собой потерю доли рынка и повышение стоимости квартир, что приведет к отказу от ипотеки (Сл3;В5)

Таблица 6

Основные опасности строительства жилых зданий

Слабые стороны Угрозы Поле самых больших опасностей

1. Недостаток финансовых средств у строительных компаний. 2. Слабая маркетинговая политика. 3. Отсутствие системной организации повышения квалификации специалистов строительной отрасли. 1.Увеличение количества конкурентов на рынке. 2. Сокращение доли рынка. 3. Повышение рыночной стоимости за 1 кв. м. 4. Рост тарифов на ГСМ, электрическую энергию и коммунальное обслуживание. 5. Монополизация рынков и резкий рост цен на строительные материалы. 6. Снижение платежеспособности населения. 7. Отсутствие профессиональных диджитал маркетологов. 8. Угроза поглощения более крупной компанией. 9. Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства. 1. Отсутствие профессиональности кадров строительной организации грозит снижению доли на рынке (Сл3;В2) 2. Высокие издержки на новостройки увеличивают рыночную стоимость за 1 кв. м, при низкой платежеспособности населения, компании могут обанкротиться (Сл1;В3,6) 3. При недостатке финансовых средств более слабым компаниям грозит поглощение (слияние) более крупной компанией (Сл1;В8) 4. Отсутствие специалистов по диджитал маркетингу приводит к неритмичности и непредсказуемости продаж (Сл2;В1)

следующие рекомендации:

1. Поскольку установлено, что отдельные застройщики используют неактивные инструменты маркетинга, как показал анализ использования диджитал маркетинга, следует переходить на следующие каналы диджитал маркетинга:

♦ продвижение в социальных медиа: Instagram, WhatsApp, Facebook.

♦ использование поисковой оптимизации — SEO.

♦ мобильная и тизерная реклама.

♦ е-мейл рассылка.

2. Исследование показало, что самой активной возрастной группой пользователей социальных сетей являются люди в возрасте от 25 до 34 лет. Следовательно, строительным компаниям следует обращать на это особое внимание для привлечения большего количества потенци-

альных покупателей. Стоит отметить, что для продвижения рекламной кампании в социальных сетях огромным плюсом является большой охват пользователей, а также просмотр статистики.

3. В настоящее время жители Республики Саха (Якутия) являются активными пользователями различных социальных сетей. Как показало исследование, в данной отрасли наиболее популярны: Facebook, Twitter, Instagram. В перечисленных платформах компании могут публиковать и добавлять в свои аккаунты реальные отзывы покупателей. Данный опыт увеличит обращение потребителей в компании и укрепит доверие потенциальных потребителей.

4. Наём высококвалифицированных специалистов по диджитал маркетингу (интернет-маркето-

логов) для привлечения новых покупателей, разработки обоснованной стратегии продвижения, а также для развития компании в случае угрозы поглощения более крупной компанией. Можно констатировать факт упущения выгоды без активного использования каналов продвижения. Так, например,сред-негодовая выручка компании лидера составляла 1 146 280 тыс. руб. без эффективной стратегии продвижения. При активном использовании диджитал каналов, маркетинговых подходов: адекватной ценовой политики, повышении качества строительства, выручка от продаж могла вырасти на 5—10 %, то есть на 57 — 114 млн руб., что будет ощутимым вкладом в развитие строительной отрасли и в удовлетворение социальных потребностей населения.

ИСТОЧНИК

1. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». М.: Инфра-М, 2015. 300 с.

The Relevance of Digital Marketing in the Modern Conditions of Development of the Construction Industry of the Republic of Sakha (Yakutia)

Stepanova Lidiya Mikhailovna,

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department Management of the Institute of Finances and Economics, NorthEastern Federal University; Belinskogo street 58, Yakutsk, Russia, 677027 ([email protected])

Ivanova Mariia Ivanovna,

2st course student of the magistracy of the Department Management of the Institute of Finance and Economics, North-Eastern Federal University; Belinskogo street 58, Yakutsk, Russia, 677027 ([email protected])

The article presents a research the construction industry condition in the Republic of Sakha (Yakutia). Reduction of construction of residential buildings since 2018 is established according to the Federal State Statistics Servic. The market is characterized as moderately concentrated (the Herfindahl-Hirschman index is 1556.19). The situation in the market is risky because of new marketing-oriented companies. Companies with experience in the market in the face of increased competition do not use active methods of promotion. They are insolvent in the field of digital marketing. The segments of the users of digital marketing channels are characterized as potentially beneficial for companies in the construction industry. It is important to note that the best social platforms and instant messengers by age have been identified. This potential is not used by companies. The combination of different techniques in the research process allowed to more fully formulate and link the main problems in the industry with an emphasis on the lack of financial resources, and the lack of digital marketers, the solution of which is seen in the development of a promotion strategy through the use of marketing tools.

Keywords: Republic of Sakha (Yakutia); digital marketing; market concentration; market power; age segment; social networks. REFERENCE

1. Antonov, G.D. (2015) Management of competitiveness of the organization: a textbook for students enrolled in the specialty «Economics and enterprise management (by industry)». Moscow: Infra-M Publ., 2015. 300 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.