Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION / MANAGEMENT / YOUNG TEACHER / ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стефаник Юлия Викторовна

В данной статье рассматриваются особенности организации социально-профессиональной адаптации молодых педагогов в организациях дополнительного образования. В мониторинге участвовало 478 педагогов дополнительного образования из 26 муниципальных образований Курганской области. Приводятся результаты исследования по анкете «Проблемы адаптации молодого педагога», анализ результатов которой поможет руководителям организаций дополнительного образования эффективно организовать процесс успешной адаптации молодых специалистов организаций дополнительного образования в регионе с учетом выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стефаник Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS IN ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

This article discusses the features of the organization of social and professional adaptation of young teachers in organizations of additional education. 478 teachers of additional education from 26 municipalities of the Kurgan region participated in the monitoring. The results of the research on the questionnaire «Problems of adaptation of young teacher» are presented, the analysis of the results of which will help leaders of organizations of additional education to effectively organize the process of the successful adaptation of young specialists of the organizations of additional education in the region based on identified problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: учебник. М.: Аспект-пресс, 2000. 591 с.

3. Рындак В.Г., Соколова Л.Б. Воспитание личности будущего учителя: на пути к идеалу ХХ1 века // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник науч. трудов. - Волгоград: Перемена, 2004. C. 331-339.

4. Сапрыгина С.А. Формирование нравственной ответственности будущего бакалавра в профессионально-культурных практиках: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Сапрыгина С.А. [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева]. Красноярск, 2016. 24 с.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. 576 с.

6. Смирная А.А., Игнатова В.В. Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям: монография. Красноярск: СибГТУ, 2012. 243 с.

7. Смирнова, А.В. Подготовка будущего педагога в вузе к взаимодействию с семьей: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 249 с.

8. Соколова, Л.Б. Культура педагогической деятельности учителя: методология, теория, опыт и перспективы развития: Монография / Л.Б. Соколова, Г.В. Белая, В.М. Пустовалов, Г.Г. Ермакова. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2001. 256 с.

9. Юферев С.С. Исполнительская культура будущего бакалавра как предмет психолого-педагогического анализа // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №3 (33). С. 216-219.

Педагогика

УДК 37.08

аспирант Стефаник Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» (г. Курган)

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации социально-профессиональной адаптации молодых педагогов в организациях дополнительного образования. В мониторинге участвовало 478 педагогов дополнительного образования из 26 муниципальных образований Курганской области. Приводятся результаты исследования по анкете «Проблемы адаптации молодого педагога», анализ результатов которой поможет руководителям организаций дополнительного образования эффективно организовать процесс успешной адаптации молодых специалистов организаций дополнительного образования в регионе с учетом выявленных проблем.

Ключевые слова: социально-профессиональная адаптация, управление, молодой педагог, организации дополнительного образования.

An^tatton. This article discusses the features of the organization of social and professional adaptation of young teachers in organizations of additional education. 478 teachers of additional education from 26 municipalities of the Kurgan region participated in the monitoring. The results of the research on the questionnaire «Problems of adaptation of young teacher» are presented, the analysis of the results of which will help leaders of organizations of additional education to effectively organize the process of the successful adaptation of young specialists of the organizations of additional education in the region based on identified problems.

Keywords: social and professional adaptation, management, young teacher, organizations of additional education.

Введение. С началом реализации национального проекта «Образование» в Российской Федерации современная система образования испытывает значительные инновационные изменения. Данные изменения в первую очередь направлены на повышение конкурентоспособности российского образования и человеческий капитал в целом. Эффективность результатов от внедрения инноваций главным образом зависит от педагога, который является непосредственным проводником вносимых в систему образования изменений. Постоянно модифицирующаяся социальная среда предъявляет к педагогу встречные вызовы, а уровень возможностей педагога оказывает соответствующее влияние на качество организации обучения, воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях.

Результативность установленных приоритетов модернизации российского образования в большей степени зависит от профессионального уровня педагогических кадров и благополучностью их адаптации в образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Приоритетным направлением деятельности органов государственной и муниципальной власти в сфере образования многие годы остается вопрос обеспечения системы педагогическими кадрами, адаптации и закрепления их в системе образования, повышения качественного уровня кадрового потенциала.

В первую очередь решение этого вопроса направлено на омоложение педагогических кадров, обеспечение своевременного кадрового резерва образовательных организаций, что в свою очередь создаст необходимые условия для модернизации системы образования, а также повысить уровень качества образования в соответствии с требованиями времени.

Управление процессом адаптации молодого педагога в образовательной организации является основополагающим этапом менеджмента руководителя. На сегодняшний день недооценивается важность работы по профориентации и адаптации педагогических работников. Многие образовательные организации в настоящее время не имеют программ (планов) адаптации молодых специалистов.

После окончания высшего учебного заведения (колледжа) и получения педагогического образования молодой специалист, заключает трудовой договор и соответственно получает новую должность. В этот период в плане профессионального становления происходит резкий переход от теоретической подготовки к исполнению педагогической роли. Такое изменение позволяет молодому педагогу занять новую позицию в социальной структуре [4].

Таким образом, начинается приспособление молодого педагога к новому статусу, которому соответствуют определенные функции, и запускается процесс адаптации в образовательной организации.

На протяжении всего периода педагогической деятельности к педагогу предъявляются жесткие требования со стороны образовательной среды, он не может позволить себе иметь низкую профессиональную квалификацию.

В деятельности педагога никогда не бывает повторений, требующих шаблонных моделей поведения, образовательная среда постоянно изменяется и имеет большое количество трудно прогнозируемых ситуаций.

Зачастую педагогическая деятельность требует мгновенной реакции на ситуацию, но при этом реакция должна быть профессионально выверенной. Пройдет значительный период времени, прежде чем можно будет получить окончательный результат педагогической деятельности и в этой ситуации достаточно высока цена ранее допущенных педагогом ошибок.

В первые дни адаптационного периода профессиональной педагогической деятельности перед начинающим педагогом встает ряд определенных задач таких как, поиск эффективных способов взаимодействия с учениками, их законными представителями и педагогическими работниками; умение применять на практике, полученные в учебном заведении, знания и навыки, оценивать уровень использования инновационных методов в образовательном процессе и целесообразность их внедрения, а также умение перестроить шаблон поведения студента в соответствии с новыми социальными и трудовыми условиями, приспособиться к приоритетам новой деятельности [1]. Для управления успешной адаптацией молодого педагога требуется поэтапное решение перечисленных задач.

Термин «адаптация» имеет широкое значение и используется в разных научных областях. Например, в социологических и психологических исследованиях выделяют социальную и производственную адаптацию (Кибанов А.Я., Малуев П.А. и др.) [6]. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

Под социальной адаптацией педагога мы понимаем многогранный процесс, в ходе которого личность успешно интегрируется к условиям среды коллектива педагогических работников, строит эффективную коммуникацию, принимает нормы и ценности новой социальной среды. Успешная социальная адаптация педагога будет результативной, если он осознает, что необходимо быть готовым к смене поведенческих моделей с учетом требований новой социальной среды, а для этого необходима активная позиция самого педагога.

Под профессиональной адаптацией мы подразумеваем процесс, основы которого закладываются еще в высшем учебном заведении (колледже), состоящий в том, что личность усваивает профессиональные нормы и социальные правила поведения педагогического коллектива и качественно выполняет трудовые функции, формируя характерный для работников данной профессии образ жизни.

Однако, определения социальная и профессиональная адаптация тесно взаимосвязаны. Молодому педагогу в период адаптации приходится одновременно привыкать как к новым условиям социальной среды, так и требованиям профессии, поэтому мы считаем, поэтому целесообразно определить адаптацию молодого педагога как социально-профессиональную адаптацию.

Таким образом, мы понимаем под социально-профессиональной адаптацией целенаправленный процесс приспособления педагога к новым для него условиям профессиональной деятельности, образовательной среды учебного заведения, качественное выполнение им трудовых функций и наличие умения быстро реагировать в меняющихся условиях труда.

Существует мнение, что необходимо сформировать у молодого педагога систему ценностей по отношению к профессии и разработать систему мероприятий, воздействующих на успешность профессиональной и социальной адаптации еще в процессе получения им образования в высшем учебном заведении (колледже) [2].

Вместе с тем, сегодня по-прежнему представляет особый интерес вопрос изучения целостного процесса управления профессиональной подготовкой молодого педагога. Профессиональная подготовка рассматривается не только с практической точки зрения приобретения профессиональных качеств, но и готовности молодого педагога к социально-профессиональной адаптации. Это важно еще и потому, что молодой педагог может не состояться как профессионал без должного уровня профессиональной подготовки и способности к профессиональной адаптации [5].

Из практики известно, что каждая образовательная организация стремится сделать условия адаптация максимально комфортными для молодых педагогов. Однако при этом интересы сторон не всегда совпадают. Получение положительных результатов от педагогического труда является важнейшим условием адаптации. Администрации образовательной организации необходимо учитывать, что в целом молодые педагоги, при всех их общих характерных чертах, значительно отличаются в демографическом, психологическом, интеллектуальном плане, что должно учитываться и в требованиях, предъявляемых к характеру труда. В случаях, когда содержание и условия труда тормозят научно-методический и профессиональный рост молодых педагогов, есть вероятность, что возникнут столкновения интересов молодого педагога и самой организации [3].

Как показывают результаты многочисленных социологических исследований, в сфере дополнительного образования наблюдается рост числа педагогов пенсионного возраста. Так, в Курганской области этот показатель составляет 30 %. В связи с этим приоритетным направлением в сфере образования становится проблема адаптации молодого педагога и его закрепление в образовательных организациях дополнительного образования.

Для того чтобы выяснить, с какие возникают проблемы и как проходит процесс адаптации у молодых педагогов дополнительного образования при трудоустройстве в образовательные организации дополнительного образования на начальной стадии их деятельности, была разработана анкета «Проблемы адаптации молодого педагога». Полученные результаты позволят руководителям образовательных учреждений разработать систему мероприятий, которые позволят создать условия для более мягкого прохождения периода адаптации и преодоления проблем, возникших у молодых педагогов.

В исследовании приняли участие 478 педагогов дополнительного образования из 26 муниципальных образований Курганской области.

Цель исследования - определить, какие вопросы волнуют молодых специалистов в адаптационный период после окончания высшего учебного заведения (колледжа), каков уровень мотивации их педагогической деятельности, причины текучести кадров в дополнительном образовании.

Респондентами стали 82,4% педагоги-женщины и 15,5% - мужчины, что в целом по гендерному составу характерно для образовательных организаций.

По уровню образования выпускники вузов составили чуть больше половины опрошенных педагогов, значительную часть составили педагоги со средним профессиональным образованием. Среди молодых педагогов оказались выпускники школ, которые составили 0,6%. Специалисты с таким уровнем образования не обладают достаточным уровнем компетентности для обеспечения качества знаний воспитанникам, не способны быть эффективными в решении воспитательных задач.

Почти 60 % респондентов организаций дополнительного образования Курганской области, указали, что их стаж до года или один-два года. Порядка 32,8% молодых педагогов являются выпускниками образовательной организации дополнительного образования, где и работают в настоящее время, а также 13,2% являются выходцами из педагогических династий.

Молодые педагоги вместе с субъективными причинами имеющихся проблем выделяют и объективные факторы, которые отрицательно влияют на уровень адаптации к педагогической профессии.

Участники мониторинга подчеркнули, что мотивация в профессиональной деятельности определяется размером стимулирующих выплат. Доминирующей причиной разочарования в профессии для 54,4% молодых педагогов стал уровень оплаты труда. Основным источником доходов для молодого педагога является заработная плата в образовательной организации дополнительного образования, которой, по мнению опрошенных, не хватает. Респонденты отметили, что получают помощь от родителей (36%), или поддержку от супруга (37,4%). 8,4% из числа молодых педагогов указали, что вынуждены подрабатывать вне образовательной организации (репетиторство, сетевой маркетинг, аренда жилья и другое).

Важным показателем уровня материального благополучия молодого педагога является совокупный доход на одного члена его семьи, который сложился у респондентов таким образом: что, почти 44% семей живут на уровне прожиточного минимума. В большей степени такая ситуация складывается в сельской местности, где достаточно сложно найти работу, и зачастую молодой педагог становится единственным кормильцем семьи. Поэтому именно эта категория молодых специалистов требует помощи со стороны органов власти и администрации образовательного учреждения.

У 42,9% опрошенных молодых педагогов в анкете было указано, что они видят свою педагогическую задачу в обучении и воспитании детей, 31,8% респондентов подчеркнули, что любят свой предмет, который преподают; 28% педагогов привлекает творческий характер работы, 20% респондентов отметили продолжительный летний отпуск (42 календарных дня) и только 3,6% респондентов считает профессию педагога престижной и испытывают к этой работе интерес.

На сегодняшний день 13,8% респондентов готовы сменить профессию, у 1,7% вообще пропало желание работать в образовательной организации, незначительно уменьшилось это желание у 21,5%. Таким образом, почти каждый третий из молодых педагогов задумывается над тем, связывать ли свою судьбу с педагогической деятельностью и организацией дополнительного образования в дальнейшем.

Проблема взаимоотношений молодых педагогов из-за стиля управления администрации возникает почти у каждого второго педагога, пришедшего в образовательную организацию, при этом взаимоотношения с коллегами почти у 88% респондентов доброжелательные.

48,2% опрошенных считают, что вынуждены трудиться в недостаточно комфортных условиях, которые не подходят для хорошего и квалифицированного труда.

Лишь 41,4 % молодых педагогов организаций дополнительного образования Курганской области оказались удовлетворены своей работой, а это значит, что в ближайшие годы они останутся работать в учреждении, остальные же 58,6% - это те педагоги, кто в любое время может оставить педагогическую деятельность.

Выводы. Результаты анкетирования выявили проблемы молодых педагогов, с которыми они сталкиваются в адаптационный период, что ведет к снижению качества преподавания и воспитания обучающихся, а также появляется угроза «текучести» молодых педагогических кадров.

Процесс адаптации молодых педагогов в образовательной организации характеризуется способностями к выполнению данного вида педагогической деятельности, присвоением им определенных общественных отношений, которые раскрываются в их практической преобразующей деятельности.

Социально-профессиональную адаптацию молодых педагогов в условиях постоянно изменяющихся требований к образовательному процессу можно считать успешной, если молодой педагог в общей сложности освоил педагогическую деятельность, самостоятельно осуществляет творческий и инновационный подход к методикам преподавания, его профессионализм высоко оценивается коллегами и обучающимися.

Литература:

1. Васильева Л.А. Тьюторское сопровождение адаптации молодого педагога // Проф. образование. Столица. - 2013. - № 5. - С. 33-34.

2. Yemanova S.V., Khomutnikova E.A., Ryleevа A.S. First-Year Students Professional Identity Formation During Adaptation to the System of Undergraduate//2nd International Conference on Education Science and Social Development. - Juli 2019. - DOI: https://doi.org/10.2991/essd-19.2019.9

3 Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. - 2015. - № 31. - С. 76-80.

4. Леванова Е.А. Практическая готовность педагога к профессиональной деятельности // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2. - С. 11-20.

5. Петренко Е.И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. - 2017. - № 50. - С. 256-259.

6. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.