Научная статья на тему 'Актуализация уроков риторики в средней школе'

Актуализация уроков риторики в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация уроков риторики в средней школе»

АКТУАЛИЗАЦИЯ УРОКОВ РИТОРИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

И.К. Носова

С 1989 года в начальных классах средней школы введен курс «Речь и культура общения». Он вошел в систему воспитания устного речевого общения. Появилось большое количество лингвистических, методических и культурологических исследований по этой проблематике. Среди них многие работы носят наименование учебников риторики.

Возникает необходимость комплексного подхода к проблеме преподавания устной речевой культуры в средней школе, ибо само понятие риторики имеет свою специфику и должно быть определено в соответствии с этим.

Классическая риторика (ср. лат. oratoria- ораторское искусство, риторика, красноречие - и греч. rhetor - ритор, учитель красноречия, оратор [1, с. 709, 881] ставили задачу обучения навыкам эффективной монологической публичной речи. Развиваясь, она вобрала в себя также проблемы обучения диалогу.

В наше время развитию речевых способностей людей посвящают исследования лингвисты, педагоги, философы, культурологи. В свете этого вопросы речевого общения охватывают широкую область гуманистической культуры, а искусство практического словесного взаимодействия основывается на теоретических описаниях различных аспектов человеческого общения.

В задачи риторической педагогики в классических условиях включались пять известных разделов: изобретение речи, ее композиция, использование речевых средств, запоминание и произношение. В современных условиях педагогические аспекты речевой культуры включают как задачи развитие риторических эрудиции (знакомство со стилями, жанрами, видами речи по лучшим образцам) и способностей (слушание собеседника, умение анализировать его и собственную речь), так и общие проблемы культуры речевого поведения (вопросы речевого этикета, стилистического разнообразия речевых высказываний, практика ведения дискуссий и межличностного общения).

Филологическое воспитание современного молодого человека в демократическом обществе включает воспитание личности оратора, ее глубоких нравственных начал, которые вызывают потребность не просто думать и говорить, но и глубоко думать -находить важные, не стандартные общественные проблемы для обсуждения и решения. Вместе с тем? современник обязан владеть нравственной заповедью речетворчест-ва: не наносить ущерб другому лицу, быть вежливым и доброжелательным, стремиться к конструктивному решению обсуждаемых проблем, то есть «возбуждать страсти» (по Цицерону) положительные, консолидирующие, а не раскалывающие общество. При этом учитывается, что эмоциональность речи - это не крайняя речевая экспрессия, а важный фактор речевого воздействия. Благоприятны «наведенные» на собеседника положительные эмоции - наслаждение красотой, гармонией жизни, но возможно и противоположное воздействие - страх, уныние, безнадежность. Поэтому главной задачей риторической педагогики является воспитание как публичного оратора, так и любого общающегося.

Таким образом, социальный заказ демократического общества расширил проблематику риторики, превратив этот курс в неориторику, а еще точнее - в теорию речевого общения, ибо в ней дается описание поисков оптимального речевого воздействия [4, с. 102]. Появились новые слои общества - и стилистика языка вместе с современной риторикой стали искать пути достижения партнерства среди различных общественных групп, изучать мотивы речевой деятельности и способы выбора слов, строения предложений, текста, способы ведения диалога. Неориторика становится наукой подлинного красноречия, так как в ней используются идеи теории текста, стилистики, литературоведения: в распоряжение обучающегося речевой коммуникации предоставляются законы и приемы образцовых текстов в любом стиле речи и в ситуации любого общения -

профессионального, межличностного, бытового, официального.

Понятийный аппарат новой для школьного обучения научной дисциплины также включает фундаментальные понятия классической риторики: этическое начало (нравственность), логические основы (мысль и слово в речи), пафосное выражение чувства в речи. Помимо продолжения традиций, становление ораторского искусства сопровождалось поисками общественных добродетелей, высоких нравственных образцов, стремлений к справедливости и скромности. Поэтому красноречие ассоциировалось с божественным талантом, смиренно находившим пути спасения от лжи и лести, пути движения к добру. По этой же причине в нашей стране в двадцатые - тридцатые годы риторика как учебная и научная дисциплина была забыта за ненадобностью. И лишь изменения в жизни общества вызвали возврат и новый подъем интереса к этой науке, ибо изучение в школе сухого системного описания грамматики и орфографии оказалось недостаточным для воспитания коммуникативных возможностей людей на фоне слабых ораторских способностей и навыков общественных деятелей, с одной стороны, и, с другой - на фоне богатых достижений лингвопедагогических, философских и психологических наук в теории общения.

В фундаментальных понятиях современной риторики преломляется особым образом теория языка в ее современном состоянии и в истории развития, язык рассматривается как система уровней, определенно построенных и функционирующих; в нем по-разному проявляются языковые и речевые особенности, они отражают как общие социальные законы употребления языкового знака, так и индивидуально-психологические речевые механизмы.

Кроме того, богатая литературная и народно-поэтическая жизнь общества дает неориторике материалы для речеведческого анализа как образцы творчества в различных стилях, видах и жанрах речи.

Отсюда вытекает концепция школьной риторики Т.А. Ладыженской [7, с. 107]: риторика учит эффективному общению, центральная ее задача - коммуникативные умения как анализировать и оценивать общение,

так и умения говорить, слушать, писать и читать. Поэтому в программу каждого класса по риторике включаются два блока: общение и речевые жанры; они изучаются с 1 по 10/11 классы. Следует учитывать и другую концепцию школьной риторики, а именно систему риторических идей М.Т. Баранова, согласно которой дети должны обучаться публичным выступлениям, правилам красноречия [Там же].

На основе анализа функций разнообразного научно-понятийного аппарата вырабатывается система практического руководства речевой деятельностью каждого человека в практически ничем не ограниченных условиях общественного бытия. Всякий гражданин, используя разнообразные рекомендации этой науки, имеет возможность овладеть всеми этапами самоподготовки к выступлению, справляться с трудностями языкового оформления речи, овладевать сложными процессами взаимодействия со слушателями, формировать навыки саморегуляции в условиях публичного выступления, эффективно управлять собой в соответствии с общепринятыми правилами речевого этикета.

Следовательно, риторика нашего времени обладает как классически устоявшимся, так и формирующимся научно-понятийным аппаратом.

Как наука, играющая важную роль в формировании практических умений и навыков развивающейся личности, теория речевого общения выработала свои методы и приемы обучения. К ним относятся: изучение теории речевой деятельности и культуры речевого поведения в жизни; выразительное чтение образцовых текстов и их речеведче-ский анализ; моделирование риторического материала; изучение правил, фигур, моделей, применяемых в риторике; выполнение упражнений для развития творческих коммуникативных и паралингвистических способностей, а также для формирования приемов создавать речевые ситуации; свободное, не регламентируемое указаниями педагога собственное словесное творчество.

В соответствии с содержанием и методической основой, а также общественными потребностями риторика получила права учебной дисциплины в средней школе. Однако дифференцированный урок в средних и

старших классах принимается, а относительно начальных классов до сих пор высказываются сомнения в целесообразности введения такой формы занятия по речевой культуре. Вместе с тем экспериментально проверен коллективом исследователей под руководством Т.А. Ладыженской курс «Речь и культура общения», а затем оформлен как программа специального, отделенного от русского языка учебного курса начальной школы. Однако до сих пор многие школы и учителя не решаются ввести его в своих коллективах и ориентируются на классически опробованную, традиционную работу по развитию речи на обычном уроке русского языка или чтения, когда целью учебной работы является изучение коммуникативных возможностей слова, словосочетания и предложения текста.

Достоинство традиционного урока по русскому языку в развитии речи детей несомненно. Но специфика урока по речевому общению выводит его за пределы устоявшихся традиций преподавания русского языка. Есть также веские основания считать работу по развитию речи в ходе уроков языка и чтения неадекватной дифференцированным занятиям по риторике.

Во-первых, при всех одинаковых условиях традиционный урок обеспечивает все-таки более глубокую работу по развитию письменной речи, так как психологически дети утрачивают ту мотивацию, которую обеспечивают риторические упражнения. Сама обстановка погружения в устно -речевую деятельность на уроке риторики рождает ее продукт, образование которого ощущается личностью: «Условием возможности действия является чувство собственной активности, ощущение действования» [8, с. 167].

Во-вторых, формирование навыков эффективного общения - всегда развитие, а единицей развития является действие [Там же]. Изучая образец и пытаясь понять его смысл и значение, ребенок консультируется у взрослого [Там же, с. 8]. Так получается, что в становлении реального действия реальная и идеальная формы существуют одновременно. Следовательно, индивидуальное речевое действие ребенка под влиянием учителя, стимулирующего его своими речевыми

высказываниями, являющимися образцами «в нужном направлении» [3, с. 281-283], задает «нужное» перспективное развитие речевых способностей каждого отдельного ученика через его противопоставление коллективному, общему. Именно в условиях коллективных занятий устной речевой деятельностью совершенствуются индивидуальные речевые навыки всех личностей.

В-третьих, психология творчества связана с производством самодовлеющего и агне-тичного, то есть отрицающего прошлый опыт продукта. Поэтому самостоятельное создание устных речевых произведений укрепляет у детей уверенность в становлении творческой деятельности их жизни. В этом смысле показательно отношение учащихся к новому предмету: они активно участвуют в дискуссиях, ролевых играх, в конкурсах по риторике и выразительному чтению, «турнирах вежливости» [4, с. 120]. Положительное отношение учащихся к новой дисциплине из-за «возможности высказываться» - это характеристика степени ее признания.

В итоге можно согласиться с тем, что неориторика больше способствует формированию культуры общения в нашем обществе, чем традиционный урок языка с ведущим направлением развития речи.

Между тем оба методических подхода используются современной школой для речевого развития. Традиционный путь его представлен в учебнике по методике развития речи. Один из его авторов, академик М.Р. Львов создал новое учебное пособие по риторике для старших классов средней школы, в котором на основе культуроведческого принципа представлены история и современное состояние риторики как науки. Обширна и увлекательна филологическая основа учебного пособия «Детская риторика», созданного коллективом авторов под руководством Т.А. Ладыженской.

Проблемы нормативности, коммуникативного совершенства, стилистической целесообразности говорения и выразительного чтения, речевого этикета и развития эффективных приемов по изучению и созданию текста последовательно и тактично предлагаются в методических разработках по речевому развитию младших школьников группы

пензенских методистов под руководством Л.Д. Мали.

Для всех этих учебников можно отметить главную идею организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности: ярко выраженный логический аспект структуры познания (анализ абстрактных понятий риторики, восхождение от общего к частному) в сочетании с наглядно-практическим (словесные методы сообщения знаний), информационно-поисковым (анализ особенности текста) и проблемным аспектами (создание авторских речевых произведений). В стимуляцию и мотивацию риторических знаний включаются методы формирования познавательного интереса и создания ситуаций игры, успеха, общественного поощрения. Так как в основе успешности речевого выступления лежит форма его построения, выражения мысли и индивидуального отношения к ней, способ говорения в наиболее адекватном речевой ситуации выражении, то определение всех этих культурноречевых особенностей может быть дано на основе теоретических знаний. В свою очередь овладение ими обеспечивает накопление эмпирических приемов исследований. Таким образом, в качестве ведущего принципа, объединяющего остальные методы, выступает принцип приоритета теоретических знаний перед эмпирическими [5, с. 208].

Метод контроля выступает как отражение взаимоконтроля, так как конечным результатом работы по основным разделам курса риторики является индивидуальное выступление или общая игра, или дискуссия. То есть индивидуальное творчество проявляется как разновидность совместного и вместе с тем отражает специфически авторские черты.

Риторика в общепринятой сейчас концепции Т.А. Ладыженской учит эффективному общению с помощью формирования коммуникативных умений двух разновидностей: умений анализировать и оценивать общение и умение говорить, слушать, читать и писать. В программу включены идеи высокой нравственности, которые могут быть предметом для обсуждения. Каждый класс (с 1 по 10/11) работает над двумя блоками заданий: общение и речевые жанры [7, с. 106-107].

Школьная риторика, исходя из теоретических описаний, обучает детей практиче-

ским умениям на основе таких методических приемов, как риторический анализ устных и письменных текстов, решение риторических задач, проведение риторических игр. Каждый урок в любом классе может включать речевые разминки (тренировку органов речи и говорении), ортологические разминки (усвоение норм и правил языка на различных уровнях: лексическом, произносительном,

морфологическом, словообразовательном, синтаксическом), импровизационные задачи - неподготовленные монологи, развивающие спонтанную, неподготовленную речь. Очень важно использовать комиксы, видео-, аудиоматериалы, расширяющие возможности применения риторического анализа.

Цель предметов «Риторика» и «Речевая культура» - повысить уровень культуры поведения и обучения учащихся средней школы, дать им необходимые знания и сформировать практические навыки культурного и эффективного общения.

Программа курса «Речь и культура общения» в начальных классах отражает систему научно-практических знаний по неориторике, в 5-6 классах материал расширяется в связи с изменившимися возрастными особенностями учащихся средних классов, а в 8-11 классах - в соответствии с социальной ориентацией и психолого-возрастными особенностями старшеклассников материал претерпевает теоретическое углубление и прак-тически-индивидуальную дифференциацию.

Структуру программы можно представить в виде следующих блоков:

I. Речевой этикет в правильной русской фразе и тексте - 1 класс.

Общение в разных речевых жанрах - 2 класс.

Правильная речь и культура спора - 3 класс.

Основы партнерского общения - 4 класс.

II. Культура поведения и культура общения - 5 класс.

Устный диалог, спор - 6 класс.

Искусство монологической речи - 7 класс.

III. Этикет и речевой этикет - 8 класс.

Деловое общение и письмо - 9 класс.

Практическая риторика - 10 класс.

Межличностное общение - 11 класс.

Кроме упомянутых изданий, в работе могут быть использованы учебные пособия и дидактические материалы, разработанные кафедрой общего языкознания и стилистики Воронежского университета и кафедрой общей филологии и речевого воздействия Воронежского ИПКРО [6, с. 3].

В 90-е гг. создан и работает ЗападноУральский учебно-научный центр (ЗУУНЦ [8, с. 69-70]), создана Ассоциация риторов России, появилось много учебников по риторике для средней школы, среди которых особенно выделяются работы М.Р. Львова,

Н.Н. Кохтева, И.А. Стернина. Все это свидетельствует об острой общественной потребности в развитии и совершенствовании межличностного общения, то есть умений грамотно, точно, логически строено и выразительно передавать в устной речи собственные мысли, учитывая условия общения, правила гражданского и речевого поведения и нормы речевого этикета.

В каждой области России предстоит обобщить передовой опыт учителей, проводить конкурсы по культуре речи среди учащихся, а также по культуре общения и риторике по трем возрастным группам, вести пропаганду речевой культуры среди родителей.

Итак, современная риторика - это по своему предмету неориторика или культура речевого воздействия (общения). Название «риторика» здесь чисто условное, традиционное, связанное с классической риторикой и русской академической традицией, идущей от М.В. Ломоносова.

Теоретическая разработка законов речевого общения дает как универсальные, так индивидуальные правила коммуникативного поведения для каждого гражданина.

Неориторика более способствует формированию культуры общения в российском обществе, чем традиционный урок русского языка с ведущим направлением развития речи.

В качестве ведущего принципа, объединяющего остальные методы, выступает принцип приоритета теоретических знаний перед эмпирическими.

Структура программы зиждется на принципе концентрической ступенчатости и включает три блока для трех возрастных групп школьников. Урок риторики имеет свою специфику, зависящую от концепции школьной риторики и отвечающую практическим целям результативного речевого общения.

Внедрение риторики в школьное преподавание вызывает потребность в новых видах педагогической деятельности среди учащихся и их родителей.

1. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976.

2. Иванова С.В. Ассоциация риторов России и других суверенных государств // Рус. яз. в шк. 1992. № 3-4. С. 69-70.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

4. Резниченко И.Л., Львов М.Р. Риторика // Рус. яз. в шк. 1996. № 5. С. 101-102.

5. Синицин В.А. Путь к слову / Из записок учителя. М., 1996.

6. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.

7. Ходякова Л.А. Межвузовская научнопрактическая конференция по риторике // Рус. яз. в шк. 1996. № 1. С. 106-107.

8. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.