Научная статья на тему '\ актуальная тема \ в свободном падении'

\ актуальная тема \ в свободном падении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ актуальная тема \ в свободном падении»

По данным Росстата, за январь-октябрь 2007 года сильнее всего снизились объемы производства отечественных мотоциклов, далее по списку - часовая отрасль, а хуже всего пришлось легкой промышленности. Ее представителей особенно беспокоит грядущее вступление в ВТО и неясная экономическая политика государства.

Ирина ВОРОБЬЕВА

В свободном падении

Проехали

Производство мотоциклов сократилось на 50%: в минувшем году их было выпущено около 3 тыс. Интересно, что и в 2006 году объем производства (5,8 тыс.) по сравнению с 2005 годом упал на 43%. О сложившейся ситуации мы беседовали с Татьяной Кирюниной, директором компании «Урал-Рус» — официального дистрибьютора Ирбитского мотоциклетного завода, единственного в мире производителя переднеприводных мотоциклов с коляской,

и Владимиром Анголенко, директором отдела продаж и маркетинга ООО «Иж-Мото». По их мнению, почти все производители российских мотоциклов постепенно уходят с рынка, не сумев удовлетворить потребности потребителя.

Владимир Анголенко: «Причин столь серьезного падения производства, на мой взгляд, две: первая — нет современной техники, которую можно было бы продавать, и вторая — автомобили стали гораздо доступнее. Если раньше каждый колхозник

мечтал о мотоцикле, то теперь он может ™ купить и автомобиль, и грузовик, и трактор. ^ Если же говорить о потребителях, желаю- £ щих получить высокое качество пусть и по ш достаточно высокой цене, то надо признать: наши заводы не способны производить современную продукцию. Сегодня мотоцикл требуется уже со стартером, четырехтактным двигателем, с другим дизайном, а мотоциклы нашего, к примеру, завода — все те же, что и 10—15 лет назад». За прошлый год на «ИжМото» произвели около 4 тыс.

мотоциклов, что, правда, расходится с данными Росстата.

Каков процент падения производства по сравнению с 2006 годом, в компании уточнить затруднились. «Для создания новой модели нужны деньги, — продолжает Анго-ленко. — Наращивать объемы производства тоже невозможно без вложений, а инвесторов практически нет — риски большие. Конкуренция на нашем рынке очень высока. Сегодня сюда хлынули все желающие — и японские производители, и китайские. Любой продавец может завозить и продавать любую технику. Мы оказались не готовы к такому положению вещей».

С коллегой согласна и Татьяна Кирю-нина: «Все дело, на мой взгляд, в качестве. Наши потребители отдадут предпочтение более качественному продукту, даже несмотря на более высокую цену. Российская мотопромышленность находится в кризисе. Мы остались одним из немногих российских производителей мотоциклов. Остальные предприятия перешли на крупноузловую сборку мотоциклов китайского производства».

Не временные трудности

В похожей ситуации находится и отечественная часовая отрасль — здесь также под натиском китайских производителей сокращается производства. Советские промги-ганты постепенно переходят в разряд чуть ли не малого бизнеса, продвигая известные в советское время марки в сектор дорогих часов. Производство отечественных часов сократилось за 10 месяцев этого года почти на 20%, до 2 млн. штук. В 2006 году часов было выпущено чуть более 2,5 млн. штук, что, в свою очередь, меньше показателя 2005 года на 34,3%.

Реструктуризировав долги, оптимизировав издержки, то есть ликвидировав производство полного цикла — от деталей до готовых часов, сократив соответственно производственные мощности и штат, такие в прошлом гиганты, как Первый часовой завод «Полет» и Второй часовой завод «Слава» превратились по сути дела в небольшие предприятия. По словам одного из руководителей торгового центра «Слава», сейчас оставшаяся от завода производственная площадка (там трудится 15 человек) выполняет заказы сбытового подразделения, то есть ТЦ «Слава», заказывая производство деталей другим остаткам советских часовых заводов, в частности Орловскому. Уточнить подробности положения завода по телефонам, указанным на его официальном сайте, не удалось. Наш собеседник пояснил, что по этим телефонам находится один лишь конкурсный управляющий «Славы».

Примерно такая же ситуация и на часовом заводе «Полет», совладельцами которого являются отец и сын Ксенофонтовы (первый в советское время был директором завода). Сейчас «Полет», по информации от нашего источника из ТЦ «Слава», в небольших количествах выпускает часы известной советской марки; кроме того, «дочка» завода компания «Полет-Элит» на заказ изготавливает ювелирные изделия.

Нелегкое это дело

Далее по списку аутсайдеров — легкая промышленность. Эта отрасль более всего страдает от нелегального импорта. Здесь за прошедший год ситуация стала еще хуже: производство обуви снизилось почти на 11%, до 17,8 млн. пар, тканей — на 3%, трикотажных изделий — на 5%, костюмов — на 10%, пальто и полупальто — на 25%.

В России все меньше шьется костюмов, брюк, шапок, пальто и обуви. Начальник отдела промышленной политики Мин-промэнерго Сергей Шумилин на одном из заседаний Торгово-промышленной палаты (ТПП) привел такие цифры: в минувшем году доля отечественных непродовольственных товаров в торговых сетях, магазинах, на рынках упала с 16 до 12,5%. Остальное — импорт, в основном подпольного китайского и турецкого производства, который успешно реализуется торговлей. Из-под налогов выводится 700 млрд. руб. Эти данные подтверждает Галина Бары-шева, советник президента ОАО «Рос-легпром»: «У отечественной легкой промышленности есть потенциал, она может выпускать хорошие, нужные населению товары. Но для этого конкуренция на внутреннем рынке должна быть уравновешена.

Люди стали меньше употреблять хлеба, заменяя его, в частности, мясной продукцией

Отечественные производители проигрывают импортерам еще и потому, что те во многих случаях ввозят продукцию по серым и черным схемам. Конечно, у того, кто не платит ни налогов, ни пошлин, продукция оказывается дешевле».

Еще одна петля на шее нашей легкой промышленности — ценовая дискриминация. Иностранные производители, в отличие от отечественных, испытывающих дефицит оборотных средств, могут отдавать продукцию торговым предприятиям при условии оплаты после реализации, что, несомненно, выгодно продавцам.

Впрочем, некоторые решения властей освободили для отечественного легпрома нишу на внутреннем рынке. В конце 2006 года правительство утвердило план мероприятий по развитию отрасли. В числе наиболее значимых: выделение кредитов на льготирование кредитной ставки при проведении технического перевооружения в сумме 150 млн. руб., работы по созданию обязательных технических регламентов, ограничивающих ввоз в страну некачественной продукции, совершенствование размещения госзаказа. «Руководители предприятий сумели этим воспользоваться, но импортеры тоже быстро освоились в новых условиях», — говорит Галина Барышева.

Руководитель пресс-службы компании Ralf Ringer Александр Греб: «Мы в течение нескольких последних лет каждый год увеличивали объем производства на 3050%. В 2007 году у нас не было столь серьезного роста — за 2006 год, по предвари-

тельным данным, прирост производства составит около 10%. Причин несколько. Не основная — два плохих для обувщиков сезона (плохая зима и еще хуже весна). Очень плохо продавались зимняя и весенняя коллекции. Если же говорить о падении производства и темпов роста в отрасли в целом, то главная причина — невнятность промышленной политики государства и снижение пошлин на импорт обуви в рамках подготовки к вступлению в ВТО (с 1 января 2006 на временной основе пошлина была снижена до 10% за пару кожаной обуви, в 2007 году снижение было утверждено как постоянное). Мы не знаем, что произойдет ни с легкой промышленность в целом, ни с обувной, в частности, в результате производственники затихли и ждут, что будет дальше». Собственно это ожидание наши собеседники назвали не событием года, но тенденцией.

Хлеб — не всему голова

Несмотря на существенное подорожание, в этом году незначительно снизилось производство муки и хлебобулочных изделий — на 4 и 2% в натуральном выражении. Однако отрасль стратегическая, поэтому мы и посчитали нужным сказать о ней особо. Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в России за 2007 год, по предварительной оценке, превысил 7,5 млн. тонн, муки — около 11 млн. тонн. Наблюдаемое снижение — наименьшее за последние пять-семь лет. Так, производство муки в 2006 году по сравнению с 2005 годом упало на 5%.

Советские промгиганты часовой промышленности почти все перешли в разряд малого бизнеса

Максим Удодов, начальник отдела маркетинга компании «Макфа»: «Рынок стабилизировался и, судя по всему, на этой отметке и останется. Причин падения несколько. Рост благосостояния населения, которое сейчас покупает меньше муки для использования в домашнем хозяйстве. Если раньше мука в основном продавалась в мешках, то теперь — в более мелкой фасовке. Тот, кто раньше предпочитал выпекать хлеб самостоятельно, сегодня от этого отказался. Кроме того, люди стали меньше употреблять хлеба, заменяя его, в частности, мясной продукцией. Увеличилось потребление и, соответственно, производство кондитерских изделий (тортов, пирожных, печенья), но за счет падения потребления хлеба снизилось и потребление муки. Нужно отметить, что этот год был достаточно нестабилен в плане роста цен на зерно, что тоже, возможно, вызвало снижение производства. Как я уже говорил, на этой отметке рынок и стабилизируется, будет расти потребление муки высшего сорта и снизится потребление первого и второго сортов, если, конечно, не произойдет каких-либо социальных потрясений, заставляющих людей закупать муку и хлеб мешками. Но пока многие предприятия переналаживают свое оборудование на выпуск муки высшего сорта. Растет производство у сильных агрохолдингов, а масса мелких производителей с рынка уходят. Выживают сильнейшие — агрохол-динги, компании, модернизирующие оборудование, которые в состоянии вкладывать деньги в развитие. Однако, несмотря на концентрацию рынка, российские мощности по производству муки в среднем по

России загружены на 40%, мощности нашей компании — на 90%».

Главным событием отрасли в 2007 году наш собеседник назвал скачок цен на зерно, что, естественно, сказалось и на конечной продукции хлебокомбинатов. По словам Наталии Болтуновой, главы отдела маркетинга компании «Пеко», в среднем цена на основные сорта хлеба «Пеко» выросла на 18,7%.

Стоимость муки за год в среднем увеличилась на 10—15%. Максим Удодов: «Из-за роста цен очень тяжело пришлось мелким и средним компаниям, некоторые даже закрылись на это время, поскольку из-за отсутствия дешевого зерна их продукция стала неконкурентоспособной на рынке, ктому же сократилось число покупателей, поскольку в основном муку покупают люди с невысоким уровнем достатка».

И все же у отрасли, в отличие от легкой промышленности, есть хорошие перспективы. «Мука — все-таки стратегическая продукция, — говорит Максим Удодов, — так что государство к отрасли более внимательно относится. Однако политику государства в отношении экспортно-импортных операций с зерном в прошедшем году я назвал бы ошибочной. Количество зерна, ушедшего на экспорт, превысило запланированный для этих целей объем, что вполне объяснимо. Европейский рынок испытывал дефицит из-за неурожая, поэтому трейдерам выгоднее было продавать зерно на западный рынок, что и привело к ценовым скачкам на внутреннем рынке. Если бы государство пораньше среагировало, то этих скачков можно было бы избежать. Стоимость муки очень зависима от цены на зерно, так что стоимость зерна надо регулировать. Если подорожание макарон на 10-15% на рынке особенно не скажется, то такой же рост цен на муку сильно ударит по карману потребителя этой продукции. Но я думаю, что государство не допустит ситуации, когда в стране нельзя будет купить муки. Мы видим действия, заставляющие на это надеяться, но хотелось бы, чтобы они были более активными. Так, в прошлом году государство пыталось ограничить вывоз, но полумеры не дали никакого результата. Сначала подняли экспортную пошлину на 10%, но цены на европейском рынке были настолько велики, а наше зерно так дешево, что это вопроса не решило, как и последующее увеличение пошлины до 30%. Так что сейчас на высшем уровне обсуждается запрет на вывоз зерна из России. Можно, конечно, сказать, что продажа зерна за границу позволяет больше заработать отечественным хозяйствам, но, по-моему, в основном на этом заработали трейдеры». Ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.