УДК 796.912:004 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-69-78
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ
В.И. Мирзоев1, Д.И. Бабушкина1, Л.Е. Бабушкина2
'Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия
2Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва, Россия
Аннотация
Статья направлена на анализ использования цифровых инструментов в обучении фигурному катанию на коньках, влияющих на эффективность становления карьеры тренера по фигурному катанию на коньках, а также его профессиональных навыков. Цель исследования - выявление потенциала использования цифровых технологий в подготовке тренера по фигурному катанию на коньках к ведению профессиональной деятельности.
Методы и организация исследования основаны на профессионально ориентированной подготовке тренеров по фигурному катанию на коньках в условиях цифровой трансформации. Мы применяем методологию, основанную на двух подходах: рефлексивном наблюдении за тренировочным процессом фигуристов и анализе существующих методик эффективного обучения фигурному катанию на коньках с применением цифровых технологий.
Результаты исследования и их обсуждение показывают, что цифровые технологии повышают эффективность подготовки тренеров по фигурному катанию на коньках при использовании их в качестве инструментов, которые успешно интегрируются в тренировочный процесс фигуристов.
Заключение. Использование современных цифровых технологий - один из рациональных способов развития профессиональных компетенций тренеров по фигурному катанию на коньках. Внедрение в практику подготовки тренеров по фигурному катанию на коньках современных цифровых технологий позволяет точно оценивать тренировочные нагрузки, текущее состояние спортсменов, моделировать показатели тренировочных нагрузок в циклах различной продолжительности, управлять состоянием спортивной формы фигуристов на основе объективных аппаратурных данных. Ключевые слова: фигурное катание на коньках, подготовка тренеров, цифровая трансформация фигурного катания на коньках, цифровые технологии, коучинг.
DIGITAL TECHNOLOGIES IN ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING FUTURE FIGURE SKATING COACHES V.I. Merzoev1, e-mail: [email protected],
D.I. Babushkinai, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0946-308X L.E. Babushkina2, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3549-9329. iLesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia
2Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia
Abstract
The article aims to analyze the use of digital tools in the figure skating training, influencing the effectiveness of a figure skating coach's career development as well as his/her professional skills. The purpose of the research is to identify the potential of using digital technologies in the figure skating coaching.
Methods and organization of the research are related with the professionally oriented training of figure skating coaches in the context of digital transformation. We apply a methodology based on two approaches: reflective observation of the training process of skaters, and an analysis of existing methods of effective figure skating training using digital technologies.
Results and their discussion. The results of the study show that digital technologies increase the effectiveness of the training of figure skating coaches when using the technologies as tools that are successfully integrated into the training process of figure skaters.
Conclusion. The use of modern digital technologies is one of the rational ways to develop the professional competencies of figure skating coaches. The introduction of modern digital technologies into the practice of training figure skating coaches makes it possible to accurately assess training loads, the current state of athletes, simulate training load indicators in cycles of various durations, control the state of skaters' competition form based on objective hardware data. Keywords: figure skating, training of coaches, digital transformation of figure skating, digital technologies, coaching.
ВВЕДЕНИЕ
Современные мировые и экономические реалии являются двигателем научных исследований в сфере образования в условиях цифровой трансформации. В связи с этим прослеживается активный интерес ученых к теме технологий удаленного доступа и цифровых технологий. При этом существует ряд проблем, связанных с эффективным внедрением данных технологий в образовательный процесс с методической точки зрения [8].
Одним из важных направлений современной государственной политики России является ориентир на формирование поведения и образа жизни подрастающего поколения. Решением данной проблемы, как позволяет утверждать анализ ряда исследований (Е.Е. Афонина, Т.И. Шукшина, В.В. Акамов [1], М. В. Антонова, Т. И. Шукшина, П. В. Замкин, Ю. А. Демяшкина [2], Е.Е. Губаева [5], О.И. Дранюк, Е.Л. Хоро-шавина [6], Зотова Р. Ф [7] и др.), может стать соответствующая подготовка тренера, который будет заинтересован
в продуктивной трудовой деятельности, направленной на формирование культуры поведения учащихся, и это будет являться важной составляющей профессиональной подготовки. В переводе с английского языка термин «coaching»1 означает «тренировка» — метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч», то есть тренер (в англоязычных странах), помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Таким образом, данный термин пришел в русский язык из английского, а в английском произошел от названия грузового транспортного средства, получившего название по месту своего появления (Коч — деревня в Венгрии). Первое использование слова «coach»2 для обозначения инструктора зафиксировано около 1830 года в Оксфордском университете — «коучем»
1 Oxford Advanced Learner's Dictionary - URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/ english/coach_1?q=coach
2 Oxford Advanced Learner's Dictionary - URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/ english/coach_1?q=coach
на жаргоне стали именовать человека, помогающего студенту готовиться к экзамену. Слово «коучинг» получило значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». В спорте использование данного слова впервые зафиксировано в 1861 году. Решение поставленной задачи особенно актуально для подготовки будущих тренеров в условиях реформы российского образования, которая ориентирует профессиональное образование в области физической культуры на интеграционные процессы формирования условий и механизмов качественного изменения образовательной среды, в том числе цифровой. Р.Р. Хадиуллина [13] правомерно утверждает, что сегодня необходимо учитывать оптимальное использование как традиционных, так и дистанционных форм, методов и средств обучения, специфику взаимодействия субъектов образовательного процесса (тренер — студент-спортсмен — преподаватель вуза), а также межпредметную взаимосвязь дисциплин (физическая культура в избранном виде спорта, информатика, физика и др.). Одной из главных предпосылок введения цифровых технологий в обучение фигурному катанию, безусловно, является пандемия COVID-19 в 2020 году [4]. Поэтому цифровая трансформация обучения фигурному катанию на коньках является ключом к исследованию эффективной подготовки тренеров фигурного катания на коньках (М.В. Габов, С.В. Крайнева, О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева, Е.Н. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова [3], В.И. Григорьев, К. Ю. Шубин, А.А. Паульс, В.А. Чистяков [4] и др.). Одной из отличительных особенностей коучинга является то, что у тренера есть возможность не только обучать биомеханическим принципам, но и оказывать сильное психологическое влияние на формирование уверенности, привер-
женности и ценностей, так что в конечном итоге его спортсмены становятся более самостоятельными в процессе обучения, а также в своей жизни в целом [12, 16]. В связи с этим возникает острая необходимость пересмотра важных для карьеры тренера по фигурному катанию на коньках профессиональных навыков, способствующих выстраиванию траектории карьерного успеха. Цифровые технологии в настоящее время общепризнаны в качестве важного образовательного инструмента в различных контекстах преподавания и обучения. Использование современных технологий в обучении фигурному катанию формирует комплексное представление о возможностях цифровиза-ции, способствуя тем самым развитию у будущих тренеров по фигурному катанию профессиональных компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности [14]. Несмотря на значительное количество исследований по внедрению и использованию цифровых технологий в образовательном процессе, приходится констатировать, что организация подготовки тренеров по фигурному катанию на коньках не носит систематического и целенаправленного характера. Недостаточно разработана в педагогической науке теория и методика обучения физической культуре в избранном виде спорта с применением цифровых технологий. Таким образом, целью исследования является выявление потенциала использования цифровых технологий в подготовке тренера по фигурному катанию на коньках к ведению профессиональной деятельности.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическую основу исследования составляют теоретические положения
о творческой сущности личности, общенаучные положения системного подхода в образовании.
Методы и организация исследования основаны на профессионально ориентированной подготовке тренеров по фигурному катанию на коньках в условиях цифровой трансформации. Мы применяем теоретические (изучение литературы по педагогике и психологии, специальной и нормативной документации по теме исследования и сходной с ней проблематике; анализ, синтез, сравнение, обобщение полученной информации); эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, метод фокус-групп); математические (статистическая обработка данных) методы исследования. Базой исследования явился ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта». В исследовании приняли участие студенты и преподаватели факультета зимних олимпийских видов спорта, являющиеся одновременно действующими спортсменами и тренерами по фигурному катанию на коньках. Анкета для преподавателей и студентов, ведущих тренерскую деятельность, включает вопросы об уровне оснащенности спортивной школы цифровыми технологиями и содержит перечень цифровых устройств, которые необходимы для тренерской работы (компьютер, планшет, проектор, автоматизированные устройства и др.); о возможностях применения инновационных форм обучения в работе, например: «Я использую в работе цифровые технологии», «Я не имею представления о возможностях использования цифровых форм обучения», «Применение цифровых устройств на тренировках увеличивает возможности эффективного усвоения элементов фигурного
катания и улучшает результативность спортсменов» и др.; о стимулах, побуждающих тренеров использовать цифровые технологии в работе, например: «В ближайшее время я планирую освоить новые образовательные платформы и веб-сайты», «Работа с цифровыми ресурсами позволяет...» и др. Анкета для студентов, действующих спортсменов, состоит из вопросов, выявляющих такие показатели, как частота использования цифровых устройств; время, проводимое в сети; виды доступных им устройств (смартфон, планшет, компьютер и др.); пользуются ли они интернетом, интересно ли им использовать гаджеты, какие образовательные платформы используют, проявляют ли интерес к образовательным сайтам, как относятся к применению цифровых технологий и образовательных вебсайтов и платформ в процессе обучения и в домашней среде («Я считаю, что образовательные веб-сайты и платформы необходимо использовать в процессе обучения», «Мне нравится проводить время в виртуальном мире») и др. Для определения проблемных зон в организации подготовки будущих тренеров по фигурному катанию на коньках с применением цифровых технологий был также проведен метод фокус-групп, в которых принимали участие студенты — будущие тренеры по фигурному катанию на коньках. Данный метод позволяет выявить неосознаваемые факторы отношения к определенным предметам и явлениям, вскрыть причинно-следственные связи функционирования социально-психологических явлений. На начальном этапе работы фокус-группы была определена проблема: каков потенциал использования цифровых технологий в подготовке будущих трене -ров по фигурному катанию на коньках. Основной этап работы фокус-группы
начинался с открытого вопроса («Нужно ли применять цифровые технологии в тренерской деятельности?»), который раскрывает разнообразие мнений участников. В процессе дискуссии модератор незаметно управляет группой, используя наводящие вопросы типа: «Вы не объясните более подробно?», «Вы не приведете пример?» На заключительном этапе был проведен анализ основных возможностей и сложностей в организации тренерской деятельности по фигурному катанию на коньках с применением цифровых технологий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При рассмотрении модели обучения с использованием цифровых технологий на примере подготовки будущих тренеров по фигурному катанию в ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта» нами была поставлена задача обосновать оптимальные средства и технологии, способствующие успешному формированию заявленных в программной документации результатов обучения. Основываясь на накопленном опыте проведения занятий по теории и методике обучения фигурному катанию на коньках, мы предложили следующие методы обучения с применением цифровых инструментов:
1. Использование цифровых образовательных платформ (Zoom, MS Teams и др) с целью организации дистанционного обучения теоретическому материалу, а также проведения дискуссий, конференций, семинаров с целью решения проблемных вопросов, отражающих как разные точки зрения на проблему, так и свой собственный взгляд, обмен опытом.
2. Анализ выполнения элементов фигурного катания с помощью видеоза-
писи и коррекция ошибок. Элементы, выполняемые фигуристами, фиксируются на видеокамеру. После выполнения прыжка будущий тренер, во время производственной практики, например, совместно с фигуристами просматривает выполненное движение на мониторе, обсуждает допущенные ошибки и предлагает способы их исправления. В ряде случаев при обучении прыжкам фигуристам предлагается выполнить подводящие упражнения. Тем самым реализуется петля обратной связи между тренером и фигуристами, позволяющая в режиме реального времени осуществлять контроль и коррекцию выполняемых движений [17].
3. Применение методики тренировки вестибулярной системы с помощью автоматизированных вращающихся тренажеров (ротаторов), например, вестибулярного тренажера «ONLYWIN». Изучение методов тренировки вестибулярной системы имеет большое значение для совершенствования профессиональной спортивной деятельности фигуристов. Такая методика тренировки успешно используется в фигурном катании, смысл ее заключается в том, что наиболее интенсивные тренировки вестибулярной системы приходятся на периоды подготовки к соревнованиям. В фигурном катании перегрузки, действующие на спортсмена, практически такие же, как в космонавтике, поэтому «сильная» вестибулярная система спортсмена во многом определяет его результаты в соревнованиях [9].
4. Использование на практике инерци-альных систем ориентации и навигации, которые измеряют параметры движения тела фигуриста (МЭМС (микро-элек-тро-механические системы) — гироскопы, акселерометры). Для точного управления и коррекции тренером движения тела фигуриста необходимо располагать
количественными характеристиками этого движения, которые могут быть измерены с помощью электронной системы, построенной на гироскопах и акселерометрах, точно так же, как это выполняется в системе управления движением космического аппарата [15]. 5. Использование системы «Метрология» с видеоканалом для измерения параметров движения фигуриста в многооборотных прыжках. Комплексный контроль за состоянием спортсмена, тренировочными нагрузками, техникой выполнения упражнений, спортивными результатами и поведением спортсмена на соревнованиях, использование его результатов в планировании подготовки фигуристов и тренеров [15]. Результаты анкетирования показали, что оснащенность цифровыми технологиями в специализированных детско-юношеских спортивных школах по фигурному катанию на коньках находится на достаточном уровне. Инновационные формы обучения фигурному катанию на коньках применяют 87% тренеров, однако работа с образовательными платформами практически не проводится — 23%. Готовность действующих тренеров к освоению цифровых технологий ниже (68%) по сравнению с готовностью действующих спортсменов
(94%). Умение пользоваться цифровыми устройствами тренеры оценивают ниже (35%) по сравнению со спортсменами (65%). Обе категории, тренеры и спортсмены (94%), сходятся во мнении, что работа с цифровыми технологиями позволяет нестандартно решать тренерские задачи и повышает мотивацию спортсменов к тренировочному процессу, что является эффективным. В процессе работы фокус-группы были выявлены следующие проблемные зоны в организации подготовки будущих тренеров по фигурному катанию на коньках.
1. Существует небольшой процент будущих тренеров, сознательно не принимающих внедрение цифровых технологий в тренировочный процесс по фигурному катанию на коньках. В данном случае следует достичь компромисса по вопросу интеграции цифровых технологий (опора на активную группу будущих тренеров) в учебный процесс в целях удовлетворения потребностей спортсменов.
2. Информационная компетентность некоторых будущих тренеров недостаточно высока, то есть не сформированы умения и навыки, которые необходимы для использования цифровых технологий в тренерской деятельности. Нужно
признание эффективности цифровых технологий готовность к применению цифровых устройств умение пользоваться цифровыми устройствами оснащенность цифровыми технологиями
■ спортсмены ■тренеры
20 40 60 80 100 120
Рисунок - Результаты основных показателей по анкетам для преподавателей и студентов, ведущих тренерскую деятельность, и студентов-спортсменов
Figure - Results of the main indicators on questionnaires for teachers and students conducting coaching activity, and student-athletes
организовывать курсы повышения квалификации для развития у них информационной компетентности.
3. Недостаточное финансирование спортивных школ. Как правило, использование цифровых технологий требует непрерывного обслуживания. Стоит рассмотреть возможность использования цифровых инструментов, платформ на основе свободного доступа.
4. Обеспечение информационной безопасности. Следует свести к минимуму передачу частных данных (создание авторских программ обучения детей с применением цифровых технологий), а если такая передача необходима, то нужно осуществлять ее в соответствии с законодательством и внутренним распорядком спортивной школы. Дискуссионные вопросы:
Обучение фигурному катанию на коньках с применением цифровых технологий требует от тренера готовности и способности осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях, максимально сохраняя качество тренировочного процесса [11]. Современные цифровые технологии имеют большой потенциал, их грамотное использование способствует формированию всех составляющих профессиональной компетентности у обучающихся и, кроме того, обеспечивает непрерывность тренировочного процесса [12]. С другой стороны, проблема использования цифровых инструментов как части обучения фигурному катанию на коньках выражается в необходимости дифференцирования методов, приемов и средств обучения [8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонина, Е. Е. Отношение студентов факультета физической культуры к ценностям в области безопасности жизнедеятельности / Е. Е. Афонина, Т. И. Шукшина, В. В. Акамов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 21-22. - URL:
Мишин А. С. рассматривает проблему оптимального сочетания форм, методов и средств обучения при использовании цифровых технологий на тренировках. Автор отмечает, что техники выполнения элементов фигурного катания на коньках основаны на биомеханических исследованиях, которые сопоставляются с результатами практической тренерской работы. Заслуженным тренером приводятся конкретные упражнения и средства тренировки сложных элементов с помощью автоматизированных устройств [10]. Однако возможности цифровых инструментов позволяют тренерам оперативно оценивать суммарные показатели нагрузки фигуристов, проводить сравнительный анализ воздействия упражнений на организм спортсменов, сопоставлять получаемые данные с требованиями соревновательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования обогащают и расширяют научную базу концепции модернизации подготовки тренеров по фигурному катанию и могут быть использованы для оптимизации и развития коучинга. Следует помнить, что практика использования цифровых инструментов в обучении фигурному катанию на коньках еще только нарабатывается, необходим дополнительный анализ существующих недостатков и путей их преодоления, а также перспектив развития данного формата. Таким образом, говоря о подготовке будущих тренеров по фигурному катанию на коньках, необходимо принимать во внимание цифровые технологии.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id = 32847873 (дата обращения: 22.02.2022). 2. Антонова, М. В. Кейс-технология в организации исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры / М. В. Антонова, Т. И. Шукшина, П. В. Замкин, Ю. А. Демяшкина //
Теория и практика физической культуры. - 2021.
- № 2. - С. 105-107. - URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=44736023 (дата обращения: 22.02.2022).
3. Габов, М. В. Использование OR кода для создания
физкультминуток в условиях дистанционного формата обучения / М. В. Габов, С. В. Крайнева, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева, Е. Н. Эрентраут, Ю. А. Ахкамова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 43-48. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p43-48. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47997272 (дата обращения: 22.02.2022).
4. Григорьев, В. И. Фрактальная платформа ESG ком-
петенций в использовании физической культуры для профилактики пандемического напряжения студентов / В. И. Григорьев, К. Ю. Шубин, А. А. Па-ульс, В. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 64-70.
- DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p64-70. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47997277 (дата обращения: 22.02.2022).
5. Губаева, Е. Е. Применение теории функциональных
систем в тренерской работе по обучению прыжкам начинающих фигуристов на основе технологической карты занятия: комбинирование подходов / Е. Е. Губаева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 73-82. - DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-73-82.
6. Дранюк, О. И. Формирование компетенции соци-
ального взаимодействия у студентов вуза физической культуры в образовательном процессе по дисциплине "Педагогика" / О. И. Дранюк, Е. Л. Хо-рошавина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 74-77. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p74-77. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44747829 (дата обращения: 22.02.2022).
7. Зотова, Ф. Р. Спортивная и академическая карьера
студента-спортсмена: взгляд тренера / Ф. Р. Зотова, В. М. Газнанова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 18, № 1(18). - С. 83-89. -EDN YSIFJR. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=32613648& (дата обращения: 21.05.2022).
8. Кручинина, Г. А. Формирование экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки "Физическая культура" с применением средств цифровых технологий / Г. А. Кручинина, И. А. Сорокин // Гуманитарные науки и образование. - 2020. - Т. 11, № 3(43).
- С. 60-66. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44744059 (дата обращения: 22.02.2022).
9. Мартыненко, И. В. Обучение многооборотным прыжкам фигуристок 10-11 лет с применением вращающегося вестибулярного тренажера «РО-
ТАТОР» / И. В. Мартыненко, Е. С. Борисенкова, Я. Н. Сусленко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 1. - С. 30-37. - DOI: 10.36028/2308-8826-2019-8-1-30-37.
10. Мишин, А. Н. Биомеханика движений фигуриста / А. Н. Мишин. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : ООО "ЛЕНАНД", 2021. - 224 с. - ISBN 978-5-9710-8414-3. - URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=47127361 (дата обращения: 22.02.2022).
11. Покровская, Т. Ю. Опыт внедрения элементов дистанционного обучения в рамках освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе / Т. Ю. Покровская, Ш. Р. Юсупов, Е. Б. Титова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 1. - С. 59-65.
- DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-1-59-65.
12. Трескин, М. Ю. Особенности разработки индивидуальных характеристик физической подготовленности юных спортсменов / М. Ю. Трескин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 5. - С. 32-33. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22030204 (дата обращения: 22.02.2022).
13. Хадиуллина, Р. Р. Реализация технологии образовательного процесса студентов-спортсменов разных форм обучения в условиях виртуальной образовательной среды вуза физической культуры / Р. Р. Хадиуллина // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 420.
- С. 172-178. - DOI 10.17223/15617793/420/26. -EDN ZGPYBX. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=30005617 (дата обращения: 21.05.2022).
14. Babushkina, L. E. Digital tools in foreign languages training in order to student's polylingual personality formation / L. E. Babushkina, S. Merzouk, T. I. Shukshina // The Humanities and Education.
- 2021. - Vol. 12, No 3(47). - P. 126-132. - DOI 10.51609/2079-3499_2021_12_03_126. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46663232 (дата обращения: 22.02.2022).
15. Bruening, D.A. The Effects of Articulated Figure Skates on Jump Landing Forces / D.A. Bruening, J.G. Richards // Journal of Applied Biomechan-ics. - 2006. - vol. 22, issue 4. - pp. 285-295. - DOI: https://doi.org/10.1123/jab.22.4.285 (accessed 22.02.2022). (in Eng.)
16. Cummins, L.F. Figure Skating: A Different Kind of Youth Sport in Journal of Clinical Sport Psychology / L.F. Cummins // Journal of Clinical Sport Psychology. - 2007. - vol. 1, issue 4. - pp. 390-401.- DOI: https://doi.org/10.1123/jcsp.1.4.390 (in Eng.)
17. Yu, R. Figure Skating Simulation from Video / R. Yu, H. Park, J. Lee // Computer graphics forum. - 2019.
- vol. 38, no. 7. - рр. 225-234. - DOI: https://doi. org/10.1111/cgf.13831 (in Eng.)
REFERENCES
1. 1. Afonina, E.E. Physical education department students' attitude to life safety values. / E.E. Afonina, T. I. Shukshina, V. V. Akamov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2018. - № 6. - pp. 2122. - Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=32847873 (accessed 22.02.2022). (in Russ.)
2. Antonova, M. V. Case technologies in organization of research activities of physical education department students / M. V. Antonova, T. I. Shukshina, P. V. Zamkin, Yu. A. Demyashkina // Theory and Practice of Physical Culture. - 2021, № 2. - pp. 105107. - Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44736023 (accessed 22.02.2022). (in Russ.)
3. Gabov, M. V. Using a OR code to create a physical education program in remote conditions / M. V. Gabov, S. V. Kraineva, O. R. Shefer, T. N. Lebedeva, E. N. Erentraut, Yu. A. Akhkamova // Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University. - 2022. - № 1(203). - pp. 43-48. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p43-48. - Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=47997272 (accessed 22.02.2022). (in Russ.)
4. Grigorev, V. I. Fractal platform of ESG competences
in the use of physical culture for prevention of students' pandemic stress / V. I. Grigorev, K. Yu. Shubin, A. A. Pauls, V. A. Chistyakov // Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University. - 2022. - № 1(203). - pp. 6470. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p64-70.
- Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=47997277 (accessed 22.02.2022). (in Russ.)
5. Gubaeva, E. E. Application of the theory of functional
systems in coaching on teaching jumps for novice figure skaters based on the technological map of the lesson: combining approaches / E. E. Gubaeva // Science and sport: current trends. - 2021. - vol. 9, № 3. - pp. 73-82. - DOI: 10.36028/2308-88262021-9-3-73-82 (in Russ.)
6. Dranyuk, O. I. Formation of the competence of social interaction among the students of the university of physical culture in the educational process on the discipline "pedagogy" / O. I. Dranyuk, E. L. Khoroshavina // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. - 2021. - № 1(191). - pp. 74-77.
- DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p74-77.
- Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44747829 (accessed 22.02.2022). (in Russ.)
7. Zotova, F. R. Sports and academic career of a student-
athlete: a coach's view / F. R. Zotova, V. M. Gaznano-va // Science and Sport: current trends. - 2018. - T. 18, № 1(18). - pp. 83-89. - EDN YSIFJR. - URL: htt-ps://www.elibrary.ru/item.asp?id=32613648& (accessed 21.05.2022). (in Russ.)
8. Kruchinina, G. A. Formation of economic competence
of future bachelors in the field of training "Physical culture" with the use of digital technologies / G. A. Kruchinina, I. A. Sorokin // The Humanities and Education. - 2020. - Vol. 11, № 3(43). - pp. 6066. - Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44744059 (accessed 22.02.2022). (in Russ.)
9. Martynenko, I. V. Training in multi-turn jumps of female figure skaters of 10-11 years old with using the vestibular simulator "ROTATOR" / I. V. Martynenko, E. S. Borisenkova, Y. N. Suslenko // Science and sport: current trends. - 2019. - vol. 8, no. 1.
- pp. 30-37. - DOI: 10.36028/2308-8826-2019-81-30-37 (in Russ.)
10. Mishin, A.N. Skater's movement biomechanics / A. N. Mishin. - 2nd edition, revised and enlarged. Moscow: LLC "LENAND", 2021. - P. 224. - ISBN 978-5-9710-8414-3. - Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=47127361 (accessed 22.02.2022). (in Russ.)
11. Pokrovskaya, T. Yu. Experience in introducing elements of distance learning within the framework of «Physical culture and sports at the university» course / T. Yu. Pokrovskaya, Sh. R. Yusupov, E. B. Tito-va // Science and sport: current trends. - 2021.
- vol. 9, no. 1. - pp. 59-65. - DOI: 10.36028/23088826-2021-9-1-59-65 (in Russ.)
12. Treskin, M. Yu. Features of development of individual characteristics of physical fitness of young athletes / M. Yu. Treskin // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical education: upbringing, education, training. -2014. - № 5. - pp. 32-33. - Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=22030204 (accessed 22.02.2022). (in Russ.)
13. Khadiullina, R. R. Implementation of the technology of educational process of student-athletes of different modes of study under the conditions of virtual educational environment of a physical culture of the higher school / R. R. Khadiullina // Tomsk State University Journal. - 2017. - № 420. -pp. 172-178. - DOI 10.17223/15617793/420/26. -EDN ZGPYBX. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=30005617 (accessed 21.05.2022). (in Russ.)
14. Babushkina, L. E. Digital tools in foreign languages training in order to student's polylingual personality formation / L. E. Babushkina, S. Merzouk, T. I. Shukshina // The Humanities and Education.
- 2021. - Vol. 12, No 3(47). - pp. 126-132. - DOI 10.51609/2079-3499_2021_12_03_126. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46663232 (accessed 22.02.2022). (in Eng.)
15. Bruening, D. A. The Effects of Articulated Figure Skates on Jump Landing Forces / D. A. Bruening, J. G. Richards // Journal of Applied Biomechanics.
- 2006. - vol. 22, issue 4. - pp. 285-295. - DOI: https://doi.org/10.1123/jab.22A285 (accessed 22.02.2022). (in Eng.)
16. Cummins, L. F. Figure Skating: A Different Kind of Youth Sport in Journal of Clinical Sport Psychology / L. F. Cummins // Journal of Clinical Sport Psychology. - 2007. - vol. 1, issue 4. - pp. 390-401. -DOI: https://doi.org/10.1123/jcsp.1A390 (in Eng.)
17. Yu, R. Figure Skating Simulation from Video / R. Yu, H. Park, J. Lee // Computer graphics forum. - 2019.
- vol. 38. - no. 7. - pp. 225-234. - DOI: https://doi. org/10.1111/cgf.13831 (in Eng.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Мирзоев Владислав Игоревич (Mirzoev Vladislav Igorevich) - преподаватель кафедры теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания, факультет зимних олимпийских видов спорта; ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта»; Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35; e-mail: [email protected].
Бабушкина Дарья Игоревна (Babushkina Daria Igorevna) - студент факультета зимних олимпийских видов спорта; ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта»; Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-0946-308X.
Бабушкина Лариса Евгеньевна (Babushkina Larisa Evgenievna) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков; Институт экономики и управления АПК, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева»; Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-3549-9329.
Поступила в редакцию 15 апреля 2022 г. Принята к публикации 28 мая 2022 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Мирзоев, В. И. Цифровые технологии в повышении эффективности подготовки будущих тренеров по фигурному катанию на коньках / В. И. Мирзоев, Д. И. Бабушкина, Л. Е. Бабушкина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 69-78. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-69-78
FOR CITATION
Merzoev V.I., Babushkina D. I., Babushkina L. E. Digital technologies in enhancing the effectiveness of training future figure skating coaches, Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no.2, pp. 69-78 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-69-78