Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧИНАЮЩИЙ ПЕДАГОГ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОЦЕДУРЫ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лухверчик В.Н.

Обоснованы актуальность исследования проблем адаптации начинающих педагогов, структура, основные процедуры и проблемы данного процесса. Обозначена поддержка молодых специалистов государством. Раскрыты элементы содержания профессиональной и психологической адаптации. Подчеркнуты отдельные факторы снижения ее негативных последствий. Проанализированы результаты опроса молодых педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лухверчик В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALISATION OF ADAPTATION PROBLEMS AMONG BEGINNING TEACHERS

The relevance of studying of adaptation problems of beginning teachers, the structure, basic procedures and problems of this process are substantiated. Support for young specialists by the state is indicated. The elements of the content of professional and psychological adaptation are revealed. Separate factors for reducing its negative consequences are indicated. The results of the survey of young teachers are analyzed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 370(09)(476)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ

канд. пед. наук, доц. В.Н. ЛУХВЕРЧИК (Полоцкий государственный университет)

Обоснованы актуальность исследования проблем адаптации начинающих педагогов, структура, основные процедуры и проблемы данного процесса. Обозначена поддержка молодых специалистов государством. Раскрыты элементы содержания профессиональной и психологической адаптации. Подчеркнуты отдельные факторы снижения ее негативных последствий. Проанализированы результаты опроса молодых педагогов.

Ключевые слова: начинающий педагог, молодой специалист, адаптация, профессиональная адаптация, профессиональная готовность, процедуры и проблемы адаптации.

Введение. Становление и дальнейшее совершенствование профессионализма начинающего педагога во многом определяются успешностью преодоления проблем адаптации, неизбежно появляющихся в начале его трудовой деятельности. Объективная жизненная ситуация, в которой оказывается молодой специалист после окончания вуза, заставляет его не только заменить привычный тип деятельности - учебу - на труд, но также пересмотреть содержание и характер взаимоотношений с элементами новой социальной среды.

Термин «адаптация» (от лат. adaptation) ввел в научную лексику в 1865 г. немецкий физиолог Ауберт, характеризовав процесс «приспособления», в первую очередь слуха и зрения, как ответную реакцию на действия различных раздражителей. Со временем трактовка термина расширилась, приобретя социальную направленность. Его стали использовать, в т.ч. и для характеристики процесса освоения отдельной личностью или группой новых условий меняющейся социальной среды, которая, как известно, достаточно динамична и находится в постоянном движении (изменении) [1, с. 20].

Процесс адаптации личности, прежде всего вопросы минимизации ее негативных последствий, стал предметом исследования различных антропологических и общественных наук. В странах с развитой рыночной экономикой (США, Япония, Канада, Англия и др.) широкомасштабные исследования данного феномена начались во второй половине XX в. Они проводились в крупных межвузовских и межгосударственных научных центрах. Такое пристальное внимание к узловым проблемам адаптации отдельной личности и групп людей было связано с тем, что они (проблемы) оказались в фокусе экономических интересов этих государств и их частных инфраструктур, заинтересованных в интенсификации трудовых ресурсов, от которых во многом зависит их благосостояние.

В то же время в России и Беларуси психолого-педагогические аспекты адаптации учащихся и студентов, а именно возможность управления процессом, остаются наиболее актуальным направлением в современных исследованиях [2]. Управляемость в данном контексте рассматривается как возможный компонент системы профессиональной деятельности педагога, направленный на создание социально-психологических условий обеспечения успешного обучения и развития студентов (учащихся) посредством организации необходимого взаимодействия в образовательном процессе. Полученные теоретические результаты становятся не только средством организации соответствующей адаптирующей среды, но и предметом изучения, т.к. они вводятся в содержание отдельных учебных дисциплин.

Основная часть. Для начинающего педагога, вчерашнего студента, освоение новых условий социальной среды связано уже не с приобретением знаний, а с ориентацией на новую цель деятельности, а именно трудовую, характер и содержание которой определяются спецификой полученной профессии.

По мнению В. А. Сластенина, процесс адаптации любого специалиста, впервые приступившего к трудовой деятельности, включает следующие основные процедуры и проблемы:

1) взаимодействие личности и среды:

- социальное взаимодействие как с отдельными личностями, так и различными общностями;

- социально-психологическое взаимодействие;

- взаимодействие с материально-технической и искусственной средой своего обитания;

- взаимодействие с природной средой;

2) возникновение противоречий, конфликтных ситуаций между личностью и средой:

3) возникновение потребности личности в дезадаптации;

4) появление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций;

5) осуществление защитного действия;

6) снижение противоречий между личностью и средой, устранение конфликтных ситуаций [3, с. 420].

Данная модель основывается на преодолении проблем, неизбежно стоящих перед каждым молодым

специалистом. Возникающие трудности являются следствием его профессиональной и психологической адаптации.

В этой связи именно профессиональная готовность студента как будущего специалиста является решающим фактором его быстрой адаптации к условиям труда [4, с. 481]. На уровне умелости профессиональная готовность обеспечивается выполнением требований, которые определены стандартами образования, учебными программами

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика

№ 7

по каждой специальности и подтверждена решением ГЭК. Ее содержательным показателем выступает уровень сформированное™ у выпускника вуза определенного набора соответствующих компетенций и личностных качеств.

Таким образом, временной интервал процесса профессиональной адаптации молодого специалиста напрямую зависит от качества образования, предоставляемого учебным заведением, уровня его обученности, наличия устойчивых мотивирующих образовательных факторов. Его подготовленность к самообразованию и саморазвитию обеспечит дальнейшее движение в профессии от уровня умелости к творчеству.

Более сложным для начинающего педагога является разрушение сложившихся за годы учебы социально-психологических отношений и способов поведения, формирование их новых типов, приспособление к изменившейся социальной среде, т.е. преодоление проблем психологической адаптации.

Начинающие свой трудовой путь выпускники высших или средних специальных учебных заведений находятся под особым вниманием государства, т.к. оно заинтересованно в омолаживании кадров и необходимом уровне их квалификации. В Республике Беларусь статус «молодой специалист» сохраняется за начинающим педагогом (преподавателем) в течение первых двух лет его профессиональной деятельности после окончания соответствующего учреждения образования. Государство обеспечивает им необходимую правовую защиту и определенные социальные гарантии.

Однако не все молодые люди с дипломом о среднем специальном или высшем образовании являются молодыми специалистами. К таковым не относятся выпускники, которые:

- получили образование без отрыва от производства;

- не прошли итоговую аттестацию;

- получили образование не за счет бюджетных средств;

- воспользовались правом на самостоятельное трудоустройство [5].

Государственную поддержку в данном случае необходимо рассматривать как один из возможных способов снижения адаптационной психологической нагрузки, с которой предстоит столкнуться всем начинающим педагогам.

В целях выявления проблем психологической адаптации, прежде всего трудностей, связанных с освоения новой социальной среды, различных видов профессиональной деятельности, был проведен анкетный опрос молодых педагогов Полоцкого государственного университета, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Новополоцка и Полоцка, имеющих высшее образование. В пилотажном исследовании приняли участие 37 респондентов, проработавших в образовательном учреждении после распределения один год.

Для получения информации была составлена анкета - вопросник с преобладанием вопросов полузакрытого типа. Общие данные имели анонимный характер и включали информацию о годе окончания вуза, полученной специальности и месте работы (должности). Респондентам предлагалось ответить на вопросы, относящиеся к категории открытого типа, максимально развернуто.

Надо сразу отметить, что характер ответов молодых педагогов, начинающих свой трудовой стаж в различных учреждениях образования, не имел принципиальных отличий. Всем им был в одинаковой мере обеспечен доступ к библиотечному фонду, имеющимся в учреждениях образования техническим средствам программированного обучения и контроля. Все респонденты прошли собеседование с администрацией и были представлены коллективам педагогов.

На вопрос «Были ли у вас конфликты с администрацией образовательного учреждения и коллегами?» все респонденты указали не только на отсутствие таковых, но даже на наличие конфликтных ситуаций.

Респонденты (100%) также единодушно отметили то, что не «ощущают со стороны коллег, имеющих трудовой стаж, недовольство по поводу их малоопытности». Это свидетельствует о толерантном отношении старших педагогов к начинающим свою трудовую деятельность специалистам. По мнению опрашиваемых, большинство их коллег при общении подчеркивали, что молодежь достаточно хорошо подготовлена теоретически к педагогической деятельности, поэтому может (часто готова) вносить в образовательный процесс инновационные элементы.

Вместе с тем только 43% молодых педагогов заявили о «потребности в поддержке (моральной и социальной) коллектива». Большая часть из них (54%) указали на моральную составляющую таковой, ограничив ответ требованием «большего внимания» к себе.

Респондентами отмечена готовность «старших (более опытных) коллег оказывать поддержку и помощь» в вопросах методического характера, работе с необходимой документацией, в организации учебной и внеучебной работы с учащимися (студентами).

Анализ ответов показал, что молодые педагоги (почти 82%) вполне «комфортно чувствуют себя в общении с учащимися (студентами)» и ценят такое общение больше, чем «общение с коллегами». При этом они не испытывают никаких эмоциональных барьеров, что может быть объяснено хорошей коммуникативной подготовленностью респондентов за время обучения в вузе, близостью возраста, а значит, и отдельных интересов с обучаемыми.

При этом почти 60% респондентов в определенной мере дистанцируются от учащихся (студентов), т.к. считают, что это необходимо для поддержки «их авторитета как педагога».

Однако на вопрос «Смогли ли вы завоевать авторитет у учащихся (студентов)?» «да» отметили только 16% опрошенных. Вполне возможно, что не все респонденты до конца понимают значение этого понятия или не знают, как авторитет проявляется.

Необходимо отметить с положительной стороны тот факт, что почти все начинающие педагоги (около 96%) «запомнили свой первый, самостоятельно проведенный урок (занятие)» только с положительной стороны.

Тем не менее, на вопрос «Удается ли Вам максимально использовать полученные в вузе ЗУНы?» были получены различные ответы. Утвердительно ответили 38% респондентов. Свои сомнения высказали 21% опрошенных. Остальные, а это 41%, не смогли определиться с ответом. Вероятно, причина кроется в том, что для этой категории молодых специалистов срок их профессиональной деятельности оказался слишком коротким, чтобы они смогли дать обдуманный ответ. Данный вывод подтверждает и тот факт, что почти все они готовы «раскрывать»» свой профессиональный и творческий потенциал, но для этого им «мешают» требования, определенные должностными обязанностями.

Настораживают ответы начинающих педагогов на вопрос о «возможности их трудоустройства на более высокооплачиваемую непедагогическую работу, после обязательной отработки в учебном заведении». Готовы в этом случае покинуть предоставленное первое рабочее место и даже сменить профессию 56% респондентов, 30% - думают над данным вопросом. И только 24% увидели в выбранной профессии свое призвание.

Для сохранения контингента молодых профессиональных кадров есть о чем задуматься не только преподавателям педагогических вузов, но и представителям органов управления образованием, администрации учебных заведений.

Заключение. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что для глубокого анализа обозначенной проблемы необходима разработка более широкой программы исследования.

Опрошенные начинающие педагоги - молодые специалисты - хотя и не испытывают особых трудностей в преодолении проблем психологической адаптации, однако требуют более внимательного отношения со стороны своих старших коллег и администрации.

Настораживает тот факт, что значительная часть начинающих педагогов испытывает определенное разочарование в выбранной профессии, которое, в качестве гипотезы, можно отнести к наиболее выраженным проблемам их адаптации к трудовой деятельности.

Можно выделить три основных фактора, обеспечивающих начинающему педагогу успешность профессиональной адаптации:

- его профессиональную подготовленность к педагогической деятельности;

- государственную поддержку;

- наличие на первом рабочем месте необходимой адаптирующей среды.

Для того чтобы адаптирующая среда стала для молодого специалиста максимально комфортной, она должна быть для него понятной, приспособленной к его индивидуальности и обеспечивающей реализацию профессиональных и социальных запросов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный словарь иностранных слов. - М. : Рус. яз., 1992. - 720 с.

2. Лухверчик, В.Н. Управление процессом адаптации первокурсников: проблемы и опыт / В.Н. Лухверчик // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Пед. науки. - 2020. - № 15. - С. 24-27.

3. Сластенин, В.А. Психология и педагогика : учеб. пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М. : AKADEMA, 2001. - 479 с.

4. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - Минск : Соврем. шк., 2010. - 720 с.

5. Шишко, Г. Молодые специалисты: права и обязанности / Г. Шишко // Экон. газ. - 2002. - 17 дек.

REFERENCES

1. (1992) Sovremennyy slovar' inostrannykh slov [Modern dictionary of foreign words]. Moscow: Russkiy yazyk. (In Russ.).

2. Lukhverchik, V.N. (2020). Upravleniye protsessom adaptatsii pervokursnikov: problemy i opyt [Management of the process of adaptation of first-year students: problems and experience]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universitetata. Seriya Е, Pedagogichesiye nauki [Bulletin of the Polotsk State University. Series E, Pedagogical Sciences], (15), 24-27. (In Russ., abstr. in Engl.).

3. Slastenin, V.A. & Kashirin, V.P. (2001). Psikhologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. Moscow: AKADEMA. (In Russ.).

4. Shishko, G. (2002). Molodyye spetsialisty: prava i obyazannosti [Young specialists: rights and obligations]. Ekonomicheskaya gazeta [Economic newspaper], Dec. 17. (In Russ.).

Поступила 23.05.2022

ACTUALISATION OF ADAPTATION PROBLEMS AMONG BEGINNING TEACHERS

V. LUKHVERCHYK

The relevance of studying of adaptation problems of beginning teachers, the structure, basic procedures and problems of this process are substantiated. Support for young specialists by the state is indicated. The elements of the content of professional and psychological adaptation are revealed. Separate factors for reducing its negative consequences are indicated. The results of the survey of young teachers are analyzed.

Keywords: beginning teacher, young specialist, adaptation, professional adaptation, professional readiness, adaptation procedures and problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.