Научная статья на тему 'Организационная модель подготовки специалистов дополнительного образования в ГБОУ ВПО "Курганский государственный университет"'

Организационная модель подготовки специалистов дополнительного образования в ГБОУ ВПО "Курганский государственный университет" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE STANDARD OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION / СПЕЦИАЛИСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FURTHER EDUCATION SPECIALIST FURTHER EDUCATION / СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / ORGANIZATIONAL TRAINING MODEL / УРОВНИ ДОВУЗОВСКОЙ / THE LEVELS OF PRE-UNIVERSITY / ВУЗОВСКОЙ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / RETRAINING / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / VOCATIONAL TRAINING AND RETRAINING / UNIVERSITY AND POST-UNIVERSITY TRAINING / TRAINING EFFICIENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еманова Светлана Владимировна

В современном обществе образованность молодого человека определяется не столько специальными знаниями, сколько гармоничным развитием его личности, способностью к самообразованию, динамичной адаптации в обществе, определению своего жизненного и профессионального выбора, потребностью к самосовершенствованию. Ценность дополнительного образования детей состоит в усилении вариативной составляющей общего образования. Оно способствует повышению познавательной мотивации обучающихся развивает их творческий потенциал, навыки активной адаптации к современному обществу. Развитие данной сферы невозможно без подготовки профессиональных кадров. Ретроспективный анализ выявил проблему подготовки специалистов для внешкольной системы на определенных этапах развития общества. Совершенствованию подготовки профессиональных кадров для организаций дополнительного образования детей в современный период служит профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Трехуровневая организационная модель подготовки специалистов для данного типа образовательных организаций, осуществляемая в Курганском университете, позволяет интегрировать этап профессионального самоопределения старшеклассника на стадии профессионального выбора, базового двухуровневого профессионального образования (бакалавр и магистр) и послевузовской системы повышения квалификации специалистов, включающей разнообразные формы обучения и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями. Анализ результатов проведенного педагогического исследования по реализации организационной модели подготовки специалистов дополнительного образования показал эффективность трехуровневой системы и необходимость использования целевого и интегративного подходов в объединении всех элементов системы подготовки кадров специалистов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еманова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL MODEL OF TRAINING SPECIALISTS OF AD DITIONAL EDUCATION IN GBOU VPO "KURGAN STATE UNIVERSITY"

In modern society the education of the young man is determined not so much special knowledge, much harmonious development of his personality, ability to self-education, dynamic adaptation in society, the definition of their life and professional choices, and the need for self-improvement. The value of additional education of children is to increase the variable component of General education. It promotes increase of educational motivation of students develops their creative potential, skills of active adaptation to modern society. The development of this sphere is impossible without professional training. Retrospective analysis identified the problem of training specialists for after-school system at certain stages of societal development. Improvement of professional training for organizations of additional education of children in the modern period serves as the professional standard of the teacher of additional education. A three-level organizational model of training for this type of educational institutions, carried out in Kurgan University, allows you to integrate the stage of professional self-determination of high school at the stage of occupational choice, the basic two-level professional education (bachelor and master) and postgraduate system of training specialists, including a variety of learning and networking with other educational organizations. Analysis of the results of pedagogical research on the implementation of the organizational model of training specialists of additional education showed the effectiveness of a three-tier system and the need for targeted and integrative approaches in bringing together all the elements of the system of training specialists of additional education.

Текст научной работы на тему «Организационная модель подготовки специалистов дополнительного образования в ГБОУ ВПО "Курганский государственный университет"»

УДК 378.1

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГБОУ ВПО «КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

© 2016

Еманова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Курганский государственный университет, Курган (Россия)

Аннотация. В современном обществе образованность молодого человека определяется не столько специальными знаниями, сколько гармоничным развитием его личности, способностью к самообразованию, динамичной адаптации в обществе, определению своего жизненного и профессионального выбора, потребностью к самосовершенствованию. Ценность дополнительного образования детей состоит в усилении вариативной составляющей общего образования. Оно способствует повышению познавательной мотивации обучающихся развивает их творческий потенциал, навыки активной адаптации к современному обществу. Развитие данной сферы невозможно без подготовки профессиональных кадров. Ретроспективный анализ выявил проблему подготовки специалистов для внешкольной системы на определенных этапах развития общества. Совершенствованию подготовки профессиональных кадров для организаций дополнительного образования детей в современный период служит профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Трехуровневая организационная модель подготовки специалистов для данного типа образовательных организаций, осуществляемая в Курганском университете, позволяет интегрировать этап профессионального самоопределения старшеклассника на стадии профессионального выбора, базового двухуровневого профессионального образования (бакалавр и магистр) и послевузовской системы повышения квалификации специалистов, включающей разнообразные формы обучения и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями. Анализ результатов проведенного педагогического исследования по реализации организационной модели подготовки специалистов дополнительного образования показал эффективность трехуровневой системы и необходимость использования целевого и интегративного подходов в объединении всех элементов системы подготовки кадров специалистов дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, специалист дополнительного образования, стандарт педагога дополнительного образования, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, организационная модель подготовки, уровни довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, переподготовка, сетевое взаимодействие, эффективность подготовки кадров.

THE ORGANIZATIONAL MODEL OF TRAINING SPECIALISTS OF ADDITIONAL EDUCATION IN GBOU VPO «KURGAN STATE UNIVERSITY»

© 2016

Emanova Svetlana Vladimirovna, candidate of Pedagogical sciences, assistant Professor of the

Department of Pedagogics Kurgan state University, Kurgan (Russia)

Abstract. In modern society the education of the young man is determined with not so much special knowledge, but with much harmonious development of his personality, ability to self-education, dynamic adaptation in society, the definition of their life and professional choices, and the need for self-improvement. The value of additional education of children is to increase the variable component of General education. It promotes the increase of the educational motivation of students, develops their creative potential, skills of active adaptation to modern society. The development of this sphere is impossible without professional training. Retrospective analysis identified the problem of training specialists for after-school system at certain stages of societal development. The improvement of the professional training for organizations of additional education of children in the modern period serves as the professional standard of the teacher of additional education. A three-level organizational model of training for this type of educational institutions, carried out in Kurgan University, allows you to integrate the stage of professional self-determination of high school at the stage of occupational choice, the basic two-level professional education (bachelor and master) and postgraduate system of training specialists, including a variety of learning and networking with other educational organizations. Analysis of the results of pedagogical research on the implementation of the organizational model of training specialists of additional education showed the effectiveness of a three-level system and the need for targeted and integrative approaches in bringing together all the elements of the system of training specialists of additional education.

Keywords: further education, specialist of further education, the standard of the teacher of additional education, vocational training and retraining, organizational training model, the levels of pre-University, University and post-University training, retraining, networking, training efficiencies.

Дополнительное образование рассматривается как социальный институт, мотивирующий развивающуюся личность на самообразование, индивидуализирующий и обогащающий образованного человека; не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую[1,3]. Чем выше качественный уровень общего и профессионального образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, которые он может удовлетворить через систему дополнительного образования; выполняет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования в России. Дополнительное образование в условиях введения новых ФГОС рассматривается в качестве содержательной составляющей всех типов моделей внеурочной деятельности; является наиболее сложной по содержанию и организации формой внеурочной деятельности, ориентированной на получение

конкретного (прикладного) образовательного результата.

Востребованное в системе общего образования дополнительное образование детей остается при этом самостоятельным видом образования, требующим педагогических работников со специальной подготовкой[4]. На протяжении многих лет существования внешкольной системы в образовании России вставала проблема подготовки профессиональных кадров[19].

Дополнительное образование - инновационная область основного образования детей - стало предметом педагогического изучения с 90-х годов ХХ века[2,20]. Целый ряд современных исследователей подчеркивают интерес теоретиков и практиков к проблеме педагогической деятельности специалистов системы дополнительного образования и качестве их подготовки (В.А. Березина, И.Д. Демакова, Е.Б. Евладова, О.Е. Лебедев,

Л.Г. Логинова, A.M. Щетинская и др.).

Требования к образованию, введенные законом «Об образовании» в 2013 году, актуализируют проблему подготовки специалистов всех типов образовательных организаций, в том числе и дополнительного образования. Вступивший в силу профессиональный стандарт педагога дополнительного образования закрепляет ответственность за подготовку данной категории специалистов за организациями, как среднего, так и высшего профессионального образования[7,8].

Обеспечение потребности региона в высококвалифицированных специалистах разноуровневой подготовки, способных к продуктивной деятельности в сфере оказания различных образовательных услуг [9-18] явилось задачей Курганского государственного университета.

Проведенное нами педагогическое исследование включило этап диагностики состояния кадрового потенциала, моделирование системы подготовки и переподготовки, разработки и реализации программ бакалаврского и магистерского образования, программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Кадровый анализ педагогов дополнительного образования в Зауральском регионе выявил следующее: в учреждениях области около 1% педагогических работников с высшим психолого-педагогическим бакалаврским образованием, 41,3% педагогов со средним специальным образованием, 26,8% работников с начальным и общим образованием, без педагогического образования 87,4% сотрудников. 152 человека (11%) окончили курсы «Педагог дополнительного образования» в системе повышения квалификации.

С 2010 года начали действовать курсы повышения квалификации, для организации которых приглашались преподаватели вуза, с 2011 года педагогический факультет включился в подготовку бакалавров дополнительного образования. Проблема набора выпускников школ на малознакомую для них специальность, обозначило проблему профессионального выбора. Таким образом, созданная модель непрерывного образования специалистов включила довузовскую, вузовскую и после вузовскую подготовку. Трехуровневая модель начала действует по следующей схеме: пропедевтический (профориента-ционный) уровень; уровень базовой профессиональной подготовки; послевузовский уровень (профессионального самообразования).

Пропедевтический (профориентационный) уровень представлен следующими формами работы:

- олимпиады и конкурсы для старшеклассников по дополнительному образованию, социальной педагогике, технологии, ДПИ, дающие право на дополнительные баллы при поступлении;

- Мастер-классы;

- групповые и индивидуальные консультации;

- подготовительные курсы к ЕГЭ и творческим конкурсам;

- целевое взаимодействие с областным департаментом и районными отделами образования;

- обмен информационными письмами с образовательными организациями.

В 2014-2015 учебном году осуществлены профо-риентационные поездки в 29 школ г. Кургана и 59 учебных заведения Курганской области.

Проведенный анализ результатов поступления выпускников школ за два последних года показал, что каждый второй первокурсник сделал свой профессиональный выбор после участия в одной из форм про-фориентационной работы педагогического факультета. Абитуриенты, поступившие по первому приоритету, быстрее адаптировались к условиям вуза, успешнее сдали первую сессию.

Базовый уровень профессиональной подготовки представлен бакалаврской программой 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленности (профиля) «Психология и педагогика дополни-

тельного образования», реализующей 60 предметных областей, 15 из которых предметы по выбору студентов, 5 учебных и производственных практик, усиливающих практическую направленность обучения; магистрской программой 44.03.01 «Педагогическое образование», профилем «Менеджмент в образовании». Пока только 20% выпускников бакалаврской программы продолжили обучение в магистратуре.

Послевузовский уровень (профессионального самообразования) обеспечивают курсы повышение квалификации, действующие в вузе с 2010 года. Реализуются следующие программы: «Проектирование контрольно-оценочной деятельности педагогов дополнительного образования»; «Технологии активного обучения в системе дополнительного образования»; «Развитие профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования»; «Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования». Количество слушателей за 2010-2015 составило 172 человека, из которых: педагоги от 40 лет и старше - 44%; педагоги со стажем менее 3-х лет - 37%; учителя, выполняющие функции ПДО -33%. Диагностика педагогов, впервые обучающихся на курсах, выявляет недостаточно широкую информированность о развитии и состоянии института дополнительного образования (43%). По результатам самооценки 71,2% слушателей не владеют психологической грамотностью.

Факторами успешности решения проблемы подготовки кадров является введение спецкурса и факультатива для студентов педагогических специальностей и осуществление сетевого взаимодействия с общественными и педагогическими организациями.

Знакомство будущих педагогов с особенностями системы дополнительного образования осуществляется введением дисциплин в учебные курсы: «Дополнительное образование в дошкольной организации (Дошкольное образование), «Педагогика дополнительного образования» (Социальная педагогика), «Педагогика и психология дополнительного образования» (Начальное общее образование) и модуля «Дополнительное образование» в курс педагогики (Технология).

Сетевое взаимодействие в процессе подготовки осуществляется: с Институтом развития образования и социальных технологий Курганской области (рецензирование конкурсных программ и проектов; участие в экспертной комиссии конкурса «Сердце отдаю детям»; участие в программе профессиональной переподготовки ПДО); с организациями дополнительного образования города и области (рецензирование рабочих и авторских программ, участие в аттестации профессиональной деятельности специалистов, курсовая переподготовка, предоставление базы практик); с Центром переподготовки «Карьера» города Советский Тюменской области (программы профессиональной переподготовки, в их числе «Педагогика и методика дополнительного образования»).

Анализ проведенной работы показал высокую эффективность реализуемой нами трехуровневой организационной модели профессиональной подготовки. Результатом первого уровня является повышенный интерес абитуриентов к направлению подготовки. Эффективность обучения студентов определяется качеством знаний и уровнем квалификационных работ (в группах профиля «Психология и педагогика дополнительного образования» 100% составляет абсолютная успеваемость, при 70% качестве знаний). Положительным результатом курсовой подготовки специалистов считаем повышенный спрос университета наряду с другими организациями среднего и высшего педагогического образования.

Однако остаются нерешенными следующие задачи: включение вопросов дополнительного образования детей в содержание курсов всех педагогических специальностей в университете; более тесное сотрудничество в

профессиональной подготовке с педагогическими организациями среднего профессионального образования; открытие магистратуры по психолого-педагогическому образованию; реализация в области дистанционного образования программ профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дополнительного образования», «Дизайн костюма», «Информационные технологии».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к — педагогике развития. Стенограмма межрегионального семинара—Совещания 13-15 марта 1996г. -Петрозаводск, 1996. - с.4-13.

2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис... кан. пед. наук - М., 1998 - 147с.

3. Бруднов А.К. От внешкольной работе - к дополнительному образованию детей. Внешкольник. - 1996.-№1.- с.2-5.

4. Буданова Г.П. Комплексный подход в дополнительном образовании детей. Сборник «Дополнительное образование детей: проблемы комплексного подхода». -М.: МГДТДиЮ, 1999, с. 4-28.

5. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. -Казань: Изд-во «Я -пресс».2000.-164с

6. Евладова Елена Борисовна. Теоретические основы и практика развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : М., 2004 383 с. РГБ ОД, 71:05-13/231

7. Гуцалюк Р. П. Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08: М., 2008.- 135с.

8. Т.Н. Гущина, М.В.Шанина. Роль тьюторских практик в повышении квалификации педагогов дополнительного образования детей.// Материалы Всероссийской научно-практической заочной Интернет-конференции. - Ярославль, 2011.

9. Золотарева А. В. Приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей Ярославской области. Педагогический калейдоскоп. -2001.- №1.- с.22 -27.

10. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования. Автореф...канд. Педа. Наук. - М., 2000. - 22 с.

11. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России. Автореф. ..дисс . докт. пед. наук. -М., 2004. -40 с.

12. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24.

13. Дохтурова Н.В. Формирование информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 15-17.

14. Васильчак С.В., Бабий Р.П. Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 83-86.

15. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.

16. Руденко И.В., Каракозова Н.Ю. Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 139-142.

17. Батова Н.С., Шуварин М.В. Проблемы и перспек-

тивы развития рынка образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 11-18.

18. Жданкина И.Ю., Смирнов А.Н., Шамин Е.А. Предпосылки и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг организаций высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 113-119.

19. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования, т.1. —М-Л.:1925.

20. Нефедова Н.А. Роль педагога дополнительного образования школы в развитии индивидуальности уча-щихся.//Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. - М. - СПб., 2005. - 1 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.