Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ТРАМПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ТРАМПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / АНТИДОПИНГ / НУЛЕВАЯ ТЕРПИМОСТЬ К ДОПИНГУ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколова Людмила Анатольевна, Алтухов Сергей Витальевич, Щурова Наталья Владимировна

В данной статье обобщены предпосылки для актуализации профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта и выявлены закономерности формирования трудовых функций и взаимодействия различных специалистов физкультурных и спортивных организаций при возникновении новых условий реализации их профессиональной деятельности. Актуальность представленных результатов исследования обусловлена сформулированными в целом ряде нормативных документов ключевыми проблемами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры на рынке труда, с которыми сталкиваются работники спортивного сектора в организациях различных форм собственности. Состояние турбулентности в сфере спорта, вызванное отстранением российских национальных команд и атлетов от участия в международных спортивных соревнованиях различного уровня, формирование и развитие внутреннего рынка труда в сфере физической культуры и спорта диктуют новые задачи и вызовы системе управления физической культурой и спортом, предъявляют высокие требования к соблюдению законодательства, антидопинговых норм и правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколова Людмила Анатольевна, Алтухов Сергей Витальевич, Щурова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF PROFESSIONAL STANDARTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A SPRINGBOARD FOR PROFESSIONAL RENEWAL OF THE INDUSTRY

This article summarizes the prerequisites for updating professional standards in the field of physical culture and sports and reveals the patterns of formation of labor functions and the interaction of various specialists of physical culture and sports organizations to form new professional standards. The relevance of the presented results of the study is due to the key problems formulated in a number of regulatory documents, reflecting both global trends and internal barriers in the labor market faced by employees of the sports sector in organizations of various forms of ownership. The state of turbulence in the field of sports caused by the exclusion of Russian national teams and athletes from participating in international sports competitions at various levels, the formation and development of the internal labor market in the field of physical culture and sports dictate new tasks and challenges to the system of physical culture and sports management, impose high demands on compliance with the law, anti-doping rules and regulations.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ТРАМПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ТРАМПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ

Л.А. СОКОЛОВА, CM. АЛТУХОВ, НИУ ВШЭ, г. Москва; Н.В. ЩУРОВА, ВНИИ труда, г. Москва

Аннотация

В данной статье обобщены предпосылки для актуализации профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта и выявлены закономерности формирования трудовых функций и взаимодействия различных специалистов физкультурных и спортивных организаций при возникновении новых условий реализации их профессиональной деятельности. Актуальность представленных результатов исследования обусловлена сформулированными в целом ряде нормативных документов ключевыми проблемами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры на рынке труда, с которыми сталкиваются работники спортивного сектора в организациях различных форм собственности. Состояние турбулентности в сфере спорта, вызванное отстранением российских национальных команд и атлетов от участия в международных спортивных соревнованиях различного уровня, формирование и развитие внутреннего рынка труда в сфере физической культуры и спорта диктуют новые задачи и вызовы системе управления физической культурой и спортом, предъявляют высокие требования к соблюдению законодательства, антидопинговых норм и правил.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, управление спортивной организацией, трудовая функция, воспитательная функция, цифровые компетенции, обучение и развитие, антидопинг, нулевая терпимость к допингу.

ACTUALIZATION OF PROFESSIONAL STANDARTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A SPRINGBOARD FOR PROFESSIONAL RENEWAL OF THE INDUSTRY

L.A. SOKOLOVA, S.V. ALTUKHOV, NRU HSE, Moscow city;

N.V. SCHCUROVA, VNII Labor, Moscow city

Abstract

This article summarizes the prerequisites for updating professional standards in the field of physical culture and sports and reveals the patterns of formation of labor functions and the interaction of various specialists of physical culture and sports organizations to form new professional standards. The relevance of the presented results of the study is due to the key problems formulated in a number of regulatory documents, reflecting both global trends and internal barriers in the labor market faced by employees of the sports sector in organizations of various forms of ownership. The state of turbulence in the field of sports caused by the exclusion of Russian national teams and athletes from participating in international sports competitions at various levels, the formation and development of the internal labor market in the field of physical culture and sports dictate new tasks and challenges to the system of physical culture and sports management, impose high demands on compliance with the law, anti-doping rules and regulations.

Keywords: professional standard, management of a sports organization, labor function, educational function, digital competencies, training and development, anti-doping, zero tolerance for doping.

Введение

Восстановление и трансформация рынка труда после пандемии COVID-19 сопровождается не только возвратом устоявшихся процессов, но и появлением новых тенденций и явлений. Падение рынка в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) в этих условиях составило не менее 40%, большее падение наблюдалось только в гостиничном бизнесе, на предприятиях общественного питания, которое составило почти 60% [1]. На фоне негативных колебаний, сокращения рабочих мест и перемещения активности в онлайн формирование спроса на работу в спорте приобрело новые характеристики. Мир работы перестает быть моноформатным. Наряду с привычной занятостью по трудовому договору со стандартным или неполным рабочим временем появились такие виды, как «работа на час», платформенная занятость, самозанятость, которые стали пользоваться большим спросом. Отдельно следует выделить дистанционную (удаленную) занятость, которая позволяет выполнять работу с применением информационных ресурсов, использовать электронные формы документов как постоянно, так и кратковременно. В совокупности это способствует появлению новых профессий в сфере технологий и цифровизации наряду с тенденцией сокращения численности работников в производственных отраслях и одновременным возрастанием спроса на работников в сфере услуг.

Разработчики профессиональных стандартов обратили внимание на тенденцию универсальности трудовой деятельности в ряде профессий, которые основаны на пооперационном разделении труда и последующем совмещении профессиональных задач, ранее характерных для разных отраслей и категорий занятий. При этом возникает взаимное проникновение трудовых функций между профессиями и возрастает значение «микро» или «частичных» квалификаций. Специфика работы тренера, руководителя в спорте и специалиста по антидопинговому обеспечению требует дополнительных компетенций и функций помимо тех, которые содержатся в ранее утвержденных профессиональных стандартах.

Актуализация профессиональных стандартов

В 2022 г. Советом по профессиональным квалификациям в сфере ФКиС при поддержке Всероссийского научно-исследовательского института труда Минтруда России были актуализированы профессиональные стандарты «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», утвержденный приказом Минтруда России 29 октября 2015 г. № 798н [2] (далее -«Руководитель»); «Специалист по антидопинговому обеспечению», утвержденный приказом Минтруда России от 18.02.2016 № 73н [3] и «Тренер», утвержденный приказом Минтруда России 28.03.2019 г. № 191н [4]. Основанием для проведения актуализации этих профессиональных стандартов, помимо плана работы Совета по профессио-

нальным квалификациям в сфере ФКиС, был запрос Министерства спорта от 03.08.2021 г. № АМ-04-15/6510 о необходимости реализации п. 10 поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ДЧ-П44-3006 «Об обеспечении исполнения постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 3 марта 2021 г. № 65-СФ "О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации"» [5] по внесению в профессиональные стандарты обязанностей по воспитанию. Кроме этого, в условиях современного развития цифровой экономики спорт высших достижений, массовая и адаптивная ФКиС немыслимы без внедрения современных информационных и компьютерных систем и технологий.

С целью решения поставленных задач разработаны новые версии вышеперечисленных профессиональных стандартов, которые позволяют существенно дополнить функционал специалистов и руководителей в сфере ФКиС.

Кроме этого, в условиях поставленной задачи со стороны Правительства Российской Федерации о гармонизации законодательства о ФКиС и законодательства об образовании, а также для синхронизации законодательства в сфере здравоохранения и законодательства о ФКиС обеспечивается единый подход к установлению особых условий допуска к работе, а именно: недопущение лиц, имевших или имеющих судимость, к деятельности в сфере ФКиС; обучение оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи, помимо ранее имевшихся требований о прохождения инструктажа по охране труда и обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Актуализация профессионального стандарта «Руководитель»

Успешная реализация стратегических задач, предъявляемых к ФКиС, возможна лишь при условии эффективного управления и построения целевой работы непосредственно в государственных, коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организациях и объединениях различных видов, реализующих разнообразные направления деятельности в сфере ФКиС, как, например: спортивные клубы, физкультурные и фитнес-клубы, профессиональные спортивные лиги и общества, в том числе по подготовке спортивного резерва, включая целевое руководство реализацией и развитием физ-культурно-спортивной деятельности в соответствующих службах и подразделениях организаций и учреждений. В частности, актуализация профессионального стандарта «Руководитель» обусловлена необходимостью формирования и развития современной системы квалификаций в отрасли ФКиС, учитывающей перспективы развития спорта и экономики Российской Федерации.

В качестве перспектив следует рассматривать дальнейшее изменение нормативных правовых документов, позволяющих сформировать единое физкультурно-спор-тивное образовательное пространство, провести гармони-

зацию законодательства в сфере образования в сочетании с законодательством ФКиС. Согласно Федеральному закону от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» [6], организации, осуществляющие спортивную подготовку, с 1 января 2023 г. должны реализовывать дополнительное образование после получения соответствующих регистрационных документов (лицензий).

Спортивные федерации в настоящий момент испытывают серьезные трудности при переходе к программным формам работы. Опрос спортивных федераций позволяет судить о том, что основные трудности связаны с недостатком кадровых ресурсов. При этом выделяются в качестве ключевой кадровой потребности специалисты по таким направлениям деятельности, как:

а) планирование, формирование и реализация программ подготовки к Олимпийским играм;

б) организация и проведение спортивных соревнований;

в) юридическое сопровождение;

г) финансово-экономическое планирование;

д) цифровизация (1Т-технологии);

е) РИ, маркетинг;

ж) НИ-консалтинг (оценка кадров и организация обучения).

Кроме того, спортивные федерации испытывают недостаток кадрового ресурса в сфере международной деятельности и антидопинговой деятельности.

Эксперты в сфере ФКиС отмечают, что в современном спортивном менеджменте (управлении) применяются такие же функции, методы и принципы управления, как и в других отраслях различных коммерческих и некоммерческих организаций российского рынка труда [7]. При этом ФКиС является достаточно специфическим видом экономической деятельности со своими особенностями в управлении спортивной организацией и специальными методами руководства [8]. В содержании ранее утвержденного профессионального стандарта «Руководитель» такие функции современного менеджмента, значимые для спортивной организации, отсутствуют.

Следует также отметить, что в настоящее время существенно изменились запросы самих работодателей к компетенциям руководителей организаций в сфере ФКиС. Это работодатели подчеркивают необходимость наличия таких компетенций, как: оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование физкуль-турно-спортивной организации, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски; анализировать поведение потребителей и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли; оценивать социальные условия деятельности в области ФКиС, выявлять новые возможности, формировать и развивать новые социально ориентированные направления деятельности; координировать процессы физкультурно-спортив-

ной организации в целях обеспечения согласованности выполнения планов деятельности всеми участниками; осуществлять поэтапный контроль реализации планов деятельности и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов при создании, функционировании и росте физкультурно-спортивной организации; принимать эффективные и результативные управленческие решения в изменяющихся условиях [9].

При проведении актуализации профессионального стандарта «Руководитель» были рассмотрены два варианта:

1. Актуализация без изменения функциональной структуры ранее утвержденного профессионального стандарта.

2. Актуализация с частичным изменением функциональной структуры, которая дополнилась двумя обобщенными трудовыми функциями - по управлению профессиональным спортом (лиги, клубы и пр.) и управлению спортивной федерацией. Одновременно исключена из структуры функция управления объектом спортивной инфраструктуры (стадионом, бассейном и т.п.).

Таким образом, в актуализированной версии профессионального стандарта «Руководитель» разработчиками реализованы современные принципы и концепции спортивного менеджмента с учетом изменяющейся внутренней и внешней среды, а также развития цифровых систем и технологий.

При этом проведены изменения общих сведений, обеспечивающих синхронизацию для более точного сбора данных статистического учета как с использованием «Общероссийского классификатора занятий» (далее - ОКЗ), так и «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (далее - ОКВЭД). В коды ОКЗ, помимо ранее используемых кодов занятости «1120 - Руководители учреждений, организаций и предприятий» и «1432 - Руководители организаций физической культуры и спорта», добавлены коды «1114 - Высшие должностные лица политических и общественных организаций» и «1345 - Руководители служб и подразделений в сфере образования». Коды ОКВЭД заменены полностью с учетом обновления классификатора: 85.1, 85.21, 85.22, 85.3, 85.41, 85.42, 93.1, 93.2, 94.9.

В актуализированной версии профессионального стандарта «Руководитель» декомпозиция вида профессиональной деятельности проведена по следующим направлениям: управление службой, структурным подразделением физкультурно-спортивной организации; управление коммерческими, некоммерческими клубами, организациями и объединениями, осуществляющими физкультурно-спортивную деятельность; управление физкультурно-спортивной организацией (службой, подразделением) государственной или муниципальной формы собственности (бюджетных организаций); управление спортивной федерацией. Данные направления профессиональной деятельности дополнены соответствующими трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями, обеспечивающими подготовку и развитие

компетенций руководящих кадров посредством формирования современных образовательных программ обучения и подготовки.

Актуализация профессионального стандарта «Тренер»

Одними из главных задач государственной политики в сфере ФКиС, закрепленных в Стратегии-2030, являются улучшение здоровья населения, повышение качества и продолжительности жизни, а также повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Эти задачи обеспечиваются развитием направлений массового спорта, способствующего большему вовлечению населения в регулярные занятия физической активностью и спортом, формированию тенденции к здоровому образу жизни, развитию спортивного резерва, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию успешности в спорте высших достижений. Успешность выступления российских спортсменов как на внутрироссийских, так и на международных физкультурных и спортивных мероприятиях является выраженным стимулом в системе воспитания патриотизма, приверженности гуманным целям, отраженных в олимпийском движении, формирования нравственных принципов дружелюбия и этики, этичного поведения во взаимоотношениях между людьми как в спорте, так и жизни, правомерной гордости за достигнутые результаты.

Кроме того, развитие паралимпийского движения и планомерная работа с использованием средств массовой физической культуры и спорта, проводимая с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, способствует наглядной демонстрации уменьшения зависимости от медикаментозных средств и показывает более высокие результаты адаптации этих людей в жизни.

Вместе с тем неравномерность в обеспеченности территорий (субъектов Российской Федерации) спортивной инфраструктурой и спортивными кадрами не позволяет в большинстве случаев жителям сельской местности и малых городов систематически заниматься физической культурой и спортом.

Актуализация профессионального стандарта «Тренер» вызвана необходимостью включения в него функций, направленных на воспитание как одну из важнейших компетенций высококвалифицированного тренера и развитие цифровых компетенций, обусловленных формированием новой системы цифровых технологий в развитии экономики Российской Федерации.

Воспитание как целенаправленный и организованный процесс формирования положительных свойств личности у занимающегося ФКиС является неотъемлемой частью педагогического процесса спортивного совершенствования [10]. Важными аспектами воспитательной работы тренера являются формирование культуры нулевой терпимости к допингу, высокого патриотического сознания и любви к Родине. При этом должны соблюдаться принципы равноправия, дружелюбия и здоровой

конкуренции [11]. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул высокую важность вопросов гармонизации законодательства в области спорта и образования, справедливо отмечая, что главной целью организаций, готовящих спортсменов вне зависимости от их ведомственной принадлежности, является формирование условий для всестороннего развития человека, обеспечивающих рост спортивного мастерства при непрерывном духовно-нравственном и интеллектуальном развитии воспитанников [12].

Цифровые компетенции должны быть обеспечены сформированностью умений и знаний в вопросах цифровой грамотности тренеров в связи с динамично развивающейся цифровизацией сферы ФКиС. Следует подчеркнуть, что элементы цифровизации реализуются в спортивной деятельности уже достаточно давно и вызваны развитием технологий оценки спортивных результатов, а также применением в тренировочной деятельности экипировки, спортивного оборудования и оснащения объектов спорта электронными, информационными и техническими системами. Так, например, в Федерации хоккея России разработана и внедряется цифровая платформа для организации подготовки спортивного резерва, в которой содержится система комплексного мониторинга развития спортсменов, система формирования комплексного рейтинга спортсменов на основе собираемых данных [13].

В рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» создана государственная информационная система «Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт"», для дальнейшего внедрения и развития которой проводится работа по накоплению и аналитике данных в информационных системах с формированием и ведением цифровых профилей спортсменов, проведением контрольных тестов и контрольно-переводных нормативов. Кроме того, предполагается ведение, фиксация и анализ электронных дневников самоподготовки спортсменов, электронных журналов учета спортивной подготовки, включая данные по участию в соревнованиях. В дальнейшем планируется внедрение модуля аналитики, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта. Безусловно, все это требует наличия у тренеров соответствующих цифровых компетенций.

Профессия тренера является одной из основных профессий в сфере ФКиС, в ней представлено более 50% всех работающих в отрасли спортивных специалистов. В Российской Федерации, по данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку», в 2021 г. только в подготовке спортивного резерва участвовало более 5000 физкультурно-спортивных организаций различной ведомственной принадлежности, в которых подготовку занимающихся и обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области ФКиС обеспечивали порядка 70 тыс. трене-

ров [14]. Наряду с этим за пределами формы № 5-ФК могут оставаться тренеры, работающие в физкультурно-спортивных организациях, обществах, центрах, клубах, данные о которых не учитываются в целевой статистике.

В актуализированной версии профессионального стандарта «Тренер» исключен код ОКЗ «1432 - Руководители организаций физической культуры и спорта», поскольку данные характеристики включены в состав актуализированной версии профессионального стандарта «Руководитель».

При проведении актуализации профессионального стандарта «Тренер» были рассмотрены два варианта:

1. Актуализация без изменения функциональной структуры ранее утвержденного профессионального стандарта.

2. Актуализация с частичным изменением функциональной структуры, которая, во-первых, дополнилась обобщенной трудовой функцией по деятельности со спортсменами спортивной команды города, сельской территории, клуба, организации, объединения, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, а, во-вторых, часть обобщенных трудовых функций были агрегированы в силу того, что они реализуются через трудовые действия.

Во втором варианте предложенной актуализации агрегирование части обобщенных трудовых функций было вызвано отсутствием выраженного числа специалистов на рынке труда, сведения о которых подтверждаются статистическими данными формы № ЗП-физическая культура и спорт «Сведения о численности и оплате труда работников в области физической культуры и спорта по категориям персонала» за 2021 г., где демонстрируется наличие 26 тренеров-консультантов и 29 старших тренеров по резерву спортивной сборной команды [15]. Кроме того, анализ практики показывает, что во многих видах спорта один тренер готовит спортсменов с начального уровня до уровня высшего спортивного мастерства. При этом принцип преемственности спортсменов, переходящих с одного этапа спортивной подготовки на другой, часто сопровождается «потерей» заинтересованности спортсмена заниматься этим видом спорта. Как известно, на малых территориях зачастую нет нужного количества специалистов, которые могут выполнять различные направления тренерской работы (различные обобщенные трудовые функции), существующие в прежней версии профессионального стандарта «Тренер»: «Подготовка занимающихся на этапах спортивно-оздоровительном и начальной подготовки»; «Подготовка занимающихся на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду спорта (группе спортивных дисциплин)»; «Подготовка занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по виду спорта (группе спортивных дисциплин)»; «Оказание консультационной поддержки тренерам и спортсменам на всех этапах спортивной подготовки»; «Руководство пополнением и подготовкой спортивного резерва». Очевидно, что в отсутствии отдельных специалистов работа со спортивным резервом по кон-

сультированию выполняется тем же тренером, который ведет работу на этапах спортивной подготовки, то есть выполняет на одной должности несколько различных функций по мере необходимости.

В таком варианте актуализации профессионального стандарта «Тренер» не рассматривается уменьшение функционала вида профессиональной деятельности, а, напротив, формируется существенно полное содержание вида профессиональной деятельности «Проведение тренировочных мероприятий и руководство соревновательной деятельностью».

В случае возникновения отраслевого спроса на профессии «Тренер-консультант» и «Тренер по спортивному резерву» или иные новые тренерские функции, можно будет разработать и описать их в соответствующих профессиональных стандартах.

Актуализация профессионального стандарта «Специалист по антидопинговому обеспечению»

Представление Российской Федерации как государства, обеспечивающего соблюдение принципов здорового образа жизни и развития долголетия населения посредством занятий физической культурой и массовым спортом на мировом пространстве, демонстрируют ведущие спортсмены, показывая нулевую терпимость к допингу и своим примером пропагандируя здоровый образ жизни. Дисквалификация спортсменов по применению допинга является крайней мерой публичного наказания. В этой связи в России реализуется государственная программа по борьбе с допингом в спорте. Разработан комплекс нормативных правовых документов, которые устанавливают ограничение доступности, обеспечение контроля владения, распространения и продажи, а также контроль использования в спорте запрещенных допинговых средств и методов. Данные документы отражают консолидацию мер наказания и ответственности за применение допинга. Подготовка высококвалифицированных кадров, специализирующихся в особенностях спортивной деятельности и знании нормативных правовых актов, как, например: Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 28.03.2017 № 339 «Об утверждении перечня субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»; Приказ Минспорта России от 24 июня 2021 г. № 464 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» и других документов, включая международные нормы и правила, позволит обеспечить защиту чести и достоинства российских спортсменов - участников мероприятий физической культуры и спорта.

Реализация Концепции совершенствования механизмов ведения антидопинговой политики в субъектах Российской Федерации направлена на совершенствование и усиление целевой работы по предотвращению допинга в спорте непосредственно в этих субъектах. В настоящее время система антидопингового обеспечения спорта

в Российской Федерации базируется на информационно-образовательной работе в части профилактики применения допинга и формирования нетерпимости к любым формам нарушения антидопинговых правил в спорте. Данные направления работы отражены в профессиональном стандарте «Специалист по антидопинговому обеспечению». Назначение этих специалистов возложено на руководителей общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в соответствии с пунктом 6.1 части 10 статьи 26 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [16].

При этом целевая подготовка таких специалистов не обеспечена соответствующими направлениями подготовки в образовании (отсутствует код ОКСО) и не позволяет целенаправленно формировать кадровый резерв специалистов.

Состав актуализированной версии профессионального стандарта «Специалист по антидопинговому обеспечению» поддержан Российским антидопинговым агентством «РУСАДА» и профессиональным сообществом. При этом подчеркнуто, что специалист по антидопинговому обеспечению должен развивать свою работу в различных целевых аудиториях (молодежь, родители, взрослые спортсмены, организаторы спортивных мероприятий, тренеры, инструкторы-методисты, медицинский персонал). Этот посыл сформирован на основе Стратегии-2030, в которой установлена задача обеспечения включения всех граждан в занятия физической культурой и массовым спортом с целью развития их долголетия, соблюдения ими принципов здорового образа жизни.

Актуализация профессионального стандарта «Специалист по антидопинговому обеспечению» проведена без изменения функциональной структуры ранее утвержденного профессионального стандарта, но в новой версии скорректированы некоторые формулировки обобщенных трудовых функций и трудовых функций, например: обобщенная трудовая функция «Подготовка и проведение мероприятий по формированию культуры нетерпимости к использованию допинга в спорте»; трудовая функция «Реализация воспитательных, просветительских программ и информационных мероприятий для целевых аудиторий (молодежь, родители, взрослые спортсмены, организаторы спортивных мероприятий, тренеры, инструкторы-методисты, медицинский персонал)» и другие.

Дополнительно включены новые трудовые действия, необходимые умения и знания, связанные с воспитанием личностных характеристик противодействия допингу и формированием цифровых компетенций, например: «Подготовка и проведение информационных антидопинговых мероприятий, способствующих раскрытию, сдерживанию и предотвращению случаев применения допинга в спорте»; «Разработка дистанционных программ по вопросам противодействия применению допинга в спорте для различных категорий слушателей»; «Составление отчетной документации, включая применение информационных систем в сфере физической культуры и спорта»; «Использование информационных систем, электронных и технических устройств» и другие.

Рабочая группа по актуализации профессиональных стандартов «Руководитель», «Тренер», «Специалист по антидопинговому обеспечению» в рамках профессионально-общественного обсуждения продолжает получать предложения и замечания от профессионального и академического сообщества.

Заключение

Актуализация профессиональных стандартов «Руководитель», «Тренер» и «Специалист по антидопинговому обеспечению» стала ответом на требования к универсальности трудовой деятельности в ряде профессий сферы физической культуры и спорта. При этом взаимное проникновение функционала профессий в спортивной сфере и кросс-функциональные компетенции, пришедшие в спорт из других сфер деятельности, существенно повышают значение «микро» или «частичных» квалификаций как в системе управления спортом, так и при реализации деятельности тренеров и других специалистов.

Актуализация профессиональных стандартов «Руководитель», «Тренер» и «Специалист по антидопинговому обеспечению» позволяет обеспечить формирование и развитие национальной системы квалификаций (далее - НСК РФ) в сфере физической культуры и спорта. На основе профессиональных стандартов в соответствии с Концепцией развития НСК РФ разрабатываются федеральные образовательные стандарты, и содержание профессиональных стандартов учитывается при разработке образовательных программ всех уровней. Применение профессиональных стандартов работодателями обеспечивается сопоставлением трудовых функций в соответствии с требованиями к квалификации работников. При этом у работодателей имеется возможность формировать на основе профессиональных стандартов должностные инструкции по предложенным в профессиональных стандартах наименованиям должностей. Кроме этого, на основе профессиональных стандартов работодатели имеют возможность обоснованно, в соответствии с квалификационными требованиями, формировать системы оплаты труда и мотивационные программы. Применение профессиональных стандартов установлено Трудовым Кодексом Российской Федерации статьями 195.1, 195.2 и 195.3.

Содержательное обновление вышеперечисленных профессиональных стандартов позволит реализовать внедрение новых образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также программ профессиональной подготовки в системе дополнительного профессионального образования с акцентом на цифровые компетенции, грамотность в реализации воспитательных функций у высококвалифицированных тренерских и руководящих кадров, включая подготовку и развитие кадрового обеспечения по направлению антидопинга, и даст возможность специалистам по-новому оценить свою квалификацию и определить дальнейшее развитие тех компетенций, которые, возможно, отсутствуют или недостаточно у них сформированы.

Литература

1. Прокопов Ф.Т. Работа и трудовые отношения до и после пандемии. - Презентация 31.03.2021 г. - URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/456936396.pdf (дата обращения: 11.07.2022).

2. Приказ Минтруда России от 29.10.2015 № 798н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта"» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.07.2022).

3. Приказ Минтруда России от 18.02.2016 № 73н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по антидопинговому обеспечению"» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.07.2022).

4. Приказ Минтруда России от 28.03.2019 № 191н «Об утверждении профессионального стандарта "Тренер"» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.07.2022).

5. Постановление СФ ФС РФ от 03.03.2021 № 65-СФ «О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2021. -№ 10. - Ст. 1566.

6. Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 11.07. 2022).

7. Маршев, В.И., Ионова, М.С. Спорт как метод управления социальными системами: эволюция взглядов и задачи // Сборник научных статей ЦСМ ЭФ МГУ // под ред. В.И. Маршева. - 2017. - Вып. 1. - С. 93-123.

8. Алтухов, С.В., Воробьев, А.И. Спортивный менеджмент - профессия для особенных людей // Сборник на-

учных статей ЦСМ ЭФ МГУ / под ред. В.И. Маршева. -2017. - Вып. 1. - С. 29-41.

9. Алтухов, С.В., Воробьев, А.И. Три сигмы спортивного менеджмента. Как не заблудиться в лабиринтах профессии / 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 239 с.

10. Гогунов Е.Н., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

11. Евсеев, С.П. Актуальные вопросы концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Спортивно-педагогическое образование. -ГЦОЛИФК. - 2021. - № 2. - С. 17-23.

12. ТАСС. Путин потребовал не допускать людей с судимостью к работе в детских спортивных секциях. -6 октября 2020. - URL: https://tass.ru/obschestvo/9638347 (дата обращения: 13.07.2022).

13. Минспорт и Федерация хоккея России договорились об IT-взаимодействии. -10.02.2021. - URL: https://d-russia.ru/minsport-i-federacija-hokkeja-rossii-dogovorilis-ob-it-vzaimodejstvii.html (дата обращения: 06.07.2022).

14. Минспорт России. Сводный отчет 5-ФК ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку» по РФ за 2021 год. - URL: https://minsport. gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (дата обращения: 06.07.2022).

15. Приказ Минспорта России от 09.03.2022 г. № 187 «О федеральном статистическом наблюдении по форме № ЗП-физическая культура и спорт «Сведения о численности и оплате труда работников в области физической культуры и спорта по категориям персонала» за 2021 год». - URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/1452/ (дата обращения: 14.07.2022).

16. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - № 276.

References

1. Prokopov F.T. Work and labor relations before and after the pandemic. Presentation March 31, 2021, [Online] URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/456936396. pdf (date of access: 11.07.2022).

2. Ministry of Labor of Russia (2015), Order of the Ministry of Labor of Russia dated October 29,2015, No. 798n "On approval of the professional standard 'Head of an organization (subdivision of an organization) operating in the field of physical culture and sports'" [Online], URL: http:// www.pravo.gov.ru (date of access:11.07.2022).

3. Ministry of Labor of Russia (2016), Order of the Ministry of Labor of Russia dated February 18,2016, No. 73n "On approval of the professional standard 'Anti-doping support specialist'" [Online], URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 11.07.2022).

4. Ministry of Labor of Russia (2019), Order of the Ministry of Labor of Russia dated March 28, 2019, No. 191n "On approval of the professional standard 'Trainer'" [Online], URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 11.07.2022).

5. Federal Assembly of the Russian Federation (2021), Decree of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation of 03.03.2021 No. 65-SF "On the development of children's and youth sports in the Russian Federation", Collection of legislation of the Russian Federation, No. 10. Art. 1566.

6. Government of the Russian Federation (2021), Federal Law No. 127-FZ of April30,2021 "On Amendments to the Federal Law 'On Physical Culture and Sports in the Russian Federation' and the Federal Law 'On Education in the Russian Federation'" [Online], URL: http:/ /pravo.gov.ru (date of access:11.07.2022).

e*)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Marshev, V.I. and Ionova, M.S. (2017), Sport as a method of managing social systems: the evolution of views and tasks, in: Marshev VI. (Ed.) Collection of scientific articles of the CSM EF MSU, issue 1, pp. 93-123.

8. Altukhov, S.V. and Vorobyev, A.I. (2017), Sports management - a profession for special people, in: Marshev V.I. (Ed.) Collection of scientific articles of the CSM EF MSU, issue 1, pp. 29-41.

9. Altukhov, S.V. and Vorobyev, A.I. (2021), Three sigmas of sports management. How not to get lost in the labyrinths of the profession, 2nd edition, add. and reworked, Moscow: UNITY-DANA, 239 p.

10. Gogunov, E.N. and Martyanov, B.I. (2000), Psychology of physical education and sports: Proc. manual for students. higher ped. education institutions, Moscow: Publishing Center 'Academy", 288 p.

11. Evseev, S.P. (2021), Topical issues of the concept of development of children's and youth sports in the Russian Federation, Sports and pedagogical education, GTSOLIFK, no. 2, pp. 17-23.

12. TASS (2020), Putin demanded that people with a criminal record not be allowed to work in children's sports clubs, October 6, 2020 [Online], URL: https://tass.ru/obschest-vo/9638347 (date of access: 13.07.2022).

13. d-russia.ru (2021), The Ministry of Sports and the Russian Hockey Federation have agreed on IT cooperation. 02/10/2021 [Online], URL: https://d-russia.ru/minsport-i-federacija-hokkeja-rossii-dogovorilis-ob-it-vzaimodejstvii. html (date of access: 06.07.2022).

14. Ministry of Sports of Russia (2021), Consolidated report of the 5-FC FC "Information on organizations providing sports training" for the Russian Federation for 2021 [Online], URL: https://minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (date of access: 06.07.2022).

15. Ministry of Sports of Russia (2022), Order of the Ministry of Sports of Russia dated 09.03.2022 No. 187 "On Federal Statistical Monitoring Form No. ZP-Physical Culture and Sports 'Information on the Number and Remuneration of Workers in the Field of Physical Culture and Sports by Personnel Categories' for 2021" [Online], URL: https:// www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (date of access: 14.07.2022).

16. Government of the Russian Federation (2007), Federal Law of December 4, 2007, No. 329-FZ (as amended on March 6, 2022) "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation". Rossiyskaya Gazeta, no. 276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.