Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН / ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дранюк О. И., Крафт Н. Н., Баева Т. Е.

Цель исследования - актуализация рабочих программ учебных дисциплин с учетом реализации цифровых технологий и цифровых инструментов в образовательном процессе университета физической культуры. Методика и организация исследования. В ходе педагогического эксперимента осуществлены: анализ и обобщение литературы, передового педагогического опыта, изучение и анализ нормативных документов, педагогические наблюдения, беседы с коллегами и со студентами, анкетирование, методы математической обработки данных. Исследование проводилось на базе кафедры педагогики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Результаты исследования и выводы. Актуализация рабочих программ дисциплин «Педагогика», «Научно-методическая деятельность», «Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя» предполагала включение в содержание занятий лекционного и семинарского типа, в содержание фондов оценочных средств, учебно-методического обеспечения материалов, связанных с реализацией цифровых технологий и цифровых инструментов в образовательном процессе. Представленные примеры учебно-методического обеспечения учебных дисциплин позволят ознакомить будущих специалистов с цифровыми технологиями и цифровыми инструментами и условиями их применения в системе профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дранюк О. И., Крафт Н. Н., Баева Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF WORK PROGRAMS OF DISCIPLINES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Objective of the study was to update the work programs of academic disciplines, taking into account the implementation of digital technologies and digital tools in the educational process of the University of Physical Culture. Methods and structure of the study. During the pedagogical experiment, the following were carried out: analysis and generalization of literature, advanced pedagogical experience, study and analysis of normative documents, pedagogical observations, conversations with colleagues and students, questioning, methods of mathematical data processing. The study was carried out on the basis of the Department of Pedagogy of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg. Results and conclusions. Actualization of the work programs of the disciplines "Pedagogy", "Scientific and methodological activity", "Professional and pedagogical activity of a teacher" assumed the inclusion in the content of lecture and seminar-type classes, in the content of the funds of evaluation tools, educational and methodological support of materials related to the implementation of digital technologies and digital tools in the educational process. The presented examples of educational and methodological support of academic disciplines will make it possible to acquaint future specialists with digital technologies and digital tools and the conditions for their use in the system of vocational education in the field of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК/UDC 378.14

Поступила в редакцию 06.02.2023 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент О.И. Дранюк1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Крафт1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Е. Баева1 1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

actualization of work programs of disciplines in the conditions of digitalization of higher education in the field of physical culture and sports

PhD, Associate Professor O.I. Dranyuk1 PhD, Associate Professor N.N. Kraft1 PhD, Associate Professor T.E. Baeva1 1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - актуализация рабочих программ учебных дисциплин с учетом реализации цифровых технологий и цифровых инструментов в образовательном процессе университета физической культуры. Методика и организация исследования. В ходе педагогического эксперимента осуществлены: анализ и обобщение литературы, передового педагогического опыта, изучение и анализ нормативных документов, педагогические наблюдения, беседы с коллегами и со студентами, анкетирование, методы математической обработки данных. Исследование проводилось на базе кафедры педагогики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Результаты исследования и выводы. Актуализация рабочих программ дисциплин «Педагогика», «Научно-методическая деятельность», «Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя» предполагала включение в содержание занятий лекционного и семинарского типа, в содержание фондов оценочных средств, учебно-методического обеспечения материалов, связанных с реализацией цифровых технологий и цифровых инструментов в образовательном процессе. Представленные примеры учебно-методического обеспечения учебных дисциплин позволят ознакомить будущих специалистов с цифровыми технологиями и цифровыми инструментами и условиями их применения в системе профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: цифровизация образования, образовательный процесс в Университете физической культуры, рабочие программы дисциплин, фонды оценочных средств, учебно-методическое обеспечение, цифровые технологии и цифровые инструменты.

Abstract

Objective of the study was to update the work programs of academic disciplines, taking into account the implementation of digital technologies and digital tools in the educational process of the University of Physical Culture. Methods and structure of the study. During the pedagogical experiment, the following were carried out: analysis and generalization of literature, advanced pedagogical experience, study and analysis of normative documents, pedagogical observations, conversations with colleagues and students, questioning, methods of mathematical data processing. The study was carried out on the basis of the Department of Pedagogy of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg.

Results and conclusions. Actualization of the work programs of the disciplines "Pedagogy", "Scientific and methodological activity", "Professional and pedagogical activity of a teacher" assumed the inclusion in the content of lecture and seminar-type classes, in the content of the funds of evaluation tools, educational and methodological support of materials related to the implementation of digital technologies and digital tools in the educational process. The presented examples of educational and methodological support of academic disciplines will make it possible to acquaint future specialists with digital technologies and digital tools and the conditions for their use in the system of vocational education in the field of physical culture and sports.

Keywords: digitalization of education, educational process at the University of Physical Culture, work programs of disciplines, funds of assessment tools, educational and methodological support, digital technologies and digital tools.

Введение. Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. утвержден нормативный документ «Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [5]. Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, как отмечено в данном документе, являются приоритетами цифровой трансформации [5].

В рамках реализации стратегического направления актуальным является использование в образовательном

процессе информационно-коммуникационных технологий, а также «сквозных» цифровых технологий. Подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, формирование новых и совершенствование имеющихся у специалиста профессиональных компетенций становится сегодня одной из ключевых задач высшего образования в сфере физической культуры и спорта. Наличие в университетах электронной информационно-образовательной среды, локальных систем дистанционного образования, использование преподавателями цифровых технологий и цифровых инструментов позволяет создать условия для формирования цифровой компетент-

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

ности специалиста, его профессионального саморазвития в процессе непрерывного образования [2, 4].

Целью исследования - актуализация рабочих программ учебных дисциплин с учетом реализации цифровых технологий и цифровых инструментов в образовательном процессе по педагогическим дисциплинам в Университете физической культуры.

Методика и организация исследования. Для достижения цели применялись такие методы педагогического исследования, как анализ и обобщение литературы, анализ передового педагогического опыта, изучение и анализ нормативных документов, педагогические наблюдения, беседы с коллегами и со студентами, анкетирование 255 студентов, методы математической обработки данных. Актуализация рабочих программ по педагогическим дисциплинам предполагала включение в содержание занятий лекционного и семинарского типа, в содержание фондов оценочных средств, в содержание учебно-методического обеспечения материалов, связанных с реализацией цифровых технологий и цифровых инструментов в образовательном процессе, что способствует формированию у будущих специалистов цифровой компетентности в профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Акцентируя внимание на формировании цифровой компетентности будущих специалистов, осуществлялось проектирование целевого, содержательного и процессуального компонентов содержания учебной дисциплины посредством разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса. При этом в процессе освоения учебной дисциплины «Педагогика» по направлениям подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» и 49.03.04 - «Спорт» у обучающихся формируются умения решать образовательные, воспитательные, развивающие и другие виды задач в процессе физкультурно-спортивной деятельности, в том числе с использованием цифровых технологий и цифровых инструментов.

Так, содержание занятий лекционного и семинарского типа по учебной дисциплине «Педагогика» дополнено информацией о сущности процессов информатизации и цифрови-зации как направлений развития современного образования; возможности применения цифровых технологий и цифровых инструментов при решении разных задач профессиональной деятельности, в том числе применение цифровых инструментов с целью контроля (самоконтроля) знаний, умений, владений обучающихся. Разработаны учебные и контрольные задания по дисциплине с учетом формируемых умений, требующих применения цифровых технологий и цифровых инструментов.

Например: составить кроссворд по темам курса (CrossMaker); привести примеры применения «сквозных» цифровых технологий (технологии искусственного интеллекта, беспроводной связи и др.) в образовательной деятельности; разработать анкету и провести анкетирование по заданной преподавателем теме исследования (Яндекс. Формы, VK, Simpoll); представить результаты анкетирования в виде презентации (PowerPoint, Canva); самостоятельная работа с нормативными документами (Гарант. Ру, КонсультантПлюс, fgosvo.ru и др.); определить возможности применения цифровых инструментов при реализации принципов обучения в тренировочном процессе по избранному виду спорта (интерактивные доски, виртуальная доска MIRO, использование планшетов и др.) и др.

Анкетный опрос 125 студентов 1-го и 2-го курсов свидетельствует, что все они положительно относятся к использованию цифровых технологий и цифровых инструментов в процессе обучения дисциплине. Студенты отметили, что применение цифровых инструментов (составление кроссворда в CrossMaker, проведение анкетирования в Яндекс. Формах) упрощает их работу, делает ее интересной и разнообразной.

В целях приобретения знаний, умений с учетом формируемых компетенций используются поисковые системы (поисковая система Яндекс, Электронная библиотека НГУ им. П. Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург, ЭБС «Лань», ЭБС «Юрайт, Курс: Педагогика», (lesgaft.spb.ru) и др.) В период дистанционного обучения учебные занятия проводятся на платформе дистанционного обучения Университета (Moodle) [2, 3], а также с использованием сервисов SberJazz, Вебинар.ру, Яндекс. Телемост и др. Результаты анкетирования 130 студентов очной и заочной форм обучения направлений подготовки 49.03.01 -«Физическая культура» и 49.03.02 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» свидетельствуют, что они удовлетворены образовательным процессом, организованным в дистанционном режиме с использованием цифровых технологий и цифровых инструментов и положительно отзываются о платформе дистанционного обучения Университета в системе Moodle [3].

В рамках другой учебной дисциплины «Научно-методическая деятельность» по направлению подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» в содержание учебных занятий также включены задания с использованием цифровых инструментов. Например, задание по составлению тезисов научной статьи. Оно предполагает обращение к системе дистанционного обучения Moodle с выбором статьи, последующим составлением информационного плана выбранной статьи и написанием текста тезисов по нему с использованием интерактивных досок (Padlet, MIRO и др.), как инструментов в целях взаимодействия субъектов образовательного пространства. Данные цифровые инструменты позволяют организовывать командную работу, когда преподаватель осуществляет визуализацию и оценку качества работы студентов, осуществляет коррекцию и уточнение формулировок научного текста, добиваясь нужного качества результатов работы студентов. Другой пример - задание по той же дисциплине: написание рецензии на научную статью по соответствующей схеме. Данное задание предполагает осуществление информационного поиска статей в поисковых системах Яндекс, ЭБС, Megaprolib и др., что повышает доступность материала и освобождает преподавателя от рутинной работы.

В процессе освоения учебной дисциплины «Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя» по направлению подготовки 49.04.01 - «Физическая культура», профиль -«Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта» у обучающихся формируется, в том числе, умение решать педагогический тип задач профессиональной деятельности в системе высшего образования в сфере физической культуры и спорта, включая возможность использования цифровых технологий и цифровых инструментов.

В содержание занятий лекционного и семинарского типа по учебной дисциплины «Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя» включены вопросы, связанные с формированием знаний и умений разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса посредством использования онлайн-ресурсов КонсультантПлюс, Гарант.Ру, fgosvo. ru, поисковой системы Яндекс, ЭБС, elibrary.ru, cyberleninka.ru; организации контроля и представления результатов контрольных процедур с учетом использования цифровых инструментов Ян-декс.Формы, Яндекс.Таблицы, Moodle, OnlineTestPad, а также выявления педагогических условий проведения процедур контроля посредством цифровых инструментов беспроводной связи Яндекс.Телемост, SberJazz, Вебинар.ру.

В качестве теоретических вопросов текущих контролей можно указать на выявление знаний будущих специалистов по следующим аспектам, например, искусственный интеллект для управления проектами: манифест Agile. Scrum, Kanban как современные методологические подходы к гибкому управлению проектами.

58

http://www.teoriya.ru

№5 • 2023 Май | May

Примерами практических заданий в процессе освоения данной учебной дисциплины являются следующие задания, например, задание: разработать схемоконспект по целевой, содержательной и процессуальной сущности редакторов онлайн-курсов Moodle, СогеАрр, CourseLab, их использования в образовательном процессе в системе высшего образования, в том числе в сфере физической культуры и спорта. Приведем пример еще одного практического задания: проанализируйте представленный материал [1]; определите педагогические условия внедрения инструмента «Цифровой симулятор педагогической деятельности» в образовательный процесс в системе высшего образования, в том числе в сфере физической культуры и спорта; выявите проблематику его реализации.

Данное исследование явилось следствием прохождения преподавателями вуза курсов повышения квалификации в Университете Иннополис.

Вывод. Актуализация рабочих программ дисциплин предполагает включение в содержание, фонды оценочных средств, методическое обеспечение дисциплины учебных материалов, связанных с реализацией цифровых технологий и цифровых инструментов в образовательном процессе. Представленные примеры учебно-методического обеспечения учебных дисциплин позволят ознакомить будущих специалистов с цифровыми технологиями и цифровыми инструментами и условиями их применения в системе профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, что будет способствовать формированию у них цифровой компетентности.

Литература

1. Галиакберова А.А. Роль цифрового симулятора педагогической деятельности в подготовке будущего педагога / А.А. Галиакберова, И.М. Захарова, Э.Х. Галямова, О.Б. Червов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 4 (33). - С. 34-37.

2. Дранюк О.И. Опыт реализации дистанционного контроля результатов обучения студентов вуза физической культуры по педагогическим дисциплинам / О.И. Дранюк // Научные труды СевероЗападного института управления РАНХиГС. Т. 12. Выпуск 2 (49). СПб.: Северо-Западный институт управления РАНХиГС, 2021. -С. 110-114.

3. Дранюк О.И. Особенности реализации образовательного процесса по дисциплине «Педагогика» в Университете физической культуры с применением дистанционных технологий / О.И. Дра-нюк // Материалы итоговой науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2020 г., посвященной 125-летию университета (Санкт-Петербург, 30 марта - 29 апреля 2021 г.) в 2 ч. - Ч.2. - СПб., 2021. - С. 159-163.

4. Крафт Н.Н. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательном процессе / Н.Н. Крафт, Т.Е. Баева, Б.К. Джаба-тырова // Материалы итоговой науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2020 г., посвященной 125-летию университета (Санкт-Петербург, 30 марта - 29 апреля 2021 г.) в 2 ч. - Ч.2. - СПб., 2021. - С. 176-180.

5. Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования: утв. распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. N 3759-р //ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал [сайт] URL:https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/403203308/?ysclid=ldozdkhn32891881132 (дата обращения 07.10.2022).

References

1. Galiakberova A.A., Zakharova I.M., Galyamova E.Kh., Chervov O.B. Rol tsifrovogo simulyatora pedagogicheskoy deyatelnosti v podgotovke budushchego pedagoga [The role of a digital simulator of pedagogical activity in the preparation of a future teacher]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2020. Vol. 9. No. 4 (33). pp. 34-37.

2. Dranyuk O.I. Opyt realizatsii distantsionnogo kontrolya rezultatov obucheniya studentov vuza fizicheskoy kultury po pedagogicheskim distsiplinam [Experience of realization of remote control of results of training of students of high school of physical culture on pedagogical disciplines]. Nauchnyye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhiGS. Vol. 12. Issue 2 (49). St. Petersburg: Severo-Zapadnyy institut upravleniya RANKhiGS publ., 2021. pp. 110-114.

3. Dranyuk O.I. Osobennosti realizatsii obrazovatelnogo protsessa po distsipline «Pedagogika» v Universitete fizicheskoy kultury s primen-eniyem distantsionnykh tekhnologiy [Features of the implementation of the educational process in the discipline "Pedagogy" at the University of Physical Culture using distance technologies]. Proceedings scientific-practical conf. faculty of the Lesgaft University, St. Petersburg, for 2020, dedicated to the 125th anniversary of the university (St. Petersburg, March 30 - April 29, 2021) at 2 p. Part 2. SPb., 2021. pp. 159-163.

4. Kraft N.N., Baeva T.E., Dzhabatyrova B.K. Opyt realizatsii distan-tsionnykh tekhnologiy v obrazovatelnom protsesse [Experience in implementing distance technologies in the educational process]. Proceedings scientific-practical conf. faculty of the Lesgaft University, St. Petersburg, for 2020, dedicated to the 125th anniversary of the university (St. Petersburg, March 30 - April 29, 2021) at 2 p. Part 2. St. Petersburg, 2021. pp. 176-180.

5. Strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education: approved by order of the Government of the Russian Federation of December 21, 2021 N 3759-r]. GARANT.RU: information and legal portal [website]. Available at: https://www.garant.ru/ products/ ipo/prime/doc/403203308/?ysclid=ldozdkhn32891881132 (date of access: 10.07.2022).

ИНФОРМАЦИЯ

новый формат научных статей

Известно, что публикация в научных изданиях может служить показателем активности и профессионального успеха для ученых. В свою очередь, для научного журнала важной задачей является донести до читателей результаты исследований, показать их значимость, что создает перспективы для дальнейшего сотрудничества и развития науки. Однако, нередко формат печатного издания ограничивает объем публикуемых в нем материалов. В этой связи эффективным инструментом для расширения контента и усиления доступности и понятности информации становятся цифровые ресурсы.

Такой подход имеет множество преимуществ. Во-первых, видео экспериментов позволяет более наглядно и понятно показать процесс проведения исследования и его результаты. Во-вторых, он может включать в себя большой объем информации, которую сложно вместить в статью. В-третьих, позволяет демонстрировать различные этапы

исследования и его результаты в динамике, что усиливает восприятие материала и дает возможность лучше понять процесс проведения исследования.

Кроме того, размещение видеоматериалов на цифровых ресурсах позволяет авторам достигнуть более широкого охвата аудитории и привлечь внимание к своим исследованиям.

Следует отметить, что при использовании видео экспериментов необходимо учитывать ряд особенностей. В частности, необходимо обеспечить высокое качество видео и аудио, чтобы оно было понятно и доступно для всех пользователей. Также необходимо соблюдать права на использование материалов, демонстрируемых в видео.

Опираясь на достижения в области цифровых технологий, журнал «ТиПФК» расширяет форматы издания научных статей посредством медиаконтента. Видеоматериалы проводимых исследований будут размещены на созданном в этих целях ресурсе ВКонтакте. Ссылка: https://vk.com/public211715928

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.