Научная статья на тему 'Актуализация прикладного физкультурного образования студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья'

Актуализация прикладного физкультурного образования студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРИКЛАДНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / APPLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Дмитрий Валерьевич, Титов Александр Николаевич, Шкляев Владислав Витальевич

У современного специалиста основным требованием профессиональной адаптации к профессии является выраженная прикладность средств физической культуры, связанных с характером предстоящего труда. Наилучшим обеспечением оптимального развития физических качеств, формирования прикладных двигательных навыков, отвечающих требованиям конкретного производства, является профессионально-прикладная физическая подготовка. Однако, как показывает практика, в высших учебных заведениях относительно слабо разработаны концепции и методики для применения средств ППФП и выбора программы занятий, рационального комплектования учебных отделений, проведения оперативного контроля за оптимальностью физической нагрузки, достаточной по объёму и адекватной для студентов с отклонениями в состоянии здоровья. В этой связи возникает необходимость в решении вопроса о формулировании конкретных практических рекомендаций к построению прикладной физической подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викторов Дмитрий Валерьевич, Титов Александр Николаевич, Шкляев Владислав Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating of applied physical education of students of the university with disabilities

The modern specialist basic requirement of professional adaptation to the profession is expressed application of physical culture means associated with the nature of the forthcoming work. Best to ensure the optimal development of physical qualities, formation of applied motor skills, matching the requirements of particular production, is professional-applied physical training. However, as practice shows, in higher education institutions are relatively poorly developed concept and methodology for the application of funds PAPT and selection of training programs, sustainable acquisition training departments, operational control of optimum physical activity, sufficient and adequate for students with deviations in health status. This raises the need to address the question of formulating concrete and practical recommendations to build applied physical training of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Актуализация прикладного физкультурного образования студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Викторов Дмитрий Валерьевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» (г. Челябинск); старший преподаватель Титов Александр Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск); старший преподаватель Шкляев Владислав Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. У современного специалиста основным требованием профессиональной адаптации к профессии является выраженная прикладность средств физической культуры, связанных с характером предстоящего труда. Наилучшим обеспечением оптимального развития физических качеств, формирования прикладных двигательных навыков, отвечающих требованиям конкретного производства, является профессионально-прикладная физическая подготовка.

Однако, как показывает практика, в высших учебных заведениях относительно слабо разработаны концепции и методики для применения средств ППФП и выбора программы занятий, рационального комплектования учебных отделений, проведения оперативного контроля за оптимальностью физической нагрузки, достаточной по объёму и адекватной для студентов с отклонениями в состоянии здоровья.

В этой связи возникает необходимость в решении вопроса о формулировании конкретных практических рекомендаций к построению прикладной физической подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: студенты, прикладность, готовность, профессия, здоровье, физическая культура, образование, университет.

Annotation. The modern specialist basic requirement of professional adaptation to the profession is expressed application of physical culture means associated with the nature of the forthcoming work. Best to ensure the optimal development of physical qualities, formation of applied motor skills, matching the requirements of particular production, is professional-applied physical training.

However, as practice shows, in higher education institutions are relatively poorly developed concept and methodology for the application of funds PAPT and selection of training programs, sustainable acquisition training departments, operational control of optimum physical activity, sufficient and adequate for students with deviations in health status.

This raises the need to address the question of formulating concrete and practical recommendations to build applied physical training of students with disabilities.

Keywords: students, application, readiness, profession, health, physical culture, education, university.

Введение. В современном периоде развития российского общества существует огромное число профессий и специальностей, предъявляющих свои специфические требования к работникам, и количество их постоянно увеличивается. Свидетельством тому наблюдаемые сегодня трансформации, связанные с укрупнением вузов, переводом системы высшего образования на двухуровневую основу, становлением многопрофильных университетов [2].

Анализ научных подходов (В.П. Беспалько, Л.С. Выготский и др.), посвящённых исследованию феномена «адаптация», позволил сделать вывод о том, что адаптация, с одной стороны, - это явление, которое связано с психическими особенностями организма, а с другой, - это процесс активного приспособления, освоения личностью новых для неё социальных условий. В деятельности процесс профессиональной адаптации выступает связующим звеном в поддержании оптимального соотношения изменяющихся внешних условий при относительной стабильности выполняемых функций, обеспечивая единый, комплексный процесс взаимосвязи личности и профессии.

Вслед за авторами (В.И. Загвязинский, А.Я. Найн и др.) мы понимаем под формированием профессиональной адаптации - изменение в результате специальной подготовки, указывающее на достижение субъектом соответствующего уровня владения профессиональной деятельностью, составляющей основу проявления компетентности и формирования конкурентоспособности.

Формулировка цели статьи. Обеспечение необходимого уровня профессиональной адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности (физическое развитие, физическая подготовленность, функциональная подготовленность) имеет существенную роль. При этом влияние профессионально-прикладной физической подготовки на каждый из компонентов в образовательном процессе вуза достаточно широко, постоянно осмысляется, переоценивается, приводя к формированию более целостного взгляда на профессиональную подготовку [4].

В достижении указанной цели, по нашему мнению, решающее значение имеет прикладное физкультурное образование (ПФО), педагогический процесс профессионально-прикладной физической подготовки, в ходе которого у студентов с ограниченными возможностями здоровья в достаточной степени обеспечивается увеличение диапазона функциональных возможностей организма, позволяющего формировать профессиональную адаптацию.

В исследовательской работе авторы обосновывают педагогическую концепцию непрерывного прикладного физкультурного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе вуза и проверяют в опытно-экспериментальной работе её результативность для формирования профессиональной адаптации.

Изложение основного материала статьи. Физическая культура сформировалась как социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное,

динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и способностей, мотивационно-ценностных ориентации, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье на базе медицинского опыта индивидуальной и общественной профилактики заболеваний, эффективных программ и методов охраны здоровья населения. В соответствии с этим, востребованная обществом сторона физической культуры, интегрируясь с образованием, обеспечивает социальную потребность в полноценной физической подготовке подрастающего поколения к труду - главному условию человеческого существования. Результатом этой интеграции явилось современное физическое воспитание.

Физическое воспитание - специально организованное педагогическое воздействие в рамках различных учебных заведений, характеризующееся широко распространённым опытом по проблеме выработки индивидуальной и общественной стратегией овладения знаниями, умениями и навыками физического самосовершенствования, формирование потребностно-мотивационной сферы личности, позволило выделить проблему профессионального образования в отдельную задачу образования, нацеленную на успешное овладение избранной профессией.

Физкультурное образование - концепция развития системы высшего профессионального образования, позволяющая эффективно реализовывать оздоровительный, воспитательный и образовательный потенциал физического воспитания, дидактический принцип активности, выстроить логическую систему формирования потребностей, определить стратегию профилактико-оздоровительных работ, тем самым воплотить в жизнь социокультурный опыт, затрагивающий различные аспекты отношения человека к своей профессиональной подготовке. Традиционный акцент на физической (двигательной) составляющей смещается в сторону воспитания через целостный потенциал физической культуры.

В профессионально-прикладной физической культуре (ППФК), как углублённом виде физкультурного образования, на основе принципа органической связи физического воспитания с трудовой деятельностью, решаются задачи развития профессионально значимых физических качеств, обучения прикладным двигательным умениям и навыкам (С.С. Коровин и др).

Не снижая положительного значения ППФК отметим, что это физическая культура во всём многообразии её средств, служащая целям всесторонней физической подготовки специалиста (В.М. Менщиков и др.). Однако в этом случае ППФК становится основным, а не прикладным средством профессиональной подготовки, а термин «прикладность» используется без строгой определённости.

В физкультурном образовании прикладность физического воспитания представляется самоочевидной, представляя обнаруженный факт её пригодности и полезности к избранной профессиональной деятельности.

Практика показывает, что научно-методическое обеспечение данного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья не всегда дают должный эффект: с одной стороны - обучающиеся ограничены выполнять прикладную учебную деятельность в пределах диапазона возможностей своего здоровья. С другой - преподаватели не владеют в достаточной степени необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме при различных заболеваниях, проявляют необоснованную пассивность и инертность в этой важной работе, что существенным образом отражается на функциональной подготовленности и, в итоге, на профессиональной адаптации к трудовой деятельности.

В своей работе мы даём авторское определение понятия «прикладное физкультурное образование (ПФО)» - это педагогический процесс достаточной по объёму и адекватной профессионально-прикладной физической подготовки, независимо от факторов и условий выбранной профессиональной деятельности, способный сформировать у студентов с отклонениями в состоянии здоровья профессионально важные качества, способствующие успешной функциональной подготовленности, отражающей увеличение диапазона адаптационных возможностей организма.

В контексте нашего исследования этот факт будет обозначать успешность педагогической деятельности.

ПФО - единое образовательное пространство в области профессионально-прикладной физической подготовки вне зависимости от состояния здоровья и условий выбранной профессиональной деятельности. Поскольку понятие образовательного пространства не ново в педагогике и ориентировано на образовательный результат [6], вопреки традиционной практике авторы считают, что в современных реалиях профильный подход должен направленно стимулировать повышение адаптационных возможностей для формирования профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении анализа состава медицинских групп студентов ЮУрГУ и ЮУрГГПУ выявлена следующая картина распределения заболеваемостей и, следовательно, ограничения занятий физической культурой: первое место - болезни опорно-двигательного аппарата (34,6%), на втором - сердечно-сосудистой системы (19,2%), на третьем - (15,4%) органов дыхания, далее (11,5%) с миопией и нарушениями зрения, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. Достаточно большое количество студентов с болезнями нервной системы, продолжает интенсивно увеличиваться патология ЖКТ. Нередки заболевания ЛОР-органов, эндокринной системы (ожирение), почек, кожи, мочеполовой системы, онкология. Также были выявлены случаи недостатка физического развития и инвалидности. Около 22 % студентов имеют от двух и более негативных отклонений. Стоит отметить, что существует неопределенное число студентов, имеющих серьезные ограничения здоровья, однако сознательно не предоставивших образовательному учреждению каких-либо сведений об ограничениях возможностей здоровья.

Несмотря на широкий ряд имеющихся исследований о положительном влиянии организации профессионально-прикладного физкультурного образования в образовательных учреждениях широкого спектра профессиональной деятельности (В.И. Ильинич, В.А. Кабачков, С.С. Коровин и др.), в науке слабо разработаны концепции, технологии и методики, акцентирующие внимание на профессионально-прикладном физкультурном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В исследовании формирования профессиональной адаптации принимали участие студенты ЮУрГУ (НИУ) (ЭГ) и ЮУрГГПУ (ЧГПУ) (КГ) отнесённые к основным и подготовительным группам. Использовались общеизвестные и широко употребляемые функциональные пробы, позволяющие совершить оценку скорости адаптации организма на физическую нагрузку или главным образом показывающие развитие какого-либо качества.

Мы не оспариваем мнение авторов [3] считающих, что именно ЛФК, являясь средством комплексного лечения различных заболеваний и предупреждения обострений, остаётся основным методом занятий,

способствующих адаптации организма студентов с ограничениями в здоровье. Однако, опираясь на обобщённые данные отечественных [1] и зарубежных [7] учёных приходим к выводу, что при всей сложности задачи по формированию профессиональной адаптации к трудовой деятельности следует понимать, что у педагогики не так много инструментов воздействия на будущего профессионала, и особое место занимают прикладные физические упражнения и знания, позволяющие их применять, включающие студентов различных медицинских групп в деятельность по формированию готовности к профессии ради интереса к ней как таковой, а не ради результата, который делает физическую культуру лишь средством участия в лечебном процессе. При этом механизмом ПФО является организация непрерывной этапности учебного процесса при двухразовых занятиях в неделю с использованием совокупности принципов, методов и средств профессионально-прикладной подготовки, позволяющей сократить период адаптации к физическим нагрузкам и, таким образом, повысить двигательную подготовленность.

В КГ занятия проводились в обычном режиме.

Занятия в ЭГ проводились согласно поэтапной структуре вовлечения в ПФО, независимо от выбранной специальности, позволяющей студентам с ограниченными возможностями здоровья сократить период адаптации к физическим нагрузкам и, таким образом повысить двигательную подготовленность, в виде последовательной организации учебного процесса при двухразовых занятиях в неделю: общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, специализация в избранном виде физических упражнений (табл.).

Таблица

Планирование и периодизация ПФО студентов с ограниченными возможностями здоровья

Периоды учебной работы 1 курс | 2 курс | 3 курс

Этапы и задачи учебного процесса

1, 3, 5 семестры Адаптация организма студентов к физическим нагрузкам Восстановление физической работоспособности Развитие специальных качеств

2, 4, 6 семестры Развитие навыков прикладной направленности Закрепление навыков прикладной направленности Совершенствование навыков прикладной направленности

Учитывая, что прикладная физическая подготовка, лежащая в основе ПФО, оказывает многогранное и системное воздействие на организм, в качестве интегрального критерия, охватывающего все стороны данного процесса, и с целью своевременной корректировки, а также для оценки функционального состояния организма использовалась проба Серкина (трёхэтапная задержка дыхания). Каждый этап данной пробы объединяет важные категории функционального состояния: 1 этап - физические возможности, 2 этап -физические способности, 3 этап - энергетические ресурсы. Это позволяет использовать пробу Серкина в качестве оценки эффективности ПФО для формирования профессиональной адаптации [5].

Выводы. Результатом первого года обучения являлось понимание того, что студенты разных вузов имеют зачастую лишь разные физические возможности. Однако личная значимость полученных теоретических знаний для быстрой адаптации своего организма в сложных профессиональных условиях и осознание необходимости деятельности в направлении работы тех систем организма, которые не задействованы в патологическом процессе, способствует профилактике и укреплению всего организма. Это становится первым элементом единого образовательного пространства прикладного физкультурного образования, а также формирования профессиональной адаптации как системного эффекта.

В 3-4 семестре отмечаются достоверные отличия (р<0,05) при проведении пробы Серкина на 3 этапе в ЮУрГУ и ЮУрГИИ от результатов на 1-2 семестрах. Это может служить доказательством возрастания адаптивных возможностей организма, поскольку организм занимающихся вынужден адаптироваться к созданным условиям.

У студентов ЮУрГУ в 6 семестре результаты на всех этапах проведения пробы Серкина выше и достоверно отличаются от собственных результатов на 2 семестре. Это убедительно свидетельствует о том, что обучающиеся к концу третьего курса имеют более высокие функциональные и резервные возможности организма.

Полученные результаты позволяют предположить, что педагогические функции прикладного физкультурного образования для студентов основной медицинской группы и для студентов с ограниченными возможностями здоровья совпадают в единстве и преемственности средств и методов, направленных на оздоровление и повышение физических кондиций, что позволяет прогнозировать реализацию основной цели профессионального образования - формирование профессиональной адаптации к будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 248 с.

2. Викторов Д.В. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов ЮУрГУ / Д.В. Викторов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: XXVII Международная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся / Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. - Коломна: МГОСГИ, 2017. -С. 327-330.

3. Дьякова, Е.Ю. Внедрение комплексной методики обучения плаванию студентов с различными заболеваниями / Е.Ю. Дьякова, А.А. Миронов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - №7. - С. 42-45.

4. Коровин, С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности / С.С. Коровин. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 72 с.

5. Янчик, Е.М. Индивидуализация двигательной активности обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья / Е.М. Янчик, В.В. Янчик // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник

научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2014. - С. 185-187.

6. Черепов, Е.А. Метапредметная парадигма здоровьеформирующего образовательного пространства современной общеобразовательной организации / Е.А. Черепов // Вестник ЮУрГУ. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». - Вып. 15. - № 4. - 2015. - С. 5-13.

7. Gudrun, D.T. Teory and practice of adapted physical activity: Research perspectives / D.T. Gudrun, K. Pauw // Sport sciensсe review. - 1996. - Р. 1-11.

Педагогика

УДК 613.71-057.874:614.7

учитель физической культуры Вотякова Татьяна Владимировна

МОУ ИРМО "Пивоваровская СОШ" (п. Пивовариха);

доктор медицинских наук, доцент Колокольцев Михаил Михайлович

ФГБО ВО Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск)

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Аннотация. Проведен анализ и дана оценка физической подготовленности 216 сельских школьников 1-2-х классов Иркутской области в возрасте 6-8 лет к выполнению нормативных требований комплекса ВФСК ГТО I ступени. Установлено, что 44,3% мальчиков и 50,0% девочек 2-х классов не готовы к выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО. Трудными в выполнении являются испытания на силу, скоростно-силовую выносливость и ловкость. Для повышения физической подготовленности школьников младшей ступени необходима корректировка рабочей программы по предмету «Физическая культура», с включением беговых, скоростно-силовых, координационных упражнений на основе игровых и спортивных технологий.

Ключевые слова: сельские школьники, физическая подготовленность, комплекс ГТО.

Annotation. Analysis is carried out and is given estimation of the physical preparedness 216 of the rural schoolboys 1-2- X of the classes of Irkutsk region at the age 6-8 of years to fulfilling of the normative requirements of the complex VFSK GTO I of step. It is established that 44,3% boys and 50,0% the girls of the 2nd classes they are not ready to fulfilling of the norms of the complex VFSK GTO. Tests for force, high-speed- power endurance and adroitness are difficult in the fulfillment. For increasing the physical preparedness of the schoolboys of low-order step is necessary the correction of working program on the object "physical culture", with the start of racing, high-speed-power, coordination exercises on the basis of play and sport technologies.

Keywords: rural schoolboys, physical preparedness, complex GTO.

Введение. Одной из главных причин внедрения ГТО является снижение показателей здоровья населения России [1, 6]. Это связано с ростом гиподинамии среди всех возрастных групп населения [4], увеличение числа профессий связанных с сидячей работой, снижением мотивации к занятиям физической культурой и спортом [12], недостаточным развитием доступной спортивной инфраструктуры в населенных пунктах [9, 11], несоблюдением основ здорового образа жизни [8]. На организм учащейся молодежи, кроме этого, накладывается высокая учебная и психоэмоциональная нагрузка, нерациональный режим труда и отдыха, связанный с обучением в образовательном учреждении [7, 10], увлечение компьютерными играми и интернетом [14].

Сдача нормативов комплекса ГТО предусматривает достаточно серьезную и длительную физическую подготовку. По мнению разработчиков документа, это позволит изменить менталитет значительной части населения в сторону двигательной активности и соблюдении ЗОЖ, что в конечном итоге, позволит сохранить и улучшить здоровье различных категорий населения, увеличит продолжительность их жизни [13]. На этом фоне динамическое наблюдение за физической подготовленностью и своевременная коррекция двигательной активности различных групп населения является актуальной проблемой. Особенно важно такое наблюдение за самыми юными участниками сдачи нормативов комплекса ГТО I ступени, к которым относятся ученики в возрасте 6-8 лет (1-2 классы).

Исследования физической подготовленности школьников Иркутской области ранее проводились [3]. Однако оценка их готовности к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО не анализировалась. В этой связи актуальным является изучение готовности сельских школьников 1- 2 классов к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Формулировка цели статьи. Проанализировать физическую подготовленность учащихся 1-2 классов сельской общеобразовательной школы и дать предварительную оценку их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО I ступени.

Материал и организация исследования. Работа проводилась в сельской средней общеобразовательной школе МОУ ИРМО "Пивоваровская СОШ" Иркутской области в 2015-2016 учебном году. Всего под наблюдением находилось 216 школьников в возрасте 6-8 лет, из них 106 учащихся 1-х классов (мальчиков n=52, девочек n=54) и 110 учащихся 2-х классов (мальчиков n=54, девочек n=56). Мониторинг включал 2-х кратное (сентябрь и май) тестирование физической подготовленности учащихся в течение учебного года.

Использовались тесты, представленные в комплексе ГТО (2014 г.) для I ступени: бег 30 м (с); бег 1000 м (без учета времени); подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики, кол-во раз), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девочки, кол-во раз); прыжок в длину с места (см); наклон вперед с прямыми ногами до касания пола ладонями или пальцами рук (по 5 балльной шкале [8]); метание теннисного мяча в цель с 6 метров (кол-во попаданий).

Индивиальная оценка физической подготовленности детей проводилась как в качественной оценке, так и в баллах и процентах от его должного возрастно-полового уровня, принимаемого за 100% [5].

Материал обработан статистическими методами с вычислением среднего арифметического показателя (М), среднеквадратичного отклонения (s) и стандартного отклонения (m). Учитывая нормальное распределение признаков во всех возрастах наблюдаемых, использовались параметрические методы обработки материала. Оценка достоверности различий независимых выборок проводили с помощью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.