ВЛКСМ дал право приема в члены ВЛКСМ первичным организациям, в том числе и находящимся на оккупированной территории. И одни авторы документов включают это количество вступивших в отчет о работе комсомола в тылу врага, другие же приводят данные только об оставленных комсомольцах для работы в тылу врага.
Библиографический список
1. История второй мировой войны 1939-1945 гг. В 12-ти т. Т. 12. - М.: Воениздат, 1982. - 496 с.
2. Каваленя А.А. Прагермансшя саюзы моладз1 на Беларуа, 1941-1944: Вытош. Структура. Дзей-насць. - Мшск: БДПУ, 1999. - 260 с.
3. Кудинов В.А. Большие заботы маленьких граждан. - М., 1990. - 238 с.
4. Кудинов В.А. Некоторые проблемы деятельности пионерской организации в годы войны // Народ и война: 50 лет Великой Победы. - СПб., 1995. - С. 226-232.
5. Кудинов В.А. Под мальтийским крестом // Неман. - 1990. - № 6. - С. 185-189.
6. Народ и война: 50 лет Великой Победы. -СПб., 1995. - 334 с.
7. Народное хозяйство в СССР. - М., 1956. -264 с. // ЦХДМО. - Ф. 1. - Оп. 9. - Д. 142. - Л. 187.
8. ЦХДМО. - Ф. 1 спецотдел. - Д. 138. -Л. 27-31.
УДК 371.4
Гулевич Татьяна Михайловна
кандидат педагогических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье обоснована возможность использования педагогического наследия русской диаспоры как одного из источников обновления современной педагогики, теории гражданско-патриотического воспитания; объяснено значение воспроизводства и трансформации накопленного эмигрантского педагогического опыта в сфере образования, а также научной, социально-культурной и общественно-педагогической деятельности; дан анализ теоретических оснований их экстраполяции в современную отечественную педагогическую культуру.
В современной жизненной практике людей, в деятельности общественных объединений, гражданских инициатив создаются особые педагогические условия для социализации личности, для освоения ею универсалий культуры, которые обеспечивают включение человека в живые связи с миром, с прошлым и настоящим культуры, ее традициями, символами и ценностями. Вот почему соотнесение задач историко-педагогического анализа с актуальной проблематикой развития личности отражает значимость педагогических идей российского зарубежья в настоящее время. Этот подход является эвристически плодотворным и выступает одним из важнейших методологических условий для всестороннего анализа сложных проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: педагогическое наследие, российское зарубежье, интеграционные процессы, патриотизм, воспитание, преемственность поколений, ценностные ориентиры, гражданская позиция, толерантность.
В мировом образовательном пространстве в настоящее время происходит изменение представлений о сущности и целях образования. Это вызывает потребность в поиске иных подходов к организации образовательного процесса, определении способов обеспечения возможности саморазвития и самореализации личности. В связи с этим приобретает актуальность обращение к историко-педагогическому наследию, сохраняющемуся в российской педагогике в виде идей, теоретических подходов, традиций.
Демократизация национальных систем ведет к смене парадигмы образования, в рамках которой человек становится все более активным субъектом преобразований в образовании.
Современное общество все острее ощущает необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность и умеющего жить в условиях свободы, но при этом ориентированного на общечеловеческие ценности, на взаи-
мосвязь с миром и достижениями цивилизации. В этой связи, наряду с использованием достижений отечественной педагогики актуальным для современного российского образования оказывается зарубежный опыт русской эмиграции, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики.
Педагогика как одна из форм духовно-практического освоения накопленных знаний аккумулирует образовательно-воспитательный опыт поколений, значимый для дальнейшего развития общества.
Актуализации отечественного историко-педа-гогического наследия в контексте сравнительно-педагогических исследований содействует изучение интеграционных процессов в культурно-образовательном пространстве Российского зарубежья.
Объединяющей основой педагогической активности российской эмиграции была обусловленная национально-культурным единством общность духовно-ценностных представлений, передаваемая
164
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Гулевич Т.М., 2015
подрастающим поколениям в процессе образовательно-воспитательной деятельности.
Изучение теории и практики организации образования и сохранения национальной самобытности в Российском зарубежье, носит не только научное, но и практическое значение.
Российское зарубежье представляло собой крупнейшую русскую диаспору, создавшую ряд образцовых, для своего времени, образовательных и воспитательных учреждений. Стремление выжить в инокультурной среде, сохранить и приумножить наработки в деле воспитания обусловило необходимость формирования такого нравственного идеала, который бы способствовал восстановлению психических сил детей, дал бы веру и надежду на будущее. В связи с этим приобрело актуальность нравственное и патриотическое воспитание, нацеленное на формирование у подрастающего поколения системы этических понятий, мировоззрения, личностного отношения к действительности.
В центре внимания педагогов российского зарубежья П.М. Бицилли, А.Л. Бема, А.В. Ельчанинова, М.Н. Ершова, Г.К. Гинса, Н.В. Устрялова были педагогические проблемы развития личности, взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации личности, роль в этом процессе социальных институтов, влияние национальной культуры на процесс становления и развития духовности подрастающего поколения.
Для современного педагогического процесса актуальным является оригинальный взгляд деятелей русского педагогического зарубежья на развитие западной школы и педагогики, представленный в работах Н.А. Ганса, С.И. Гессена, В.В. Зеньков-ского.
Мощные исследовательские программы: ин-дивидуально-гуманистиче ская, культурно-антро -пологическая и православно-педагогическая составили с середины 1920-х годов содержание образования и педагогики российского зарубежья. В данной связи культурно-образовательный феномен педагогики и школы российского зарубежья способен сыграть важнейшую роль в создании верификационной модели развития отечественного педагогического процесса XXI века. Здесь значение педагогики российского зарубежья трудно переоценить. Без нее процесс развития российского образования действительно выглядел бы дискретным.
Традиции национально ориентированного образования и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения российского зарубежья дополняют аксиологию отечественного образования в ракурсе процесса национально-культурной самоидентификации россиян.
Следовательно, решение ряда насущных проблем отечественного образования находится в определенной связи с изучением педагогического
опыта российского зарубежья: анализ факторов и условий аккумуляции педагогического опыта и его оформления в традиции; осмысление процесса сохранения этнокультурной идентичности средствами образования и воспитания подрастающих поколений россиян в условиях эмиграции.
Идеи мыслителей российского зарубежья в воспитании и формировании личности ребёнка могут оказать существенную помощь. Именно они могут дать современникам богатую пищу для размышления по вопросам воспитания и сохранения национального самосознания у русского населения на основе русской культурной традиции.
Предположить, что новые методы и средства воспитания молодежи кроются в уже проверенных временем, позволяет изучение:
- соотношение государственного, национального и общечеловеческого компонентов воспитания в русской диаспоре;
- воспитательных проблем и внешкольного образования;
- роли педагогических съездов, совещаний, заседаний, проводимых общественностью эмиграции;
- вклада в мировую и отечественную науку педагогов, философов и религиозных деятелей эмиграции;
- принципов возрождения российской школы за рубежом.
Изучение перечисленных аспектов позволяет также отметить некоторые формы уже существующей преемственности поколений.
К ним, например, может относиться философская база, давшая начало личностно-ориен-тированным технологиям Ш.А. Амонашвили и Е.Н. Ильина и концепции воспитания личности В.В. Зеньковского; технология уровневой дифференциации В.В. Фирсова и широко обсуждавшиеся в середине 20-х гг. XX века в Малой России Дальтон-план и технологии, основанные на прагматизме как философской концепции в целом; программа укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева и опыт слияния предметов в курсы «Родиноведение» и «Россика» в русской зарубежной школе; технология индивидуализации обучения и модель трудовой школы; принцип природосо-образного воспитания грамотности (А.М. Кушнир) и принцип природосообразного построения программы по русскому языку А.А. Земляницына; игровые технологии современности и раскрытие роли игры в трудах С.И. Гессена, и многое другое. На основе этих и иных рассматриваемых примеров можно строить предположения об обращении современной науки к опыту прошлого для приобщения рационального зерна к современной практике.
Мы полагаем, что анализ современных идеалов воспитания следует осуществлять с учетом данных представлений, предлагающих немало
эвристически плодотворных концептуальных подходов. Вероятнее всего, многие из стержнеобразу-ющих идей, выдвинутых крупнейшими педагогами русского зарубежья, имеют все основания лечь в основу концепции гражданско-патриотического воспитания личности современного образования.
Русская диаспора не ограничивала гражданское образование рамками школьной жизни, а способствовала превращению школы в центр общественных и культурных связей. Данная модель позволяла школе стать образовательным, культурным центром, в котором собирались все соотечественники на Дни «русской культуры».
Опираясь на этот неоценимый опыт, современная школа приобретет характерные черты образовательно-культурного центра микрорайона, сможет установить партнерские взаимоотношения с различными организациями и учреждениями. Гражданское воспитание, таким образом, выйдет за рамки образовательного учреждения и позволит учащимся проявлять свою гражданскую позиции по отношению к тем, кто живет рядом (проведение недель добра, акций по озеленению и благоустройству дворовых площадок, оформление школьного двора, проведение концертов и др.), накапливать опыт гражданского поведения.
Гражданско-патриотическим воспитанием подрастающего поколения была пропитана вся атмосфера русской эмигрантской школы: образовательные предметы (история, литература, родиноведение и т.д.), внеурочная деятельность (литературные, исторические вечера, экскурсии, концерты), детские движения (бойскауты, соколь-ство и др.), уклад жизни школы. А участие детей в деятельности детских объединений являлось традиционным для зарубежной России.
Современная практика, реализуя положения концепции формирования гражданско-патриоти-ческой культуры, разработанной в педагогике Российского зарубежья в первой половине XX века, выступает ее преемницей. Но обогащение содержания гражданского воспитания должно происходить за счет освоения идей зарубежной педагогики на основе учета требований современной социокультурной ситуации и современных достижений педагогической науки.
Активные поиски современным российским образованием национальных ценностных ориентиров и недостаток теоретико-методологических оснований их изучения, отбора и экстраполяции в отечественном педагогическом наследии актуализируют вопрос об исследовании опыта российского педагогического зарубежья.
Теоретико-аксиологические основания наследования опыта российского педагогического зарубежья изучаемого периода, заключаются в определении его единства с современной отечественной педагогической культурой на основе сопоставле-
ния педагогических парадигм и ценностных ориентиров:
- признание культурного вклада российского пореволюционного Зарубежья в сокровищницу отечественной культуры;
- тенденцию к рассмотрению отдельных направлений и аспектов педагогической деятельности в общем контексте культурной миссии российского зарубежья;
- акцент на социокультурной детерминации при изучении явлений педагогической действительности;
- рассмотрение традиций в качестве универсальной формы сохранения педагогического наследия.
Современное российское общество, формирующее основы социокультурного развития страны в наступившем тысячелетии, остро нуждается в анализе продуктивного опыта предшествующих поколений по воспитанию духовности, любви к Родине, нацеленности на созидание.
Вот почему прежде чем двигаться дальше по пути модернизации российского образования, следует обратить взор на историческую ось отечественной педагогики - изучить и понять динамическую основу ее развития, самообновления. Поэтому актуальны слова В.В. Зеньковского о том, что только исторический подход позволяет вдумчивому педагогу «критически и объективно подойти к той задаче, которая стоит перед русской педагогической мыслью, к уяснению того, в каком направлении должна развиваться эта мысль, чтобы внести свой вклад в грядущее русское возрождение» [7, с. 7].
Восстановление целостности образовательной сферы сегодня должно диктоваться тем, что в образовании (школьном и внешкольном) формируется личность, жизнедеятельность которой не может замыкаться какой-либо узкой, изолированной сферой. Поэтому, необходимо определение единой системы приоритетов, представляющих все многообразие национальных и государственных интересов.
Мы единодушны с мнением академика Е.П. Че-лышева в том, что исследование отторгнутых от России пластов культуры имеет не только чисто научное академическое, но и практическое значение [13, т. 1, с. 5-14].
Обращение к гуманистическим, нравственным истокам национальной культуры, сохраненным в наследии лучших представителей российской эмиграции, может способствовать оздоровлению российского общества, преодолению в нем негативных тенденций: беспредельного эгоизма, вседозволенности, национализма и расизма, беспринципности, необузданной коммерциализации, некритического восприятия худших образцов зарубежной культуры, словом, всего того, что не может не тревожить и не угнетать нас сегодня [11, с. 11].
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
Важно помнить, что воспитание осуществляется в результате достижения духовной общности воспитателя и воспитуемого - только так духовные ценности, накопленные человечеством, могут передаваться новым поколениям.
Задача состоит в том, чтобы сделать достоянием широкой общественности России все то лучшее, что было создано нашими соотечественниками в эмиграции, которые не могли и надеяться на то, что их слова и мысли услышат и поймут потомки новой России, о которой они так мечтали.
Библиографический список
1. Аксиологические аспекты историко-педа-гогического обоснования стратегии развития отечественного образования: тез. докл. и выступлений на XV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической пауки, 1718 мая 1994 г. - М., 1994. - 280 с.
2. Богуславский М.В. Значение изучения истории русского педагогического зарубежья для развития современного отечественного образования // Образование и педагогика Российского Зарубежья. - М.: ИНПО, 1995. - С. 78-82.
3. Владыкина В.А. Русская школа за рубежом: организация, содержание образования (1920-е годы) // Образование и педагогика Российского Зарубежья: Сб. статей и материалов. - М.: ИНПО, 1995. - С. 29-43.
4. Гессен С.И. Русский учитель в эмиграции // РШЗР. - Прага: Изд-во «Объединение русских учительских организаций за границей», 1926. -Кн. 23. - С. 571-574.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2001-2005 гг.» // Официальные документы в образовании. - 2001. - № 9. - С. 3-35.
6. Доржиева Л.А. Разработка проблемы гражданского воспитания учащихся в педагогике России и Российского Зарубежья в первой половине XX века: Дисс. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007. -186 с.
7. Зеньковский В.В. Русская педагогика в ХХ веке // Педагогика. - 1997. - № 2. - С. 73-89.
8. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. - Париж, 1960. - 168 с.
9. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
10. Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.: Приложение №1 к приказу Минобразования России от 25.01.2002 № 193. - М., 2002. - 37 с.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 г. «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» // Российская Газета. - 09.03.2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская Газета. -31.12.2012. - №5976.
13. Челышев Е.П. // Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Т. 1. - М.: Наследие, 1994. - 520 с.
14. Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды. - Красноярск: Универс, 2003. - 721 с.