2. Глозман Е.С. Использование этнографического и краеведческого материала в курсе материальных технологий. VI Международная конференция по «Технологии». - М.: МИПКРО, 2000.
3. Глозман А.Е., Глозман Е.С. Школа резьбы по дереву. -М.: Эксмо, 2007.
4. Музейное дело России. Монография / Под ред. М.Е. Каулен и др. - М.: Изд-во «ВК», 2005.
5. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы / Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2007.
7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006.
8. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
9. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. -Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», Изд-во «Весть», 2006.
УДК 8.085 ББК 83.7
ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РИТОРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ З.И. Курцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи МПГУ, (916) 327-27-56, [email protected]
В статье рассматривается проблема этической направленности риторической подготовки специалистов второго уровня профессионального образования - магистрантов. На примере специального курса «Риторика и этика» автор предлагает возможные пути более глубокого осмысления этического начала в античной и современной риторике, развития у магистрантов ответственного отношения к слову, речевому поступку.
Ключевые слова: этика, риторика, речевой поступок, риторическое образование магистранта.
ETHICAL ORIENTATION OF UNDERGRADUATE'S RHETORICAL EDUCATION
Kurtseva Z.I.
The article is about the problem of ethical orientation of the specialists' of the second level of professional education - undergraduate's -rhetorical education. By the example of the special course of studies "Rhetoric and ethics" author suggests the possible way of deeper understanding of ethical basis of antic and up-to-date rhetoric, the undergraduate's development of careful treatment of a word, speech action.
Keywords: ethics, rhetoric, speech action, undergraduate's rhetorical education.
Современное образование высшей школы претерпевает серьезные изменения, связанные с переходом на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура (без прежней подготовки специалиста с пятилетним обучением), в соответствии с подписанными несколько лет назад международными обязательствами России по участию в Болонском процессе, объединяющем более пятидесяти стран (в том числе почти всех европейских), с целью создания единого образовательного пространства.
В материалах XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций» (2007 г.) существенное внимание уделяется воспитательной компоненте. Так, в частности, в обсуждаемом проекте стандартов ВПО предполагается «развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, культурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности...»'.
В проекте государственных стандартов отмечается, что магистр филологии должен обладать как универсальными, так и общепрофессиональными компетенциями. Среди общих (универсальных) компетенций выделяется «способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности», а также умение «использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности» 2 .
Не менее важной задачей является формирование углубленных практических общепрофессиональных компетенций, в частности:
- владение различными способами речевого поведения в разных сферах коммуникации, в ситуациях предотвращения и урегулирования конфликтов;
- владение коммуникативными стратегиями, тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;
- умение использовать законы риторики в профессиональной деятельности3.
Как видим, роль риторического образования и риторики как учебной дисциплины довольно велика.
Риторическое образование, в нашем понимании, - это многоуровневая теоретико-прагматическая система, основной целью которой является обучение общению в разных сферах коммуникации, коммуникативно-речевое и нравственное совершенствование личности, способной успешно взаимодействовать и самореализоваться в современном социуме.
Подготовка магистрантов в МПГУ с дополнительной специализацией «Риторика» предусматривает изучение специального курса «Риторика и этика» с целью более глубокого осмысления этического начала в античной и современной риторике, осознания речевого поступка как риторической категории, а также развития у магистрантов желания использовать предмет риторики в качестве средства формирования коммуникативно-нравственной культуры подрастающего поколения.
Цель спецкурса «Риторика и этика», прежде всего, сводится к тому, чтобы рассмотреть этическую составляющую риторики
1 Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций. - Москва-Уфа, 2007. - С. 16
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Проект. - М., 2007. - С. 25
3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Проект. - М., 2007. - С. 26
как науки и риторического образования в целом. Основными задачами курса являются:
• обозначение проблемы этоса в античной и современной риториках;
• изучение речевого поступка как риторической категории;
• анализ этических категорий речевого поступка (добро/зло, искренность, истина, правда, совесть);
• соотношение речевого поступка и речевых жанров;
• обзор риторических идей как нравственной основы школьного курса риторики;
• определение роли личности учителя в развитии коммуникативно--нравственных качеств учащихся. Содержание программы курса «Риторика и этика» включает в себя четыре раздела.
1. Взаимосвязь риторики, этики, философии.
2. Основные этические направления и понятия.
3. Речевой поступок как риторическая категория.
4. Нравственный аспект риторического образования.
№ раздела, темы, занятия Название раздела, дисциплины, темы учебного курса Содержание занятий
I 1 (2) Взаимосвязь риторики, Этика как одна из древнейших теоретических дисциплин. История возникновения термина «этика». Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
этики, философии. Этика как наука, ее истоки.
2 (3) Роль Пифагора в развитии нравственной основы философии. Выделение Пифагором этического направления в философии (нравственная философия). Историческое значение этико-религиозного общества Пифагора. Роль Совета Трехсот в создании нравственных законов. Добродетель как главный показатель гармонии.
3 (4) Сократ и Платон о всеобщих этических понятиях. Этическая потребность достичь добродетели посредством знания. Формула Сократа - «добродетель есть знание». Мораль - основа человеческой жизни, человеческой культуры. Этико-философская система Платона, его учение об идеях. Призыв Платона к добродетельной жизни, к гармонии, соразмерности добродетелей.
4 (5) Этические взгляды Аристотеля и Цицерона. Учение Аристотеля о благе, о добродетелях. Проблема свободы воли, выбора и оценки поступка. Воля нравственного человека. Добродетели и пороки. Принцип золотой середины. «Никомахова этика» Аристотеля. Цицерон о нравственных качествах оратора. Высшее благо, добродетели как единственный источник счастья. Противоречие нравственного долга и личной пользы.
5 (6) Конфликт между риторикой и философией. Споры философов и риторов о том, принадлежностью какой науки (риторики или философии) является этика. Отражение этой проблемы в трудах риторов (Цицерон «Об ораторе», Квинтилиан «Двенадцать книг риторических наставлений»). Этос как одна из главных составляющих триады античной риторики.
III 1 (9) Речевой поступок как ри- Определение поступка с точки зрения психологии, этики. Семантическая сторона понятия «поступок» в лингвистике. Закономерная связь речевого поступка с нравственной стороной речевой деятельности.
торическая категория. Поступок как этическая, психологическая, лингвистическая категория.
2 (10) Речевое действие и речевой поступок. Речевой поступок и речевое действие: общее и различное. Речевой поступок как проявление нравственной стороны речевого поведения коммуниканта.
3 (11) Проблема поступка в понимании М.М. Бахтина. М. Бахтин об ответственном отношении человека к слову. Поступок-мысль, поступок-чувство, поступок-дело, поступок-видение. Проявление нравственных категорий в поступке.
4 (12) Виды речевых поступков. Воздействующая роль речевого поступка на адресата в кризисной ситуации общения (повлиять на мнение, на его отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие им решения и т. п.). Виды речевых поступков: имплицитный и эксплицитный, прямой и косвенный, реальный и ментальный и др.
5 (13) Речевой жанр (РЖ) и речевой поступок (РП). Трактовка понятия «речевой жанр» разными исследователями. Позиция М. М. Бахтина. Функционирование РП в разных речевых жанрах в зависимости от интенции адресанта, ситуации общения.
Курс «Риторика и этика» предполагал как лекции, так и практические занятия, во время которых мы анализировали трактаты античных риторов, и магистранты обнаруживали мысли, не потерявшие своей актуальности в настоящее время. Приведем лишь один фрагмент из «Двенадцати книг риторических наставлений» М.Ф. Квинтилиана (I в. н.э.), подтверждающий злободневность высказанных им идей. Обращаясь к юношеству, обучающемуся красноречию, он писал:
1 Курцева З.И. Риторика и этика // Риторика. Русский язык и культура речи: Сборник программ. - М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. - С. 274-284
«...что касается до того, чтобы быть честным человеком, в чем и действительно состоит первое и важнейшее качество оратора, сие зависит большею частию от воли: кто быть таковым искренно пожелает, тому нетрудно постигнуть правила, которые учат добродетели: они не так многосложны или многочисленны, чтобы нельзя было при надлежащем старании затвердить их в немногие годы. Ибо кажется продолжительным такое только дело, к коему нет охоты. В кроткое время можно знать средство, как сделаться честным и быть счастливым; потребна на то одна добрая воля. Природа произвела нас на доброе, и так легко перенимать хорошее, когда искренно сего желаем, что поистине надлежит удивляться более тому, что так много людей порочных. И действительно, как вода рыбам, земля животным земнородным, воздух птицам свойственны: так точно определено и нам удобнее и приятнее жить под законами природы, нежели вне оных.
Итак, да возлюби всею душою науку Красноречия, сей божественный дар, ниспосланный с небес человеком, без которого все было бы немо в природе, и ничто не озарялось бы светом настоящим, и ничто бы не доходило бы до потомства: постараемся все стремиться к совершенству: сим средством достигнем высокой цели» .
Рассмотрим один из основных вопросов курса «Риторика и этика», связанный с понятием речевого поступка.
Современные исследователи речевой поступок (РП) не рассматривают как особую дефиницию, а считают его синонимом речевого действия. Например:
• «. произнося высказывание, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. Это действие, определяемое целью (намерением) говорящего, и называется в неориторике и прагматике «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие» (приведенные термины являются синонимами) (выделено нами - З.К.)»2;
• «целенаправленные действия людей, составляющие основу коммуникативных событий, наблюдатели осмысливают в качестве поступков» (выделено нами - З.К.)3.
Мы убеждены, что в основе речевого поступка лежит нравственная составляющая, и это является его принципиальным отличием от речевого действия. Неслучайно психологи называют поступок человека «клеточкой нравственной деятельности». Речевые действия человек совершает ежедневно, поступки - только в особых случаях, в кризисных ситуациях, когда возникает потребность повлиять на субъект коммуникации с целью разрешения проблем нравственного характера.
Итак, в нашем понимании речевой поступок - это намеренно созданное высказывание, отражающее нравственную позицию коммуниканта, цель которого - воздействовать на адресата в кризисной ситуации общения (повлиять на мнение, на его отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие им решения и т.п.).
Заметим также, что адресант может воздействовать (на уровне внутренней речи) и на самого себя, на собственное отношение к чему-либо или кому-либо, на выбор и принятие решения.
Вопросы, связанные с проблемами речевого поступка, вызывали у магистрантов интерес и оживленные дискуссии. Так, например, разговор о ментальном речевом поступке4 стимулировал студентов к рефлексии собственных «помысленных мыслей» (выражение М. М. Бахтина), к осознанию духовной основы ментального речевого поступка, значимости его в нравственном совершенствовании личности. Нередко наши откровенные беседы позволяли студентам переосмыслить совершенные ими речевые поступки, всерьез задуматься над тем, «как слово наше отзовется». Итогом подобных занятий можно считать сформулированные нами коммуникативно-нравственные максимы, а именно:
1) помыслы, слова и поступки направляй во благо, на доброе;
2) стремись к взаимопониманию, взаимодействию;
3) неси ответственность за каждое произнесенное или написанное слово;
4) поступай по совести, прислушивайся к внутреннему голосу своему;
5) адекватно оценивай коммуникативную ситуацию и поступай сообразно ей;
6) продумай использование вербальных и невербальных средств, которые не будут противоречить твоим нравственным установкам;
7) будь лояльным и справедливым в оценке речевых действий и поступков других и строгим в оценке собственных.
Обращаясь к художественным текстам, магистранты глубже проникают в контекст произведения, мотивы речевого поведения героев становятся более понятными, иначе оцениваются их действия, которые прежде не воспринимались студентами как речевые поступки.
Предлагаемые для обсуждения студентами вопросы, как правило, носили проблемный, зачастую провокационный характер, например:
- Каковы аргументы спорящих риторов и философов относительно вопроса, какой науке принадлежит этика? Что скажете вы по этому вопросу?
- Почему Аристотель человека называет родителем своих поступков?
- Как вы полагаете, почему Зенон «диалектику уподоблял руке сжатой, а риторику - разогнутой»?
- Может ли «одно и то же слово в устах одного почитаться откровенностию, у другого безрассудством, у третьего наглостью»?
- Согласны ли вы с мнением, что «гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного» («Протагор» Платона)? Поясните свой ответ.
- Справедливо ли высказывание Квинтилиана: «Самый дар слова, если он достался в удел порочному человеку, надлежит почитать злом, поскольку сделает его еще худшим»?
- Можно ли совесть считать «автоматическим процессором» (выражение В. Лефевра)?
1 Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. - СПб., 1834. - Книга 12, гл. XI
2 Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996. - с. 56
3Гольдин В.Е., Дубровская О.Н. Жанровая организация речи в аспекте социальных взаимодействий // Жанры речи. - Саратов, 2002. - С. 7
4 Голос совести и ментальный речевой поступок // Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография / Под ред. Н.А. Ипполитовой, З.И. Курцевой, Ю.В. Щербининой. - М.: «Прометей», МШ У, 2005. - С. 39-47
- Как вы прокомментируете высказывание Квинтилиана: «Риторика существует и в молчащем ораторе»?
- По каким признакам Бердяев различает понятия общение, общество?
- Прокомментируйте употребленное Ю.В. Рождественским сочетание «этически организованные топы».
- Определите, есть ли разница между правдой и истиной. Проиллюстрируйте свою точку зрения с опорой на лексико-семантический анализ понятий.
- Может ли быть один и тот же речевой поступок позитивным и негативным? Прокомментируйте свой ответ.
- Может ли быть речевой поступок на уровне замысла (внутренней речи)? Обоснуйте свое мнение.
- Как вы прокомментируете высказывание Д.С. Лихачева: «Без памяти нет совести»?
- Может ли одна и та же мысль речевого поступка быть выражена в разных речевых жанрах? Приведите примеры.
- Всегда ли речевой этикет становится речевым поступком? Аргументируйте свою точку зрения.
- Подготовьте вариант беседы с учащимися по тексту (художественному, публицистическому) на этическую тему.
- Выпишите из художественной литературы примеры речевых поступков героев разных видов. Какого вида РП помогают лучше понять внутреннее состояние героя? И т.п.
Некоторые задания предполагали анализ фрагментов видеозаписей, отобранных преподавателем или подготовленных студентами.
Программа предусматривает слушание и обсуждение сообщений магистрантов, которые впоследствии могут служить основой будущей исследовательской работы. Приведем примерную тематику рефератов.
1. Категория добра/зла в античной риторике.
2. Категория истины в древней риторике.
3. Категория правды/лжи в античной (современной) риторике.
4. Добродетель как риторическая категория.
5. Связь риторики с этикой и философией.
6. «Никомахова этика» Аристотеля - энциклопедия нравов и ценностей.
7. «Формула души» русского народа.
8. Основные проблемы российской этики.
9. Личность оратора и его нравственные качества.
10. Образ учителя риторики: античный и современный взгляд.
11. Риторические наставления Квинтилиана.
12. Познай самого себя - один из главных критериев оценки речевого поведения.
13. Речевой поступок как риторическая категория.
14. Специфика ментального речевого поступка.
15. Имплицитный и эксплицитный речевые поступки.
16. Реальный и ментальный речевые поступки.
17. Прямой и косвенный речевые поступки.
18. Речевой поступок и речевые жанры.
19. Проблема выбора и речевой поступок.
20. Совесть как внутренний контроль при совершении речевого поступка.
21. Культура речи и нравственная культура.
22. Невербальные средства общения и речевой поступок.
23. Коммуникативно-этические нормы делового общения.
24. Типы коммуникативно-этических задач и приемы включения их в урок риторики.
25. Реализация риторических идей (на примере изучения конкретной темы курса риторики).
Таким образом, можно заключить, что рассмотренный нами курс «Риторика и этика» прежде всего отражает этическую составляющую риторического образования и в полной мере отвечает тем требованиям, которые обозначены в проекте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Магистранты по окончании данного курса отмечают не только актуальность полученных знаний, но и прагматический характер рассматриваемых проблем.
УДК 811.161.1(07) ББК Ш141.12 - 9
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ
УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Е.А.Рябухина, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Пермского государственного педагогического университета, (3422) 12-72-53
В статье рассматриваются подходы к моделированию обучения русскому языку в профильной школе. В соответствии с выявленными параметрами описаны две основные и две вариативные модели обучения русскому языку в условиях уровневой дифференциации, указано на возможности их дидактического обеспечения.
Ключевые слова: метод моделирования, уровневая дифференциация обучения, индивидуальная образовательная траектория, структура обучения русскому языку.
MODELING OF THE RUSSIAN LANGUAGE LEARNING IN PROFILE SCHOOL ON BASIS OF THE LEVELS'
DIFFERENTIATION
Ryabukhina E.A.
The article studies the approaches to modeling of learning Russian in profile school. In concordance with revealed parameters two basic and two variable models of learning Russian in profile school are described. Besides, the possibilities of their didactic support are highlighted.
Keywords: modeling method, levels' differentiation in learning, individual learner's perspective, learning structure of the Russian language.